Греция в IV
в. до н.э.
IV век оказался
очень плодотворным периодом для развития культуры, особенно философии,
ораторского искусства. В это время были созданы две самые известные философские
системы — Платона и Аристотеля. Платон (426-347 гг.) принадлежал к знаменитому
аристократическому роду в Афинах. Его философская концепция оказалась тесно
переплетенной с социально-политическими взглядами.
В трактатах
«Государство» и «Законы» Платон создал модель идеального полиса с тщательно
разработанной сословной системой, строгим контролем верхушки общества над
деятельностью низов. Основой верного построения государства он считал
правильную трактовку понятия добродетели, справедливости, поэтому во главе
полиса должны были находиться философы, люди, обладающие знанием.
«Пока в
городах… не будут или философы царствовать, или нынешнии цари и властители
искренне и удовлетворительно филосовствовать, пока государственная сила и
философия не совпадут в одно… дотоле ни города, ни даже, думаю, человеческий
род не жди конца злу…» [N.7]
Не меньшей
популярностью пользовалось учение Аристотеля (384-322 гг.), философа, имевшего
давние и прочные связи с македонским двором. Отец его был там придворным
врачом, а сам Аристотель провел при дворе Филиппа II восемь лет как воспитатель
Александра Македонского. Ученик Платона, Аристотель занимался в Афинах научными
исследованиями и преподаванием в гимнасии Ликее.
Аристотель
вошел в историю прежде всего как ученый-энциклопедист. Его наследие — настоящий
свод знаний, накопленных греческой
наукой к IV в.: по некоторым сведениям, число написанных им работ приближалось
к тысяче.
Аристотель в
отличие от своего учителя полагал, что материальный мир первичен, а мир идей
вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от друга как две стороны
одного явления. Учение о природе предстает в его трактатах прежде всего как
учение о движении, и это одна из самых интересных и сильных сторон системы
Аристотеля. Он считается выдающимся представителем диалектики, которая была для
него методом получения истинных и достоверных знаний из знаний вероятных и
правдоподобных.
Ученый выступал
также в роли историка, педагога, теоретика красноречия, создателя этического и
политического учения. Его перу принадлежат этические трактаты, в которых под
добродетелью понимается разумное регулирование деятельности, середина между
крайностями: мужество, например, располагалось между страхом и отчаянностью.
Много внимания он уделял и поэзии, полагая, что она благотворно влияет на
психику и важна для общественной жизни.
Учение
Аристотеля широко использовалось в европейской философии представителями самых
разных направлений. В середине века некоторые его положения легли в основу
теологических теорий. На философию Возрождения оказали влияние совершенно иные
стороны теории Аристотеля, нежели на средневековых схоластов, они много сделали
для издания текстов философа, восстановления его учения в полном объеме. Тогда
же было обращено внимание на оппозицию Платон — Аристотель, которая аллегорически
представлена Рафаэлем на картине «Афинская школа». Учение Аристотеля было
высоко оценено К. Марксом и Ф. Энгельсом. [N.8]
Учение
Киников
В этот же
период Антисфеном (450-360 гг.) и
Диогеном
Синопским (умер ок. 330-320 гг.) были заложены основы философского учения
киников, расцвет которого приходится на более позднее время. Киники IV в.
противопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям полиса, учили
ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по их мнению, следовало
искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого общества.
Историки
Греции IV Века
Исторический
жанр был представлен прежде всего известным историком Ксенофонтом, уроженцем
Афин (428-354 гг.). Он происходил из состоятельной семьи, получил прекрасное
образование, учился у Сократа. Основная историческая работа Ксенофонта,
«Греческая история», хронологически продолжает труд Фукида, охватывая период с
конца Пелопонесской войны до битвы при Мантинее, и служит одним из главных
источников по истории IV в. История Ксенофонта написана в совершенно ином
ключе, чем труд его предшественника. Она суше, в ней нет той продуманной
концепции, широты взглядов на исторический процесс, тщательного анализа причин
событий, которые так привлекают в Фукидиде. Главный недостаток сочинения
Ксенофонта — сознательная необъективность: он перекраивает историю по своему
вкусу, создавая в целом искаженную картину, ибо одни события попросту
замалчивает, о других, достаточно важных, говорит мимоходом, третьи всячески
раздувает.
Ксенофонт
известен также как автор трактатов о жизни и философии Сократа, военных
мемуаров, произведений, посвященных экономике и организации хозяйства, этюда о
тирании и специальных работ о кавалерии и охоте.
Кроме труда
Ксенофонта, от исторических произведений IV в. дошли отрывки из «Оксиринхской
истории» неизвестного автора, описывающие события 90-х годов. Название свое
рукопись получила по месту находки — городу Оксиринху в Египте. Немногие
сохранившиеся фрагменты не дают возможности получить представление о композиции
работы и принципах ее построения. Можно определенно говорить лишь об очень
подробном изложении событий и расхождении в описании фактов с Ксенофонтом.
Отрывки из «Оксиринхской истории» имеют большое значение для освещения
некоторых моментов в истории Эллады, особенно интересны сведения о возвышении
Беотии и о борьбе политических группировок в полисах.
Работы других
историков этого периода не сохранились, уцелели лишь немногие разрозненные
отрывки; имена авторов и названия трудов дошли в передаче других писателей.
Риторика
Представителями
риторического направления в истории были Эфор и Феопомп. Для их сочинений
характерны ярко выраженная тенденциозность и морализирующий тон. Эфор (405-330
гг.) известен как создатель «Всеобщей истории», от которой уцелели лишь
фрагменты. Основой труда послужила история Эллады, однако много внимания
уделено описаниям и других народов.
Современник
Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором «Истории Греции» и «Истории
Филиппа Македонского», тоже не дошедших до нас. Объективность, очевидно, не
относилась к числу его достоинств, так как современники единодушно
констатировали склонность автора к злословию.
Ораторское
искусство Греции IV века.
Греция IV в.
дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было
положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия,
обучали и других этому искусству. Они
основали школы,
где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей
манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной
жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами.
Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с
точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление.
Известны два
основных типа речей — политические и судебные. Высшим достижением ораторского
искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными
считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению конкретных вопросов,
которые требовали принятия конкретных мер. Источники показывают, что
аттическими ораторами был поставлен и дискутировался вопрос о месте, занимаемом
ими в государстве и назначении их выступлений. Большинство из них полагало, что
назначение политических речей — приносить благо, а долг оратора как гражданина
— обратить дар слова на пользу родному городу. Темой обсуждений были
злободневные вопросы современности и более общие проблемы: основы внутренней и
внешней политики, принципы межполисных отношений, отношение эллинов к негрекам.
Из
представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью пользовались
Антифонт, Андокид и Горгий. Выдающимся оратором был Исократ (436-338 гг.), его
античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему речей, до наших дней
дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг.) также оставил о себе память как о
выдающемся ораторе.
По своим
политическим взглядам оратор — сторонник демократии, которая ассоциируется у
него с независимостью. Его речи позволили исследователям воссоздать многие
положения демократической теории: ее понимание государства, законов, социальных
отношений, войн. Преданность Демосфена
демократическому строю не исключала критического отношения к его недостаткам.
Демосфен довольно резко указывает на пассивность граждан, не желающих сражаться
за свои права, на рост аполитичности, неумение и нежелание действовать быстро и
решительно, склонность к бесконечным словопрениям, т. е. на все, что ослабляло
позицию Афин и было на руку Македонии.
Политическими
соратниками Демосфена были Гиперид и Ликург. Гиперид (389-322 гг.), один из
лучших аттических ораторов, принимал деятельное участие в антимакедонской
войне. Ликург (390-325 гг.) интересовался не столько внешней, сколько
внутренней политикой, управлял афинскими финансами. До нашего времени дошла
лишь одна его речь. Как оратор он обладал, видимо, большой силой, логикой,
способностью убеждения.
В числе
противников Демосфена находились сторонники промакедонской группировки Эсхин и
Динарх. Эсхин (397-322 гг.), разносторонне образованный человек, бывший не
только талантливым оратором, но и актером, известен своими дискуссиями с
Демосфеном. О Динархе (родился в 396 г.), которого причисляли к десяти наиболее
прославленным аттическим ораторам, биографических сведений меньше, чем о
других. Приверженец Македонии, он приобрел печальную известность пасквилями
против Демосфена.
Два оратора
прославили себя не на политическом, а на судебном поприще. Лисии (459-380 гг.)
был метеком, оказавшим много услуг афинской демократии. Живость изображения,
хорошее знание законов, удивительное, по отзыву Дионисия Галикарнасского,
изящество речи обеспечивали ему в судебных разбирательствах неизменные победы.
Долгая и частая
практика выступлений, появление блестящих и прославленных ораторов не могли
пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в. появилось фундаментальное
исследование, посвященное красноречию,
— «Риторика»
Аристотеля. В ней дан настолько интересный и глубокий анализ искусства
убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде
находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.
Идеологии
Греции IV века
В произведениях
различных жанров нашли свое отражение проблемы, которые, видимо, следует
считать определяющими для идеологии IV в. В центре внимания политической мысли
Эллады был прежде всего сам полис. С одной стороны, к данному периоду уже было
накоплено много наблюдений над разными формами правления, над отличительными
чертами греческих государств по сравнению с другими. С другой — неустойчивая
обстановка в полисах побуждала тщательно анализировать их структуру, искать
причину сложившейся ситуации в отклонении от правильного образа жизни.
Проект
«правильного полиса».
Одни и те же
обстоятельства способствовали обращению идеологов к изучению организации
полиса, но шли они разными путями и приходили к разным выводам. Платон в
«Государстве» полагал, что полис находится на грани катастрофы из-за
распущенности демократии, которая нарушает установленный порядок, допуская к
управлению городом людей, по природе своей неспособных управлять. Выход он
видел в воссоздании основ, изначально присущих полису как типу государства. Они
образуют иерархическую систему, в которой четко разграничены сферы деятельности
трех государственных сословий: правителей-философов, воинов и земледельцев.
Каждый занимается своим делом, а государство все регламентирует и все
контролирует.
В своем более
позднем произведении «Законы», Платон
пытается представить не то идеальное общество, которое нашло отражение в
его сочинение «Государство», а государственное устройство, доступное, как он
думает, реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам. [N.3,
с.68]
Если Платон
пошел по пути создания условно-образцового полиса, во многом противостоящего
полису реальному, то Аристотель в «Политике» выступал за сохранение основ
существующего порядка. У него тоже был проект идеального государственного
устройства, но менее абстрактного и более приближенного к жизни. Он приходил к
выводу, что полис — наивысшая форма человеческого объединения, а цель людей,
живущих в нем, — достижение блага. Основной ячейкой общества признавалась
семья, в то время как Платон полагал, что ее следует упразднить, а детей
сделать общими.
В своих
рассуждениях Аристотель отталкивался от природы: как естественна семья, так
естественно и рабство, ибо самой природой предназначено, чтобы одни повелевали,
а другие повиновались. Внимательно рассмотрев существующие варианты полиса,
философ находит три правильные формы правления (монархия, аристократия и полития)
и три неправильные (деспотия, или тирания, олигархия и демократия), дает
подробную характеристику каждой, а критерием оценки избирает их приближенность
к благу.
Во всех
проектах «правильного полиса» особое внимание уделялось социальному и
экономическому факторам. Недаром Платон и Аристотель так подробно
останавливаются на проблеме частной собственности, а Исократ озабочен охраной
имущества и жизни состоятельных людей. И единовластная форма правления,
нашедшая в теории так много сторонников, привлекала в основном возможностью
твердой рукой установить в полисе социальное равновесие.
Создание
идеального полиса было тесно связано с проблемой воспитания, так как
предполагалось, что благополучие
государства зависит от того, как воспитаны его граждане.
В данный
период, видимо, большой популярностью пользовалась утопия. Все проекты
«правильного полиса» носили явно утопический характер. Были широко
распространены представления об обществах, построенных по принципу
уравнительности, о золотом веке, об удивительных странах, где у людей все в
изобилии. В IV в., несмотря на резко отрицательное отношение к варварам,
зародилось представление о существовании неких примитивных племен с
господствующими патриархальными устоями, живущих в безмятежной гармонии.
Особенно популярны эти идеи были в последующее время, в эпоху эллинизма.
Взгляд в
прошлое. Историография 4 века.
Острое
недовольство своим временем, отход от традиционных полисных идеалов побуждали
идеологов IV в. часто обращаться к истории. Именно в это время значительно
возрос интерес к прошлому отдельных полисов и Эллады в целом. При неустойчивом
настоящем прошлое стало восприниматься как эталон стабильности. Апелляция к
историческим фактам могла служить также обоснованием тех или иных политических
акций. История полисов исследовалась с точки зрения эволюции в них
государственного строя, времени определения его «порчи» и причин,
способствовавших этому. Так подходит к истории Афин Аристотель в «Афинской
политии». Отклонение от конституции предков видит в современных ему Афинах
Исократ и полагает, что долг сограждан — восстановить прежние порядки, при
которых город процветал и благоденствовал.
Идеализированное
представление о прошлом было использовано как оружие в политической борьбе:
олигархи обвинили демократов в искажении отеческого строя и вели борьбу с ними под девизом его реконструкции.
Объектом ожесточенных споров стали основатели афинского государства Солон и
Клисфен. Каждая из враждующих группировок стремилась доказать, что следует их
заветам, в результате оба они приобрели черты легендарных героев и из реальных
исторических деятелей превратились в идеальных государственных мужей.
Для греческой
историографии IV в. характерны две основные черты: первая — трактовка истории
как политического предмета, ее использование для интерпретации настоящего;
вторая — убежденность в том, что историк — не просто хроникер, описывающий
события, а политический наставник, который может и должен влиять на
общественную жизнь.
Все
политические ораторы подчиняли свои исторические экскурсы определенным
тенденциям. Например, они использовали факты ранней истории Афин, часто
обращались к греко-персидским войнам с целью обосновать право Афин на гегемонию
в греческом мире. Мифология и история предоставляли в их распоряжение богатый
материал. Подобная практика, видно, породила высказывание одного из них о том,
что историю следует рассматривать как общее наследство, которым можно
воспользоваться в подходящей ситуации.
Политических
теоретиков интересовали также принципы межполисных отношений в Элладе.
Образование коалиций, столкновения между ними, распад прежних союзов и
организация новых привели к тому, что стали анализироваться причины
неустойчивости альянсов и оптимальные условия их построения. Были выделены два
основных варианта доминирования полисов в Греции — господство и гегемония. Под
господством, которое всячески порицалось, чаще всего подразумевалось подавление
сильным полисом более слабых. Гегемония же, первенство, основанное на уважении
автономии полисов, признавалось справедливой и достойной подражания. Как уже
было сказано, суровому осуждению подвергались междоусобные войны.
Расцвет идеи
панэллинизма в IV в. обычно связывают с Исократом. Но если понимать термин
«панэллинизм» более широко, не как единство греков перед лицом Персии, а
единство вообще, то необходимо упомянуть и о Демосфене. Оратор постоянно
указывал на разобщенность полисов перед Македонией, их общим врагом, на те
необратимые последствия, к которым она может привести. Ссылаясь на историческую
и культурную общность греков, он призывал к объединению и забвению раздоров.
Литература
Те изменения,
которые произошли в обществе IV в., нашли отражение в его культуре. В этот
период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее
место в литературе, явно вытеснив другие жанры — драму и лирику. Хотя театры
по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их,
вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и
социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах
все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились,
сосредоточились на частной жизни.
Утратила свою
популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому времени относятся две
пьесы Аристофана — «Женщины в народном собрании» и «Плутос», но зенит
творчества драматурга относится к предшествующему периоду. После Аристофана
смех перестал быть обличительным, утратил политическую злободневность. Место
«древней» комедии заняла «средняя», развлекающая публику обыгрыванием
незначительных событий повседневности. До нашего времени не дошли произведения
такого рода, известны лишь имена их авторов (Алексид, Анаксандид, Антифан,
Евбул) и названия пьес.
Явный спад
наблюдается и в лирике. Если VI и V века
поражают
удивительным разнообразием талантливых поэтов и поэтических школ, то IV век дал
только одного знаменитого лирика — Тимофея Милетского, от поэтического наследия
которого сохранились лишь отрывки. Он пользовался в Элладе большой
популярностью, с похвалой упоминается Платоном и Аристотелем.
Искусство
Аналогичные
процессы протекали и в искусстве. IV век обычно рассматривается как время
поздней классики, период перехода к искусству эллинизма.
А) Архитектура.
Показательно,
что после Пелопонесской войны не только сократилось монументальное
строительство, но и переместились его центры: вместо Аттики ими стали
Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее известных
памятников Греции, самым красивым сооружением Пелопоннеса считал храм Афины
Алеи в Тегее, заменивший старый, сгоревший в 394 г. Он был построен и украшен
знаменитым мастером Скопасом. Интерес современников вызывала планировка
Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр Аркадского союза.
Зодчество стало
приобретать несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли
храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской
архитектуре — театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимнасиям. Новые
тенденции в архитектуре выразились и в стремлении создать общеэллинский стиль —
койнэ; здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся
архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей.
Подъем
переживала архитектура малых форм, имеющая
много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить памятник
руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в Афинах после победа на
состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства.
Популярность в
IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е
годы) замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион,
гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал).
Б) Скульптура.
Новые
требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период
считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и
душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к
конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас,
Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.
Шел поиск
средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них
представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса, произведения которого поражали
современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств.
Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и
богов в моменты аффекта.
Другое,
лирическое направление отразил в своем искусстве Пракситель, младший
современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью,
утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя прекрасного
Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась «Афродита Книдская». Чтобы
полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали
все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов.
Красота и
одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и
Гермеса с Дионисом.
Стремление
показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший
полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера — статуя Апоксиомена,
атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также «Эрот с
луком», «Геракл, борющийся со львом». Впоследствии скульптор стал придворным
художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов.
Имя афинянина
Леохара связано с двумя хрестоматийными произведениями: «Аполлоном
Бельведерским» и «Ганимедом, похищаемым орлом». Изысканность и эффектность
Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном
классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика
неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в XX в. искусствоведы перестали
разделять восторги своих предшественников, находя у Леохара такие недостатки,
как театральность и вылощенность.
В) Живопись.
О живописи IV
в. можно судить в основном по сведениям, сохранившимся у античных авторов. Судя
по ним, она достигла высокого уровня не только в практике, но и в теории. Были
широко известны такие картины основателя сикионской школы Евмолпа, ученик
которого, Памфил, создал трактат о художественном мастерстве.
Тенденции
Скопаса были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин которого
изображала умирающую на поле битвы мать, к груди которой тянется ребенок.
Произведение Никия «Персей и Андромеда» скопировано на одной из фресок в
Помпеях. Этого художника высоко ценил Пракситель, доверяя ему тонирование своих мраморных статуй.
В IV в.
достигло расцвета искусство малых форм, отмеченное грацией и изяществом. Оно
прославлено терракотами мастеров Танагры. Вазовая живопись, напротив, вступала
в полосу упадка: чересчур усложнились композиции, возросла пышность декора,
появилась небрежность в рисунке.
В целом
искусство данного периода расценивается исследователями как время
принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших
свое завершение в эпоху эллинизма.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/