Реферат по предмету "Культура и искусство"


Мария Магдалина. Популярные сюжеты

Мария
Магдалина. Популярные сюжеты

Смирнов
В. Л.



Мария
Магдалина — одна из самых почитаемых святых в католическом мире. В молодости
она была одержима бесами и вела распутную жизнь. Иисус Христос, будучи в
Капернауме и его окрестностях, по обыкновению своему учил народ; исцелял
больных и увечных; изгонял бесов из одержимых разными душевными недугами и
изгнал семь бесов из Марии Магдалины, которая была родом из небольшого,
расположенного близ Капернаума г. Магдалы (отсюда и прозвище её — Магдалина).
Благодарная Христу за исцеление, она вместе с апостолами и группой местных
жителей стала сопровождать Его, слушать Его проповеди. Проникнувшись учением
Божественного Учителя, она в горьком и страстном покаянии отреклась от прежней
дурной жизни и скоро сделалась преданнейшей ученицей Иисуса Христа.

Западноевропейские
художники изображали эту святую чаще всего во многофигурных композициях,
посвящённых Страстям Господним: в сценах "Снятие с креста",
"Оплакивание", "Положение во гроб". Мы видим там, как она
скорбит у ног умершего Спасителя, на некоторых картинах — в скорби приникает
губами к ногам Его. Так она изображена на знаменитом, полном трагизма
"Оплакивании" Хусепе Риберы. Изображали Марию Магдалину также в
картинах на тему "Святое собеседование". Эти картины представляют
собой Мадонну с младенцем, сидящую на троне, по левую и правую сторону которого
стоят святые.

Во
всех названных композициях художники показывают нам Марию Магдалину как
страстно верующую, глубоко убеждённую в истине Учения своего Божественного
Учителя и преданную Ему ученицу, которая, как известно, по окончании земного
пути Спасителя явила неколебимую твёрдость веры и мужество при распространении Евангелия
среди язычников, за что не только причислена церковью к лику святых, но и
именуется равноапостольной.

Но
наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, поучительный образ кающейся
Марии Магдалины, ибо тут нам показан источник, начало и путь духовного
обновления человека, его самосовершенствования.

Многие
прославленные художники изображали Марию Магдалину в тот момент, когда она,
уединившись, с покаянной молитвой обращается к Богу. Такой предстаёт она перед
нами на полотнах Эль Греко и Хусепе Риберы, Караваджо и Жоржа де ля Тура. Но
наиболее совершенно идея очистительного и преображающего душу покаяния
выражена, пожалуй, в картине Тициана, которая хранится в Санкт-Петербургском
Эрмитаже. Удивительно верно передано художником то, как женское сердце переживает
большое горе. Обращённые к небу глаза, полные слёз; покрасневшие от долгого
неутешного плача веки; слёзы, обильно текущие по щекам; припухшие и, как и
глаза, чуть покрасневшие и влажные ноздри и губы; рука, прижатая к груди, и другая,
безвольно опущенная на колени, — всё это так живо, так убедительно передаёт всю
глубину раскаяния Марии Магдалины, что внимательному и вдумчивому зрителю
становится ясно: если человек столь горячо и сильно кается в своих прошлых
проступках, в своём моральном падении, он уже никогда не повторит былых ошибок
и не станет на дурную стезю. Он спасён. Ведь прошлое представляется Марии
Магдалине страшной бедой, и все силы души её устремлены к тому, чтобы порвать с
этим тёмным, греховным прошлым.

Атрибуты
Марии Магдалины напоминают об отдельных эпизодах её жизни и характеризуют её
как великую святую. Из стеклянного сосуда с благовониями она обмывала ноги
Спасителя на пиру у Симона Фарисея. Другой постоянный атрибут Марии Магдалины —
череп, символизирующий бренность человеческой жизни, говорит о том, что краткое
земное существование надо посвящать совершенствованию души. Раскрытая Библия
указывает нам, что преображение грешницы в святую произошло под влиянием
христианского учения. Дерево справа от Марии Магдалины символизирует не только
её духовный рост, но и её бессмертие. Скала за спиной Марии Магдалины — символ
её твёрдости в вере.

Точно
такое же состояние горького и страстного оплакивания своих постыдных поступков
выражено в чудесном стихотворении А. С. Пушкина "Воспоминание":

Когда
для смертного умолкнет шумный день

И
на немые стогны града

Полупрозрачная
наляжет ночи тень

И
сон, дневных трудов награда,

В
то время для меня влачатся в тишине

Часы
томительного бденья:

В
бездействии ночном живей горят во мне

Змеи
сердечной угрызенья;

Мечты
кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится
тяжких дум избыток;

Воспоминание
безмолвно предо мной

Свой
длинный развивает свиток:

И
с отвращением читая жизнь мою,

Я
трепещу и проклинаю,

И
горько жалуюсь, и горько слёзы лью,

Но
строк печальных не смываю.

Кто
способен на такой беспристрастный и беспощадный суд над собой, тот не может
быть плохим человеком, и ему всегда открыты пути непрестанного нравственного
роста.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.