Реферат по предмету "Культура и искусство"


«Натуральная школа»

«Натуральная школа»

Идейным
отцом этой группы был Белинский, к тому времени решительно преодолевший
идеалистическую философию Канта, Шеллинга и Гегеля и находившийся на пути к
фейербаховскому материализму. Именно Белинскому 
принадлежит в русской критике честь того решительного курса на
художественный реализм, который так полно соответствовал идеологическим
устремлениям этого прямого предшественника революционной демократии 60-х гг.
Выражением идей этого Белинского было, как известно, его замечательное письмо к
Гоголю, 1847, с критикой его «Переписки с друзьями», — письмо, в котором, как
отметил Ленин (Сочинения, т. XIV, стр. 219), со всей силой отразились
настроения крепостного крестьянства той поры. Именно Белинскому принадлежит
заслуга беспощадного разгрома старых литературных авторитетов — Кукольника,
Булгарина, Бенедиктова и особенно Марлинского. Именно Белинский дал наиболее
полное истолкование творчества Пушкина, Лермонтова и Гоголя, и колоссальной
важности их для дальнейшего развития русского реализма. Курсу на романтизм,
господствовавшему в 30-х гг. в широкой Р. л., Белинский решительно
противопоставил курс на сближение искусства с действительностью, на изображение
жизни во всех ее будничных и типических процессах. Под этим углом зрения
Белинский истолковал и наследство великих дворянских писателей 20—30-х гг., с
особой резкостью оттенив критические тенденции гоголевского реализма.
Свойственное Белинскому исключительное чувство современности нашло себе выражение
в решительном предпочтении Гоголя Пушкину: «Дух анализа, неукротимое стремление
исследования, страстное, полное вражды и любви мышление сделалось теперь жизнью
всякой истинной поэзии. Вот в чем время опередило поэзию Пушкина и большую
часть его произведений лишило того животрепещущего интереса, который возможен
только как удовлетворительный ответ на тревожные, болезненные вопросы
настоящего». И, наоборот, в Гоголе замечательна «совершенная истина жизни», его
смех «растворен горечью», «Мертвые души» представляют собою «явление,
беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страшною кровною
любовью...» «Мы в Гоголе, — повторял Белинский в другом месте, — видим более
важное значение для русского общества, чем в Пушкине: ибо Гоголь поэт более социальный,
следовательно более поэт в духе времени».

«Натуральная
школа», стоявшая в центре литературы 40-х гг. и почти исчерпывавшая собою всю
лит-ую действительность той поры, формировалась под знаком этих замечательных
лозунгов великого критика. Под знаком претворения их в жизнь протекала ее
деятельность, явившаяся переломным этапом в истории русского реализма. В литературной
действительности 40-х гг. натуральная школа заняла безусловно центральное и
доминирующее место. В ее тона была окрашена и поэзия той поры — вспомним о
нравоописательных поэмах Тургенева, о лирических зарисовках Огарева, о поэзии
петрашевцев (Плещеева, Дурова, Пальма). Но как ни замечательны были эти
поэтические явления, не через них проходила столбовая дорога литературы 40-х
гг. Ведущая роль в эту пору явно перешла от поэзии к прозе, к широким, полным
реалистических зарисовок полотнам повести и романа. («Роман и повесть, —
отметил в 1848 Белинский, — стали теперь во главе всех других родов поэзии. В
них заключалась вся изящная литература, так что всякое другое произведение
кажется при них чем-то исключительным и случайным».)

Нетрудно
сформулировать типические черты натуральной школы: они заключались в реализме,
в социальности, в критике существующей действительности. Но эти объединяющие
«натуралистов» особенности не могут нам полностью охарактеризовать натуральную
школу.

В
натуральной школе 40-х гг., как и в идейно питавшем ее западничестве,
существовало два составных течения — либеральное и революционное. Объединяющей
эти течения чертой было их отрицательное отношение к крепостнической системе,
задерживающей развитие производительных сил страны и подъем культуры. Отрицание
феодализма диктовалось здесь однако различными соображениями.

Реформистский
фланг беллетристов «натуральной школы» в первую очередь был представлен
Тургеневым, Григоровичем и Гончаровым 
Все трое отражали уже в своей ранней деятельности интересы тех групп
дворянства, которые понимали неизбежность капитализации страны, которые
приспособляли эту капитализацию к интересам помещичьего землевладения. Этой
идеологией было вызвано к жизни все раннее творчество этих писателей, полное
язвительных насмешек над дворянской «обывательщиной», над пошлой средой
захолустных помещичьих усадеб (поэма Тургенева «Помещик», 1846), развенчания
романтизма при сочувствии буржуазной деловитости и предпринимательству
(противопоставление этих начал было дано в романе Гончарова «Обыкновенная
история», 1847), симпатий к угнетенному крепостным правом крестьянству
(«Деревня», 1846, и «Антон Горемыка», 1847, Григоровича, «Записки охотника»
Тургенева, 1847—1852). К этим ведущим писателям группы примыкали такие более
мелкие беллетристы, как Е. Гребенка (его повести из быта петербургского
чиновничества, полные подражания Гоголю), И. Панаев (серия физиологических
очерков и усадебных повестей в манере, близкой к тургеневской) и наконец гр. В.
Соллогуб, в своем «Тарантасе» (1845) резко приблизившийся к «оркестру Гоголя»
(сюжет повести, образы помещиков и дворовых, провинциальные картинки, сильно
напоминающие собою бытопись «Мертвых душ»). Всех этих писателей характеризовала
либерально-дворянская трактовка действительноети: они недоброжелательно
относились к крепостному праву, они симпатизировали угнетенному помещичьим
произволом мужику, но и то и другое протекало у них в границах дворянской
идеологии: крепостное право отрицалось во имя более «гуманной» системы
отношений, которая была бы в то же самое время и более выгодной для помещичьего
класса. Эти писатели хорошо понимали, какими последствиями грозит дворянству
дальнейшее существование крепостнической системы, и хотели предотвратить
народную революцию спуском на тормозах к поместно-капиталистическому режиму.

Помимо
этой дворянской группы писателей на либеральном фланге «натуральной школы» 40-х
гг. находились еще писатели того мелкого городского мещанства, которое на своей
спине чувствовало гнет старого уклада, но которое бессильно было от него
освободиться и апеллировало к «сочувствию», к «жалости» власть имущих. В этом
роде начал свой путь Островский («Записки замоскворецкого жителя», 1847), в
этом направлении развернулась и литературная деятельность молодого Достоевского
(«Бедные люди» и «Двойник», 1846, «Белые ночи», 1848, «Неточка Незванова»,
1849). В отличие от Тургенева или Григоровича перед нами встает здесь среда
столичного чиновничества, униженной городской бедноты, характерные фигуры
петербургского «мечтателя», характерные мотивы их борьбы за жизнь, за честь. У
Достоевского сильнее, чем у Гончарова или Тургенева, звучат мотивы
демократического сочувствия тяжкой участи бедняков, но и тот и другой остаются
в границах либерального жаления. Как ни мрачна картина «Антона Горемыки», она,
возможно, стала бы радостней, если бы помещик сам занялся своей деревней и взял
другого более гуманного и честного управляющего. Как ни тяжела жизнь Макара
Девушкина и подобных ему бедняков, она могла быть легче, если бы власть имущие
отнеслись бы к ним так, как отнесся его добрый начальник. Эта вера в
возможность улучшения участи своих героев уже в пределах существующего строя,
эта апелляция к частичным его преобразованиям объединяют в это время Тургенева
и Ф. Достоевского в общий лагерь реформизма.

Значение
этих писателей для истории Р. л. было чрезвычайным. Опираясь в своей
беллетристической деятельности на реалистов Запада (Бальзака, Диккенса, Ж. Санд)
и особенно на таких родоначальников русского реализма, как Пушкин и Гоголь, они
в сильнейшей мере повлияли на общественное сознание своей поры. Как ни умеренна
была политическая оппозиционность Тургенева, Гончарова или даже Достоевского,
произведения их действовали своим вниманием к «мелким людям», силой своей
гуманистической проповеди. Встреченные шумом негодования со стороны группы
Булгарина, «Бедные люди» получили от Белинского почетное название «первой
попытки у нас социального романа»; тот же Белинский, по его собственным
признаниям, был потрясен беспросветной картиной страданий Антона Горемыки.
Чрезвычайно значительна была и литературная функция этих произведений, по
большей части созданных в новой для Р. л. жанровой манере «деревенской повести»
(«Деревня», «Антон Горемыка» Григоровича, «Записки охотника» Тургенева,
написанные в манере так наз. Dorfgeschichte популярного в ту пору Ауэрбаха),
сентиментально-мещанской повести (произведения Достоевского и его ближайших литературных
спутников — Пальма, Мих. Достоевского, Я. Буткова — см. его «Петербургские
вершины», 1846, и др.), социально-психологического романа («Обыкновенная
история», созданная под сильным воздействием зап.-европейских романов о молодом
искателе «карьеры и фортуны», в частности «Утраченных иллюзий» Бальзака). Но
особенно популярной формой здесь был «физиологический очерк»  посвященный описанию нравов столичного
города. Этот жанр пришел в Р. л. из Франции, где уже в 30-х гг. возникли
многочисленные «физиологии». В либеральном лагере его традиции продолжали напр.
«Петербургские шарманщики» Григоровича (1845). Наиболее ранние и вместе с тем
наиболее характерные образцы физиологического очерка дал высоко ценившийся
Белинским В. Даль («Казак Луганский» — см. его «Уральского казака», «Чухонцев в
Питере», «Петербургского дворника» и «Денщика», напечатанных в иллюстрированных
сборниках Башуцкого «Наши, написанные с натуры русскими», 1841—1842).

Совершенно
иным был подход к действительности таких демократических писателей русской
«натуральной школы», как Салтыков, Герцен, Некрасов . Все они представляли
революционные группы тогдашнего общества. Невзирая на ряд оттенков, разделяющих
этих писателей друг от друга, они объединены в основном: барскому «жалению» и
мещанской безысходности здесь было противопоставлено гораздо более
последовательное и энергичное отрицание существующей действительности.

Различие
подхода к действительности во весь рост дало себя знать уже в отношении к
крепостничеству. В противовес Тургеневу в Гончарову, рисовавшим отдельные
«злоупотребления» крепостным правом, эти писатели самые злоупотребления
изображают как характерные и типические черты строя, основанного на безудержном
произволе помещиков и полном бесправии крепостных (история воспитанницы,
выданной замуж за мужика, у Некрасова). Тургенев и Григорович всячески
стремились уничтожить пропасть между барином и мужиком, наделяя первого чертами
«гуманности», а второго — поэтической и чуткой к красоте душой (образы Касьяна
и Калиныча в «Записках охотника»). Писатели революционного фланга «натуральной
школы», наоборот, подчеркивают пропасть, разделяющую бар и крестьян. «Знать,
любить не рука мужику-вахлаку да дворянскую дочь» — это восклицание
некрасовского огородника типично для их реалистического подхода к
действительности, не смягченного либеральными иллюзиями. Но всего острее
различие этих подходов в обрисовке крепостников. В противовес либералам,
предпочитающим не заострять этих мотивов (в «Бурмистре» Тургенева речь идет не
столько о жестокости барина, сколько об его попустительствах бурмистру, в
«Антоне Горемыке» помещик не фигурирует вовсе, в «Обыкновенной истории»  Гончарова образ крепостницы Адуевой смягчен
атмосферой патриархальности), Некрасов и Герцен рисуют усадьбу как очаг
«подавленных страданий». В «Противоречиях» Салтыкова, в «Кто виноват?» Герцена
и «Родине» Некрасова усадьба изображается без тургеневского любования ею, во
всей прозаической наготе своего произвола над человеческой личностью (особенно
красноречива история крепостной актрисы в повести Герцена «Сорока-воровка»,
1848).

То
же стремление к заостренному в своем отрицании реализму проявляется и в
отношении этих беллетристов к чиновничеству. Образам просвещенных и честных
бюрократов, стоящих выше своей среды (Сакс в «Поленьке Сакс» Дружинина, 1847;
Петр Иванович Адуев в романе Гончарова), Герцен и Некрасов противопоставляют
беззастенчивых взяточников (образы губернских чиновников в «Кто виноват?»
Герцена или некрасовского чиновника, «известного плута», «знающего свою роль» и
выходящего «сухим из воды»).

Различие
трактовок дало себя знать наконец в освещении городских низов, в подходе к миру
столичной бедноты. В отличие от глубокого, но аполитичного сочувствия этой
среде у Достоевского Некрасов и Салтыков изображали ее во всей отвратительности
ее быта («Петербургские углы» Некрасова, 1845), в глубоко зреющем в недрах ее
политическом протесте (сопоставим с аполитичным мечтанием в «Белых ночах»
салтыковского Нагибина «мечтателя», живущего «в комнате в три аршина окнами на
помойную яму», остро мучающегося неравенством общественных отношений — «почему
люди в каретах ездят, а мы... пешком по грязи ходим?», — и умирающего с острым
сознанием своей вынужденной общественной бесполезности). Прибавим ко всем этим
параллелям глубоко различную трактовку вопросов женской эмансипации, — право
женщины на свободный выбор себе мужа Дружинин признает в своей «Поленьке Сакс»
лишь в пределах существующего светского «общества», в противовес ему Салтыков,
Некрасов и Герцен со всей силой подчеркивают обессиливающее давление на женщину
крепостнического у клада (образы Тани в «Противоречиях», крестьянской девушки —
в стихотворении Некрасова «В дороге», матери, продающей себя для того, чтобы
накормить свою голодную семью («Еду ли ночью» Некрасова), у Салтыкова и
особенно трагический образ крепостной актрисы в повести Герцена
«Сорока-воровка»). Как ни присущи революционным писателям 40-х гг. либеральные
реакции (Некрасов не совсем свободен от либерального «жаления», Герцен — от
дворянского романтизма, Салтыков — от общедемократического гуманизма), бичующая
и отрицающая сущность их реализма несомненна. В своей литературной деятельности
все они опирались на тех же родоначальников русского реализма, но в отличие от
Гончарова и Тургенева, во многом следовавших Пушкину, здесь был взят более
решительный курс на использование гоголевского релизма. Опираясь на тех же
зап.-европейских реалистов, что и писатели тургеневской группы, демократы 40-х
гг. с особой настойчивостью используют мотивы французского утопического социализма
(ср. напр. влияние на раннего Салтыкова мотивов Жорж Санд, а вместе с ней той
Франции Сен-Симона, Кабе и Фурье, откуда «лилась в нас вера в человечество» и в
скорое наступление золотого века («За рубежом»)). Работая в области тех же
жанров, что и либералы, эти писатели сумели и в физиологическом очерке
(«Петербургские углы»), и в психологической повести (напр. «Запутанное дело»),
и в романе («Кто виноват?») неизмеримо сильнее подчеркнуть мотивы социального
протеста, насытить ими бытопись, портреты и даже пейзажи.

Цензура
сравнительно благожелательно отнесшаяся к Тургеневу и беспрепятственно
пропустившая Гончарова, подвергла сильнейшей обработке произведения
демократически-революционных натуралистов: в романе «Кто виноват?» были сделаны
многочисленные купюры, «Колыбельная песня» Некрасова появилась в свет только
через двадцатилетие слишком после ее написания, а сам автор ее агентом третьего
отделения Булгариным характеризовался как «самый отчаянный коммунист», который
«страшно вопиет в пользу революции». Что касается Салтыкова, то его первые
повести «Противоречия» и «Запутанное дело» произвели в благонамеренных и
правительственных сферах чрезвычайное впечатление: Плетнев в своем письме к Я. К.
Гроту отмечал, что тут «ничего больше не доказывается, как необходимость
гильотины для всех богатых и знатных», а военный министр граф Чернышев
обнаружил там «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению
идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное
спокойствие». Именно «Запутанное дело» и «Противоречия» послужили основанием
для многолетней ссылки Салтыкова.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Gaspard Essay Research Paper Like There Ain
Реферат Розробка програмного забезпечення системи збору даних про хід та параметри технологічного процесу
Реферат The Marine Corp Memorial Essay Research Paper
Реферат Сказители
Реферат Emmanuel Kant Essay Research Paper What Is
Реферат ContribOf Paint In Mid Age Essay Research
Реферат Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького
Реферат Теория заработной платы
Реферат Liberty Vs Community Essay Research Paper The
Реферат October Revolution Essay Research Paper 61298THE OCTOBER
Реферат BILLY BUDD Essay Research Paper Before the
Реферат Отчет о движении денежных средств как составная часть отчетности на примере ОАО Славгородская
Реферат Despite it, does not lose the urgency and now, at the expense of political, social, economic, historical processes passing both in the state, and in the world
Реферат Извлечение тиоционата натрия из отработанных растворов для прядения акрилового волокна
Реферат "История одного города" - пародия на историю России или сатирическое изображение современности