Реферат по предмету "Финансовые науки"


Региональная финансовая политика

Содержание
 
Введение
Глава 1. Региональная финансоваяполитика и ее роль в реализации программы социально-экономического развитиятерриторий
1.1 Региональнаяфинансовая политика
1.2Цели и задачи региональной политики социально-экономического развития
1.3Роль региональной политики в решении общенациональных задачсоциально-экономического развития
1.4Основные инструменты эффективной региональной политики, направленной на решениеобщенациональных задач социально-экономического развития
1.5Социально-экономическое развитие территорий
Глава 2. Региональнаяфинансовая политика и ее роль в реализации программы социально-экономическогоразвития на примере Воронежской области
2.1Региональная финансовая политика Воронежской области
Заключение
Списокиспользуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
Региональнаяфинансовая политика включает в себя основной аспект — Концепциисоциально-экономического развития.
Разработкапроекта Концепции социально-экономического развития Воронежской области напервые десятилетия XXI века выполнена в рамках инициативы администрацииВоронежской области, поставившей задачу разработки базового документа одолгосрочном социально-экономическом развитии региона при широком участииобщественности, ученых, предпринимателей, организаций и предприятий.
Концепция(единый замысел) Воронежской области ставит общие цели и задачисоциально-экономического развития, которые детализируются частными стратегиямии долгосрочными программами развития.
Главнойцелью Концепции развития Воронежской области является всемерное повышениекачества жизни населения (рост его доходов, социальной защищенности, уровня икачества образования, безопасности, рост продолжительности жизни, развитиекультурной, социальной и инфраструктурной среды).
ПроектКонцепции разработан Центром исследований региональной экономики подруководством директора ЦИРЭ, доктора физико-математических наук, профессора,зав. кафедрой финансов и кредита ВЭПИ Ю.А. Корчагина.
Концепциявключает:
— блок анализа проблем, исходного состояния экономики и исходных общих позицийВоронежской области и г. Воронежа;
— блок основных стратегий и долгосрочных программ развития Воронежской области иг. Воронежа, включая стратегию развития инновационного и венчурноготехнологического предпринимательства;
— блок анализа финансового потенциала и финансовых рынков области и перспективыих роста и развития;
— определяющие факторы роста экономики и развития Воронежской области.
Основнымстратегическим конкурентным преимуществом Воронежской области является еестолица — промышленный, технологический, научный и образовательный мегаполис — г. Воронеж.
Реализацияг. Воронежем своих конкурентных преимуществ позволит вовлечь в процесстехнологического обновления и создания новых современных производств районыобласти, малые города области, а так же оказывать финансовую поддержку развитиюАПК.
В Россиисейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения иего политических устремлений. В ближайшей перспективе эта тенденция, скореевсего, сохранится, и поляризация процветающих и кризисных регионов будетнарастать. Причин может быть много, однако анализ накопленного опыта позволяетвыявить одну из важнейших — существует тесная взаимосвязь между направленностьюосуществляемой в данном регионе экономической политики и успехами в развитии этогорегиона.

Глава 1. Региональнаяфинансовая политика и ее роль в реализации программы социально-экономическогоразвития территорий
 
1.1Региональная финансовая политика
Финансысубъектов РФ – одна из важнейших составных частей государственных финансов. Ониреализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросахзаконодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционированиеи развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональнойэкономической политики.
Основнымицелями региональной финансовой политики являются:
— обеспечениеоснов бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическомпространстве;
— обеспечениеединых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
— выравниваниеусловий социально-экономического и финансового развития регионов;
— приоритетноеразвитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
— становлениеи обеспечение гарантий местного самоуправления.
Главнаяцель региональной финансовой политики – стабилизация производства и обеспечениеэкономического роста.
Одним изглавных условий реализации региональной финансовой политики являетсяобеспечение единства экономического пространства страны, определяемогообщностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированнымразвитием основных финансово-экономических институциональных структур.
Региональнаяфинансовая политика во многом зависит от системы территориального разделениятруда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечиваетсяследующими методами:
— финансированиемодернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов;
— обеспечениеусловий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторовк созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитиюпроизводств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
— привлечениеинвестиций регионов РФ и иностранных государств в развитие общероссийскойинфраструктуры и ее включение в систему мировых коммуникаций;
— обеспечениегосударственного регулирования цен на продукцию естественных монополий,выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.
Важнейшимиисходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозированиеплатежеспособного спроса и его регионального распределения, изучениерегиональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностейрегионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионовдля решения важнейших социально-экономических проблем их развития.
Среди формреализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка иосуществление федеральных целевых программ социально-экономического развитиярегионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также надолевой основе.
Основнымиформами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральнымицелевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственнымфинансированием являются:
— участиефинансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектахс использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
— размещениефедеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
— финансоваяподдержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
— созданиефинансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисовв регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитуюинфраструктуру;
— финансовоесодействие малому и среднему бизнесу.
Совершенствованиефинансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также междуорганами государственной власти и местного самоуправления направлено наповышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований.Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и,прежде всего, налоговых, источников доходов для самостоятельного формированиябюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потокимежду бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовойподдержки регионов, способных к самофинансированию.
Дляреализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сференеобходимо обеспечить:
— бездефицитностьбюджетов большинства субъектов РФ;
— законодательноеразграничение полномочий между федеральными органами государственной власти,органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местногосамоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированиюдоходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованиюналогов и других обязательных платежей;
— возможностьпри формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговыйпотенциал каждого субъекта РФ;
— сбалансированностьбюджетов всех уровней;
— право – впределах собственных финансовых ресурсов – самостоятельного принятия каждыморганом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабахиспользования бюджетных средств;
— контрольза целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета насоциально-экономическое развитие регионов.
Особоследует отметить роль региональной финансовой политики в решении острыхсоциальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основнымэлементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальныхгосударственных гарантий – минимальной заработной платы, минимальных пенсий ипособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
Главныецели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечениеусловий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходовграждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для егоповышения во всех регионах РФ.
СубъектамРФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированногоминимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделениегосударственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий вминимальных социальных стандартах.
Дляминимизации отрицательных последствий расслоения общества региональнаяфинансовая политика должна быть ориентирована на:
— совершенствованиеналоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемыеорганизациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки наиндивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
— введениена региональном уровне системы страхования заработной платы на случайнеспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.
В регионахс высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процессбанкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм ихцелевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства,дотации на выплату минимальной заработной платы.
Наряду сфинансовыми отношениями корпорация активно занимается производственнойдеятельностью. Поэтому свою деятельность, прежде всего, инвестиционную икоммерческую корпорация должна корректировать в соответствии с основныминаправлениями промышленной политики региона, сущность которой рассмотренадалее.
 
1.2 Цели и задачи региональной политики социально-экономическогоразвития
Решениезадач повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности наосновании устойчивого экономического роста необходимо осуществлять сиспользованием преимуществ федеративного устройства государства, егодецентрализованной структуры, а также с учетом ограничений, накладываемых наэкономическую политику особенностями территориального устройства России.
Приразработке системы мер в рамках региональной политики необходимо учитывать, чтодецентрализованная система принятия решений в государстве, наличие несколькихуровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями запроводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции,является преимуществом, эффективное использование которого позволит создатьстимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны.
Процессразграничения полномочий между уровнями государственной власти, реформаместного самоуправления должны привести к укреплению этого преимущества путемчеткого определения по возможности непересекающихся сфер ответственностикаждого уровня власти, увеличения самостоятельности региональных и местныхвластей при принятии решений, а также установления стабильных и формализованныхправил взаимоотношений между уровнями власти и управления.
Всреднесрочной перспективе необходимо сосредоточиться на следующих основныхнаправлениях федеральной политики в области создания стимулов для решенияобщенациональных задач на региональном и местном уровнях:
1.Развитие человеческого капитала, предполагающее мониторинг и изучение основныхтенденций миграционных процессов внутри страны, содействие свободномуперемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответуна вызовы новых экономических условий, создание системы образовательныхпроектов, направленных как на подготовку кадрового потенциала, ответственногоза эффективное проведение реформ на региональном и местном уровне, так и накадровое обеспечение экономического роста (инвестиционных проектов).
2.Обеспечение единства экономического пространства страны при сохранениисамостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамкахсвоей компетенции – устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы,товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков, устранениепрепятствий для реализации инвестиционных проектов, развитию малого бизнеса нарегиональном и местном уровне.
3.Содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местномуровне – создание стимулов для внедрения инструментов стратегическогопланирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированногона результат, новых механизмов административного регулирования и управления,взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмовчастно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях.
Достижениецелей, поставленных в рамках региональной политики в среднесрочной перспективе,обеспечивается решением следующих задач:
1.Эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочиймежду уровнями государственной власти и местного самоуправления – отказ отпрямого вмешательства вышестоящих властей в решения, принимаемые в рамкахисключительной компетенции нижестоящих органов власти и управления, мониторингхода разграничения полномочий и оперативное содействие субъектам Федерации имуниципальным образованиям в реализации реформы.
2.Создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономическихпоказателей, выявления и распространения лучшей практики – мониторингсоциально-экономического развития регионов и муниципальных образований, состояниянормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных инеформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционныхпроектов, выявление инфраструктурных возможностей для реализации крупныхинвестиционных проектов, создание системы сбора и распространения лучшейпрактики проведения реформ на региональном и местном уровне.
3.Содействие социально-экономическому развитию регионов и муниципальныхобразований – создание равных условий для реализации программ социально-экономическогоразвития на региональном и местном уровне, создание стимулов для реализациипроектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным иместным властям в реализации таких проектов.
4.Содействие развитию независимых выборных органов местного самоуправления какуровня власти, ближайшего к населению и напрямую ответственного передизбирателями за предоставление ключевых общественных благ, а также какважнейшего института самоорганизации населения и развития гражданскогообщества.
5.Содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики– участие федеральных властей в планировании инфраструктурных проектов,координация транспортных потоков и строительства транспортных объектов,построение системы профессионального образования с учетом интересов группрегионов.
6.Содействие реализации пилотных проектов социально-экономических реформ нарегиональном и местном уровнях – разработка и принятие федеральнойнормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новыхинструментов социально-экономической политики в отдельных субъектах Федерации имуниципальных образованиях.
7.Проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров натерриториальном уровне – содействие кооперации, образованию партнерств исообществ географически соседствующих и интеграционно взаимодействующихпредприятий и связанных с ним организаций: поставщиков оборудования,комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг,научно-исследовательских и образовательных организаций.
Обеспечениеустойчивого экономического роста на базе повышения конкурентоспособностиэкономики страны в общенациональном масштабе связано с набором ограниченийтерриториального и геополитического характера, которые потребуют принятия особыхмер федерального регулирования с учетом особенностей отдельных территорий.

1.3 Роль региональной политики в решении общенациональных задачсоциально-экономического развития
Целиповышения благосостояния населения, снижения уровня бедности, обеспеченияустойчивого экономического роста на базе роста конкурентоспособности российскойэкономики необходимо достигать с активным использованием преимуществэкономической и финансовой децентрализации. Именно на региональном и местномуровнях управления зачастую сосредоточены ключевые рычаги воздействия наэффективность мер, предполагаемых к реализации в рамках среднесрочнойпрограммы. При этом стремление к решению общенациональных задач на всейтерритории страны не должно подменяться централизацией всех властных ифинансовых полномочий на федеральном уровне. Разумный баланс прав иобязанностей, полномочий и ответственности уровней власти и управления являетсяважнейшим условием успешного проведения реформ в государстве с высокой степеньюмежтерриториальных различий и большой территорией, каким является РоссийскаяФедерация.
Однимиз условий повышения уровня конкурентоспособности российской экономики являетсяразвитие человеческого капитала. Решение этой задачи в среднесрочнойперспективе необходимо осуществлять с учетом ее территориальных аспектов.
Первымнаправлением повышения уровня развития человеческого капитала является переходна новые направления миграционной политики применительно к движению населениявнутри страны. Ответом на вызовы новых экономических условий последних летстало значительное изменение внутрироссийских потоков перемещения трудовыхресурсов. В среднесрочной перспективе необходимо изучение тенденцийвнутрироссийской миграции в рамках создаваемой системы мониторингарегионального развития с целью разработки и принятия системы мер, направленныхна решение следующих проблем:
— определение направлений основных миграционных потоков;
— выявление ограничений, создаваемых на федеральном, региональном и местномуровнях власти, препятствующих свободному перемещению рабочей силы иэффективному размещению трудовых ресурсов;
— устранение ограничений, препятствующих эффективному размещению трудовыхресурсов.
Вторымнаправлением развития человеческого капитала является политика в областипрофессионального образования с учетом территориальных аспектовсоциально-экономического развития страны. В среднесрочной перспективенеобходимы разработка и создание на федеральном уровне системы образовательныхпроектов, направленных на профессиональную подготовку и создание кадровогопотенциала. Обеспечение регионов кадровым потенциалом необходимо для решениядвух основных задач:
— кадровое обеспечение экономических реформ, проводимых на региональном и местномуровне;
— содействие обеспечению профессиональными кадрами инвестиционных проектов,реализуемых в различных регионах.
Устойчивыйэкономический рост, повышение конкурентоспособности экономики России, развитиечеловеческого капитала возможны лишь при обеспечении единства экономическогопространства страны.
Антиконституционныебарьеры на пути межтерриториального перемещения трудовых ресурсов, капитала,товаров и услуг по-прежнему существуют.
Создаваемыепрепятствия осуществлению предпринимательской и инвестиционной деятельности вразличных регионах и муниципальных образованиях приводят к снижению темповэкономического роста, падению благосостояния широких групп населения.
Политикойфедеральных властей в среднесрочной перспективе будет не столько выравниваниесоциально-экономического развития и благосостояния регионов, сколькообеспечение единства экономического пространства и создание условий длядобросовестной конкуренции между регионами и муниципальными образованиями запривлечение ресурсов.
Вэтой связи федеральные власти займут активную позицию по устранению формальных инеформальных барьеров, связанных со следующими ограничениями:
— ограничения на межтерриториальное перемещение факторов производства (рабочейсилы и капитала);
— ограничения на межтерриториальное перемещение товаров и услуг;
— ограничения, связанные с реализацией инвестиционных проектов (в том числесвязанные с нарушением прав инвесторов);
— ограничения регионального и местного уровня, препятствующие развитию малогобизнеса и ведению иной предпринимательской деятельности;
— ограничения регионального и местного уровня, препятствующие деятельностинезависимых СМИ, политических партий и организаций гражданского общества.
Успешноеосуществление программы социально-экономического развития Российской Федерациив среднесрочной перспективе по ряду направлений невозможно без принятия мер поинтенсивному проведению реформ на субфедеральном уровне. В частности, речь идето проведении бюджетной и административной реформы – внедрении инструментовстратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования,ориентированного на результат, новых механизмов административногорегулирования. Помимо этого, региональные и местные власти играют ключевую рольв области построения новой системы предоставления жилищно-коммунальных услуг,обеспечении населения объектами транспортной и социальной инфраструктуры,образовании, здравоохранении.
Всреднесрочной перспективе целью федеральной политики будет являться активноесодействие эффективной реализации важнейших реформ на уровне органов властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Проведениетакой политики не будет сводиться к централизации полномочий на федеральномуровне и применению инструментов принуждения нижестоящих органов власти кпринятию тех или иных решений. Напротив, приоритетом Правительства РоссийскойФедерации в среднесрочной перспективе является создание системы стимулов длясубфедеральных властей к осуществлению приоритетных социально-экономическихреформ.
Средиосновных механизмов, направленных на создание подобной системы стимулов,необходимо выделить следующие:
— реализация существующих механизмов финансового поощрения регионов имуниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ;
— софинансирование усилий региональных и местных властей в области проведениясоциально-экономических реформ из федерального бюджета;
— выявление и распространение лучшей региональной и муниципальной практики вобласти проведения социально-экономических реформ;
— принятие в рамках собственной компетенции федеральными властями иных мер,направленных на создание стимулов для органов власти регионального и местногоуровня по проведению приоритетных социально-экономических реформ.
Однойиз целей политики социально-экономического развития страны будет являтьсяустановление долгосрочных приоритетов территориального развития. Решение этойзадачи должно быть направлено на более полный учет территориальных аспектов ипроблем социально-экономического развития для принятия ПравительствомРоссийской Федерации решений в области экономической политики. Основнымимеханизмами в этой области будут являться:
— проведение типологизации проблем и задач социально-экономического развития втерриториальном разрезе (задание типологии регионов);
— разработка подходов к содействию решению поставленных задачсоциально-экономического характера в зависимости от их типа и особенностейтерритории;
— создание на федеральном уровне системы принятия управленческих решений с учетомтерриториальных аспектов.
Перечисленныецели региональной политики Правительства Российской Федерации будут являтьсясоставной частью общенациональной системы целей и задач, направленной надостижение оптимальных темпов социально-экономического развития страны.
 
1.4 Основные инструменты эффективной региональной политики,направленной на решение общенациональных задач социально-экономическогоразвития
Условиемэффективного достижения целей и решения задач, поставленных в рамкахрегиональной политики, направленной на обеспечение благосостояние населения,устойчивого экономического роста на базе повышения конкурентоспособностироссийской экономики, в среднесрочной перспективе будет являться внедрение вэкономическую политику федеральных властей целого ряда новых инструментов имеханизмов, отражающих новый подход к региональной политике. Этот подход будетоснован на максимально полном использовании преимуществ федеративногогосударственного устройства в проведении экономической политики.
Успешноерешение поставленных на среднесрочную перспективу задач требует выполнения рядаусловий, включающих в себя создание и бесперебойное функционирование новыхинструментов региональной составляющей федеральной экономической политики.
Во-первых,необходимо создание системы федерального мониторинга региональныхсоциально-экономических показателей. Такие приоритетные направлениясоциально-экономических реформ, как активная региональная политика,децентрализация экономики и бюджетной системы, должны сопровождаться созданиемсистемы, позволяющей оперативно получать и анализировать информацию о состоянииэкономики регионов и муниципальных образований, состоянии региональных имуниципальных финансов, показателях, характеризующих продвижение реформ вразличных областях и связанных с ними проблем. Помимо этого, системафедерального мониторинга будет разработана и построена с учетом необходимостисбора информации и проведения типологизации территорий с целью обеспечениявыполнения долгосрочных приоритетов территориального развития.
Системафедерального мониторинга также будет связана со сбором информации и анализомсостояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях,выявлением инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционныхпроектов в регионах и муниципальных образованиях. Помимо этого задачеймониторинга будет являться выявление формальных и неформальных барьеров дляведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов.
Помимосоздания основы для принятия решений в области экономической политики системамониторинга будет являться инструментом выявления и распространения информациио лучшей региональной и местной практике. Разграничение полномочий междууровнями власти и управления предполагает автономию региональных и местныхвластей в принятии решений в рамках своей компетенции, что в свою очередь,создает предпосылки для существования различных региональных практик проведенияреформ. Сбор информации об успешных региональных практиках, а такжераспространение указанной информации позволит значительно повыситьэффективность проведения реформ в целом по стране.
Во-вторых,повышение уровня конкурентоспособности российской экономики в среднесрочнойперспективе тесно связано с содействием федеральных властей усилиям органоввласти субъектов Российской Федерации по проведению экономической политики, втом числе – реализации инвестиционных проектов в области транспортной исоциальной инфраструктуры. Основными инструментами межрегиональной координациирешений, принимаемых региональными властями в области экономической политикистанут:
— координация разработки программ федеральной и региональных программсоциально-экономического развития;
— координация бюджетного процесса в рамках введения инструментов бюджетированияпо результатам на федеральном и региональном уровнях;
— создание системы совместного финансирования инвестиционных проектов со сторонызаинтересованных регионов и федеральных властей.
В-третьих,одним из направлений повышения конкурентоспособности экономики в среднесрочнойперспективе является проведение реформы естественных монополий ижилищно-коммунального хозяйства, эффективная реструктуризация бюджетной сети,организация предоставления услуг общего образования. При этом ключевую роль ворганизации предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также ряда иных важныхв повседневной жизни общественных благ играют органы местного самоуправления.
Помимосвоей значимости для обеспечения благосостояния населения и оказанияобщественных услуг, местное самоуправление является ближайшим к населениюуровнем публичной власти, что позволяет рассматривать его также в качествеинститута самоорганизации населения и развития гражданского общества. Этосвидетельствует о важности местного самоуправления также и для решения задачисоздания институтов, способствующих повышению темпов экономического роста.
Вэтой связи приоритетом Правительства будет являться активное содействиеразвитию независимых выборных органов местного самоуправления, повышениеответственности местных властей перед избирателями за принимаемые решения.Одновременно следует наделить местные власти финансовыми гарантиями, обеспечивающиминеобходимую степень автономии в принятии собственных решений.
Следуетучитывать, что ближайшие несколько лет будут характеризоваться переходом кновой структуре органов местного самоуправления. При этом система муниципальныхорганов власти, создаваемая в результате реформы, должна приобрести следующиеосновные характеристики эффективного местного самоуправления:
— выборность глав муниципальных образований и представительных органов местногосамоуправления, по возможности – напрямую населением соответствующихмуниципальных образований;
— наличие автономии в принятии решений в рамках собственной сферы компетенции (вотношении вопросов местного значения);
— наличие финансовых гарантий деятельности местных властей – собственныхналоговых доходов и налоговых полномочий, формализованных правил финансовыхвзаимоотношений с органами государственной власти всех уровней;
— наличие механизмов ответственности перед избирателями за принимаемые решения.
Дляразвития местного самоуправления необходима реализация заложенных в новомзаконодательстве об общих принципах организации местного самоуправления вРоссии мер, направленных на переход к новой структуре и полномочияммуниципальных образований. Одновременно в рамках системы федеральногомониторинга Правительство РФ будет оперативно реагировать на текущие проблемыреформы и, в случае необходимости, принимать меры, направленные на поддержкууспешной реализации реформы и повышение ее эффективности.
В-четвертых,реализация очередного этапа социально-экономических реформ в среднесрочнойперспективе и масштабность поставленных общенациональных задач даже при наличииразработанной среднесрочной стратегии преобразований во многих случаяххарактеризуется многовариантностью принимаемых мер и, соответственно,неочевидностью их последствий. В этой связи, учитывая децентрализованныйхарактер российской экономики и межтерриториальную дифференциацию условийпринятия решений, в среднесрочной перспективе произойдет расширение практикипилотных проектов по реализации различных сценариев реформ на региональномуровне с последующим распространением результатов с использованием системыфедерального мониторинга.
Речьидет, прежде всего, о таких областях очередного этапа преобразований, какадминистративная реформа, внедрение новых механизмов бюджетирования, финансовыевзаимоотношения с муниципальными образованиями, механизмы реализацииинфраструктурных проектов, развитие механизмов частно-государственногопартнерства и др.
Дляэффективного использования инструмента пилотных проектов необходима разработканормативно-правовой базы, стимулирующей проведение экспериментальных пилотныхпроектов на региональном и местном уровне, а также использование и внедрение ихрезультатов. В ряде случаев будет производиться финансовая поддержка, направленнаяна софинансирование экспериментальных проектов со стороны федеральных властей.
В-пятых,связанным с предыдущим вопросом региональной политики федеральных властейявляется проблема внедрения эффективных инструментов создания стимулов дляпроведения социально-экономических реформ на региональном и местном уровне вувязке с решением задач, стоящих перед федеральным центром. Повышениесамостоятельности региональных и местных властей в решении вопросов,находящихся в рамках их компетенции, переход на новые принципы предоставленияфинансовой помощи в связи с проведением разграничения полномочий предполагаетснижение вмешательства федеральных властей в решения органов власти субъектовФедерации и местного самоуправления в сферах их компетенции.
Приэтом федеральные власти будут по возможности отказываться от избыточногофедерального регулирования и прямого воздействия на органы власти нижестоящегоуровня при решении вопросов регионального и местного значения. Это не приведетк отказу от политики по проведению необходимых преобразований на всех уровняхвласти и управления, однако формы реализации такой политики приобретут инойвид, в большей степени соответствующий федеративному характеру российскогогосударства.
Длярешения этой задачи необходимо внедрение системы новых стимулов для проведенияприоритетных экономических реформ на региональном и местном уровнях власти иуправления, чему может способствовать использование следующих финансовыхмеханизмов:
— межбюджетные трансферты, выделяемые субъектам Федерации и муниципальнымобразованиям, реализующим согласованные с федеральным (региональным) центромпрограммы экономических реформ, использование накопленного опыта распределенияфедерального Фонда реформирования региональных финансов;
— более широкое использование межбюджетных трансфертов, направленных насофинансирование со стороны федерального бюджета расходов региональных иместных властей, связанных как с проведением экономических реформ, так и сиспользованием новых инструментов экономической политики.
В-шестых,проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров натерриториальном уровне.
Кластернаяполитика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплениюсетей взаимосвязей между экономическими субъектами – участниками кластера, вцелях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различныхформах совместной экономической деятельности в т.ч. для совместного выхода навнешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний иосновных фондов, ускорению процессов обучения за счет концентрации и физическихконтактов специалистов мирового уровня, снижению транзакционных издержек вразличных областях, за счет увеличения доверия между участниками кластера.
Кчислу основных направлений кластерной политики федеральных и региональныхвластей, следует отнести:
— софинансирование аналитических исследований структуры кластера, определениесильных и слабых мест кластера, разработка плана развития кластера, включающегоофициальные цели и стратегию;
— создание в кластерах центров по обмену знаниями и установлению контактов,привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамкахкластера;
— реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки,проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий;
— повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, всоответствии с потребностями кластера, в том числе через корректировку учебныхпланов учреждений профессионального образования, совместную организациюпрограмм переподготовки и повышению квалификации кадров, стажировок;
— содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности;
— повышение требований к качеству товаров и услуг, производимых в рамкахкластера, при осуществлении государственных закупок.
Реализацияфедеральными органами власти политики содействия экономическому развитиютерритории, в т.ч. кластерной политики, требует формирования адекватныхинститутов реализации такой политики, включая формирования агентств региональногои муниципального развития, основными функциями которых должно стать созданиеструктур мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследованийпредприятий, проведений прогнозных исследований, разработка и реализациястратегической программы развития региона, консультационная поддержка созданиюновых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов, либопредприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, содействиеинновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущихпотребностей в специальностях для учреждений образования, привлечениеиностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействиетуризму.
Федеральноеправительство будет активно содействовать проведению кластерной политики нарегиональном и муниципальном уровне за счет поддержки пилотных проектов,распространение лучшей практики, разработке модельных нормативно-правовых актови реализации профильных программ переподготовки кадров.
В-седьмых,развитие механизмов частно-государственного партнерства при реализацииинфраструктурных проектов.
ПравительствоРоссийской Федерации будет создавать стимулы для расширения использованиярегиональном и муниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмовфинансирования инвестиционных проектов, практики смешанного финансированияинвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры,жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранения и производстве социальныеуслуг. Большое значение будет иметь развитие практики максимального тесноговзаимодействия с предпринимательскими ассоциациями в выработке и реализацииполитики регионального (муниципального) развития.
 

1.5 Социально-экономическое развитие территорий
РоссийскаяФедерация – государство с существенными межтерриториальными различиями в уровнеэкономического развития, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры,инвестиционных возможностях общественного и частного сектора. В этой связиосновой федеральной политики в области социально-экономического развития территорийдолжно стать выравнивание условий для обеспечения экономического роста на всейтерритории страны с одновременным сокращением межтерриториальных различий вуровне благосостояния населения.
Усилияфедеральных властей по созданию условий для максимально полного использованиявозможностей роста благосостояния населения и экономического роста на базероста конкурентоспособности в регионах должны основываться на реализациимеханизмов партнерства между уровнями государственной власти и сконцентрированына следующих направлениях:
— содействие процессу разработки на уровне субъектов Федерации программ социально-экономическогоразвития (разработка нового типового макета программ, методических рекомендацийпо их составлению), способствующих в том числе решению задач федеральнойпрограммы социально-экономического развития;
— содействие внедрению в регионах системы программно-целевого бюджетирования ибюджетирования, ориентированного на результат, встраивание регионов в системудостижения целей исполнительной власти (Правительства);
— разработка с участием федеральных властей модельных законов и нормативных актовдля регионов и муниципальных образований, направленных на создание в регионах имуниципалитетах благоприятного предпринимательского климата;
— изучение и распространение лучшей региональной практики по стимулированиюэкономического роста на региональном и муниципальном уровнях;
— разработка и введение дополнительных мер поддержки инвестиций в отдельныхрегионах путем создания технико-внедренческих зон с федеральным участием.
Особоеместо в создаваемой системе федеральной поддержке социально-экономическогоразвития территорий в среднесрочной перспективе займет Фонд региональногоразвития, который предстоит сделать основным каналом федеральной финансовойподдержки региональных инвестиционных проектов. При этом порядок распределениясредств данного Фонда предстоит коренным образом усовершенствовать, положив вего основу конкурсную процедуру оценки заявок субъектов Российской Федерации нафинансирование проектов по инвестициям в социальную инфраструктуру.
Политикав области социально-экономического развития территорий будет построена наиспользовании различных подходов к решению стоящих перед органами власти задачи масштаба решаемых проблем. На основании создаваемой системы мониторингапоказателей социально-экономического развития территорий и результатовтипологизации проблем, стоящих перед различными территориями, ПравительствомРоссийской Федерации будут использоваться различные механизмы и инструменты,направленные на решение этих проблем.
Россиипредстоит усовершенствовать систему мер федеральной политики в отношенииотдельных регионов и территорий – Северного Кавказа, Калининградской области,Дальнего Востока. В ближайшее время федеральные целевые программы региональногоразвития будут сосредоточены исключительного на поддержке перечисленныхтерриторий с одновременным коренным пересмотром механизмов федеральнойподдержки развития территорий даже при наличии особых условий геополитическогохарактера. Помимо оказания федеральной поддержки на указанных территорияхнеобходимо применение особых мер в области миграционной политики, международныхи внешнеэкономических отношений и т.д.
Всреднесрочной перспективе необходимо сокращать предоставление особых условийведения хозяйственной деятельности и дополнительной федеральной финансовойпомощи. Поддержка должна оказываться не через прямые финансовые вливания, ачерез создание стимулов для собственных усилий региональных и местных властей,а также нормативно-правовую, методическую и методологическую помощь впроведении реформ, направленных на улучшение предпринимательского климата,развитие социально-экономической сферы, обеспечивающих рост благосостояниянаселения, проживающего на указанных территориях.
Сучетом вступления в силу федеральных законов о разграничении полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации, органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправленияпредставляется целесообразным повысить возможность органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретныенаправления расходования (объекты финансирования) средств, получаемых из Фондарегионального развития.
Дляэтого необходимо на основании единого порядка распределения средств Фондарегионального развития утвердить общие суммы инвестиционной финансовой помощимежду субъектами Российской Федерации, установив при этом минимальныетребования и доли софинансирования за счет региональных бюджетов.
РаспределениеФонда регионального развития должно производиться в рамках единой системымежбюджетных отношений с учетом бюджетной обеспеченности территорий.
Требуетсяутвердить четкую систему критериев для определения уровней софинансированиярегиональных и муниципальных объектов, средства которые выделяются из Фондарегионального развития, а также порядок реализации положений Бюджетного кодексаРоссийской Федерации в части возможности предоставления этих средств какисточника доходов региональных фондов муниципального развития.
Вближайшие сроки по результатам предоставления субвенций на выполнениефедеральных полномочий, передаваемых из Фонда компенсаций в бюджеты субъектовРоссийской Федерации, потребуется на основе анализа выявленных недостатковвнести изменения в порядок предоставления отчетности о реализации этихполномочий, в том числе определив возможные направления уточнения федеральногозаконодательства.

Глава 2.Региональная финансовая политика и ее роль в реализации программысоциально-экономического развития на примере Воронежской области
Основнымдокументом, регулирующим региональную финансовую политику Воронежской области,на данный момент является Постановление Администрации Воронежской области от 18января 2008 г. N 27 «Об утверждении требований к стратегическим целям,тактическим задачам и мероприятиям областных целевых программ, а такжепоказателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ,включающих показатели общественной и экономической эффективности реализациипрограмм».
/>Он определяются методические основы формирования стратегическихцелей, тактических задач, мероприятий и показателей непосредственных и конечныхрезультатов областных целевых программ в процессе разработки, реализации,оценки результативности и эффективности областных целевых программ, инаправлены на создание системы стратегического управления и контроля задостижением стратегических целей социально-экономического развития Воронежскойобласти, совершенствование среднесрочного финансового планирования деятельностиисполнительных органов государственной власти Воронежской области и оптимизациюмеханизмов их эффективного взаимодействия в целях обеспечения преемственностигосударственной и региональной политики.
 
2.1Региональная финансовая политика Воронежской области
 
Цели и задачи региональной финансовой политики
Финансоваяполитика региона должна базироваться на основополагающих среднесрочных идолгосрочных федеральных документах, включая Программу социально-экономическойполитики Правительства РФ на среднесрочную перспективу.
Онанаправлена на развитие:
— финансовых рынков региона, в том числе банковского сектора и рынка ценныхбумаг;
— реализацию сбалансированных консолидированного регионального и сбалансированныхмуниципальных бюджетов;
— на обеспечение выполнения программ развития области и программ развитиямуниципальных образований;
— на повышение финансовой самообеспеченности региона;
— на повышение инвестиционной привлекательности региона в части сниженияфинансовых рисков и повышения финансового потенциала области;
— на выполнение финансовых обязательств региона.
Финансовоедолгосрочное планирование региона базируется:
— на долгосрочной программе развития страны;
— на Концепции, стратегиях и программах развития региона;
— на прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджетрегиона;
— на прогнозировании налоговой политики на всех уровнях;
— на прогнозировании развития межбюджетных отношений и динамики будущихтрансфертов;
— на прогнозировании расходов консолидированного бюджета региона;
— на прогнозировании долгосрочных заимствований;
— на прогнозировании инвестиций в регион.
Финансоваястратегия региона строится на базе эффективного использования собственныхсредств, заимствований и трансфертов из федерального бюджета. Главной цельюстратегии является обеспечение роста качества жизни населения, а также выход нафинансовое самообеспечение области.
Налогово-бюджетная политика
Цельюналогово-бюджетной политики региона является снижение налогового бремени доуровня, способствующего повышению деловой активности и инвестиционнойпривлекательности региона, а также обеспечивающего сбалансированностьрегионального и муниципальных бюджетов.
Налоговая политика региона в основном определяется федеральнойналоговой политикой и включает:
— согласованность налоговой политики региона с основными принципами налоговойполитики РФ;
— снижение налогового бремени на реальный сектор экономики региона с целью выводаэкономики из тени;
— расширение налоговой базы;
— упрощение налоговой системы;
— снижение издержек на исполнение налогового законодательства на территорииобласти;
— использование современных информационных технологий в налоговой системе;
— декриминализацию налоговой сферы области.
Региональная бюджетная политика Воронежской областивключает:
— обеспечение сбалансированности областного и муниципальных бюджетов;
— увеличение доходной части бюджетов за счет роста налогооблагаемой базы (за счетроста ВРП и снижения доли теневой экономики) без увеличения налогового бременина реальный сектор экономики и население;
— упорядочение межбюджетных отношений области и муниципальных образований;
— разграничение полномочий «нефинансируемых федеральных мандатов»;
— четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходныхисточников за бюджетами разных уровней;
— формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовойподдержки местных бюджетов;
— повышение качества управления финансами на местном уровне;
— повышение ответственности за неэффективное исполнение территориального бюджетавплоть до возможности введения внешнего управления.
Региональная банковская политика
Программасоциально-экономической политики Правительства РФ на среднесрочную перспективуотмечает безусловное доминирование после дефолта госбанков в банковской сфере иставит задачу «реформирования финансовой инфраструктуры, банковской системы впервую очередь в течение ближайших двух лет, создания за этот период новойчастной финансовой системы».
Всоответствии с федеральной программой и учетом реалий в банковской сфереобласти можно констатировать:
— после дефолта банковская сеть в Воронежской области стала значительно болеередкой вследствие уменьшения своей сети Сбербанком и банкротства СБС-Агро;
— дефолт привел к смене собственников многих кредитных учреждений;
— самостоятельные воронежские банки утратили былое свое значение для экономикиобласти;
— в области после дефолта резко усилилось монопольное положение Сбербанка;
— в районах области Сбербанк (за малым исключением) стал полным монополистом;
— незначительные накопления капитала в области не позволили создать или сохранитьхотя бы один сильный банк, контролируемый местными предпринимателями иадминистрациями;
— в этой ситуации приход в г. Воронеж мощного московского банковского капиталаследует считать положительной тенденцией;
— после дефолта наблюдается устойчивая тенденция роста доли филиаловинорегиональных банков во всех сферах банковской деятельности и,соответственно, снижение доли Сбербанка и доли местных банков;
— создание областного банка с контрольным государственным пакетом акций неследует считать приоритетной задачей по причине неэффективности государственныхбанков в рыночной экономике;
— необходимо лоббировать разделение государственного пакета акций Сбербанка междуФедеральным Центром и регионами, чтобы получить возможность участия враспределении прибылей местных сбербанков, а также получить возможность участияв составлении и реализации его кредитной и иной политики;
— банки пока в незначительной степени участвуют в инвестиционном процессе вобласти, что связано, главным образом, с отсутствием в области привлекательныхи надежных инвестиционных проектов;
— необходимо стимулировать создание в стране и в области альтернативной системысберегательных касс (например, почтово-сберегательных касс или филиалов иофисов мощного инорегионального банка в районах);
— Сбербанк не выполняет свою главную функцию — сбережения средств населения внациональной валюте — его ставки по вкладам ниже уровня инфляции: отсюда — острая необходимость в создании конкурентного рынка частных вкладов;
— организация Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ укрепила, с однойстороны, статус Воронежа как банковского центра Черноземья, но с другой — увеличила потребности и возможности в оттоке привлеченных средств и капитала изобласти в другие области и регионы;
— единственной возможностью изменить знак движения капитала (отток на приток)является создание общего привлекательного инвестиционного климата в области иреструктуризация промышленности г. Воронежа;
— быстрое восстановление банковской сети инорегиональных банков в Воронежесвидетельствует о значительном инвестиционном потенциале города,производственный, научный и интеллектуальный потенциал которого способен, впринципе, вывести Воронежскую область на траекторию устойчивого ростаэкономики.

Заключение
Детерминантамидостижения главной цели Концепции и региональной финансовой политики — повышения качества жизни населения — являются:
— социальная и политическая стабильность в стране и регионе;
— реализация государственного принципа (государственной идеи): «через благополучие и духовность граждан к духовномувозрождению, благополучию и державности России».
— привлекательный инвестиционный и предпринимательский климат;
— эффективная рыночная политика в регионе;
— выход на траекторию устойчивого роста экономики (валового региональногопродукта);
— развитие инновационного и венчурного бизнеса в г. Воронеже и области;
— создание эффективной промышленности за счет технологического переоснащенияпроизводств и создания новых эффективных производств в г. Воронеже и области;
— развитие малого и среднего бизнеса;
— декриминализация экономики области;
— дебюрократизация экономики области;
— развитие и поддержка АПК;
— развитие социальной сферы;
— обеспечение безопасности юридических лиц и граждан;
— достижение финансового самообеспечения региона.
Основнымиконкурентными преимуществами региона являются:
— высокотехнологичные производства г. Воронежа;
— человеческий капитал г. Воронежа и региона.
Реализацияг. Воронежем своих конкурентных преимуществ позволит вовлечь в процесстехнологического обновления и создания новых современных производств малыегорода области, а также оказывать финансовую поддержку развитию АПК.

Списокиспользуемой литературы
 1. Алтынбаев Р.З. Региональная политика в Российской Федерации: состояние иперспективы развития 26 декабря 2006 www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2006/12/item5507.html
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы.Региональная финансовая политика. Статья – Интернет.
3. Журнал «Региональная экономика: теория и практика» /> 7(34) — 2006 июль.
4. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в2004-2007 годах. /Вопросы экономики. 2008. №2.
5. КонсультантПлюс.Новое в законодательстве Воронежской области. 8 февраля 2008 года www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw1812008-02-08.html
6. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика.Учеб.пособие. – М.: Изд-во «Феникс». 2006 – 284с.
Цели / направления финансовой политики Задачи региональной финансовой политики Показатели результативности / эффективности, их значения и анализ
1. обеспечение роста качества жизни населения;
2. выход на финансовое самообеспечение области
1. реформирование финансовой инфраструктуры, банковской системы в первую очередь в течение ближайших двух лет, создания за этот период новой частной финансовой системы
2. обеспечить сбалансированность областного и муниципальных бюджетов
— объем валового регионального продукта (далее — ВРП) — 223 858,1 млн. руб. — в 2008 году, 252 950,7 млн. руб. — в 2009 году, 285 020,3 млн. руб. — в 2010 году;
— темп роста ВРП за три года — 106,4%, 106,0% и 106,1%, соответственно;
— индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) — 107,1%, 106,5%, и 106,2%.
— темп роста реальных доходов населения и реальной заработной платы, которые составили по сравнению с предыдущим годом в 2008 году 109,5% и 111,4% соответственно, в 2009 году — 108,0% и 109,7%, в 2010 году — 107,5% и 109,2% (в 2007 году — 112,5% и 118,7%)
— Доходы в бюджет на 2010 год предполагаются в объеме 41 105 400,8 тыс. руб. (109,9% к уровню предыдущего года), расходы — 41 676 472,6 тыс. руб. (110,0%), дефицит — 571 071,8 тыс. руб. (1,9% к годовому объему доходов областного бюджета без учета суммы безвозмездных поступлений из федерального бюджета)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.