Реферат по предмету "Психология"


Отцовство и проблемы депривации

Введение
Пол –есть фундаментальное биосоциальное свойство индивидуальности, одна из первыхкатегорий, в которой ребенок осмысливает собственное «Я». В старшем дошкольномвозрасте ребенок уже четко идентифицирует себя с определенным полом ивозрастом. Анализ научной литературы показал, что у детей воспитывающихся вусловиях отцовской депривации и не имеющих образца для половой идентификациивозможны определенные нарушения в данной области.

Особенности идентификации дошкольников депривации
Результатыразличных исследований отечественных и зарубежных психологов подтверждают фактнегативного влияния отцовской депривации на развитие личности ребенка. Так,чешские исследователи Й. Лангмейер и З. Матейчек, выделяют феномен отцовской депривациии описывают в своем труде специфические особенности воспитания в неполнойматеринской семье. Известный психиатр А. И. Захаров в работе посвященнойневрозам, отмечает высокий процент частоты возникновения данного видарасстройств у детей воспитывающихся без участия отца. Исследования профессораИ. Кона и данные психологической практики, свидетельствуют об более низкомуровне притязаний, трудностях в общении и налаживанием контактов сосверстниками и усвоении мужских ролей у мальчиков данной группы. Проведениеэксперимента заключалось в предложении ребенку стимульного материала в видедвух наборов карточек (по 6 штук), на которых персонаж мужского или женскогопола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Исследованиепроводилось в два этапа. Задачей первого являлась оценка возможности ребенкаидентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус.Другими словами, проверялась способность ребенка к адекватной идентификациисвоего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представленияребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном. Из предложенныхкартинок ребенок выбирает самый привлекательный и непривлекательный для негообраз.
Анализрезультатов проводился по следующим параметрам: идентификация пола,идентификация возраста, построение итоговой последовательности по полу ивозрасту, выбор привлекательного образа, выбор непривлекательного образа.
Врезультате проведенного исследования были выявлены следующие тенденции.Идентификация пола в обеих исследуемых группах была адекватной и вызвалазатруднения только у одного испытуемого из группы детей из неполных семей, чтосоставило соответственно всего 5% от общего количества испытуемых. Наибольшееколичество ошибок в обеих группах было обнаружено при выполнении построенияпервой идентификации связанной с определением возраста ребенка. В группе детейиз неполных семей 70% испытуемых неправильно идентифицировали свой возраст, вгруппе испытуемых из полных семей 35% соответственно. Достоверность различий враспределении признака была подтверждена путем статистической обработки (х2Пирсона, при уровне значимости р. 0,05). Данный факт свидетельствует о большихсложностях в формировании возрастного аспекта эго-идентичности у детей изнеполных семей, по сравнению с их сверстниками из полных семей.
Впостроении итоговой (по половозрастным признакам) последовательностизатруднения были у 35% испытуемых из группы неполных семей и 20 % испытуемых изгруппы полных семей соответственно. Что свидетельствует о более низкой степенисформированности у детей из неполных семей способности к генерализации знанийпо поводу эго-идентичности направленных на других людей, и на собственныйжизненный путь, хотя этот показатель и не является статистически значимым (х2Пирсона, при уровне значимости р.0,05). Наиболее привлекательным образом дляиспытуемых из неполных семей был образ школьника (40%) и образ юности (35%),20% испытуемых выбрали образ взрослого, 5% — образ старости. Для группыиспытуемых из полных семей наиболее привлекательным оказался образ юности, еговыбрали 50% испытуемых, далее следует образ школьника — 40%, 5% выбрали образвзрослого и 5% — образ дошкольника. Исходя из этого можно предположитьследующее: дети из полных семей имеют в представлении более развернутуювременную перспективу в область будущего, что может свидетельствовать об ихбольшей уверенности в построении их собственного жизненного пути.
Наиболеенепривлекателен для дошкольников из первой группы образ младенца (40%) и образстарости (35%), 15% выбрали взрослого и 10 % образ дошкольника. Во второйгруппе наиболее непривлекателен для испытуемых образ старости (45%) и образмладенца (35%), далее следует образ взрослого (15%) и 5 % выбрали образдошкольника. Что соответствует нормам данного возраста и свидетельствует о том,что в области нежелательного варианта жизненного пути представления детей изразных типов семей оказываются сходными.
Итак,результаты проведенного нами исследования показывают, что структура семьиобуславливает формирование личностных особенностей ребенка. Изучениеполовозрастной идентификации у старших дошкольников из полных семей и детей,воспитывающихся в условиях отцовской депривации, продемонстрировало низкийуровень сформированности у детей из неполных семей представлений обэго-идентичности и невысокую способность к генерализации данных знаний надругих людей и на собственный жизненный путь.
Этапы формирования отцовства
Отцовство- достаточно сложный феномен, который можно определить как категорию психологииличности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплексинтегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихсяна всех уровнях жизнедеятельности человека.
Впсихологии выделяются несколько стадий родительства: принятие решения орождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелогородительства, период, называемый периодом «постродительства», т.е. бабушек идедушек.
Данныестадии характерны как для женщин, так и для мужчин, однако существуетопределенная специфика прохождения этих стадий у мужчин.
Врезультате всестороннего изучения проблемы формирования отцовства, влияниясоциальных отношений на становление института отцовства, было сделанопредположение о том, что в онтогенезе комплекса отцовства можно выделить триосновных этапа;
1)стереотипное представление об отцовстве до беременности жены;
2)переосмысление стереотипов в течение беременности;
3)собственно формирование чувства отцовства после рождения ребенка, с которым вперинатальный период мужчина не имеет такой связи, как женщина, соответственно,и изменение отношения к себе, формирование отношения к ребенку, принятие новойроли отца — сложный и многофакторный процесс.
Первый— теоретический — этап начинается с рождения мальчика до момента получениясведений о беременности его жены (партнерши). Формирование стереотипов оботцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями.Причем степень влияния отца и матери зависит от возраста ребенка. Отец являетсяфигурой, которая помогает ребенку изучать мир, собственное тело и еговозможности через силовые игры. Позднее взаимоотношения родителей становятсямоделью поведения в обществе сверстников в младшем школьном и подростковомвозрасте. Однако на формирование представлений об отцовстве оказывает влияниене только семейная ситуация. Часто мужчина, выросший без отца, может бытьхорошим родителем, если у него есть модель мужского поведения.
Всреднем к 18-23 годам формируются основные представления об отцовстве,характерные для этого периода: молодые люди собираются иметь детей в будущем,но не сейчас, считают необходимым планировать рождение детей и рассматриваютэто как перспективу только через несколько лет (от двух до пяти), ониположительно относятся к детям, но общаются не часто, полагают, что с рождениемребенка у мужчины появляется большая ответственность. Принимая социальныестереотипы современности как собственное мнение, они полагают, что отец дляребенка является образцом для подражания, воспитывает физически и духовно,социально поддерживает, дает чувство уверенности в себе, защиту.
Второйэтап — «слом» стереотипов в период беременности партнерши. Этот этап начинаетсяс того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаимодействияс уже родившимся ребенком. Сам момент сообщения о беременности и осознаниефакта реальности ребенка разнесены во времени. Реакция на сообщение обеременности может быть различной в зависимости от многих факторов, включающихнамерения мужчины относительно конкретной женщины, материальную, социальную идругие виды готовности принять ответственность за будущую жизнь. Даже в томслучае, когда решение о рождении ребенка принято заранее и является результатомоформления потребностно-эмоциональной и ценностной сфер отцовства, выраженном вжелании иметь ребенка, известие о беременности может вызвать сложныепереживания.
Беременностьжены для мужчины обозначает ограничение желаний, перестройку планов,погруженность в многочисленные бытовые дела. Как таковая способность мужчинывынести потерю внимания к себе и одновременно дарить его другим, не получая приэтом немедленного удовлетворения, определяет насколько он может быть хорошимотцом. По мнению А.Н. Друсиловой и И.С. Баклушанского, поворотным моментом вформировании чувства отцовства, а также возникновения возможных проблем,является середина беременности, примерно четвертый месяц, когда у женщиныпоявляется живот, ее положение становится явным, и ребенок становится«материальным», более реальным.
Беременностьжены ставит перед мужчиной сложную задачу — справиться с внезапными ощущениямии оказать психологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешнихпроблем, создав защитный барьер между женщиной, носящей ребенка, и остальныммиром. Как поведет себя будущий отец в каждом конкретном случае будет зависетьот многих факторов. Основные из них — его личностный склад, зрелость отношенийк семье, осознанная оценка возникающих трудностей, способность справиться сними и отношения с собственной матерью и отцом.
Первыедва этапа представляют собой период подготовки к общению с ребенком.Теоретические представления об отцовстве формируются в социуме с начала жизнимужчины, затем изменяются, преломляясь через собственный опыт общения с еще неродившимся ребенком через жену и преобразования, изменения самосознания,самооценки и образов Я. Этот процесс является очень сложным и легко нарушаетсяпри отторжении со стороны жены или социальных проблемах будущего отца, таких,как отсутствие материальных ресурсов, постоянной работы и др. Мужчины, которыеподвергаются финансовым кризисам, часто отказываются от экономических ипсихологических обязанностей отца, что частично является следствием уязвимостиотцовства по отношению к успеху во внешней среде. Многие мужчины испытываютповышенную тревожность и ответственность за материальное положение семьи, этоприводит к стремлению больше работать, чтобы обеспечить семью, но можетвызывать чувство одиночества у жены. Другие, наоборот, делают вид, что ничегоне происходит такого, о чем стоило бы беспокоиться. Такие мужчины полагают, чторождение ребенка — нормальное физиологическое явление и с раздражениемотносятся к проявлениям тошноты, утомляемости, плаксивости беременной жены.Таким образом, отсутствие теоретической подготовки к отцовству, страх передрождением ребенка способствуют возникновению тревожности. Г. Дик-Рид считает,что этот период требует от мужа понимания, терпимости и бескорыстия поотношению к жене, чтобы правильно оценить ее мысли и поведение во времябеременности, т.е. мужчина оказывается в ситуации повышенных требований.Считается, что этот период является периодом проверки готовности к отцовству.Тем не менее, этот период является важным с точки зрения формирования отношенияк будущему ребенку и собственной позиции в семье.
Третийэтап — период после рождения ребенка — практический период. Этот периодявляется критическим с точки зрения возникновения бондинга — связи мужчины сродившимся — ребенком.
Отец,по их мнению, воспитывает в ребенке рациональность, нормальные условияразвития, эстетическое, нравственное развитие.
Такимобразом, формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, накоторый влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные иличностные.
Итак,три этапа формирования комплекса отцовства: 1) стереотипное представление оботцовстве до беременности жены; 2) переосмысление стереотипов в течениебеременности; 3) собственно формирование чувства отцовства после рожденияребенка.
Влияние называния на восприятие отцовства
Методологическойосновой исследования является лакановское утверждение о влиянии называния навосприятие названного, фиксированное в структуре: «означающий – означающее –означаемое – А — а», где означающий – это тот, кто говорит, означаемое – необъекты и вещи, а значение того, по поводу чего говорит тот, кто держит речь;означающее – то слово, знак или символ, который использует говорящий; А –Другой, тот, с которым говорят, кто присутствует в коммуникации как признанный,но не познанный; а – другое, совпадающее в каждом человеке с его собственным Я– источником всякого знания, в котором нет речи.
Данноеисследование посвящено экспериментальному доказательству влияния называния навосприятие того, что названо. Сущность этого явления приоткрывает тот факт, чтонаши слова, которые выражают наши мысли, имеют в себе то значение, котороевкладывает в них говорящий. Таким образом, каждое понятие, слово, предложение,фраза, сказанные человеком, преломляются через его представления о данныхявлениях, которые им описываются в речи через структуру языка. Так жепроисходит в тот момент, когда человек отвечает на вопрос, касающийся егопредставлений о себе (его Я-концепции). Если человеку предложить выбрать частьиз предложенных утверждений, касающихся его самого, то он выберет теутверждения, которые на его взгляд ему соответствуют, исходя из того, что и какон о себе думает; но эти утверждения будут поняты им, исходя из егопредставлений о том, что говорится в этих утверждениях. Получается, чтоконечный продукт, получаемый после опроса по поводу Я–концепции, будет состоятьиз представлений испытуемого по поводу предложенного стимульного материала.Поэтому актуальность нашего исследования состоит в том, что оно позволяет,во-первых, исследовать Я–концепцию человека, а не представления испытуемого поповоду представлений исследователя относительно Я-концепции, и, во-вторых,экспериментально доказывает влияние означающего на означаемое, которое здесьдемонстрируется через исследование Я–концепции.
Висследовании принимали участие школьники старших классов и студенты разныхфакультетов. Сначала испытуемых просили нарисовать рисунок в ответ на вопрос«Кто ты?», затем предлагался тест «10 ответов» (т.е. предлагалось написать 10ответов на вопрос «Кто ты?»), после чего снова испытуемых просили нарисоватьрисунок в ответ на вопрос «Кто ты?».
Такимобразом, фиксировалось изменение рисунка, отображающего Я-концепцию, послеосознавания своей Я-концепции индивидом.
Входе интерпретации результатов были выделены признаки изменения, фиксируемые во2-м рисунке, по сравнению с 1-м: менялся предмет рисунка, нажим линий,штриховка, цветовая гамма и др.
Проанализировавработы испытуемых, мы обнаружили различия между русскими и татарами. Татарамболее свойственно, чем русским, непринятие себя, отрицание, протест, связанныйс собой или же большая закрытость, протест против «копания» в себе, боязньчто-то узнать о себе. У тех и других почти одинаково выражена потребностьдействовать, быть активными, достигать что-либо через борьбу, лидерство,инициативность. Но у русских сильно надежда на легкость, радость, оптимизм,стремление к новому, раскрепощение, расширение возможностей. Из этого можнопредположить, что татары связывают достижения с трудностями, упорством, тогдакак русские с легкостью, удачей. Другим отличием этих выборок являетсяЯ–концепция испытуемых: если в татарской группе соотношение Я-социального иЯ-индивидуального почти равное и Я–концепция практически больше никак непредставлена, то в русской группе – кроме Я-индивидуального и Я-социальногоприсутствует также Я-трансцендентное. Также отличием является то, что татарыимеют более конкретные представления о себе, а русские склонны к полетуфантазии даже когда речь заходит о том, кто они есть. Это снова подталкивает намысль, что татары более нацелены на внешнюю оболочку жизни – на социум, навидимые изменения, тогда как русские в большей мере погружены во внутреннее – всебя, в самокопание, в свой внутренний мир.

Заключение
Существуютоснования для продолжения исследования в области особенностей построениявременной перспективы будущего и факторов ее формирования. Несмотря на то, чтоне были выявлены грубые нарушения половой идентификации, это не дает основаниеконстатировать их отсутствие, так как анализ литературы и собственныеисследования позволяют утверждать, что эти различия могут структурироваться наболее глубоких психических уровнях и проявляться внешне (обуславливатьповедение) в более старшем возрасте.

Список литературы
1.        Белопольская Н.И.Половозрастная идентификация.- М., 2008.
2.        Кон И.С.Отцовство, как социокультурный феномен// Педагогика.- №9, 2005.- С. 3-16.
3.        Лангмейер Й.,Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага, 1984.
4.        Материалы синтернет портала исполнительного комитета московского городского советадепутатов, главное управления здравоохранения, городской медико-педагогическийлечебно-реабилитационный подростковый центр// www.ors.ru
5.        Шнейдер Л.Б.Семейная психология.- М., 2006.
6.        Лакан Ж.Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. Пер. с фр./ Перевод А.К.Черноглазова. М.: «Русское феноменологическое общество», изд-во «Логос»,1997.-184 с.
7.        Лакан Ж.КЯкобсону, доклад. Перевод с французского А.К. Черноглазова; режим доступа:lacan.narod.ru/ind_lak/lac_r6.htm
8.        Польстер И.Обитаемый человек. Терапевтическое исследование личности. М., 1999. — 240 с.
9.        Хусаинова Н.Ю.,Рахимова А.Ф. Я-концепция наркозависимого. Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. –108 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исчисление и уплата земельного налога Льготы по налогу
Реферат Основы психологии поведения животных
Реферат Учет основных средств 11
Реферат Проект участка механического цеха для изготовления деталей типа корпус с применением станков
Реферат Направление развития средств хранения информации
Реферат Конституционные идеи в Украине периода гетмана П. Скоропадского
Реферат Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Реферат MIDSUMMERS NIGHT EVE Essay Research Paper
Реферат Thoreau Essay Research Paper As I sit
Реферат Маяковский о месте поэта в рабочем строю
Реферат THE TELECOMMUNICATIONS ACT OF 1984 Essay Research
Реферат 1. Затвердити Правила охорони праці для підприємств по виробництву кабельної продукції (далі Правила), що додаються
Реферат Внешние запоминающие устройства ПК
Реферат Основи психології управління
Реферат Шаламов ВТ