Гусевской хрусталь
История
гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов
основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.
Кавалерские
и обычные столы в пригородных дворцах императора, купеческие, мещанские,
помещичьи столы-где только не было мальцовского хрусталя. В середине 19 века
Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях герб России.
Завод выполнял крупные заказы императорского двора, создавал уникальные изделия
для шаха Ирана.
Сейчас
завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские
художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную
выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Мастерство
гусевских умельцев - это искусство глубоко национальное, уходящее своими
корнями в далекое прошлое. Оно впитало в себя многие народные декоративные
мотивы, узорчатое убранство резьбы, простоту форм старинных гончарных изделий,
изящество и законченность памятников архитектуры, талант многочисленных
народных мастеров, из поколения в поколение передающих секреты волшебного
мастерства. К их числу относятся потомственные династии алмазчиков Зубановых,
граверов Травкиных, но творцом художественного стекла является художник.
Высокими международными наградами отмечено творчество художников Е.И. Рогова,
В.А. Филатова, В.С. Муратова, В.В. Корнеева и многих других.
Новое
направление в развитии стекла Гусь-Хрустального резко обозначилось в начале
шестидесятых годов. В это время на завод приехали работать выпускники училища
им. В.И. Мухиной Б. Бычков, С. Пивоваров, В. Филатов, Г. Черноскутов. В стекло
они принесли с собой новые художественные веяния, которые в этот период
коренной ломки эстетических критериев охватывали и другие виды и жанры
искусства. Пришло, наконец, осознание важной роли художественных бытовых
изделий в формировании не только внутреннего мира человека, но и всей внешней
среды его обитания.
В
центр внимания они поставили повышение художественного уровня. Начали с работы
над гладким стеклом, как наиболее массовым и более всего потерявшим
привлекательность. Вскоре вышли первые тиражи, сразу получившие высокую оценку
у покупателей. Это были фужеры, приборы для воды и другие комплекты, заметно
отличавшиеся выразительностью форм и декора. Обогатившись голубым, зеленым,
золотистым, розовым, фиолетовым цветами и различными их полутонами, изделия
стали выглядеть значительно интереснее. Художники активно работали также над
повышением цветности стекла за счет его толщины и пластических свойств.
Другим
важным направлением в творчестве художников Гусь-Хрустального в шестидесятые
годы стали их работы над хрустальными изделиями с алмазной гранью. К тому
времени хрусталь выполнялся все еще в тяжелых старомодных формах, насыщенных
сложным, многословным декором, инертным в переливах света и блеска.
Шестидесятые
годы художники Гусь-Хрустального сделали переломными и в области дешевого и
массового прессованного стекла. Художественную выразительность необходимо было
придать изделиям машинной техники исполнения. В этих условиях в основу изделий
художники заложили формы декора, рассчитанные на сугубо механизированное
воспроизведение.
Многолетние
эксперименты и поиски дали к концу шестидесятых годов значительные результаты.
Стекло не только поднялось на более высокую с тупень художественного развития,
но и приобрело черты определенной стилевой чистоты, свойственной этому виду
материала. Об этом наглядно свидетельствовала первая большая выставка
"Стекло Гусь-Хрустального", организованная в Москве в 1967 году. На
ней было представлено творчество всех художников завода. Наряду с массовыми
образцами, Е. Егоров, В. Филатов, С. Пивоваров, В. Корнеев, В. Муратов, С.
Верин, О. Козлова, Ф. Ибрагимов показали также свои уникальные произведения.
В
начале семидесятых годов коллектив достиг творческой зрелости, стал стабильным.
В него влились молодые художники В. Касаткин, Р. Аксенов. Вскоре все они были
приняты в члены Союза художников.
Вместе
с обретением единого художественного стиля перед мастерами Гусь-Хрустального
открылся путь для широкого проявления индивидуальных художественных устремлений
каждого. Стало возможным обобщить большой этап в развитии творческого
коллектива и опыт его работы как крупного центра художественной промышленности
России.
Творческий
потенциал художников Гусь-Хрустального и сегодня продолжает оставаться очень
высоким. Плодотворно работают все художники. Через осмысление современности постоянно
идет поиск новых художественных решений изделий из стекла. Последние годы
отмечены большим увлечением цветным хрусталем в сочетании с гутной техникой.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/