Oт космизма барокко к романтическому космизму
Е.Г. Милюгина, Тверь
Эпоха
Барокко - важнейшее звено в цепи культурных эпох и «великих стилей». Переломный
его характер проявляется в том, что, наследуя идеи Средневековья, Барокко
противопоставляет себя Ренессансу, взрывая его иллюзорные надежды на построение
социальной гармонии и восхождение по «лестнице прогресса», и открывает
возможности более сложного развития искусства, выразившегося в маятниковых
сменах «правополушарных» (Романтизма и Символизма) и «левополушарных»
(Классицизма, Просвещения, Реализма) стилей.
Кардинальный
характер поворота в развитии философии и искусства, выраженный Барокко наряду с
другими направлениями эпохи, настоятельно требует уяснения сущности этого
культурно-исторического феномена. В науке Барокко описывается разноречиво - от
указаний на антиномичность (С.Д. Артамонов) до утверждений стремления к
цельности и органичности мировосприятия (А.А. Аникст). Причиной подобной
двойственности суждений является не только действительная внутренняя
противоречивость Барокко, но и разрозненность усилий философии, искусствознания
и литературоведения в постижении его сущности, а также недостаточная
разработанность критериев ее (сущности) определения.
В
основу изучения Барокко должна быть положена мысль о том, что исследование
культурных эпох и «великих стилей» всегда в конечном счете устремлено к
постижению сущности созданных ими концепций человека. В многообразии
философских систем, художественных стилей и направлений запечатлены разные в
типологическом и историческом смыслах модели личности. Порожденные определенной
конкретно-исторической действительностью и являющиеся ее опосредованным (в
мысли, камне, цвете, звуке, слове) отражением, эти концепции, в свою очередь,
неизменно оказываются «центром перспективы», более того - «центром
конструирования» культурного космоса эпохи (термин П. Тейяра де Шардена).
Культурный
космос той или иной эпохи связан с представлениями о мире, мыслимом как
структурно организованное (организующее себя) и упорядоченное (упорядочивающее
себя) единство, а также с воззрениями на законосообразность вселенского бытия в
пространстве и времени и с идеей высшего (божественного) начала. В понятие
структурности космоса входит не только внешне зримое его «строение», но и
внутреннее устройство (социальное, политическое и др.). Взаимосвязь внешнего и
внутреннего являет себя как «вписанность» личности во вселенское и общественное
целое, что выражается в таких категориях, как «космическое чувство»
(преисполненность личности чувством тесной внутренней связи с космосом) и
«космизм» (философско-художественные тенденции, основанные на стремлении
духовно освоить космос в разных его измерениях, постичь сущность космогонических
и космологических процессов и создать концептуальную модель мира).
Культурный
космос и космизм - понятия исторические. Космос Античности - мир как
пространство и пространство как мир; античный
космизм созерцателен. Космос Средневековья - мир как время и время как мир;
средневековый космизм связан с осознанием необходимости участвовать в потоке
временного свершения. Космос Ренессанса - мир как человек и человек как мир;
ренессансный космизм выражен в идее жизнетворчества титанической личности, пытающейся
преобразовать космос в соответствии с собственной «мерой».
Идеальный
космос Барокко воплощен в совокупности идей и концептов («сгустков» культуры в
ментальном мире) его мыслителей и художников в их внутреннем единстве,
пересечении и взаимодействии. Исследователю барочного космизма необходимо
реконструировать космос Барокко, опираясь на центральные, системообразующие
начала барочного миропонимания, выраженные его философией и эстетикой, и
соотнося с ними художественные миры, созданные искусством Барокко и воплотившие
его мироощущение своими особыми изобразительно-выразительными средствами.
Постижение
сущности барочного космизма связано прежде всего с исследованием
мирочувствования и миропонимания человека Барокко. Внутренний космос барочной
личности определяется ощущением себя на грани «бездны бесконечности» и «бездны
небытия». Ключевые вопросы эпохи предельно точно сформулированы Б. Паскалем:
«Что мне делать? Кругом непроглядная тьма. Во что верить? В полное свое
ничтожество? В свое богоподобие? Что более сложно - возникнуть или
воскреснуть, обрести бытие тому, кого никогда не было, или тому, кто уже был?»
(Паскаль Б. Мысли. СПб., 1999. С. 122-123). «Кризисное», «пороговое»
мироощущение позволило мыслителям и художникам барокко выявить существенные
противоречия между человеком и действительностью (неведомые их
предшественникам, устремленным к построению мифической Ренессансной гармонии,
или вольно или невольно игнорируемые ими) - личность и общество, личность и
природа, личность и законы мироздания, существующие вне ее и помимо нее.
Поэтому важнейшими параметрами барочного космоса можно считать оппозиции
человеческое - социальное, человеческое - природное, человеческое -
божественное.
Особенность
барочной трактовки оппозиции человеческое - социальное может быть постигнута в
контексте культуры XVII века, специализировавшейся на порождении гениев.
Выдвинув личность на сверхличностную высоту, Барокко создало понятие гения,
противопоставив его массе, и понятие роли - сопоставив ей общество. Барочный социальный
космос убедительно воссоздан в книге К. Гурлита «Август Сильный. Жизнь одного
князя эпохи немецкого барокко» (v.: Gurlitt C. August der Starke. Ein
furstenleben zur Zeit des deutschen Barocks. Bd. I-II. Dresden, 1924). При всем
многообразии социальных, сословных типов (протестантский проповедник, сектант,
католический теолог, придворный, бюргер, крестьянин, ученый, полководец,
художник) здесь нет общего для всех типа человека Барокко - это понятие имеет
смысл только в виде символа принадлежности каждого элемента целому; и лишь один
образ построен на слиянии всех элементов в единицу - образ Князя.
Идея
космоса как совокупности единицы и ее зеркальных отражений воплощена, например,
в романе Ф. де Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос». Организованный
образом постоянно меняющего личины
героя, оборачивающегося то жертвой, то студентом, то поэтом, то актером, то
нищим, то дворянином и таким образом отражающего в себе весь социальный космос,
этот роман в целом предстает барочной книгой-энциклопедией, воистину
воссоздавшей «человеческий бестиарий» (Э. Ороско Диас). Принцип зеркальных
отражений освоен и эстетикой Барокко: он лежит в основе учения Э. Тезауро об
остроумии (трактат «Подзорная труба Аристотеля»). Остроумие (кончетто), по
мысли Тезауро, есть частица божественного разума, главные качества которого -
Прозорливость и Многосторонность - позволяют проникать в «затаенные» свойства
предметов: «в субстанцию, материю, форму, случайность, качество, причину,
эффект, цель, симпатию, подобное, противоположное, одинаковое, высшее, низшее,
а также в эмблемы, собственные имена и псевдонимы» (История эстетики: Памятники
мировой эстетической мысли: В 5 т. М., 1964. Т. 2. С. 625). Вселенские
соответствия, выявленные в результате социальных сопоставлений и возвышенные до
философско-эстетических аналогий, становятся основой построения барочного
космоса как пространственно-временного Целого.
Барочный
смысл оппозиции человеческое - природное открывает философия Я. Беме. Возрождая
древние представления о том, что человек - это мир в малом, Беме приходит к
отождествлению субъекта, мира и Бога, мистически переживая себя и свое бытие
как форму мировой мысли: поскольку, согласно Беме, человек - часть мира, а
мысль - обнаружение смысла целого, то мыслит не человек, а мир - сквозь
человека. Отождествляя природу с богом, понимая ее не как творение или
следствие первопричины, но непосредственно как бесконечность творения, его
смысл, Беме переживает себя и космос как воплощение безграничной мировой жизни.
В эстетике Барокко на аналогичных позициях стоит Э. Тезауро. Согласно его
концепции «быстрого разума» - гения («Подзорная труба Аристотеля»), творческой
способностью обладает не только Бог - искусный ритор, дирижер, художник, Мастер
кончетти, но и человек, и природа: все они божественны и гениальны, ибо
способны к творчеству. Взаимоотражения микро- и макрокосма, человека и стихий
отмечают также Николай Спафарий и Г. Сковорода. Снятие границ между Богом,
природой и человеком, утверждение их взаимных влияний и переходов придает
барочному космосу аксиологическое единство.
Оппозиция
человеческое - божественное в ее барочном изводе убедительно выражена в
рассуждениях Б. Паскаля о величии и ничтожности человека («Мысли»). Не находя,
в отличие от Беме, гармонии с природным космосом («в пространстве вселенная
объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»), Паскаль создает
динамическую концепцию личности, вечно мечущейся между человеческим и
божественным ориентирами: «Разве не яснее ясного, что любой из нас ощущает в себе
неизгладимые черты совершенства? И не столь же очевидно, что ежечасно дают нам
себя чувствовать следствия нашего прискорбного удела? И не об этой ли двойной
природе человека кричит сей хаос..?» (Паскаль Б. Указ. соч. С. 158). Идея
динамической личности, устремленной от ничтожности к величию, выражена в
размышлениях эстетиков Барокко о роли и сущности искусства (поэзии): учении Э.
Тезауро о «символической метафоре» - высшем виде искусства, которому служат
символика и эмблема-тика («Трактат об эмблемах»); попытках Д. Бартоли соотнести
понятия вкуса и «замысловатого стиля» - «удела душ возвышенных» (трактат
«Литератор»); идее «поэтической метафизики» Дж. Вико - «чувственной и
фантастической метафизики», явившейся началом «поэзии» («О поэтической метафизике»);
других концепциях и принципах, определивших во многом художественную практику.
Таким
образом, мироздание предстает барочной личности многоликим - и каждое из его
измерений («личин») определяет ту или иную грань барочного космизма: социальное
- «метонимическую», природное - «метафорическую», божественное -
«символическую», «фантастически-метафизическую». При этом сама многоплановость
космоса ощущается человеком Барокко не «разведенной» в пространстве (как в
Античности), во времени (как в Средневековье) или в социуме (как в Ренессансе),
но одновременно существующей - как некий «мир в одеждах». Поэтому
принципиальной, определяющей характеристикой барочного космизма следует считать
его полифонизм.
Многогранность
и полифонизм барочного космизма определяют и систему «стилевых уровней» и
литературных жанров Барокко. «Низовое» Барокко, продолжающее традиции народной
смеховой культуры, близко наивно-реалистическому, «метонимическому» методу
воспроизведения действительности (западноевропейская городская лирика, плутовской
роман, чешская народно-городская литература, творчество польских совизжалов,
русская народная демократическая литература, творчество И. Котляревского и
др.). «Среднее» Барокко, следующее теории мимесиса, ориентировано на подражание
природе - однако не прямое, а условное, «метафорическое»: мир предстает здесь
«узором сложных сравнений и сопоставлений, клубком неразгаданных связей» (И.Н.
Голенищев-Кутузов), «украшения стиля» становятся знаками, эмблемы постепенно
переходят в аллегории, аллегории возвышаются до символов (западноевропейский
театр, маскарады, моралите, трагедии Кальдерона, commedia dell'arte, «Вертоград
многоцветный» Симеона Полоцкого, натурфилософские поэмы Ломоносова «Письмо о
пользе стекла» и Тредиаковского «Феоптия» и др.). «Высокое» Барокко являет
высшую степень полифонизма барочного миропонимания, так как рассматривает
явления реального мира (и социальные, и природные) как символы иного, высшего
мира - мира значений (религиозная поэзия во Франции, Джон Донн и
«поэты-метафизики» в Англии, мистическая поэзия в Германии, консептизм в
испанской литературе, «Камень веры» Стефана Яворского, проповеди Димитрия
Ростовского, «похвальные слова» Ломоносова и др.).
Романтический
космизм во многом продолжает и развивает традиции мыслителей и художников
Барокко. Романтический образ мира, строящийся как ветвящаяся система оппозиций,
базируется на барочных антитезах и носит иерархический характер.
Системообразующей для романтического (как и для барочного) универсума является
триада «человек - природа - Бог». Выделяемые романтиками три глобальные сферы
универсума - «телесная протяженность» (человеческий мир), «мировая душа»
(природный мир) и «мировой дух» (Божественный мир) - являются одновременно и
способами полифонического бытия романтического космоса: множественность и
пространственность разворачиваются в соци-альном и природном мире, изменяющееся
бытие воплощается в мире истории, а духовное становление осуществляется в мире
культуры, мире абсолютных (вечных) ценностей. Романтическая личность, как и
человек Барокко, не вмещается в узкие рамки какой-либо одной сферы - бытового
или социально-ролевого существования: пространство ее бытия и трагедийного
самопознания расширяется до универсальных, поистине космических масштабов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru