Реферат по предмету "Культура и искусство"


Понятие культуры, сущность и её функции. Основные культурологические школы

Понятие культуры, сущность и её функции. Основные
культурологические школы

Слово
"культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало
возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские
беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под
культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность
человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все
европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность
выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...;
культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание:
таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".

Американские
антропологи А. Кребер и К. Клахон дают следующие определения культуры:
"Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления,
восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью
символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп,
включая в их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро
культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные, и переданные)
идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности".

Чтобы
получить представление о многозначности понятия "культура", обратим
внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США:

"комплекс,
включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие
способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э.
Тейлор);

"каждый
шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс);

"социальное
наследование" (Б. Малиновский);

"культурный
аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и
взаимоотношения" (П.. Сорокин);

"организация
разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств,
которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт);

"то,
что отличает человека от животного" (В. Оствалъд);

"процесс
прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные
фазы этого процесса" (Э, Кассирер);

"совокупность
интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и
обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать
"памятью мира" и общества - памятью, материализированной в
библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).

В
отечественной культурологии основными являются следующие определения:

культура
охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в
тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую,
деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н.
Данилевский);

культура
"ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные
культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О
"совокупность материальных и духовных ценностей";

"способ
человеческой деятельности" (Э. Маркарян);

"знаковая
система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);

"воплощенные
ценности" (И. Чавчавадзе);

"состояние
духовной жизни общества" (М. Ким);

"культура
в современном понимании есть совокупности материальных и духовных предметов
человеческой деятельности" (Э. Соколов);

"система
регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт,
накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);

"культура
как система духовного производства охватывает сознание, хранение,
распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и
ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б.
Ерасов).

В
обыденной жизни мы часто говорим о культуре строительства, о культуре быта, о
культуре торговли, о культуре общения, о культуре отдыха, о физической
культуре, о культуре риса и т.п. Ясно, что говоря о культуре риса, мы имеем
ввиду не сам по себе рис, а об отобранных и систематизированных способах его
возделывания, выращивания.

Обобщая
сказанное, можно сказать, что культура - это надбиологический механизм
аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств,
закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемых из поколения в
поколение.

Основные
культурологические школы.

В
современной культурологии есть несколько школ, направлений, течений. Понятие
"культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к
исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна.
Возможны и необходимы разные способы изучения культуры:

а)
символическая школа.

Главное,
с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с
использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через
указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие
"культура" определяет как "организацию вещей и явлений,
основанную на символах". Представителями символической школы являются
Кассирер и Леви-Строс.

б)
натуралистическая школа.

Представители
этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры
особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как
непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому
направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3.
Фрейда, К. Лоренса.

в)
психологическая школа.

С
точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух"
народа.

г)
социологическая школа.

Объединяет
тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной
природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик
той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с
цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что
все духовные и материальные достижения, объединенные понятием
"культура", являются результатом общественно обусловленных действий
на уровне двух систем - социальной и культурной.

г)
аксиологическая школа.

Это
направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще
всего можно встретить толкование понятия "культура" как
"совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие
"ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование
этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными
представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт,
Брентано, Мейнонг, Шелер.

Структура
культуры.

Основными
сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное
производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру.
Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда,
технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки,
бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного
производства. В материальную- входит производственно - техническая культура.
Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству.
Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе,
человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в
политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное
общение людей во всех конкретных формах его проявления.

Духовная
культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и
деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных
человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.

Художественная
культура - это особая целостная культура: в вей органически соединяется
материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры
является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного
творчества субъекта и результатов.

Основные
элементы культуры

Культура
включает в себя три вида элементов:

1.
Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям
организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет
и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение
слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для
ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации
своего" опыта.

2.
Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий
то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти
составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению
(черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил
ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения
между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного.
Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным
началом.

3.
Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения
относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных
доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое
социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.
Функции культуры.

Многоплановая
разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:

1.
Аккумуляция родового опыта.

2.
Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного
сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и
освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

3.
Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют
информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта,
"социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле
культуру можно назвать "памятью" человечества.

4.
Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках
материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное,
опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения
выступает прежде всего выступает язык.

5.
Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как
система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6.
Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные,
осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические
миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык.
Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые
системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным,
осмысленным, близким человеку.

7.
Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна
предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы
разрядки - это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не
соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл
праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время
праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение
и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной
праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры
состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем,
многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и
напряжения. Примером могут служить шахматы.

8.
Главной функцией является гуманистическая функция.

Культура
облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения,
культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям.
Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а)
через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы
поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://linguistic.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вездесущие неустойчивости
Реферат 3. Оформление результатов работы
Реферат Устройство вывода на экран
Реферат Органы государства: их признаки и виды
Реферат ИСЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА КЕФИРА РАЗЛИЧНЫХ ПРО-ИЗВОДИТЕЛЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ГОРОДА ТОМСКА
Реферат Правовое регулирование использования и охраны земель
Реферат Преступления против политических, социальных прав и свобод человека и гражданина, семьи и несовершеннолетних
Реферат Способы защиты населения от радиации
Реферат The Great Gatsby A Goal Of Corruption
Реферат Programming A Vcr Essay Research Paper PROGRAMMING
Реферат Створення ескізу композиції на основі писанкових елементів
Реферат Technology Advances Essay Research Paper TECHNOLOGYThe technology
Реферат Маркетингове ціноутворення
Реферат Інструкція про порядок складання, видачі, реєстрації І зберігання державних актів на право власності на земельну ділянку І право постійного користування земельною ділянкою та договорів оренди землі
Реферат о Пифагоре