Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Сказители

Сказители

А. Астахова

Сказители
— специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора —
былины  и сказки . В научный обиход он
был введен П. Н. Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян
в применении к певцам былин. Для обозначения сказочника термин «С.»
употребляется реже. В крестьянстве он имеет то или другое применение, смотря по
району. Параллельно бытуют еще следующие наименования: для носителей былинной
традиции — «сказатели» (напр. С. Зимняя Золотица на Белом море), «старинщики»
(Печора), для знатоков сказки — «посказатели» (Сибирь), «сказочники» (широкое
распространение).

С.
явились преемниками прежних слагателей и хранителей эпического творчества —
дружинных певцов, калик, бахарей (древнерусские сказочники) и скоморохов. В
отличие от этих категорий исполнителей, а также от носителей эпоса у других
народов в прежние эпохи — античных мимов, средневековых жонглеров  и шпильманов — русские С. XIX—XX вв. не
являются профессионалами в прямом значении этого слова: мастерство не служит
для них средством к существованию, хотя в крестьянском быту наблюдалось, что С.
специально приглашались участвовать в промыслах, причем сказывание
приравнивалось к работе. Элементы же профессионализма в смысле специального
изучения своего искусства хотя и присутствуют, но значительно слабее, чем у
аналогичных русским С. носителей эпической традиции у других народов.
Pjevač, piva — у южных славян, армянские ашуги, узбекские и туркменские
бахши́, кайджи́ (кайчи) — у алтайских турок, тульчи — у западных
монголов, улагерчи — у бурят и др. проходят определенную школу мастерства,
получают общественное признание в качестве певцов, носят свое наименование
певца, как особое звание или титул, выступают публично по специальным
приглашениям на свадьбах и празднествах и т. п. Некоторые из них являются не
только исполнителями, но и творцами новых произведений. По вопросу о
профессионализме русских С., а также о других особенностях С. — об их
социальном составе, о взаимоотношениях со средой, о репертуаре — см. «Былины» и
«Сказка».

Постановка
проблемы изучения С. относится к 60—70-м гг. XIX в. и является заслугой русской
школы фольклористов. Господствовавшая в XIX в. мифологическая теория с ее
пониманием фольклора как «общенародного», «коллективного», «безличного»
творчества, с ее стремлением отыскивать «общеарийские», «общеславянские» и пр.
основы, начисто игнорировала следы индивидуального творчества. С. считались
лишь «агентами передачи». Вопрос о творческой роли С. был выдвинут в русской
фольклористике отчасти под влиянием тенденций демократического народничества.
Уже П. Н. Рыбниковым (60-е гг.) был сделан ряд ценных наблюдений над С. былин.
Впервые принцип индивидуальности сформулирован был А. Ф. Гильфердингом: он
первый издал собранные им онежские былины (1871) по С., а не по сюжетам, как
это практиковалось до него. Одновременно с Гильфердингом аналогичные наблюдения
над С. производит в области эпической песенной традиции сибирских народностей
В. В. Радлов. Обоими исследователями подчеркивается индивидуальный момент в
процессе сочетания в стройное целое «типических» мест, усвоенных С. и
соединяемых «переходными» элементами, а также в свободном отборе типических
мест, необходимых для конструирования былины; отмечается зависимость
индивидуальных особенностей былин от личных свойств и жизненного опыта С., от
занятий, бытовой и природной обстановки. Распределение материала по
исполнителям, а также предпослание ему биографий и характеристик С. становятся
основным принципом организации материала во всех последующих сборниках былин, а
ряд специальных исследований В. Ф. Миллера, А. В. Маркова, Б. М. Соколова, Б. Я.
Владимирцова и др. углубляет и расширяет вопрос о роли С. былин и о
взаимодействии традиционного и личного.  В
области сказки проблема изучения С. была выдвинута несколько позже. Первый
перенес принцип Гильфердинга на сказку и применил способ издания по сказителям
Н. Е. Ончуков (1908). Вслед за ним также публикуют материалы Д. К. Зеленин, Б. М.
и Ю. М. Соколовы, М. К. Азадовский и др. В настоящее время имеется значительный
конкретный материал по отдельным С. Теоретическое освещение проблемы дали
преимущественно: С. Ф. Ольденбург, М. К. Азадовский, выдвинувший задачу
изучения стиля отдельного С. и впервые применивший метод издания отдельных
полных репертуаров С., Б. М. Соколов и А. И. Никифоров, фиксировавшие внимание
на манере исполнения и предлагавшие на основе ее изучения опыты классификации
С.

Список
литературы

I.
Сказители былин. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики
сказителей в сборниках былин  статьи,
исследования и очерки: Майков Л., Певец былин в окрестностях Барнаула,
«Известия Русского географического общества», 1874, т. X, № 6; Харузина В. Н.,
На севере, М., 1890; Ляцкий Е., Сказитель И. Т. Рябинин и его былины,
«Этнографическое обозрение», кн. 23, 1894: Его же, Народные типы, Скоморощина
наших дней, «Исторический вестник», 1899, XI; Васильев Н. В., Из наблюдений над
отражением личности сказителя в былинах, «Известия Отделения русского языка и
словесности Академии наук», т. XII, 1907, кн. 2; Олонецкая сказительница и
вопленница Н. С. Богданова в Петербурге, «Олонецкая неделя», 1911, № 29;
Пришвин М., Очерки, СПБ, 1913; Соколовы Б. и Ю., Сказки и песни Белозерского
края, М., 1915; Тэр-Саргсянц С., Армянские ашуги, «Восточные сборники», М.,
1924, № 1; Соколов Б., Сказители, М., 1924; Соколов Юрий, По следам Рыбникова и
Гильфердинга, «Художественный фольклор», № 2—3, М., 1927; Астахова А. М.,
Былина в Заонежьи, «Крестьянское искусство СССР», вып. 1, Л., 1927; Соколов Б. М.,
Русский фольклор, вып. 1, изд. 2, М., 1931; Берлинский П., Монгольский певец и
музыкант Ульдзуй Лубсан Хурчи, М., 1933; Murko M., La poésie populaire
épique en Yougoslavie an début du XX siècle, P., 1929; Его
же, Epensängerinnen in Dalmatien, «Slavische Rundschau», 1935, VI.
Сказители сказок. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики С. в
сборниках сказок  статьи, исследования и
очерки: Семевский М., Сказочник Ерофей, «Отечественные записки», 1864, №№ 2, 5,
6, 8, 12; Лесевич В., Денисовский казак Р. Ф. Чмыхало, его сказки и присказки,
«Мир божий», 1895, IV; Бродский Н. Л., Следы профессиональных сказочников в
русских сказках, «Этн. обозр.», 1904, № 2; Гордлевский В., Из настоящего и
прошлого «меддахов» в Турции, «Мир Ислама», 1912, № 3; Макаренко А. А., Две
сказки русского населения Енисейской губ., «Живая старина», 1912, стр. 351—381
(указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год); Савченко С. В.,
Русская народная сказка, Киев, 1914; Козырев Н. Г., Как я собирал народные
сказки, «Живая старина», 1914, вып. 3—4, и отд., П., 1915; Калинников И.,
Сказочники и их сказки, «Живая старина», 1915, стр. 242—272 (указаны страницы,
так как пагинация их сплошная за весь год), и отд., П., 1916; Ольденбург С. Ф.,
Собирание русских народных сказок в последнее время, «ЖМНП», 1916, VIII;
Соколов Б., Уголок русского сказочного мира, «Научные известия», 1922, II;
Едемский М. Б., О собирании русских народных сказок, Сказочная комиссия в
1924—25 гг., Обзор работ, Л., 1926; Azadowsky M., Eine sibirische
Märchenerzählerin, (Н. О. Винокурова), Helsinki, 1926; Элиаш Н. М.,
Собирание сказок в Старорусском у. Новгор губ (1919—26), Сказочная комиссия в
1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Гринкова Н. П., О записях сказок в Воронежской
губ., в 1926 г., Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Ее же,
Сказки Куприянихи, «Худож. фольклор», I, М., 1926; Мерварт Л. А., Техника
сказывания сказок у сингальцев, Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л.,
1927; Копецкий Р., К изучению языка и стиля сказки, «Slavia», 1927, VII Волков Р.
М., Словесне оформления великорусько;  казки,
«Зап. Одеського інст. нар. освіти», 1927, т. I; Azadowsky M., Pohádky z
hornolenského kraje, «Narodopisny věstnik českoslovansky»,
1928, XXI—XXII; Нікіфоров О., Сьегочасна пінезька казка, «Етнограф. вісник»,
1929, кн. 8; Гофман Э. В., К вопрсу об индивидуальном стиле сказочника,
«Художественный фольклор», вып. 4—5, М., 1929; Oldenbour S., d’, Le conte dit
populaire: problèmes et méthodes, «Revue des études
slaves», 9, 1929, p. 221—236; Соколов Б. М., Русский фольклор, вып. 2, изд. 2,
М., 1930; Нікіфоров О., Теперішній заонезький казкар-сповідач, «Етногр.
вісник», 1930, кн. 9; Никифоров А. И., Сказка, ее бытование и носители, в сб.
«Русские народные сказки», сост. О. И. Капица, Гиз, М. — Л., 1930; Азадовский М.
К., Сказительство и книга, «Язык и литература», т. VIII, Л., 1932; Berendsohn W.
A., Grundformen volkstümlicher Erzählerkunst in den Kinderund
Hausmärchen der Brüder Grimm, Hamburg, 1922; Heyden F.,
Volksmärchen und Volksmärchenerzähler, Hamburg, 1922.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.