Реферат по предмету "Транспорт"


Система автосервиса как объект экспертизы

Содержание
 
1. Общаяхарактеристика системы автосервиса
2. Анализавтомобильного парка России
3. Виды иклассификация автотранспортных средств
4. Запасныечасти к автомобилям
5. Общая характеристика услуг станций техническогообслуживания автомобилей6. Законодательно-нормативная базаобъектов и систем автосервиса
Библиографический список
автосервисуслуга станция технический

1. Общаяхарактеристика системы автосервиса
 
Автосервиспредставляет собой отрасль сферы услуг, связанную с оказанием населению и предприятиям различныхсфер экономики разнообразных услуг по продаже автотранспортных средств (АТС) изапасных частей к ним; эксплуатационных и ремонтных материалов и сопутствующихизделий; переоборудованию, техническому обслуживанию и ремонту АТС, их агрегатови систем; заправке АТС топливом и маслами. Одновременно с оказанием техническихуслуг предприятия автосервиса предлагают своим клиентам и бытовые услуги, такиекак продажа продовольственных и непродовольственных товаров, междугородняятелефонная связь, общественное питание, проживание в мотелях и др.
Автосервисвключает в себя несколько систем, обеспечивающих социальную итехнико-экономическую эффективность автомобиля, — торговли, техническойэксплуатации, использования и устранения вредных последствий (система охраныокружающей среды).
В системуторговли входят такие подсистемы как информационная о банке автомобилей изапасных частей, управления запасами, товаропроводящая и др. Систематехнической эксплуатации АТС охватывает информационную подсистему о клиентах идля клиентов; подсистему контроля технического состояния, технического обслуживания,ремонта и тюнинга АТС (производственную подсистему); подсистему управленияматериальными запасами СТОА; подсистему управления качеством и другиеподсистемы. В систему использования автомобиля включены подсистемы обеспеченияавтомобиля расходуемыми материалами и принадлежностями, хранения АТС, их безопасности,обеспечения комфортных бытовых и культурных условий владельцам и пользователямАТС в городе и в дороге и др. Производственная подсистема для поддержания ивосстановления работоспособного и исправного состояния автомобилей включаетнесколько типов предприятия. Их классификация показана на рис.
В первуюгруппу предприятий подсистемы входят автомобильные центры. В автомобильныхцентрах, кроме торговых операций, осуществляются такие виды работ какпредпродажное и гарантийное обслуживание АТС, переоборудование или дооснащениеих дополнительными системами, агрегатами и изделиями; окраска ипротивокоррозионная обработка, а также другие работы на новом автомобиле пожеланию клиента. Для этого, помимо торговых, административных,санитарно-бытовых помещений и помещений или площадок для хранения новых АТС, наданных предприятиях имеются специализированные посты и участки, расположенные впроизводственном корпусе.
Ко второйгруппе предприятий относятся все виды станций технического обслуживания АТС(СТОА), центры диагностики (инструментального контроля) и специализированныемастерские.
На СТОАпредоставляются все виды технических услуг по обслуживанию и ремонту АТС, ихагрегатов и систем. Для реализации этих функций СТОА имеют необходимуюпроизводственную структуру, включающую цеха, участки, посты, вспомогательныепроизводства, энергетическое хозяйство и другие элементы производственно –технической базы.
Станциидиагностики АТС осуществляют проверку соответствия параметров АТС требованиямГОСТов и иных нормативно – технических документов в процессе государственноготехнического осмотра.
Посколькурегулировочные, ремонтные и иные работы по техническому обслуживанию АТС наэтих предприятиях не проводятся, в их производственной структуре имеются толькопосты диагностики или диагностические линии.
Специализированныемастерские относятся к группе особо малых предприятий. Как правило, они неимеют обособленной территории, а помещения предназначены для размещения технологическогооборудования, в ряде случаев в них предусмотрено одно автомобилеместо.
/>
/>Рис.1
Автозаправочныестанции (АЗС) предназначены для заправки транспортных средств (кроме гусеничноготранспорта) нефтепродуктами (топливом и маслами). Традиционно понимается, чтона АЗС автотранспорт заправляется жидким топливом для карбюраторных илидизельных двигателей.
Автозаправочные станции для газового топлива носят названиегазонаполнительных станций (ГНС). В соответствии с классификацией АЗСразделяются на следующие группы: стационарные, передвижные и контейнерные.
Отдельную группу стационарных АЗС составляют АЗС с комплекснымобслуживанием клиентов. На ее территории располагаются: собственно АЗС, блококазания услуг по техническому обслуживанию и ремонту АТС; магазин продажиавтомобильных материалов, запасных частей и принадлежностей, книг, газет ижурналов, продовольственных и промышленных товаров; кафе или буфет;междугородний телефон; а также санитарно-бытовые помещения. САЗС-К могут размещатьсяв населенных пунктах и на автомагистралях или автодорогах вне населенныхпунктов. Номенклатура дополнительных услуг, представляемых клиентам на такихАЗС, и, соответственно, структура предприятия может варьироваться в широкихпределах в зависимости от спроса, технических, коммерческих или иныхвозможностей и других факторов.
2. Анализавтомобильного парка России
Согласноданным ГИБДД на 1 января 2004 года российский автомобильный парк состоял из 33млн. 393 тыс. транспортных средств, 23 млн. 383 тыс. из которых — легковыеавтомобили.
Структура автомобильного парка в зависимости от типаавтомобиля выглядит следующим образом: в целом по России, на долю легковых автомобилейприходится не менее 70% от общей численности автомобильного парка. Долягрузовых автомобилей составляет примерно 13% или 3,51 млн. единиц. Автобусов вРоссии значительно меньше — около 2% от общей численности автомобильного паркаили порядка 0,54 млн. единиц. Примерно 94,4% из этого количества находится всобственности физических лиц и 5,6% — в собственности юридических лиц. Сегментрынка пассажирских перевозок микроавтобусами (так называемыми маршрутнымитакси), контролируют частные предприятия.
На первом месте по-прежнему «классика» – семейство заднеприводных автомобилейВАЗ: 7,6 млн. штук (32,5% парка). На втором идут иномарки: их в России ужепочти 4,3 млн. шт. (18,3% от общего числа). На третьем – автомобили «восьмого»семейства АвтоВАЗа – 2,4 млн. (10,4% парка). На четвертом месте –заднеприводные «Москвичи» (408, 412, 2140 и т. д.), собранные когда-то на АЗЛКи «Ижавто» в количестве 1,9 млн. штук. Пятое место занимают «Волги» (1,6 млн.),далее идут «Запорожцы» и «Таврии» – 1,1 млн., за ними «уходящая» «Нива»ВАЗ-2121 и ее модификации – 910 тыс. Современные автомобили «десятого»семейства пока на восьмом месте: их около 860 тыс. (3,7% парка). Ну а далее всписке – чуть больше 680 тысяч вездеходов от УАЗа, 450 тыс. «Москвичей-2141» ипочти 320 тыс. автомобилей «Ока».
Общая динамика изменения и прогноз развития легковогоавтопарка России представлена в таблице
Возрастная картина легкового автопарка в различныхрегионах России представлена в таблице 2.
Хорошо просматривается основная тенденция: сувеличением возраста растет относительная доля возрастной группы в автомобильномпарке./…/ Полученные данные позволяют говорить о том, что достаточно старых автомобилейв стране более чем в два раза больше, чем относительно новых. Однако, какпоказывают данные о возрастной структуре парка автомобилей в РФ, ситуацияпостепенно меняется к лучшему, но очень медленными темпами. По сравнению с 1999годом растет доля относительно новых машин и сокращается доля наиболее старых,но эти изменения незначительны и находятся в пределах 1%.
На 49,9% российский легковой автопарк (11 660 тыс.шт.)состоит из транспортных средств, со сроком эксплуатации более 10 лет, ещепримерно 30,5% (7 137 тыс.шт.) имеют возраст от 5 до 10 лет, и только 19,6% (4586 тыс.шт.) автомобилей моложе 5 лет. При этом на протяжении последних 5 летроссийский автопарк имеет тенденцию к старению.
Доля автомобилей старше 10 лет за последние 5 летвыросла на 2,5% и вплотную приблизилась к отметке в 50%.
Прирост парказа 2003 год составил 914,7 тысяч автомобилей, что соответствует 4,1%. Это на300 тысяч меньше, чем в 2002-м году, хотя количество продаж новых автомобилейна российском рынке осталось на прежнем уровне. Уменьшение прироста паркасвязано с установлением нового порядка уплаты налога на транспортные средства ивведением обязательной страховки, что заставляет владельцев старой«рухляди» снимать ее с учета.
Так, запрошедший год российский легковой автопарк стал меньше на 172,4 тысячиразличных моделей «Москвичей» и 111,7 тысяч «Запорожцев».
Таблица 1. Общая динамика изменения и прогноз развитиялегкового автопарка РоссииВесь автопарк России. Данные по России.   Отечественые Иномарки Итого
%
отечеств.
%
иномарок 2000 17 334 000 3 019 000 20 353 000 85% 15% 2001 18 205 000 3 242 000 21 447 000 85% 15% 2002 18 353 750 3 481 500 21 835 250 84% 16% 2003 18 502 500 3 721 000 22 223 500 83% 17% 2004 18 651 250 3 960 500 23 383000 82% 18% 2005 18 800 000 4 200 000 24 400 000 82% 18% 2006 19 840 000 4 560 000 25 800 000 81% 19% 2007 20 880 000 4 920 000 27 200 000 81% 19% 2008 21 920 000 5 280 000 28 200 000 81% 19% 2009 22 960 000 5 640 000 30 600 000 80% 20% 2010 24 000 000 6 000 000 35 000 000 80% 20%
Таблица 2. Прогноз количества единиц автотранспортаразличных возрастных групп в регионах РФ на начало 2004 года Регион Количество автомобилей различных возрастных групп, ед. до 5 лет от 5 до 10 лет старше 10 лет г. Москва 743990 1030140 1087370 Московская область 289275 440800 647425 г. Санкт-Петербург и Ленинградская область 257097 391767 575409 г. Самара и Самарская область 156455 229908 348168 г. Екатеринбург и Свердловская область 137354 209301 307411 г. Нижний Новгород иНижегородская область 92768 141360 207623 Ростовская область 179653 273756 402080 Республика Татарстан 39460 212510 312125
Кроме того,согласно данным отдела аналитики LADA ON LINE, основанных на расчетах междупродажами автомобилей и приростом парка, за прошедший год было снято с учетапримерно 125 тысяч классических моделей «Жигулей», около 40 тысяч«Самар», и примерно по 15-25 тысяч «Волг», «УАЗов»и «Ижей». Кроме того, около 40-50 тысяч из 4-х миллионннного паркаиномарок также вышло из строя, и соответственно, было снято с учета. Всего, приобщих продажах, и, соответственно, постановки их на учет за год 1 млн. 470тысяч новых легковых автомобилей (включая ввезенные в страну б/у иномарки),примерно 550 тысяч автомобилей было снято с учета. Как уже говорилось выше, этосвязано с новыми порядками содержания в собственности транспортных средства,которые «заставляют» владельцев избавляться от своих совсем старыхавтомобилей.
В настоящеевремя в России зарегистрировано 15,5 миллиона легковых автомобилейотечественного производства. Это 78% всего российского парка легковыхавтомобилей.
Доляотечественных автомобилей в автопарках различных регионов России неодинакова.Причем количество отечественных «легковушек» в каждом конкретномрегионе различно и может варьироваться от полутора миллионов машин, как,например, в Москве и Московской области, до полутора тысяч — в Чукотскомавтономном округе. В «среднестатистическом» российском регионе научете в ГИБДД стоит около 300 тыс. отечественных легковых автомобилей. Количествороссийских автомобилей, зарегистрированных в 25 крупнейших по уровню«автомобилизации» регионах страны, представлено диаграммой на рисунке2.
Структураавтопарка по маркам и моделям автомобилей также имеет свою региональнуюспецифику. По доле иномарок, помимо Приморского края и Москвы, лидируютпограничные области, например, Ленинградская и Калининградская. Наибольшейпопулярностью российские автомобили пользуются в двух регионах: Волго-Вятском ина Северном Кавказе. Так, в Самарской области на долю продукции АвтоВАЗа приходитсяоколо 70% состоящих на учете машин. В Нижегородской области доля продукции ОАО«ГАЗ» почти в два раза выше общероссийской. Популярностьотечественных машин в Поволжье объясняется тем, что именно там сконцентрированоих основное производство. Что обуславливает, в свою очередь, более низкийуровень цен и постоянное наличие в розничной продаже недорогих и качественныхзапасных частей.
/>
Рис. 2
Менее всегораспространены отечественные автомобили на Дальнем Востоке (в Приморском крае –они составляют около 23% всего парка) и в Калининградской области. Большинствореспублик Северного Кавказа не входят, если судить по основным показателямсоциально-экономического развития, в число «зажиточных» регионов РФ,кроме того, они расположены достаточно далеко от основных каналов ввозаимпортных автомобилей и поставок запасных частей к ним. Эти факторы,по-видимому, и влияют, главным образом, на популярность российских автомобилейв этих регионах. В Ингушетии, например, отечественные машины составляли неменее 96% всего республиканского автопарка. Темпы прироста парка отечественныхавтомобилей в России составляют ежегодно, в среднем, 5,1%. При этоммаксимальные темпы роста зафиксированы у переднеприводных автомобилей ВАЗ(14,3% в год), а наименьшие — у заднеприводных моделей ВАЗ (3,5%). Минимальныетемпы роста у парка автомобилей марки «Москвич» (в 2000 году — 1,8%).Однако, следует отметить, что доля автомобилей марок ЗАЗ и «Москвич»постепенно сокращается – происходит естественная убыль при почти полномотсутствии прироста, в связи с сокращением объемов производства автомобилейэтих марок. Таким образом, несмотря на то, что сегодня российский паркотечественных автомобилей почти на 50% состоит из заднеприводных автомобилейВАЗ, доля этих машин на рынке также сокращается за счет увеличения количества переднеприводныхмоделей ВАЗ и, в меньшей степени, за счет роста доли автомобилей ГАЗ.Характерной особенностью развития автомобильного парка России, большинства еерегионов и городов с населением 200 тыс. чел. и более в последние 5 летявляется его насыщение автомобилями семейства «Газель», «Соболь» и «Баргузин»производства ГАЗ. Сегодня автомобили «Газель» полностью заняли нишу маршрутныхтакси. Автомобили «Соболь» и «Баргузин» занимают лидирующее положение вавтопарке малых и средних предприятий бизнеса, а также в предприятиях иучреждениях, где перевозки грузов и пассажиров осуществляются небольшимипартиями.
3. Виды иклассификация автотранспортных средств
В нормативных документах показатели эксплуатационных свойств транспортныхсредств определяются в соответствии с их классификацией. Различаютклассификацию транспортных средств, разработанную Комитетом по внутреннемутранспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций(ЕЭК ООН) и Российскую классификацию по ГОСТ 22895 – 77. Каждойклассификационной группе соответствует своя характеристика (таблица 3).
Таблица 3. Классификационные группы автотранспортных средствКатегория АТС Характеристика категорий АТС По документам ЕЭК ООН По ГОСТ 22895 — 77 1 2 3
М
М1
 Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров (пассажирские и грузопассажирские автомобили, их модификации, автобусы, пассажирские автопоезда).
То же, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя.
М2  Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения. Максимальная масса АТС этой категории не превышает 5 тонн.  То же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя, и полную массу до 5 тонн.
М3  Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения. Максимальная масса АТС этой категории превышает 5 тонн. То же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя, и полную массу свыше 5 тонн. N  Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.  АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов (грузовые автомобили, автомобили – тягачи, а также их шасси со смонтированными на них установками, т.е. специальные автомобили).
N1  Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны.  То же, с полной массой до 3,5 тонн.
N2  Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонн, но не превышает 12 тонн.  То же, с полной массой свыше 3,5 до 12 тонн.
N3  Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 тонн.  То же, с полной массой более 12 тонн.
О
(О1–О4)  Прицепы, включая полуприцепы.  АТС без двигателя (прицепы и полуприцепы) /> /> /> />
В категорию М1входят легковые автомобили, которые могут быть разделены на отдельные группы взависимости от выбранного критерия классификации – одного какого-либо свойстваили характеристики. Пример такой классификации по некоторым свойствам и характеристикамдан в таблице 4.Таблица 4. Классификация легковых автомобилей пофункциональным и конструктивным характеристикам
Свойство,
характеристика Классификационная группа автомобилей Тип автомобиля 1 2 3 Приспособленность к работе в различных дорожных условиях  Нормальной проходимости С приводом на колеса одной оси 2. Повышенной проходимости (внедорожники) Полноприводные Тип, конструкция кузова  С закрытым кузовом Лимузин, седан, купе, универсал, хетчбек, минивэн 2. С открытым и открывающимся кузовом Фаэтон, родстер 3. С закрытой кабиной и грузовым кузовом Пикап Число функциональных объемов  С кузовом, разделенным на три объема (моторный отсек, пассажирский салон, багажный отсек) Лимузин, седан, фаэтон, пикап 2. С кузовом, имеющим два раздельных объема (моторный отсек, отсек для размещения пассажиров и багажа Купе, универсал, хетчбек, родстер 3. С одно объемным кузовом без выделения функциональных отсеков Минивэн Рабочий объем двигателя  Особо малого класса С объемом двигателя до 1,1999 л 2. Малого класса С объемом двигателя от 2,0 до 1,799 л 3. Среднего класса С объемом двигателя от 1,8 до 3,499 л 4. Большого класса С объемом двигателя свыше 3,5 л 5. Высшего класса С ненормированным объемом двигателя Тип двигателя  С бензиновым двигателем  С карбюраторным двигателем 2. С инжекторным двигателем 2. С двигателем, работающим на солярке С дизельным двигателем 3. С двигателем, работающим на газообразном топливе Газобаллонные автомобили 4. С электродвигателем 4. С аккумуляторами, заряжаемыми от электрической сети 4.2. С питанием от солнечной энергии 5. С обращаемым или комбинированным двигателем 5. Автомобили с двигателем, работающим как на бензине, так и на газообразном топливе 5.2. Автомобили, имеющие два двигателя (двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель)
 
4.Запасные части к автомобилям
 
Кавтомобильным запасным частям (или иначе запчастям) относятся новые иливосстановленные части машины, предназначенные для замены таких же изношенныхили неисправных частей. В номенклатуру запчастей включаются следующие видыизделий: детали и сборочные единицы, специально сконструированные для данной моделимашины; детали и сборочные единицы, унифицированные с другими автомобилямиодного или разных модельных рядов; стандартные крепежные изделия, а такжестандартные и комплектующие изделия – подшипники, сальники, свечи зажигания,приборы, ремни и др.
Автозаводы –продуценты автомобилей, часть деталей и агрегатов изготавливают сами, остальныеполучают по кооперации с других заводов, которые являются основнымипоставщиками. Заботясь о необходимости обеспечения технического обслуживания иремонта своей продукции, купленной населением и предприятиями, определеннуюдолю выпуска деталей, сборочных единиц, агрегатов и иных изделий продуцентыавтомобилей и их основные поставщики выпускают на рынок запасных частей. Такиезапчасти называются «оригинальными». Оригинальные запчасти, имеющие торговуюмарку автомобильной фирмы, должны реализоваться исключительно через ее товаропроводящуюи сервисную (дилерскую) сети, однако на Российском рынке этими изделиямиторгуют и крупные оптовики, закупающие запчасти у продуцента, и посредники имагазины розничной торговли, являющиеся самостоятельными предприятиями. В то жевремя рынок запасных частей заполнен запчастями, изготовленными множеством иныхпредприятий — не основных поставщиков. Их продукция относится к «неоригинальнымзапчастям». Качество неоригинальных запчастей не контролируется основными продуцентамиавтомобилей и их субпоставщиками, поэтому на рынке можно встретить запчасти какочень высокого, так и весьма низкого качества.
Для правильного выбора необходимойпокупателю или продавцу запчасти служат каталоги. Каталог запчастей – этоперечень деталей и сборочных единиц, составленный в определенном порядке. Покаталогу устанавливается номер запчасти и место ее расположения в автомобилеили его составной части (двигателе, подвеске, коробке передач и т.п.).
Детали и сборочные единицы автомобилей,выпущенных в СССР, странах СНГ, включая Россию, в каталогах нумеруются всоответствии с отраслевыми стандартами и утвержденными правилами. Каталогидеталей и сборочных единиц (узлов) составлены на основе конструкторской документациии включают следующие разделы:
-        техническая характеристика модели(модельного ряда) автомобиля;
-        правила пользования каталогом;
-        указатель групп и подгруппдеталей и сборочных единиц;
-        иллюстрации составных частейавтомобиля (агрегатов, систем, кузова и др.);
-        сборочные единицы и деталиавтомобиля;
-        нормализованные детали;
-        покупные детали;
-        сборочные единицы и деталимодификаций базовой модели автомобиля.
Номера сборочных единиц и деталейобозначены по единой семизначной системе кодирования, действующей на всехавтозаводах России и стран СНГ. По этой системе кодирования структура номераимеет вид:
ХХХХ – ХХХХХХХ
Первые четыре цифры перед дефисомобозначают модель автомобиля, семь цифр после дефиса – номер детали илисборочной единицы. Номер, заканчивающийся на «0», присваивается сборочнойединице. В структуре номера первые две цифры обозначают группу деталей(сборочных единиц), вторые две цифры – подгруппу деталей (сборочных единиц),последние три цифры соответствуют порядковому номеру детали или сборочнойединицы
Пример
Расшифровать каталожный номер запчасти– 1111 – 3501010.
1111 – код модели автомобиля «Ока».
35 – код группы «Тормоза».
01 – код подгруппы «Тормоза рабочиепередние».
010 – порядковый номер сборочной единицы«Тормоз правый в сборе».
Если в конценомера через дефис добавлена буква или буква и цифра, то это значит, что вконструкцию детали или сборочной единицы внесены изменения.
Буквы А, А1,А2 обозначают, что конструкция детали изменена три раза, при этом сохраняетсявзаимозаменяемость деталей всех вариантов между собой и с базовой деталью.
Буквы Б, Б1,БА2 обозначают, что конструкция детали изменена три раза, при этом сохраняетсявзаимозаменяемость деталей всех вариантов Б между собой, но не сохраняетсявзаимозаменяемость с базовой деталью или с деталями, имеющими модификацию А, А1,А2.Наряду с буквенным обозначением измененных конструктивнодеталей используется и цифровая индексация, которая ставится вместо буквенной:
01 – первый взаимозаменяемый вариант,
02 –второйвзаимозаменяемый вариант и т.д. до 09,
10 — первыйневзаимозаменяемый вариант,
11 — первыйвзаимозаменяемый вариант невзаимозаменяемого варианта 10 и т.д. до 19,
20 — второйвзаимозаменяемый вариант,
21 — первыйвзаимозаменяемый вариант невзаимозаменяемого варианта 20 и т.д. до 29.
Детали исборочные единицы заводов субпоставщиков даются с обозначениемзавода-изготовителя.
В каталогевсе детали и сборочные единицы сгруппированы по функциональному иконструктивному признакам. Каждая деталь и сборочная единица представлены нарисунках группы и подгруппы во взаиморасположении, соответствующем их сборке вавтомобиле, его агрегате или системе с указанием позиций и обозначения.
Часть деталей в каталоге комплектуетсяспециально для реализации в качестве запчастей, например, комплекты поршневыхколец, шатунных и коренных вкладышей, ремонтный набор бензонасоса и т.д.
Кодирование оригинальных запасных частейдля автомобилей иностранных фирм производится по таким же правилам, что и в России,однако номера неоригинальных запчастей, проставленные на изделиях, могут несовпадать с каталожными номерами таких же деталей. Это связано с тем, что заводы-изготовителитакой продукции присваивают изделиям технологические номера, не предназначенныедля использования в торговой сети.
 
5. Общая характеристика услуг станцийтехнического обслуживания автомобилей
 
Услуга – эторезультат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а такжесобственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностейпотребителя. Применительно к системе автосервиса в узком понимании слова«услуга автосервиса» – деятельность работников станции техническогообслуживания автомобилей, технического центра или автомастерской, направленнаяна удовлетворение потребностей автовладельцев в поддержании и восстановленииисправности и работоспособности автомобиля. Услуги автосервиса, оказываемые наСТОА, включают в себя две составные части – обслуживание владельца автомобиля ивыполнение технических работ по обслуживанию и ремонту автомобиля.
Номенклатураэтих работ многообразна. В зависимости от конкретных целей и задач они могутбыть объединены в отдельные группы:
-        предпродажнаяподготовка автомобилей (выполняется в дилерских центрах, а также на тех СТОА,которые имеют салон-магазины по продаже новых или комиссионых автомобилей);
-        гарантийноеобслуживание автомобилей;
-        послегарантийноеобслуживание автомобилей;
-        ремонтавтомобилей и их составных частей;
-        усовершенствованиеконструкции или внешнего вида автомобиля, установка нового оборудования исистем.
Номенклатураработ по предпродажной подготовке автомобиля устанавливаетсязаводом-изготовителем на весь модельный ряд выпускаемых автомобилей. В этиработы входят осмотровые, проверка функционирования, проверка и подтяжкакрепежных соединений, расконсервация и, при необходимости, смазочно-заправочныеоперации и др.
Гарантийное обслуживание автомобилей включает в себя регламентные работыпо техническому обслуживанию и устранение заводских дефектов (гарантийный ремонт).Регламентное техническое обслуживание производится в соответствии с сервиснойкнижкой и включает такие виды работ как контрольно-регулировочные, смазочно-заправочныеи контрольно-крепежные
Послегарантийноетехническое обслуживание (ТО) автомобилей представляет собой комплекс работ,направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержаниеавтомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной иэкологичной их эксплуатации. Техническое обслуживание включает следующие видыработ: контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные,электротехнические, работы по системе питания, заправочные, смазочные и другие.
Попериодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО легковыхавтомобилей, проводимые на СТОА, подразделяются на следующие виды:периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО).
ТОпредусматривает выполнение определенного объема, работ через установленныйэксплуатационный пробег автомобиля. В соответствии с нормативами ТО легковыхавтомобилей различают ТО-1 и ТО-2.
ТО-1проводится через установленный заводом-изготовителем автомобиля определенныйпробег для выполнения следующих работ:
-        контрольно-диагностических– проверка действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективностьторможения, действия стояночной тормозной системы, тормозного привода, проверкасоединений в рулевом приводе, состояния шин, приборов освещения и сигнализации;
-        осмотровых– осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков; действия дверных механизмов,стеклоочистителей, зеркал заднего вида; герметичности соединений систем смазочной,охлаждения и гидравлического привода включения сцепления; резиновых защитныхчехлов на приводах и шарниров рулевых тяг; величины свободного хода педалисцепления и тормоза; натяжения ремня вентилятора; уровней тормозной жидкости вбачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления; пружин ирычагов в передней подвеске, штанг и стоек стабилизатора поперечнойустойчивости.
-        крепежных– подтяжка крепежных деталей крепления двигателя к кузову, коробки передач иудлинителя, картера рулевого механизма и рулевой сошки, рулевого колеса ирулевых тяг, поворотных рычагов, соединительных фланцев карданного вала, дисковколес, приборов, трубопроводов и шлангов смазочной системы и системыохлаждения, тормозных механизмов и гидравлического привода выключениясцепления, приемной трубы глушителя;
-        регулировочных– регулировка свободного хода педали сцепления и тормоза, действия рабочей истояночной тормозных систем, свободного хода рулевого колеса и зазора в соединенияхрулевого привода, натяжение ремня вентилятора и генератора; доведение до нормыдавления воздуха в шинах и уровней тормозной жидкости в питательных бачкахглавного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления.
При ТО-1также очищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность ихсоединений; аккумуляторную батарею; проверяют крепление, надежность контактанаконечников проводов с клеммами и уровень электролита в каждой из банок аккумулятора;изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и реле-регулятора,проверяют крепление стартера, катушки зажигания.
ТО-2 проводится с периодичностью, установленной заводом-изготовителемавтомобиля. Перед выполнением ТО-2 или в процессе его целесообразно проводитьуглубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобилядля установления их технического состояния, определения характеранеисправностей, их причин, а также возможности дальнейшей эксплуатации данногоагрегата, узла и системы.
Кроме того,необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес;эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов;балансировку колес; работу системы зажигания; установку и действие фар;состояние тормозного привода, радиатора, резиновых подушек подвески двигателя.
При ТО-2кроме объема работ по ТО-1 выполняют ряд дополнительных операций:
-        закреплениерадиатора; головки блока цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головкиблока цилиндров; впускного и выпускного трубопроводов; крышки блока распределительныхзубчатых колес; корпусов фильтров очистки масла, поддона масляного картерадвигателя, картера сцепления; амортизаторов, топливного бака, глушителя, крышкиредуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, замков и ручек дверей;
-        подтяжкугаек крепления фланца к ведущей шестерне главной передачи заднего моста ишарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;
-        регулировкуусилия поворота рулевого колеса, тепловых зазоров клапанов, натяжение цепипривода механизма газораспределения двигателя, зазора между тормознымиколодками и дисками колес, зазора в подшипниках ступиц передних колес.
При ТО-2проверяют также состояние лакокрасочного покрытия автомобиля, замков и петелькапота, крышки багажника и дверей; работу омывателя ветрового стекла, системыотопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла.
При обслуживании системы электрооборудования производят следующее:снимают батарею с автомобиля и проверяют степень заряда, проверяют состояниещеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора; регулируютнатяжение пружин якорей; снимают свечи зажигания и проверяют их состояние,очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами; снимаютпрерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность отгрязи и масла, проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними,смазывают вал прерывателя-распределителя; проверяют состояние проводов низкогои высокого напряжения и регулируют действие приборов освещения и сигнализации.
СО –предусматривает выполнение ТО и дополнительных операций по подготовкеавтомобиля к зимней или летней эксплуатации согласно рекомендациямзаводов-изготовителей.
Притехническом обслуживании автомобилей на СТОА особое внимание уделяютнеисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этомобязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления деталей,узлов, агрегатов и систем:
Ремонтомназывается комплекс работ по устранению возникших неисправностей ивосстановление работоспособности автомобиля в целом или агрегата. Различат двавида ремонта – текущий (ТР) и капитальный (КР). Различие в этих видах ремонтазаключается в глубине разборки объекта ремонта и объеме технологическоговоздействия
Ремонтавтомобилей на СТОА осуществляется по заявкам их владельцев. При ТР и КРвыполняют разборочно-сборочные, сварочно-жестяницкие, электротехнические,окрасочные и слесарно-механические работы.
Разборочно-сборочныеработы включают снятие и установку дверей, отдельных панелей или частей кузова,механизмов, стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова дляремонта его деталей осуществляют в объеме, необходимом для обеспечения качественноговыполнения всех ремонтных операций.
Сварочно-жестяницкиеи арматурно-кузовные работы включают операции по правке и сварке деталей кузоваи его механизмов, а также изготовление необходимых для ремонта элементов кузовапанелей, вставок, заплат, косынок и др.
Правочныеработы в зависимости от характера повреждений заключаются в устранениинеровностей на деформированных поверхностях, а также в исправлении искаженийгеометрических размеров кузова, т.е. перекосов кузова.
Сварочныеработы являются неотъемлемой частью жестяницко-рихтовочных работ. Почти всеремонтные операции требуют применения сварки в том или ином объеме.
Окрасочныеработы предназначены для восстановления лакокрасочного покрытия кузова соснятием старого лакокрасочного покрытия, подкраски местных повреждений, окраскиотдельных деталей кузова и нанесения различного вида защитных слоев.
Общийтехнологический процесс окраски включает подготовку поверхности под окраску,грунтование, шпатлевание, шлифование, нанесение промежуточных и внешних слоевпокрытия, последующую сушку окрашенных поверхностей.
При ТРэлектрооборудования выполняют разборку приборов и агрегатов на отдельныесборочные единицы и детали; контроль и выявление дефектов деталей; заменунегодных деталей; зачистку и проточку коллекторов электродвигателей;восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек;напайку наконечников проводов; сборку и испытание электрооборудования на специализированныхстендах.
Длякачественного выполнения ТО и ТР СТО оснащается необходимыми постами,устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, техническойдокументацией.6.Законодательно-нормативная база объектов и систем автосервиса
В связи с переходом российской экономики в русло общемировой рыночнойэкономики законодательно-нормативная база системы автосервиса, как и всей сферыуслуг, находится в стадии становления и перспективного развития. На сегодняшнийдень в соответствии с государственной системой стандартизации (ГСС) имеет месторазветвленная структура фонда нормативных документов, действующих в сфереуслуг. Общая структура фонда нормативных документов показана на рисунке 3.
Кмеждународным нормативно-правовым и нормативно-техническим актам относятся:
-        РекомендацииООН (например, по перевозке опасных грузов),
-        Конвенции(например, о дорожном движении),
-        ПравилаЕЭК ООН,
-        ДирективыЕЭС идр.
Так, Правилами ЕЭК ООН утверждены «Единообразные предписания», касающиесяразличных аспектов эксплуатационных свойств и конструктивных параметровавтотранспортных средств (АТС), таких как требования к системам освещения,системам пассивной безопасности, выбросам загрязняющих веществ и др.
Например, дляновых автомобилей класса М1 (легковые АТС) введены следующие нормы выбросатоксичных веществ в составе отработанных газов (таблица 5).
/>
Таблица 5. Нормативы ПДВ токсичных веществ для легковых автомобилей сбензиновыми и дизельными двигателями, принятые в ЕЭС.Нормативный документ
Год
введения
Концентрация, мг/м3 Сажа — частицы
NOX
CXHY CO
Евро 1* 1993 — / 0,14
0,97 / 0,97** 2,72 / 2,72 Евро 2 1996 — / 0,08
0,5 / 0,67** 2,2 / 1,0 Евро 3 2000 — / 0,05 0,14 / 0,5 0,17 / 0,06 1,5 / 0,6 Евро 4 2005 — / 0,025 0,07 / 0,25 0,08 / 0,05 0,7 / 0,47
Примечания: * — В России введено с 1999 года. ** — (NOX + CXHY). В числителе – для бензиновых, в знаменателе – для дизельных
Кзаконодательным актам РФ на услуги, оговаривающим права и обязанностиисполнителя и потребителя услуг, а также содержащие обязательные требованиякачества, относятся ГК РФ, ФЗ: «О защите прав потребителей», «О безопасностидорожного движения», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» идр.
Подзаконныенормативно-правовые акты охватывают:
-        Постановленияправительства РФ и утвержденные ими «Правила» и «Положения», такие, например,как «Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонтуавтомототранспортных средств», «Положение о проведении государственноготехнического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВДРФ», «Правила бытового обслуживания населения РФ» и др.,
-        приказыи постановления отдельных министерств и ведомств РФ, например, «Требования пообеспечению безопасности автобусных перевозок в РФ» – приказ МВД РФ и др.
Рынок услугпредставлен значительным числом видом деятельности, способных удовлетворятьлюбые запросы потребителей. По своей направленности эти услуги могут иметьпроизводственный и социально-культурный характер, и для них присущи всепризнаки услуг: на них влияют условия обслуживания, они носят личностный характер,их нельзя транспортировать и т.д. Существует множество вариантов классификацииуслуг, например, по степени потребительской ориентации, по трудоемкости, по стоимости.
Сегодня напредприятиях сферы бытовых услуг действует общероссийский классификатор услугнаселению ОК 002 – 93. Классификатор построен по иерархическому методуклассификации. Уровни иерархии услуг в классификаторе ОК–002-93 показаны нарисунке 4.
Классификатор услуг населению является основой для создания нормативнойбазы, определяющей качество услуги на всех этапах ее формирования.
Согласноклассификации ИСО/МЭК имеются следующие виды стандартов:
-        основополагающийстандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящиеположения для определенной области;
-        терминологическийстандарт, в котором объектом стандартизации являются термины;
-        стандартна методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различныхиспытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор проб и др.);
-        стандартна продукцию содержит требования к продукции, которые обеспечивают соответствиепродукции ее назначению. Различают неполный стандарт, содержащий только частьтребований к продукции, например, только к параметрам качества и полныйстандарт, который содержит не только все требования к продукции, но и правилаили методы испытаний, отбора проб и т.п., например, ГОСТ Р 51709 – 2001 – «Автотранспортные средства.Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»;
-        стандартна процесс, стандарт на услугу — нормативные документы, в которых объектомстандартизации выступают соответственно процесс или услуга, например, ГОСТ25478 – 91 – «Положениео техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильноготранспорта»;
-        стандартна совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта вцелом, а также его отдельных частей. Такой стандарт разрабатывается также насистему в целом, например, на систему сигнализации.
Государственныестандарты (ГОСТ Р) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, потребности вкоторых носят межотраслевой характер. В государственных стандартах содержатсякак обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так ирекомедательные.
Потребительские(эксплуатационные) требования и методы их контроля признаются обязательными,если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителяили исполнителя услуг.
/>
Рис. 4
/>Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываютсяприменительно к продукции, работам, процессам, услугам в определенной отраслиэкономики. Их требования не должны противоречить ГОСТ Р.
Стандартыпредприятий (СТП) разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектамистандартизации явлются составляющие элементы организации и управленияпроизводством.
Техническиеусловия (ТУ) разрабатывается предприятием на собственную продукцию или услуги втом случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.
Всоответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к технической, а не нормативной документации. Вто же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, еслина них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции или услуг.
Кромеперечисленных нормативных документов на предприятиях используется рядтехнических документов, которые носят характер нормативных актов. К нимотносят:
-        РД –руководящий документ, например, РД 37.00613 – 97 – «Шаровые шарнирыавтотранспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний»;
-        РТМ– руководящие технические материалы, например, РТМ 37.00027 – 88 – «приемкалегковых автомобилей станциями технического обслуживания. Общие положения»;
-        РТ,РК – руководство по текущему, капитальному ремонту,
-        Р –руководство по эксплуатации, например, Р 3112199 – 0306 – 89 «Руководство поэксплуатации легкового индивидуального автотранспорта, переоборудованного дляработы на сжиженном нефтяном газе» и др.

Библиографическийсписок
1. Стандартизация исертификация в сфере услуг [Текст]: учебн. пособие для вузов/под ред.А.В.Ракова. – М.: Мастерство, 2010. – 208 с
2. Коммерческоетовароведение и экспертиза[Текст]: учебн. пособие для вузов/Г.А.Васильев [идр.]; отв. ред. Г.А.Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2008. – 135 с.
3. Товарнаяэкспертиза [Текст]: учебник для вузов / Н.М.Чечеткина, Т.И. Путилина, В.В.Горбунева. – Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 512 с.
4. Кравец, В.Н.Законодательные и потребительские требования к автомобилям [Текст]/ В.Н. Кравец,Е.В. Горынин.– Н.Новгород, 2009. – 176 с.
5. Мороз, С.М. Комментарий к ГОСТ Р 51709 – 2001«Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию и методампроверки» [Текст]/ С.М. Мороз.- М.: Транспорт, 2008.-240с.
6. Хазаров, А.М.Диагностирование легковых автомобилей на станциях технического обслуживания[Текст]: учеб. пособие для вузов / А.М. Хазаров, А.М. Кривенко Е.И.– М.: Высшаяшкола, 2007. – 146 с.
7. Андрианов, Ю.В.Оценка автотранспортных средств [Текст]/ Ю.В. Андрианов.– М.: Дело, 2008. – 488с.
8. Бешелев, С.Д. Математико-статистическиеметоды экспертных оценок [Текст]/ С.Д. Бешелев, Гурвич С.Ф. – М.: Высшая школа2010. – 364 с.
9. Марков, О.Д.Автосервис. Рынок — автомобиль – клиент [Текст]/ О.Д.Марков. – М.: Транспорт,2009. — 270 с.
10. Надежность машин [Текст]:учебн. пособие для машиностр. спец. вузов/ Д.Н.Решетов [и др.]; под общ. ред.Д.Н.Решетова. – М.: Высш. шк., 2008. – 238 с.
11. Голубков, Е.П.Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст]: учебник/Е.П.Голубков. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Финпресс, 2010. – 496 с.
12. Ротенберг, Р.В.Основы надежности системы водитель – автомобиль – дорога – среда [Текст]/ Р.В.Ротенберг.– М.: Машиностроение, 2007. – 216 с.
13. Волгин, В.В.Справочник по диагностике неисправностей автомобиля [Текст]/ В.В.Волгин. – М.:Транспорт, 2009. — 140с.
14. Волгин, В.В.Инструментальный контроль [Текст]/ В.В. Волгин. — М.: Транспорт, 2009. — 95с.
15. Волгин, В.В.Автосервис и права потребителей [Текст]/ В.В. Волгин.– М.: Изд.-торг. Корпорация«Дашков и Ко», 2008. –160 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Консалтинговая поддержка бизнеса
Реферат Закон о форме правления Швеции 1772 года
Реферат Проблема движения в античной философии и логические векторы ее решения
Реферат История родов (Угроза выкидыша)
Реферат Образование и основные этапы развития государственности в Спарте
Реферат Общество, культура и образование Албании
Реферат Иммуностимулирующая терапия
Реферат Участок восстановления и дистилляции четыреххлористого титана
Реферат Життя людини як об’єкт кримінально-правової охорони
Реферат Grupes efektyvumo veiksniai
Реферат Автоматно графовая формальная модель композитного документооборота
Реферат Argument Paper On Immigration Essay Research Paper
Реферат А рис 1 схематически показано принципиальное устройство генератора переменного тока с тремя обмотками
Реферат Разделение властей 2
Реферат Бизнес план фирмы Компьютер сервис