Реферат по предмету "Разное"


7. анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Экономический анализ 7. Анализ прибыли и рентабельности предприятия 7. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ7.1. Как анализируются состав и динамика прибыли?Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основны­ми показателями, характеризующими финансовые результаты пред­приятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабель­ности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в лю­бой сфере бизнеса.Большое значение в процессе управления финансовыми резуль­татами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются:систематический контроль за формированием финансовых результатов;определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;разработка рекомендаций по использованию выявленных ре­зервов.^ Основные источники информации для анализа: данные аналити­ческого бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о при­былях и убытках» (форма № 2), «Отчет о движении капитала» (фор­ма № 3), «Приложение к балансу» (форма № 5), а также соответ­ствующие таблицы бизнес-плана предприятия.В процессе анализа используются следующие показатели при­были:маржинальная (валовая) прибыль — разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализован­ной продукции;прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) - раз­ность между суммой маржинальной прибыли и постоянными рас­ходами отчетного периода;общая сумма брутто-прибыли отчетного периода — финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и рас­ходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализа­ционные и чрезвычайные доходы и расходы;налогооблагаемая прибыль — разность между суммой брутто-при­были и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым за­конодательством, которое периодически пересматривается;чистая прибыль - прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;капитализированная (реинвестированная) прибыль — часть нерас­пределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;потребленная прибыль — та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или на соци­альные программы.Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 6.1. Статья Операция Величина Результат Показатель Выручка от реализации + 10 000 Налоги из выручки – 1 800 8 200 Нетто-выручка Переменные расходы – 2 500 5 700 Маржинальная (валовая) прибыль Постоянные расходы – 3000 2 700 Финансовый результат от реализации Вне реализации (сальдо) + 500 3 200 Фин. результат от операций Прибыль от инвестиций + 300 3 500 Фин. результат от деятельности Чрезвычайка + -100 3 400 Брутто-прибыль Проценты на капитал – 800 2 600 Прибыль до налогооблажения Налог на прибыль – 338 2 262 Нетто-прибыль Потребленная прибыль – 2000 262 Нераспределенная прибыль В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (табл. 6.1).^ АНАЛИЗ СОСТАВА, ДИНАМИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРИБЫЛИ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ГОД Показатель Базовый период Отчетный период Прибыль отчетного периода в ценах базового Сумма, тыс.руб. Доля, % План Факт Сумма, тыс.руб. Доля, % Сумма, тыс.руб. Доля, % … … … … … … … … ^ При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции умень­шают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.Далее следует изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли.Прибыль от реализации1) Объем продаж (объем выпуска, изменение остатков переходящих запасов ГП и остатков неоплаченной продукции). 2) Структура продаж. 3) Цены реализации (качество продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляция, сроки реализации продукции). 4) Себестоимость продукцииПрибыль от инвестиционной и финансовой деятельности1) Прибыль от реализации имущества. 2) Прибыль от участия в СП. 3) Проценты к получениюВнереализационные финансовые результаты1) Прибыли и убытки прошлых лет. 2) Возмещение убытков, причиненных неисполнением обязательств. 3) Курсовые разницы по операциям в инвалюте. 4) Полученные и выплаченные штрафы и пени. 5) Убытки от списания дебиторской задолженностиЧрезвычайные доходы и расходы^ 7.2. Как производится анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг?Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию (см. рис. 6.2) зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:объема реализации продукции (VРП);структуры продаж (Уд);себестоимости единицы продукции или услуг (С);уровня среднереализационных цен (Ц).Ее факторная модель выглядит следующим образом:П =  [VРПi  (Цi – Сi)] = VРПОБЩ  Удi  (Цi – Сi)].^ Объем реализации продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличе­нии объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реа­лизации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции об­щая сумма прибыли уменьшится.^ Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.^ Изменение уровня среднереализационных цен и величина при­были находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные табл. 6.2.Таблица 6.2 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, тыс. руб. Показатель Базовый период ^ Условные показатели* Отчетный период Объем реализации продукции 20 500 18 405 18 405 Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В) 83 414 81 032 97 120 Полная себе­стоимость реализованной продукции (3) 67 937 65 534 78 523 Прибыль (П) 15 477 15 498 18 597 /* Условные показатели – это данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периодаСначала нужно найти сумму прибыли при объеме продаж отчет­ного периода и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли скорректировать на его уровень.Если продукция однородна по своему составу, индекс объема реализации продукции исчисляют путем отношения фактического объема продаж отчетного периода к объему продаж базового перио­да в натуральном или условно-натуральном измерении:IРП = VРП1 / VРП0Когда продукция неоднородна по своему составу, индекс про­даж рассчитывают отношением объема продаж отчетного периода в оценке по себестоимости базового периода к объему продаж базо­вого периода в той же оценке:IРП = i (VРП1  С0) / (VРП0  С0)На анализируемом предприятии продукция однородна по сво­ему составу, поэтому индекс продаж рассчитан по физическому объему продаж:IРП = VРП1 / VРП0 = 18 405 / 20 500 = 0,9Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сум­ма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. = 15477  0,9.Затем следует определить влияние структуры продукции, цен реализации и себестоимости продукции на изменение прибыли предприятия по следующей схеме:^ РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПЕРВОГО УРОВНЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СУММЫ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛОМ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ ^ Показатель прибыли Факторы Порядок расчета Прибыль, тыс. руб. ^ Влияние фактора Объем продаж Структура продаж Цены Себесто­имость Прошлый год 0 0 0 0 В0 – З0 15477 Усл.1 1 0 0 0 П0  IРП 13930 – 1 547 Усл.2. 1 1 0 0 ВУСЛ – ЗУСЛ 15498 +1 568 Усл.3. 1 1 1 0 В1 – ЗУСЛ 31 586 +16 088 Отчетный год 1 1 1 1 В1 – З1 18597 –12 898 Итого +3 120 Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли обу­словлено в основном ростом среднереализационных цен. Росту сум­мы прибыли на +1568 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб.Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина кото­рой зависит от трех факторов первого порядка:объема реализации продукции;себестоимости продукции;среднереализационных цен.Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:П =VРПi  (Цi – Сi).Методика расчета влияния факторов способом абсолютных раз­ниц:ПVРП = (VРП1 – VРП0)  (Ц0 – С0), ПЦ = (Ц1 – Ц0)  VРП1, ПС = (С1 – С0)  VРП1Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции, что позволяет установить, как изменилась сумма прибыли по каж­дому виду продукции и из-за чего: какие факторы оказали положи­тельное влияние, а какие - отрицательное и в какой степени.После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.^ 7.3. Как анализируются ценовая политика предприятия и уровень среднереализационных цен?Одним из наиболее существенных факторов, определяющих финансовые результаты, является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланиро­ванную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определя­ется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия,^ Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение кратко- и долгосрочных це­лей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом она должна корректи­роваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.В процессе анализа необходимо сопоставлять фактический уро­вень цен анализируемого предприятия на внутреннем и внешних рынках со среднерыночными ценами и ценами конкурирующих предприятий и установить, насколько гибкую ценовую политику оно проводит.Большое значение при изучении ценовой политики имеет фак­торный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за от­четный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следу­ющие факторы:качество реализуемой продукции;рынки сбыта продукции;конъюнктура рынка;сроки реализации;инфляционные процессы.Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высо­кое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (ДЦ^) можно определить по формуле:ЦКАЧ = (ЦН – ЦП)  VРПН / VРПОБЩгде ЦН и ЦП — цена изделия соответственно нового и прежнего ка­чества; VРПН – объем реализации продукции нового качества; VРПОБЩ — общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период. По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, расчет влияния ка­чества продукции на изменение средней цены можно произвести способом абсолютных разниц — изменение удельного веса по каж­дому сорту умножается на базовую цену единицы продукции соот­ветствующего сорта и результаты суммируются:ЦСОРТ= i (Уд1 – Уд0)  Ц0,где Уд1 — удельный вес i-го сорта в общем объеме продаж i-го вида продукции; Ц0 - средний уровень цены i-х сортов продукции. По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции:ЦРСБ= i (Уд1 – Уд0)  Ц0,где Уд1 — удельный вес ^ 1-го рынка сбыта или канала реализации в общем объеме продаж 1-го вида продукции; Ц( - цены на соответствующих рынках сбыта. Аналогично рассчитывается влияние сроков реализации про­дукции на средний уровень цены:ЦТ= i (Уд1 – Уд0)  Ц0,где Уд1 — удельный вес продаж 1-го периода в общем объеме про­даж i-го вида продукции; Ц, — цены в i-й период продаж.Если на протяжении года произошло изменение цен на продук­цию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду про­дукции умножается на объем ее реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции за отчет­ный период.В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 6.4).Таблица 6.4 ^ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СРЕДНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ЦЕН Фактор Изменение средней цены, руб. Изменение суммы прибыли, тыс. руб. ^ Изде­лие А Изде­лие Б … Изде­лие А Изде­лие Б … Качество продукции Рынки и каналы сбыта Сроки реализации Инфляция Итого ^ 7.4. Как производится анализ инвестиционных и прочих внереализационных доходов и расходов?Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятель­ности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.^ К ИНВЕСТИЦИОННЫМ ДОХОДАМ относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, до­ходы от участия в других организациях и т.д.^ ФИНАНСОВЫЕ РАСХОДЫ включают выплату процентов по облигаци­ям, акциям, за предоставление организации в пользование денеж­ных средств (кредитов, займов) и т.д.Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих бан­ков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и ком­мерческие векселя и др.Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рента­бельности акционерного предприятия, налоговой и амортизацион­ной политикой государства, уровнем процентной ставки за кредит и т.д. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса ак­ций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавлива­ются темпы их роста или снижения.Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертифи­катов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг (табл. 6.5).Таблица 6.5 ^ СОСТАВ И ДИНАМИКА ДОХОДОВ ОТ ЦЕННЫХ БУМАГ ^ Вид ценных бумаг Базовый период Отчетный период Кол-во Стоимость Доход Доля, % Кол-во Стоимость Доход Доля, % Акции Облигации Депозиты и пр. Итого Доходы от акций могут измениться за счет:количества акций, имеющихся в портфеле предприятия (К);текущей их стоимости (Р);уровня дивидендной доходности (Кд) (отношение суммы по­лученных дивидендов к сумме инвестированных средств в данный вид активов):П = К  Р  КдДля расчета влияния данных факторов на изменение суммы по­лученной прибыли от данного вида активов можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа.Сумма полученных процентов по облигациям также зависит от ко­личества облигаций, их стоимости и среднего уровня процентной ставки (отношение суммы полученных процентов к среднегодовой сумме данного вида активов):П = К  Р  СПСредний уровень дивидендного дохода по акциям и средний уровень процентного дохода по облигациям зависит не только от доходности каждого вида акций или облигаций, но и от структуры портфеля ценных бумаг, имеющих разную доходность. Эту зависи­мость можно представить следующим образом: или .Для расчета влияния данных факторов на средний уровень до­ходности акций (облигаций) можно использовать прием абсолют­ных разниц:Процентный доход по депозитам (Пд) зависит от суммы депозитных вкладов (Вд) и среднего уровня депозитного процента (СПд) (отношение суммы полученных процентов по депозитам к средне­годовой сумме депозитных вкладов):Пд = Вд  СПдВеличина прибыли (убытка) от реализации основных средств и про­чих материальных активов зависит от количества проданного иму­щества, его балансовой стоимости и цены реализации. При этом нужно учитывать не только прямой финансовый результат, но и эф­фект от ускорения оборачиваемости капитала, методика определе­ния которого будет рассмотрена в вопросе 9.12.^ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ – это безвозмездно полу­ченные (переданные) активы; прибыль (убытки) прошлых лет, вы­явленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и не­устойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолжен­ности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от сти­хийных бедствий и т.д.В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибы­ли по каждому конкретному случаю.Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, орга­низациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причи­ны невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвра­щения допущенных ошибок.Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщи­ками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушений договорных обязательств поставщикам были предъявле­ны соответствующие санкции.Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и кон­троля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибы­ли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свиде­тельствуют о недостатках бухгалтерского учета.В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприя­тия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долго- и краткосрочных финансовых вложений.^ 7.5. Какова методика анализа показателей рентабельности предприятия?Рентабельность – это относительный показатель, характеризу­ющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности ха­рактеризуют эффективность работы предприятия в целом, доход­ность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем при­быль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с налич­ными или потребленными ресурсами. Их используют для оценкидеятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной по­литике и ценообразовании.Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:показатели, характеризующие окупаемость издержек произ­водства и инвестиционных проектов;показатели, характеризующие рентабельность оборота;показатели, характеризующие доходность капитала и его час­тей.Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от реализа­ции к сумме затрат по реализованной продукции:RЗ = ПРП / ЗРПОна показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проек­тов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относит­ся к сумме инвестиций в данный проект.Рентабельность оборота (коммерческая маржа) рассчиты­вается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот по­казатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:RОБ = ПРП / ВРПРентабельность (доходность) капитала исчисляется отношени­ем общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: основного, оборотного, операцион­ного капитала и т.д.:RKL = Общая сумма прибыли до выплаты процентов и налогов / Среднегодовая сумма капитала (или отдельных его частей)В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конку­рентами, после чего определить факторы, формирующие их уро­вень.Уровень рентабельности производственной деятельности (оку­паемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка:изменения структуры продаж;уровня себестоимости реализованной продукции;средних цен реализации.Факторная модель этого показателя имеет вид:Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить спосо­бом цепной подстановки поданным табл. 6.2 и 6.3:^ РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПЕРВОГО ПОРЯДКА НА ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ^ Показатель прибыли Затраты, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. RЗ RЗ Прошлый год 67 937 15477 22,8% Усл.1 67 937  0,9 = 61 143 13930 22,8% 0 Усл.2. 65 534 15498 23,6% +0,8% Усл.3. 65 534 31 586 48,2% +24,6% Отчетный год 78 523 18597 23,7% –24,5% Итого +0,9% Далее следует сделать факторный анализ рентабельности по ка­ждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и се­бестоимости единицы продукции:Расчет влияния данных факторов производится способом цеп­ной подстановки:R0 = (Ц0 – С0) / С0; RУСЛ = (Ц1 – С0) / С0; R1 = (Ц1 – С1) / С1RЦ = RУСЛ – R0; RC = R1 – RУСЛРезультаты расчетов покажут, какие виды продукции на пред­приятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли.Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:Зная, из-за каких факторов изменились прибыль и выручка от реализации продукции, можно определить их влияние на измене­ние уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уро­вень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.^ Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зави­сит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:Расчет их влияния производится также с помощью приема цеп­ной подстановки, как и по модели (6.2).Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (Уд,), себестоимости (С), среднего уровня цен (Ц) и финансовых результатов от прочих видов деятель­ности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) за­висит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффици­ента оборачиваемости К­ОБ), который определяется отношением вы­ручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует допол­нительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей модели:ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОВОКУПНОГО КАПИТАЛА, тыс. руб. Показатель Базис Усл. Отчет Прибыль от реализации 15 477 15 498 18 597 Внереализационные финансовые результаты 2783 3653 Общая сумма брутто-прибыли 18 260 22 250 Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала 41 700 53 955 Выручка (нетто) от реализации продукции 83 414 81 032 97 120 Коэффициент оборачиваемости капитала 2,0 1,8 На основании данных табл. 6.2, 6.3 и 6.6 произведем расчет влияния факторов способом цепной подстановки: ^ Показатель рентабельности капитала Факторы* П** ВФР БП В*** Коб KL R R 1 2 3 4 5 Базис 0 0 0 0 0 15 477 2 783 18 260 83 414 2,0 41 707 43,8% Усл1 1 0 0 0 0 15 498 2 783 18 281 81 032 2,0 40 516 45,1% +1,3% Усл2 1 1 0 0 0 31 586 2 783 34 369 97 120 2,0 48 560 70,8% +25,7% Усл3 1 1 1 0 0 18 597 2 783 21 380 97 120 2,0 48 560 44,0% –26,7% Усл4 1 1 1 1 0 18 597 3 653 22 250 97 120 2,0 48 560 45,8% +1,8% Отчет 1 1 1 1 1 18 597 3 653 22 250 97 120 1,8 53 956 41,2% –4,6% Итого –2,5% /* 1 – фактор структуры продаж (VРПУД); 2 – фактор отпускных цен (Ц); 3 – фактор себестоимости продукции (С); 4 – фактор внереализационных фин. результатов (ВФР); 5 – фактор коэффициента оборачиваемости капитала (КОБ)./** Данные о прибыли см. в таблице «РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПЕРВОГО УРОВНЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СУММЫ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛОМ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ»/*** Данные о нетто-выручке см. в таблице «ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ»Таким образом, уровень рентабельности совокупного капитала снизился в основном за счет роста себестоимости продукции и за­медления оборачиваемости средств.При углубленном анализе необходимо изучить влияние факто­ров второго уровня, от которых зависит изменение среднереализа­ционных цен, себестоимости продукции и внереализационных ре­зультатов.Если при расчете рентабельности совокупного капитала учиты­ваются только чистая прибыль и проценты, заработанные для креди­торов, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налого­вый корректор (1 - Кн), где Кн — коэффициент налогообложения (от­ношение всех налогов из прибыли к обшей сумме брутто-прибыли).^ 7.6. Какова методика определения резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности?Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повы­шение качества товарной продукции, реализация ее на более выгод­ных рынках сбыта и Т.д. (рис. 6.3).^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИДня определения резервов роста прибыли по первому источнику не­обходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации ум­ножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:РПVРП = (РVРПi  ПЕФАКТ i)ПЕ – прибыль на единицу продукции.^ Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестои­мости товарной продукции и услуг осуществляется следующим обра­зом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции по методике, изложенной в п. 5.8, умно­жается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.В формализованном виде этот расчет можно записать так:РПС = РСi (VРПФАКТ i + РVРПi)Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества продукции. Он определяется следующим образом: пла­нируемое изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный (планируемый) объем реализации продукции:РП=(Удi  Цi)  VРППЛАН iАналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет из­менения рынков сбыта, каналов и сроков реализации. В заключе­ние анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию.^ Основными источниками резервов повышения уровня рентабельно­сти продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (РП) и снижение ее себестоимости (РС). Для подсче­та резервов может быть использована следующая формула:PRЗ = ППЛАН / ЗПЛАН – ПФАКТ / ЗФАКТ = (ППЛАН + РП) / (ЗПЛАН + РЗ) – ПФАКТ / ЗФАКТ^ Резерв повышения уровня рентабельности совокупного капитала может быть определен по формуле:где KLдоп — дополнительная сумма основного и оборотного капита­ла, необходимая для освоения резервов роста прибыли.^ 7.7. Как анализируется использование прибыли на предприятии?Для анализа используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, рас­четов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.Распределение прибыли показано на рис. 6.4. Из рисунка вид­но, что одна часть общей суммы брутто-прибыл и в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды об­щества. (Лтавшаяся сумма — чистая прибыль — используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение про­изводства, материальное поощрение работников, пополнение соб­ственного оборотного капитала и т.д.В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения ве­личины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивиден­дов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли и ее использование на предприятии.^ ОБЩАЯ СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИДля налоговых органов и предприятия большой интерес представ­ляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма на­лога на прибыль и, соответственно, сумма чистого дохода.Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо соста­вить следующий расчет (табл. 6.7).^ РАСЧЕТ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ Показатель Базовый период ^ Отчет­ный период Откло­нение 1. Прибыль от реализации продукции и услуг 2. Сальдо операционных доходов и расходов 3. Внереализационные финансовые результаты 4. Сумма прибыли от обычной деятельности 5. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налого­обложения в соответствии с установленными инструкциями 6. Прибыль, подлежащая налогообложению 7. Прибыль от ценных бумаг и других внереализа­ционных операций, облагаемая налогом по специальным ставкам 8. Льготы по налогу на прибыль 9. Налогооблагаемая прибыль (п. 6 - п. 7 - п. 8) На изменение суммы налогооблагаемой прибыли влияют факто­ры, формирующие величину общей суммы брутто-прибыли от обыч­ной деятельности (см. рис. 6.2), а так


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.