Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности старых людей. Психологические задачи развития в старом возрасте - поздней взрослости

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Алтайский государственныйтехнический университет им И.И.Ползунова
кафедра ТиПС
Реферат по геронтологии
Психологические особенности старыхлюдей. Психологические задачи развития в старом возрасте — поздней взрослости
Выполниластудентка
ГруппыСР-82
ЧистяковаЕ.Н.
Проверил
ГолованьО.В.
Барнаул 2010

Содержание
Введение
1.Взаимосвязь психологического и физического старения
1.1Физиологическое обоснование ухудшения памяти
1.2Психологические причины возникновения некоторых заболеваний
2.Тревожности и стрессоры пожилых людей
3.Особенности самосознания пожилых людей
4.Психологические задачи развития человека в пожилом возрасте
Заключение
Списоклитературы

Введение
Часто осознание своего возрастапроисходит только тогда, когда вас однажды называют стариком, и это осознаниебывает неожиданным и мучительным. Затем наступает период, в течение которогонеобходимо примириться с очевидным и признать свою старость.
Старость иногда сравнивают с тяжелойболезнью, выделяя как общий признак нарушение нормального функционированияорганизма. Однако этот «биологический» подход односторонен, поскольку впсихологическом состоянии, несмотря на ряд некоторых идентичных проявлений —ощущения отстраненности, «взгляда со стороны» на самого себя, чувства дискомфорта,неуверенности в своих силах, страха смерти, — отмечаются и значительныерасхождения. Пожалуй, можно разместить старость «в середине»,между болезнью и здоровьем.
Удивительным образом она оказывается«нормальной аномалией». Она нормальна с точки зрения соответствия биологическимзаконам угасания жизни. Она аномальна, проявляясь в самых нелепых формах:постоянных жалобах на недомогание при объективно хорошем самочувствии,отрицании старости и акцентировании своей дееспособности, ссылках на преклонныйвозраст для устранения от активной жизни и оправдания своей бездеятельности.
Актуальность проблем обусловленатем, что на Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилоговозраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численностинаселения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляетпримерно 23%. Ученые, занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, чтоэтот процесс в нашей стране будет продолжаться еще не одно десятилетие. Среднийвозраст населения становится все выше, а численность детей, подростков имолодых людей сокращается, что квалифицируется уже как «демографическаяреволюция».
Объектом являетсяпожилой возраст
Предметом – психологическиеособенности людей пожилого возраста.
Цельданной работы — рассмотрение и изучение психологических особенностей,психологических задач развития людей пожилого возраста.
Задачи работы:
1.Изучитьтеоретического материала о психологических и физиологических изменениях ворганизме пожилого человека.
2. Обозначить кругвозрастных изменений в организме пожилого человека.
3. Анализируя различныеисточники определить наиболее травмирующие события в поздней взрослости.
4. Изучить особенностисамосознания старого человека.
5. Определитьпсихологические задачи развития в поздней взрослости.

1.Взаимосвязьпсихологического и физического старения
 
1.1Физиологическоеобоснование ухудшения памяти
В психологии нетчёткого определения границ позднего периода жизни.
Как правило, учёныевыделяют два этапа старения:
1.Первичное старение(внешнее) — это нормальный процесс, не отягощённый хроническими болезнями.
2.Вторичное старение(внутреннее) — старение связано с патологическим ухудшением здоровья исопровождается разнообразными хроническими заболеваниями, влияющими на функционированиемозга
Первичное старениеснижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которойинформация обрабатывается в ЦНС. Вторичное старение влияет не только наскорость перцепции, но и на логические рассуждения. Заметное увеличение времениреакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Этопроявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности,охватывающих как большинство сенсорных функций, так и моторику, восприятиенового, запоминание[1].
Повышенная забывчивостьявляется одной из наиболее распространенных жалоб у пожилых пациентов.
Многочисленныеэкспериментально–психологические исследования согласуются с бытовыминаблюдениями в том, что лица пожилого возраста хуже усваивают новую информациюпо сравнению с молодыми людьми. Связанные с возрастом трудности в мнестическойсфере возникают обычно при оперировании большими объемами информации или приодновременной работе с несколькими источниками информации. Это может несколькозатруднять обучение пожилых лиц новым навыкам, требует более строгой внешнейорганизации профессиональной деятельности (например, использование записныхкнижек, расписаний и т.д.). В то же время физиологическая забывчивость никогдане распространяется на текущие или отдаленные события жизни, а также общиезнания, полученные в молодом или среднем возрасте. Наличие амнезии на текущиесобытия, частичная утрата профессиональной или бытовой компетентности – всегдапатологический признак, означающий начало заболевания головного мозга.
Снижение памяти впожилом возрасте сочетается с рядом других изменений со стороны когнитивныхфункций. Последние касаются, прежде всего, времени реакции, которое с возрастомимеет тенденцию к увеличению. В результате пожилым лицам требуется большевремени для выполнения аналогичного объема умственной работы, чем лицаммолодого возраста. Утомляемость при умственных упражнениях в пожилом возрастетакже развивается несколько быстрее, чем у молодых.
Физиологическиевозрастные изменения когнитивных функций, по данным нейропсихологическихметодов исследования, происходят в возрасте от 40 до 65 лет. Предполагается,что в основе физиологических изменений со стороны высших мозговых функций лежатизменения церебральных метаболических процессов, связанные с гормональнойперестройкой.
Чаще всегопрогрессирующее снижение памяти в пожилом возрасте является проявлением болезниАльцгеймера (БА).
Риск возникновения БАобусловлен прежде всего генетической отягощенностью. Патогенетическимифакторами считаются также наличие сосудистой мозговой недостаточности ичерепно–мозговая травма в анамнезе. В типичных случаях первые симптомызаболевания появляются в возрасте около 70 лет и затрагивают мнестическуюсферу. Обычные жалобы больных: невозможность вспомнить только что прочитанноеили увиденное по телевизору, имена новых знакомых, трудности подбора нужногослова в разговоре. Забывчивость носит прогрессирующий характер и на развернутыхстадиях заболевания распространяется на события жизни: вначале ближайшего прошлого,а затем и более отдаленного (закон Рибо).

1.2 Психологическиепричины различных заболеваний пожилых людей
Врачи всего мира знают,что большую часть успеха любого лечения определяет отношение больного человекак тому, что с ним происходит. Это относится к множеству болезней, которые даюто себе знать в пожилом возрасте.
Инфаркт чаще поражаетмужчин, чем женщин, и обычно после 50 лет. В подавляющем большинстве случаевинфаркт можно назвать болезнью переутомления.
Гипертония. Эта болезньчаще поражает людей ответственных, энергичных активных, которые могут и хотятвыполнять свое дело достойным образом. Именно они попадают в ситуациюхронического стресса из-за своего чувства ответственности и необходимости егореализации. Следует отметить, что гипертония поражает чаще людей полных, чемхудых. Каждый лишний килограмм веса пожилого мужчины укорачивает его жизнь, покрайней мере, на несколько месяцев. Существует много способов, позволяющихопределить «идеальный» вес людей разного роста и возраста. Одной из причинполноты в пожилом возрасте является элементарное обжорство, за которой стоитблагоприобретенная привычка.
Язвенная болезньжелудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, гипертоническаяболезнь, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, сахарный диабет – этовсе психосоматические болезни. В их основе лежат личностные конфликты, то естьвнутренние противоречия, с которыми человек не справился, и они проявляются ввиде болезни.
В работах попсихотерапии есть достаточно материала о психологических факторах разныхзаболеваний: личностные особенности больных бронхиальной астмой включают в себяповышенную ипохондричность, истерические эмоциональные реакции, неосознаваемуютревожность. Психотерапевты говорят, что у них выражен конфликт между потребностьюв нежности и страхом перед ней, противоречивость в решении «брать и давать».Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречается чаще у лиц соспецифическими особенностями отношений в семье. Описан тип «тираническогопациента», который постоянно находится в напряжении, переживая одновременновнутреннюю зависимость от окружающих и страх перед ней. Это приводит к вспышкамагрессии – тирании. Язвенная болезнь настигает и постоянно брюзжащих лиц,которые переживают постоянное агрессивное напряжение, за которым скрываетсядепрессия. Это противоречие депрессии и агрессии приводит к язвительномунедовольству по поводу и без повода [3].
психология развитие старость взрослость

2. Тревожности истрессоры пожилых людей
Особое место занимает проблематревожных состояний у пожилых лиц. Возрастные изменения психической сферыхарактеризуются ухудшением образного мышления, снижением силы,уравновешенности, концентрации и подвижности основных нервных процессов,изменением темпа психомоторных реакций. Общепринятым является мнение обиспорченности характера, консерватизме пожилых, их немотивированнойобидчивости, эгоцентризме, ипохондричности, лишающих их новизны впечатлений исоставляющих основной механизм нарушений психологической адаптации.
Для тревожного синдромасвойственны: субъективные переживания, обусловленные непосредственно тревожнойсимптоматикой, т. е. симптом тревоги в его прямом смысле; поведение избегания,т. е. фобический компонент и вегетативные дисфункции. Сочетания этих составляющихмогут носить различный характер, что в конечном счете и предопределяетмногообразие клинических проявлений тревожных состояний.
Тревожность проявляетсяв виде очень неприятного, часто смутного ожидания чего-то и протекает на фонеодного или нескольких соматических ощущений — например, чувства стеснения вгруди, потливости, затрудненного дыхания, головокружения или дискомфорта вобласти желудка. Тревога представляет собой аффект, возникающий в ожиданиинеопределенной опасности, неблагоприятного развития событий. Патологическуютревожность могут провоцировать такие объекты и ситуации, как открытые изамкнутые пространства, высота, пауки, змеи, гром, путешествие, толпа,незнакомцы и т. д. При этом переживания всегда проявляются в степени, абсолютнонесоизмеримой с действительной опасностью этих объектов и ситуаций. Симптомы,определяющие тревожное состояние, могут хронифицироваться и приводить к потеретрудоспособности. В ряде случаев они осложняют течение других болезненныхнарушений, снижая готовность больного выполнять назначения врача и тем самымухудшая прогноз [4].
Соотношение пожилых мужчини женщин, страдающих тревожными расстройствами, составляет примерно 1:4. Этоявляется следствием не только относительно низкой распространенности неврозовсреди мужчин, но и малой обращаемости последних за психиатрической помощью всилу сложившихся социокультурных предпосылок. Стыдясь таких нелепых, с их точкизрения, мыслей или боясь прослыть «сумасшедшими», некоторые больные напротяжении ряда лет с помощью выработанных индивидуальных систем «защитныхмероприятий» продолжают привычное социальное функционирование и, несмотря назначительное усложнение жизни, упорно избегают врачей-психиатров[5].
Ранжированиепсихотравмирующих жизненных событий показало, что в группе пожилых пациентовпервое место по степени значимости занимает смерть или болезнь близкихродственников, второе — острое начало или ухудшение соматического заболеваниясамих пациентов, третье — интерперсональные отношения в семье с ощущениемсоциального отторжения, чувством одиночества среди близких [6].Одними изосновных стрессоров людей пожилого и старческого возраста также можно считатьотсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активнойтрудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя;ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные событияи ситуации. Один из самых мощных стрессовых факторов – смерть близкогочеловека. К нему нельзя подготовиться заранее, пережить его многим людям помогаеттолько вера в жизнь после жизни. Как и всякое чувство, она дается в полной мерене каждому человеку. Умение перенести смерть близких людей поддерживаетсясоблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно другиелюди по всем правилам социальной жизни должны помочь человеку пережить горепотери.
Открытость другимлюдям, организованная через соблюдение ритуалов и обрядов, делает горе человекаделимым на всех – это снижает его остроту. Если же человек замыкается в своихгорестных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, этоприводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, иранит окружающих людей. Организация поведения для человека, переживающего горепотери близкого человека, через соблюдение обрядов и ритуалов выполняетважнейшую психотерапевтическую задачу – задачу связи с окружающими людьми, смиром своей культуры.
Повышенный стресс –первая причина психосоматических заболеваний, это реальная опасность, инеобходимо принимать все меры для изменения стрессового состояния у человека;таким людям необходимо обратиться к специалисту или познакомиться соспециальной литературой, предпринять все известные способы восстановления сил иэнергии. Это может быть что угодно: задушевная беседа с другом или подругой,поход в магазин, поездка в гости.
Многие из стрессоровможно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счетизменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. «Прославлениемолодости – это оборотная сторона ненависти к старению. Презирать факт старения– это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни»[7].

3. Особенностисамосознания пожилых людей
Содержание самосознанияпожилого человека претерпевает очередные изменения.
1. Притязание напризнание находится в состоянии депривации, так как существенно уменьшаетсячисло факторов, за счет которых можно было получать признание. В первую очередьэто касается внешнего вида, а также социального статуса. В результате, дляпожилого человека сильно обостряется значимость внешнего признания, котороетеперь в основном зависит от родственников.
Однако, благодаря явлению психологического витаукта,пожилой человек находит пути для поддержания своего притязания на признание.Это происходит с помощью следующих механизмов:
а) наличие уиспытуемых позднего возраста высоких позиций реальной самооценки по шкалам«характер», «отношения с людьми», «участие в труде».
б)  фиксация напозитивных чертах своего характера.
Люди пожилого и старческого возраста чаще приписывают себепозитивные качества, в основном отражающие хорошее отношение к людям и деловыесвойства, и реже указывают на свои недостатки;
в)  снижение идеальныхи достижимых самооценок.
Что может носить компенсаторный характер, защищая человека отслишком большого разрыва между реальным и идеальным «Я», гиперразведениекоторых свидетельствует о низком самоуважении, неудовлетворенности собой.Сближение или слияние «могу» и «идеала» в позднем возрасте говорит,по-видимому, о принятии своей позиции, даже если она не очень высока, отенденции довольствоваться тем, что есть, ощущать свое положение как вполнеприемлемое;
г)  относительновысокий уровень самоотношения.
д)  ориентация на жизньвнуков и детей.
В позднем возрасте при анализе и характеристике собственнойЯ-концепции нередко можно встретить рассказы о жизни детей и внуков, описанияих успехов и достижений. Такая ориентация на детей и внуков сохраняетперспективу личностного развития, а следовательно, способствует осознаниюценности своего «Я»;
е)  ретроспективныйхарактер самооценки.
Будущеедля лиц позднего возраста нередко представляется угрожающим, ожидаемыеизменения — негативными, актуальная позиция не всегда удовлетворяет, поэтомухарактерной особенностью их Я-концепции является обращенность в прошлое,которое для них приобретает большую ценность, чем будущее и даже чем настоящее.Утверждение значимости своей прошедшей жизни и себя в ней, оценка своих прошлыхзаслуг, достижений, статуса и прочего позволяют в какой-то степеникомпенсировать негативные изменения, наступающие с возрастом, либопротивостоять возможности осознания своей малоценности в настоящем, непринимать новый, более негативный образ себя.
Перечисленные выше процессы можно отнести к защитныммеханизмам психологического витаукта, которые позволяют удерживать собственнуюЯ-концепцию на приемлемом для субъекта уровне, однако их действие зависит отиндивидуальных особенностей человека, общего стиля и истории его жизни[8].
В самооценку включаетсяещё и самоощущение старости. Признание себя старым- сильнейший психологическийфактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического ипсихического состояния. Правильное, конструктивное ощущение собственноговозраста находится где-то на очень тонкой грани между двумя крайностями.
2. В позднем возрастепроисходит окончательное отторжение от своего имени. Круг людей, которые могутназывать старика хотя бы по имени и отчеству чрезвычайно сужается. Отходит назадний план общение с коллегами, с уменьшается количество ровесников, в итоге упожилого человека остается только семейно-ролевое имя «бабушка» или«дедушка». Важно, чтобы все-таки человек мог иметь опыт общения поимени, имени-отчеству. Это будет способствовать «незацикливанию» на однойсоциальной роли .
3. Иногда пожилойчеловек делает акцент на правах в ущерб осознанию своих обязанностей. Этоприводит к перекладыванию ответственности на других и принятию неконструктивнойпозиции «Мне должны», которая мешает мобилизовать свой организм ипсихику для дальнейшей успешной адаптации.
4. В осознаниивременной перспективы происходит сильный сдвиг: удлиняется прошлое исокращается настоящее. Будущее воспринимается кратко или совсем отсутствует.Чем дальше располагается событие во временной перспективе, тем ярче оноокрашено эмоционально. Прошлое как бы присутствует в настоящем. Бег временизамедляется, поэтому происходит гипертрофированность, «растягивание»событий. Как правило, жизнь старика небогата событиями, однако они заполняютсобой все его индивидуальное пространство и время. Событие, котороевоспринимается молодым как незначительный эпизод (например, приход врача, пох/>од в магазин), для пожилого становится делом целого дня.
5.Половая идентификация. В пожилом возрасте происходит размывание половой идентификациичеловека. Бессознательное человека не стареет, и эротические потребностипродолжают существовать. Однако увеличивается высота и численность барьеров,препятствующих удовлетворению желания. Это происходит вследствие сомнений вовнешней привлекательности, следования принятым на себя ролям, негативногопредыдущего опыта, наличием страхов перед зависимостью и желанием зависеть,страхом перед близостью и желанием близости[9]. Понять, что такое сексуальность в старости, можнотолько поняв, как изменяется отношение человека к самому себе, к другим, кокружающему миру с исчезновением примата половой сферы. Сексуальная активностьнаправлена на достижение множества разноплановых и содержательно насыщенныхцелей — получение удовольствия, трансформацию мира через взаимное соединение вмир желания, осуществление своего «Я», подчинение себе партнера. Утративсобственные половые влечения, старики инстинктивно ощущают их отсутствие и«желают желать», чтобы воссоздать таким путем тот эротический мир, который они сконструировалив юности или в зрелости и частью которого они остаются. Поэтому те, кто имелпозитивный сексуальный опыт, пытаются в разных формах сохранить сексуальность.Если же сексуальный опыт был сопряжен с отрицательными эмоциями (что чащеприсуще женщинам), то старость действительно приносит освобождение.
Отсутствиесексуальных стремлений в старости нельзя считать позитивным фактором:сексуальность, жизнеспособность и активность неразрывно связаны. Исключениеодного из компонентов затрагивает и другие. Установлена и взаимная зависимостьсексуальности и творческой активности: она проявлялась у Гюго, Пикассо и многихдругих[8].
У мужчин один избарьеров определяется наличием «достиженческой» позиции. Особенностьюсексуальности в старости является повышенная чувствительность кприкосновениям[2].

4. Психологическиезадачи развития в пожилом возрасте
При прохождении каждоговозрастного этапа человек решает определенные задачи развития. А.В. Мудриквыделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом этапе социализации:естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологическиезадачи. Рассмотрим эти задачи и их особенности в пожилом возрасте.
Естественно-культурныезадачи включают в себя достижение определенного уровня физического и сексуальногоразвития. Применительно к пожилому возрасту, можно сказать, что задачазаключается в сохранении достигнутого уровня физического развития. В условияхроссийской культуры и ментальности это будет выражаться в сохранении физическойактивности посредством домашней работы, занятий спортом или физическойгимнастикой; поддержании внешнего вида; адекватном восприятии старенияорганизма.
Социально-культурныезадачи включают познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые.Человек должен освоиться с новыми для себя ролями. Происходит трансформация отстатуса зрелого, работающего человека к положению пенсионера. Он перестает бытьродителем (потому что дети уже выросли), но принимает роль прародителя(бабушки, дедушки). Ему необходимо перераспределить свое время,переструктурировать сферу собственной занятости, перестроить отношения ссупругой (супругом), либо примириться с потерей. Человек делает выбор,развиваться ли ему дальше интеллектуально и культурно, или повернуть крегрессу.
Социально-психологическиезадачи включают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальнойжизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение. Конкретизируемпсихологические задачи пожилого возраста, используя теорию Э. Эриксона, вкоторой основное внимание акцентировано на формировании эго-идентичности. Подидентичностью понимается набор своеобразно объединенных и приемлемосогласующихся между собой представлений человека о своих физических,психологических и социальных качествах, целостность личности. Развитиеэго-идентичности происходит в течение всей жизни человека. Последняяпсихосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Теперьон черпает подтверждения неизменности своей идентичности в прошедших событиях;в том, чем и кем он был для себя и окружающих раньше. Например, если он былпримерным родителем, или выдающимся специалистом, то при определении себя встарости он будет указывать именно на эти факты.
Это время ставит передчеловеком и новую задачу: убедиться в ценности прожитой жизни[10].
 Конечной стадией втеории жизненного цикла Эриксона является психосоциальный конфликт«целостность эго против отчаяния». Только в человеке, которыйкаким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился куспехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателеидей — только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий –интегративность или целостность личности. Это чувство протекает из способностичеловека оглядеть всю свою прошлую жизнь и сказать себе: «Я доволен».Э.Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: всевозрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку иосмысленности; постнарциссическая любовь человеческой личности как переживаниемирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какойценой они достигаются; принятие своего жизненного пути как единственно должногои не нуждающегося в замене; новая, отличная от прежней, любовь к своимродителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различнойдеятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре.Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишьслучайное совпадение жизненного цикла с единственным отрезком истории, и передлицом этого факта смерть теряет свою силу. Тогда, как полагает Эриксон, встарости приходит настоящая зрелость и, как приобретение этого периода,полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время онотмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всехзнаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческомпериоде. Мудрость — это осознание безусловного значения самой жизни перед лицомсмерти».
На противоположномполюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованныхвозможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие целостности проявляется у этихлюдей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости иозабоченности тем, что «еще может случиться». Эриксон выделяет два превалирующихтипа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, чтожизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектовпутем проецирования их на внешний мир.
Итак, наиболее важнымипсихологическими задачами развития в пожилом возрасте становятся: а) сохранениесогласованности с собственной идентичностью, которая требует опоры на прошлое ив тоже время своевременной перестройки Я-концепции и стиля поведения всоответствии с изменившимися условиями жизни; б) нахождение смысла жизни,которая напрямую связана с оценкой собственного прошлого.

Заключение
Народная мудростьутверждает, что “старость — не радость”. Категоричность афоризма делает егоуязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и многогранности явления. Этоскорее мнение, и как таковому ему может быть противопоставлено иное мнение.Старость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себебольшие резервы и возможности. Жизнь в старости наверняка нелегка, но онадолжна отходить от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как навремя пассивного отдыха. Это- стиль жизни, побуждающий к постоянной активности,к чувству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие,о котором не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизнине исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и всвоём окружении новые ценности и качества.
Старость не должна бытьпроцессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы изкаждой минуты жизни извлекать новые ценности.
У пожилых есть однокачество, которого нет у молодого поколения: это — мудрость жизни, знаний,ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этойземле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества.
Наука пытаетсяанализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей другк другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способовмышления, которыми обладают люди и науки. Люди в пожилом возрасте нуждаются всоциальной поддержке, она позволяет им ощущать себя компетентными людьми, приэтом необходимо признавать потребность пожилых в “контроле самоопределения” инайти альтернативные способы обеспечить улучшение условий их жизни.

Список литературы
1.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. — М.: 2002.
2.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л.: 1990.
3.Психологические формы преодоления стресса пожилыми пациентами / Сб. ММА им. И.М. Сеченова / Мазаева Н. А., Сиряченко Т. М., Пекарская Л. И., Зорин В. Ю. — М.:2000.
4.АкжигитовР.Г Возрастные, клинические и терапевтические аспекты тревоги в общемедицинскойпрактике [Электронный ресурс ] / Р.Г. Акжигитов.
5.Тювина Н. А., Балабанова В. В. Особенности клиники, дифференциальнойдиагностики и лечения психических нарушений у женщин в период климактерия / Сб.ММА им. И. М. Сеченова. -М.: 2000.
6.Абрамова Г. С. Возрастная психологи. – Е.: 1999г.
7. Психологиястарости истарения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб.заведений / Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидере. — М.: 2003.
9.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.: учебник для студ.высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.