Шишкин И.И.
Шишкин
Иван Иванович (1832-1898)
Русский
живописец и график, передвижник. В эпических образах раскрыл красоту, мощь и
богатство русской природы. Мастер литографии и офорта.
И.
И. Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный
среди русских пейзажистов. В этом с ним может соперничать лишь И. К.
Айвазовский. Шишкин знал русскую природу "ученым образом" (И. Н.
Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой
любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России.
Уже
сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его
называли "лесной богатырь-художник", "царь леса", "старик-лесовик",
его могли сравнивать со "старой крепкой сосной, мохом поросшей", но,
скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на
множество поклонников, учеников и подражателей.
У
Шишкина была нелегкая личная судьба. Дважды он женился по любви, и дважды
смерть уносила любимых им женщин. У него умирали сыновья. Но никогда Шишкин не
позволял себе переносить собственное тяжелое состояние на природу. Он был в
полном смысле слова эпическим поэтом.
Шишкин
родился в семье небогатого купца. Отец - человек широких интересов -
единственный из близких поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать
художником.
В
1852-56 гг. Шишкин учится в МУЖВ под руководством А. Н. Мокрицкого (бывшего
ученика А. Г. Венецианова). В 1856-60 гг. продолжает свое обучение в
Петербургской АХ у пейзажиста С. М. Воробьева. За свои успехи Шишкин получает
все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его
тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами.
Техниками печати он тоже занимается, в литографии даже экспериментирует,
выскребая ножом светлые места на закрашенном литографском камне.
Присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России.
Получив
большую золотую медаль за две картины одного названия "Вид на острове
Валааме. Местность Кукко" (1860), Шишкин три года (1862-65) проводит за
границей как пенсионер АХ. Он работает главным образом в Германии и Швейцарии.
Посещает Чехию, Францию (Париж), Бельгию и Голландию.. Он разочаровывается как
в своих нынешних наставниках (швейцарце Р. Коллере), так и в былых авторитетах
(швейцарском пейзажисте А. Каламе). Теперь он чувствует себя совершенно
свободно и уверенно. Ему есть что сказать. Шишкин рвется домой. Перед отъездом
из Дюссельдорфа он устраивает выставку своих рисунков пером. Выставка вызывает
бурю восторга, и долго потом еще здесь сохраняются легенды о невероятном
русском мастере, а торговцы хранят у себя его рисунки, как святыни.
В
1865 г. Шишкин обосновывается в Петербурге, сближается с Артелью художников,
потом всю жизнь будет связан с ТПХВ. Теперь он с наслаждением пишет
"русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью",
которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней
радости - "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869). Он и дальше
предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни -
"Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872),
"Рожь" (1878), "Среди долины ровныя" (1883), "Лесные
дали" (1884) и др.
Однако
есть у Шишкина и лесная темная чаща, вызывающая у зрителя некоторый трепет, как
если бы он оказался на самом деле один в этом жутковатом для человека месте, -
"Лесная глушь" (1872). И как настоящий лес, этот пейзаж открывается
зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг
неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку.
Картины
Шишкина при всей их детализации всегда дают целостный образ. И это образ мира,
который Шишкин не может "смазать" произвольными движениями
собственной души. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. в
русской живописи "пейзажа настроения". Его индивидуальный облик не
менее важен, чем изображение целого леса или поля ("Травки", 1892;
"Сныть-трава. Парголово", 1884 или 1885). Вот почему малое никогда не
теряется в его программных картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам
под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд
дальше, и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все.
Во
второй половине 1880-х гг. живопись Шишкина несколько меняется: больше внимания
уделяется общему атмосферному состоянию, но, в противоположность тенденциям
эпохи, сохраняется ясность и цельность видения предметной формы: "Сосны,
освещенные солнцем" (1886), "Дубы" (1887), "Мордвиновские
дубы" (1891), "Осень" (1892) и др. "Дождь в дубовом
лесу" (1891) - это и великолепный по красоте и верности в передаче
атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия
между предметом и средой, между общим и индивидуальным.
В
1891 г. в АХ состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов,
рисунков и гравюр). В 1894 г. вышел альбом "60 офортов И. И. Шишкина.
1870-1892". В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже
экспериментировал в ней. Какой-то период он преподавал в АХ. В процессе
обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он
использовал фотографию.
Последнее
произведение художника - "Корабельная роща" (1898). Вскоре Шишкин
скончался, во время работы над новой картиной. Смерть его была мгновенна, как
он сам себе и желал.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/