Реферат по предмету "Математика"


Моделирование технологического документооборота организации

Моделирование технологического документооборота
организации

Рыков В.И.

Рассматривается
задача построения комплексной информационной модели деятельности строительной
организации с целью последующего внедрения современной корпоративной
информационной системы (КИС) уровня ERP/MRP. В качестве системы моделирования
выбрана объектно-ориентированная CASE система Rose фирмы Rational,
поддерживающая язык моделирования UML. Выбор языка и системы моделирования
обусловлен структурой и технологией настройки корпоративной системы “Флагман”.
В силу концептуальной общности программных идей и технологий, заложенных в
основу реализации систем данного класса, предлагаемая методика моделирования и
внедрения пригодна и для других КИС, не имеющих собственных средств
моделирования.

Базовым
понятием КИС “Флагман” является документ. Документ имеет достаточно сложную
структуру, снабжен функциями и операциями. Рассмотрим следующие аспекты
функционирования документа в системе:

Технология
обработки документа в системе;

Роль
документа в реализации определенной бизнес-функции;

АРМ
как процессор документов.

С
целью построения модели, введем классы системы с именами: Прототип документа,
Вид документа, Реестр, Вариант документа, АРМ. Взаимодействие классов определим
диаграммой:



Рис.
1.

Суперкласс
Прототип документа (рис. 1) имеет структуру, атрибуты и методы, позволяющие
решать вопросы программной реализации работы с документами. Классы реальных
документов рассматриваются как подклассы данного суперкласса и наследуют его
структуру. Классы реальных документов имеют родовые названия Вариант документа,
Реестр.

Возможно
создание неограниченного количества классов Вид документа или Реестр. С этой
точки зрения, класс Прототип документа является метаклассом. Классы Прототип
документа, Реестр наследуют структуру и технологию реализации программных
методов суперкласса Прототип документа.

Класс
Вид документа, объединяет комплекс документов, реализующих конкретную
бизнес-функцию, например, обработку платежного поручения. Указанная
бизнес-функция реализуется классами типа Вариант документа с именами:
“Платежное поручение по оплате налогов”, “Платежное поручение на произвольном
основании”, “Платежное поручение по оплате расходов”. Сама функция задается
именованным классом Вид документа с именем “Платежное поручение”. Диаграмма
класса имеет следующую структуру:



Рис.
2.

Классы
Вариант документа (рис. 2), объединенные с классом Вид документа связью
ассоциации, реализуют различные варианты конкретной бизнес-функции и имеют
различные наборы атрибутов, методов и событий.

Доступ
пользователя к документам, просмотр и выполнение операций (методов)
производится через класс Реестр, который также является документом. Формирование
реестра выполняется функцией “Добавить документ” к списку документов реестра.

Документ
может содержать набор бинарных состояний. Появление документа в Реестре
допускается обусловливать тем или иным набором его состояний.

Класс
Реестр состоит в связи ассоциации с определенным множеством классов Вариант
документа. Конкретный класс вида Вариант документа может находиться в связи с
несколькими классами вида Реестр. Одновременно Реестр может содержать
документы, относящиеся к различным классам Вид документа.

Доступ
к документам и их методам, возможность создания новых экземпляров документов
определяется содержанием доступных пользователю реестров. Структуру доступа и
возможности использования методов классов Вариант документа, обеспечивает класс
АРМ. С классом ассоциируется некоторое множество классов Реестр. Классы Реестр
обеспечивают пользователю доступ к документам системы и их методам. Класс АРМ
содержит также собственные атрибуты и методы, такие, например, как списки
пользователей, правила доступа и т.д. Приведем модель технологического
документооборота предприятия. Диаграмма, описывающая указанную модель, носит
название диаграммы прецедентов и имеет вид:



Рис.
3.

Этап
оформления договора (рис. 3) описывает, в основном, процедуру согласования
текста договора и приложений. В согласовании принимают участие практически все
службы организации. Процедуры согласования выполняются над электронным образом
документа через соответствующие АРМы. Обеспечение производства - один из самых
сложных процессов деятельности организации. Структура его раскрывается ниже.
Прецедент “Выполнение работ на объекте” сложен с точки зрения управления проектом.
Для его описания подключаются средства вида Microsoft Project. Процесс
изготовления проектно-сметной документации (ПСД) выполняется в том случае,
когда указано в договоре или требуется уточнение ПСД. Этап подтверждения
выполненных работ содержит процедуры непосредственно подтверждения работ и
согласования реестра. Этап “Отчетность по выполненным работам” состоит из
процедуры списания материалов и оборудования и процедуры внесения выполненной
работы в реестр. Конечным является этап подведения финансовых итогов. Наиболее
сложной бизнес-функцией здесь является процедура начисления заработной платы
работникам участков по результатам выполненной работы.

Прецедент
со сложной структурой допускает декомпозицию в виде набора вложенных диаграмм
прецедентов. Прецедент “Обеспечение производства”, например, представлен
декомпозицией:



Рис.
4.

Все,
кто имеет отношение к системе, классифицируются как заинтересованные лица.

Пользователь
АРМа (рис. 4), в рамках модели системы, классифицируется как Business Worker:
Участок, УПП (участок подготовки производства). Заказчик и поставщик имеют
отношение к системе, но не имеют права менять ее состояние. Они
классифицируются как внешние пользователи (Actor). Используя методы, доступные
в АРМе, пользователь изменяет состояние системы. Документы, в свою очередь,
классифицируется как Business Entity.

Все
прецеденты и заинтересованные лица системы описываются в объектной модели с
требуемой степенью точности. Отметим сложность моделирования деятельности УПП.
В сущности, модель УПП носит тот же уровень сложности, что и модель всего
предприятия.

Реализация
бизнес-процессов конкретного прецедента описывается диаграммами
последовательности. Например, процесс подачи письма-заявки поставщику,
принадлежащий прецеденту “Работа с заявкой на материалы и оборудование”
характеризуется следующей диаграммой последовательности:



Рис.
5.

В
процессе (рис. 5) принимают участие представитель участка и работник службы
материального обеспечения. Они используют атрибуты и методы конкретных
объектов, принадлежащих классу Письмо - Заявка на поставку.

Действующие
лица выполняют требуемые действия на соответствующих АРМах. Направление
стрелок, описывающих действия, показывает какому конкретно документу,
принадлежит используемый метод.

Таким
образом, может быть указано исчерпывающее множество бизнес-функций, описанных
своими диаграммами последовательностей. Диаграммы задают множества участников,
документов и операций, участвующих в реализации каждой бизнес-функции. Формируя
диаграммы зависимости между классами Реестр, Вариант документа и АРМ, Реестр,
определяем последовательно структуру реестров, содержащих документы, и АРМов,
содержащих реестры.

Из
изложенного следует, что с использованием системы Rose в терминах UML возможно
построение модели документооборота, оптимально учитывающей особенности
структуры и технологии настройки современной КИС.
Список литературы

Золотухина
Е.Б., Алфимов Р.В. Пример описания предметной области с использованием Unified
Modelling Language (UML) при разработке программных систем // Interface Ltd.
2001.

Rumbaugh J. UML The View from the
Front James // Rational Software Corporation. 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.