Реферат по предмету "Математика"


Использование графического метода при изучении электрического резонанса в курсе физики средней школы

Использование
графического метода при изучении электрического резонанса в курсе  физики средней школы


Цыкун В.Ф., учитель физики сш. №30, г. Хабаровска,
Щербаков Н.Г., к.п.н.,  доцент кафедры
общей физики ХГПУ

В
настоящее время, когда физические методы исследования проникли во все области
науки и техники, особую остроту приобрел вопрос о вооружении учащихся глубокими
знаниями и методами исследования в физике.

Одним
из методов исследований в физике является графический метод, который дает
возможность учащимся усваивать сущность предмета, познавать закономерности
новых явлений.



 В этой связи является актуальным вопрос
использования графического метода преподавания физики, который позволяет
наглядно провести всесторонний анализ явления, выявить его
причинно-следственные связи и обосновать экспериментальные наблюдения.

 В качестве примера рассмотрим применение
графического метода при изучении резонанса в электрической цепи.

Так,
при изучении в 11 классе темы: «Электрический резонанс», после проведения опыта
по наблюдению за яркостью свечения электрической лампочки, активное
сопротивление которой , включенной последовательно с катушкой индуктивности , конденсатором    и звуковым
генератором ЗГ (рис.1), при изменении частоты, для объяснения эксперимента
можно использовать  графический метод.

С
этой целью необходимо дать учащимся следующее задание: исходя из закона Ома для
переменного тока постройте зависимость силы тока I от частоты w
источника переменного напряжения (I=I(w)).

Учащимся
известно, что зависимость силы тока I от напряжения  в исследуемой цепи подчиняется закону Ома в
следующей форме записи:

,

где
- полное сопротивление цепи, которое равно

 .

В
этом выражении  - активное
сопротивление контура,

 - индуктивное и
емкостное сопротивления,

 - индуктивность катушки
и емкость конденсатора.

Так
как напряжение  постоянно с изменением
частоты, то график зависимости тока от частоты противоположен частотной
зависимости сопротивления.

Для
построения зависимости  от частоты w
вначале строятся зависимости  (рис.2,3,4)



Затем
графики  зависимостей  представляем на одном
рисунке (рис.5). Указанные кривые пересекаются. Точка пересечения этих графиков
означает, что при определенном значении частоты источника переменного



тока
w
емкостное сопротивление конденсатора и индуктивное сопротивления катушки
индуктивности равны, т. е. XC=XL  или   и тогда .

 Но учащимся известно, что по формуле  рассчитывается
собственная частота колебательного контура. Делаем вывод, что при изменении
частоты источника переменного тока в колебательном контуре на  частоте w = w0 наблюдается равенство
реактивных сопротивлений.



С
учетом поведения кривых  на рис. 5 представлен
график модуля реактивного сопротивления цепи . Для его построения необходимо произвести вычитание ординат
соответствующих графиков  на нескольких
частотах. Теперь с учетом рис.2 и 5 качественно можно представить график   (рис.6).

Из
графика на рис.6 следует, что на частоте  и  (так как ).

Если
, то

Для
.

С
учетом частотной зависимости сопротивления  от частоты согласно
формуле  строится зависимость I=I(w)
(рис.7).



График
зависимости тока от частоты противоположен графику зависимости полного
сопротивления от частоты. На низких () и высоких () частотах , а ; на частоте  полное сопротивление
цепи для переменного тока является чисто активным и равно , а ток на данной частоте максимален и равен .

Это
явление, то есть резкое возрастание тока в цепи на частоте  называется
электрическим резонансом. Ток, протекающий в 
цепи через  и  при последовательном
соединении одинаковый, напряжения на индуктивности и емкости находятся в
противофазе и генератор на частоте  подключен только к . Для объяснения увеличения яркости свечения лампочки на
частоте  необходимо отметить,
что она определяется потребляемой мощностью, которая равна . Поэтому напряжение на резисторе равно напряжению генератора
.

Обычно
резонансную кривую для последовательной цепи в школьном курсе связывают с
кривой I=I(w).

С
нашей точки зрения для того, чтобы определить к какому типу относится это
явление - резонансу тока или резонансу напряжения, необходимо в дальнейшем
сравнить величины напряжений на конденсаторе и катушке индуктивности с
напряжением на резисторе  на резонансной
частоте .

Для
этого необходимо рассчитать напряжение на конденсаторе, равное

.

Определив
(с помощью омметра) сопротивление цепи ,  по известной емкости
 и частоте  находят . Расчеты показывают, что  на резонансной частоте
больше, чем напряжение генератора . Такое же напряжение будет и на катушке индуктивности.

Вследствие
того, что напряжение на катушке индуктивности и конденсаторе во много раз
больше напряжения генератора, а также напряжения на резисторе , такой резонанс называется резонансом напряжений.

Исходя
из представленных графиков учащиеся делают следующие выводы для явления
электрического резонанса для цепи с последовательным соединением  и :

а)
наблюдается резонанс напряжений ;

б)
ток максимален и равен ;

в)
полное сопротивление минимально и равно ;

г)
емкостное сопротивление равно индуктивному;

д)
реактивное сопротивление равно нулю, а значит сдвиг фаз между током и
напряжением равен нулю;

с)
энергия источника напряжения преобразуется во внутреннюю энергию.

Таким
образом использование графического метода позволяет без сложных математических
формул рассмотреть на высоком научном уровне такое сложное явление как резонанс
напряжений в электрической цепи, состоящей из  и  элементов при их последовательном
соединении, убедиться в закономерностях изучаемого явления, условиях
возникновения электрического резонанса, режиме работы источника и
колебательного контура на резонансной частоте. При этом бесспорно, нужно
учитывать уровень подготовки учащихся (в условиях уровневой дифференциации).  
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.khspu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.