Мария
Магдалина. Популярные сюжеты
Смирнов
В. Л.
Мария
Магдалина — одна из самых почитаемых святых в католическом мире. В молодости
она была одержима бесами и вела распутную жизнь. Иисус Христос, будучи в
Капернауме и его окрестностях, по обыкновению своему учил народ; исцелял
больных и увечных; изгонял бесов из одержимых разными душевными недугами и
изгнал семь бесов из Марии Магдалины, которая была родом из небольшого,
расположенного близ Капернаума г. Магдалы (отсюда и прозвище её — Магдалина).
Благодарная Христу за исцеление, она вместе с апостолами и группой местных
жителей стала сопровождать Его, слушать Его проповеди. Проникнувшись учением
Божественного Учителя, она в горьком и страстном покаянии отреклась от прежней
дурной жизни и скоро сделалась преданнейшей ученицей Иисуса Христа.
Западноевропейские
художники изображали эту святую чаще всего во многофигурных композициях,
посвящённых Страстям Господним: в сценах "Снятие с креста",
"Оплакивание", "Положение во гроб". Мы видим там, как она
скорбит у ног умершего Спасителя, на некоторых картинах — в скорби приникает
губами к ногам Его. Так она изображена на знаменитом, полном трагизма
"Оплакивании" Хусепе Риберы. Изображали Марию Магдалину также в
картинах на тему "Святое собеседование". Эти картины представляют
собой Мадонну с младенцем, сидящую на троне, по левую и правую сторону которого
стоят святые.
Во
всех названных композициях художники показывают нам Марию Магдалину как
страстно верующую, глубоко убеждённую в истине Учения своего Божественного
Учителя и преданную Ему ученицу, которая, как известно, по окончании земного
пути Спасителя явила неколебимую твёрдость веры и мужество при распространении Евангелия
среди язычников, за что не только причислена церковью к лику святых, но и
именуется равноапостольной.
Но
наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, поучительный образ кающейся
Марии Магдалины, ибо тут нам показан источник, начало и путь духовного
обновления человека, его самосовершенствования.
Многие
прославленные художники изображали Марию Магдалину в тот момент, когда она,
уединившись, с покаянной молитвой обращается к Богу. Такой предстаёт она перед
нами на полотнах Эль Греко и Хусепе Риберы, Караваджо и Жоржа де ля Тура. Но
наиболее совершенно идея очистительного и преображающего душу покаяния
выражена, пожалуй, в картине Тициана, которая хранится в Санкт-Петербургском
Эрмитаже. Удивительно верно передано художником то, как женское сердце переживает
большое горе. Обращённые к небу глаза, полные слёз; покрасневшие от долгого
неутешного плача веки; слёзы, обильно текущие по щекам; припухшие и, как и
глаза, чуть покрасневшие и влажные ноздри и губы; рука, прижатая к груди, и другая,
безвольно опущенная на колени, — всё это так живо, так убедительно передаёт всю
глубину раскаяния Марии Магдалины, что внимательному и вдумчивому зрителю
становится ясно: если человек столь горячо и сильно кается в своих прошлых
проступках, в своём моральном падении, он уже никогда не повторит былых ошибок
и не станет на дурную стезю. Он спасён. Ведь прошлое представляется Марии
Магдалине страшной бедой, и все силы души её устремлены к тому, чтобы порвать с
этим тёмным, греховным прошлым.
Атрибуты
Марии Магдалины напоминают об отдельных эпизодах её жизни и характеризуют её
как великую святую. Из стеклянного сосуда с благовониями она обмывала ноги
Спасителя на пиру у Симона Фарисея. Другой постоянный атрибут Марии Магдалины —
череп, символизирующий бренность человеческой жизни, говорит о том, что краткое
земное существование надо посвящать совершенствованию души. Раскрытая Библия
указывает нам, что преображение грешницы в святую произошло под влиянием
христианского учения. Дерево справа от Марии Магдалины символизирует не только
её духовный рост, но и её бессмертие. Скала за спиной Марии Магдалины — символ
её твёрдости в вере.
Точно
такое же состояние горького и страстного оплакивания своих постыдных поступков
выражено в чудесном стихотворении А. С. Пушкина "Воспоминание":
Когда
для смертного умолкнет шумный день
И
на немые стогны града
Полупрозрачная
наляжет ночи тень
И
сон, дневных трудов награда,
В
то время для меня влачатся в тишине
Часы
томительного бденья:
В
бездействии ночном живей горят во мне
Змеи
сердечной угрызенья;
Мечты
кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится
тяжких дум избыток;
Воспоминание
безмолвно предо мной
Свой
длинный развивает свиток:
И
с отвращением читая жизнь мою,
Я
трепещу и проклинаю,
И
горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но
строк печальных не смываю.
Кто
способен на такой беспристрастный и беспощадный суд над собой, тот не может
быть плохим человеком, и ему всегда открыты пути непрестанного нравственного
роста.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru