Реферат по предмету "Программирование"


Динамические структуры данных: двоичные деревья

Динамические структуры данных: двоичные деревья

Дерево
— это совокупность элементов, называемых узлами (при этом один из них определен
как корень), и отношений (родительский–дочерний), образующих иерархическую
структуру узлов. Узлы могут являться величинами любого простого или
структурированного типа, за исключением файлового. Узлы, которые не имеют ни
одного последующего узла, называются листьями.

В
двоичном (бинарном) дереве каждый узел может быть связан не более чем двумя
другими узлами. Рекурсивно двоичное дерево определяется так: двоичное дерево
бывает либо пустым (не содержит ни одного узла), либо содержит узел, называемый
корнем, а также два независимых поддерева — левое поддерево и правое поддерево.

Двоичное
дерево поиска может быть либо пустым, либо оно обладает таким свойством, что
корневой элемент имеет большее значение узла, чем любой элемент в левом
поддереве, и меньшее или равное, чем элементы в правом поддереве. Указанное
свойство называется характеристическим свойством двоичного дерева поиска и
выполняется для любого узла такого дерева, включая корень. Далее будем
рассматривать только двоичные деревья поиска. Такое название двоичные деревья
поиска получили по той причине, что скорость поиска в них примерно такая же,
что и в отсортированных массивах: O(n) = C • log2n (в худшем случае O(n) = n).

Пример.
Для набора данных 9, 44, 0, –7, 10, 6, –12, 45 построить двоичное дерево
поиска.

Согласно
определению двоичного дерева поиска число 9 помещаем в корень, все значения,
меньшие его — на левое поддерево, большие или равные — на правое. В каждом
поддереве очередной элемент можно рассматривать как корень и действовать по
тому же алгоритму. В итоге получаем



Выделим
типовые операции над двоичными деревьями поиска:

добавление
элемента в дерево;

удаление
элемента из дерева;

обход
дерева (для печати элементов и т.д.);

поиск
в дереве.

Поскольку
определение двоичного дерева рекурсивно, то все указанные типовые операции
могут быть реализованы в виде рекурсивных подпрограмм (на практике именно такой
вариант чаще всего и применяется). Отметим лишь, что использование рекурсии
замедляет работу программы и расходует лишнюю память при её выполнении.

Пусть
двоичное дерево поиска описывается следующим типом

Type BT=LongInt; U = ^BinTree;
BinTree = Record Inf : BT; L, R : U End;

Покажем
два варианта добавления элемента в дерево: итеративный и рекурсивный.

{Итеративный
вариант добавления элемента в дерево, Turbo Pascal}

Procedure InsIteration(Var T : U; X
: BT);

Var vsp, A : U;

Begin

  
New(A); A^.Inf := X; A^.L:=Nil; A^.R := Nil;

  
If T=Nil Then T:=A

               Else Begin vsp := T;

                         While vsp Nil
Do

                          If A^.Inf

                          Then

                            If vsp^.L=Nil Then
Begin vsp^.L:=A; vsp:=A^.L End Else vsp:=vsp^.L

                          Else

              If vsp^.R = Nil Then Begin vsp^.R
:= A; vsp:=A^.R End Else vsp := vsp^.R;

                      End

End;

{Рекурсивный
вариант добавления элемента в дерево, Turbo Pascal}

Procedure InsRec(Var Tree : U; x :
BT);

Begin

 
If Tree = Nil

 
Then Begin  

   
New(Tree);

   
Tree^.L := Nil;

   
Tree^.R := Nil;

   
Tree^.Inf := x

End

 
Else If x

Then InsRec(Tree^.L, x)

Else InsRec(Tree^.R, x)

End;

Аналогично на C++.

typedef long BT;

struct BinTree{

     
BT inf;

     
BinTree *L; BinTree *R;

   
};

/*
Итеративный вариант добавления элемента в дерево, C++ */

BinTree* InsIteration(BinTree *T, BT
x)

{ BinTree *vsp, *A;

 A = (BinTree *) malloc(sizeof(BinTree));

 A->inf=x; A->L=0; A->R=0;

 if (!T) T=A;

 else {vsp = T;

while (vsp)

{if (A->inf inf)

   
if (!vsp->L) {vsp->L=A; vsp=A->L;}

   
else vsp=vsp->L;

 else

   
if (!vsp->R) {vsp->R=A; vsp=A->R;}

   
else vsp=vsp->R;

}

}

return T;

}

/*
Рекурсивный вариант добавления элемента в дерево, C++ */

BinTree* InsRec(BinTree *Tree, BT x)

{

 if (!Tree) {Tree = (BinTree *)
malloc(sizeof(BinTree));

     
Tree->inf=x; Tree->L=0; Tree->R=0;

    
}

 else if (x inf)
Tree->L=InsRec(Tree->L, x);

   
  else
Tree->R=InsRec(Tree->R, x);

 return Tree;

}

Существует
несколько способов обхода (прохождения) всех узлов дерева. Три наиболее часто
используемых из них называются обход в прямом (префиксном) порядке, обход в
обратном (постфиксном) порядке и обход во внутреннем порядке (или симметричный
обход). Каждый из обходов реализуется с использованием рекурсии.

Ниже
приведены подпрограммы печати элементов дерева с использованием обхода
двоичного дерева поиска в обратном порядке.

{Turbo Pascal}

Procedure PrintTree(T : U);

begin

   
if T Nil

   
then begin PrintTree(T^.L); write(T^.inf : 6); PrintTree(T^.R) end;

end;

// C++

void PrintTree(BinTree *T)

{

if (T) {PrintTree(T->L); cout
infR);}

}

Реализуем
функцию, возвращающую true (1), если элемент присутствует в дереве, и false (0)
— в противном случае.

{Turbo Pascal}

function find(Tree : U; x : BT) :
boolean;

begin

  
if Tree=nil then find := false

               else if Tree^.inf=x then Find :=
True

                                   else if x

                                        then
Find := Find(Tree^.L, x)

                                        else
Find := Find(Tree^.R, x)

end;

/* C++ */

int Find(BinTree *Tree, BT x)

{ if (!Tree) return 0;

 else if (Tree->inf==x) return 1;

     
else if (x inf) return Find(Tree->L, x);

   
else return Find(Tree->R, x);

}

По
сравнению с предыдущими задача удаления узла из дерева реализуется несколько
сложнее. Можно выделить два случая удаления элемента x (случай отсутствия
элемента в дереве является вырожденным):

1)
узел, содержащий элемент x, имеет степень не более 1 (степень узла — число
поддеревьев, выходящих из этого узла);

2)
узел, содержащий элемент x, имеет степень 2.

Случай
1 не представляет сложности. Предыдущий узел соединяется либо с единственным
поддеревом удаляемого узла (если степень удаляемого узла равна 1), либо не
будет иметь поддерева совсем (если степень узла равна 0).

Намного
сложнее, если удаляемый узел имеет два поддерева. В этом случае нужно заменить
удаляемый элемент самым правым элементом из его левого поддерева.

{Turbo Pascal}

function Delete(Tree: U; x: BT) : U;

var P, v : U;

begin

 
if (Tree=nil)

 
then writeln('такого элемента в дереве нет!')

  else if x

                        else

                         if x > Tree^.inf

                         then Tree^.R :=
Delete(Tree^.R, x) {случай 1}

                         else

                         begin {случай 1}

                          P := Tree;

                          if Tree^.R=nil

                          then Tree:=Tree^.L

                          else if Tree^.L=nil

                               then
Tree:=Tree^.R

                               else begin

                                     v :=
Tree^.L;

                                     while
v^.R^.R nil do v:= v^.R;

                                     Tree^.inf
:= v^.R^.inf;

                                     P := v^.R;


                                     v^.R :=v^.R^.L;

                                    end;

                          dispose(P);

                         end;

Delete := Tree

end;

{C++}

BinTree * Delete(BinTree *Tree, BT
x)

{
BinTree* P, *v;

 if (!Tree) cout L =
Delete(Tree->L, x);

     
else if (x > Tree-> inf) Tree->R = Delete(Tree->R, x);

   
else {P = Tree;

  
if (!Tree->R) Tree = Tree->L; // случай 1

  
else if (!Tree->L) Tree = Tree->R; // случай 1

        else { v = Tree->L;

        while (v->R->R) v = v->R; // случай 2

        Tree->inf = v->R->inf;

        P = v->R; v->R = v->R->L;

     
}

  
free(P);

 
}

return Tree;

}

Примечание.
Если элемент повторяется в дереве несколько раз, то удаляется только первое его
вхождение.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://comp-science.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нелитературный русский язык диалекты просторечия арго - области их функционирования
Реферат Храмовое искусство Древнего Рима
Реферат Государственное устройство форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь
Реферат Основные международные экономические организации изменение функций и роли в развитии мирового х 2
Реферат Анализ хозяйственной деятельности и перспектив развития конкретных зарубежных компаний компания
Реферат "Брянский рабочий", 29. 11-06. 12
Реферат International Scientific Conference «High-Tech In Chemical Engineering-2006» Самара, 16 20 октября 2006 г программа
Реферат Прикладное искусство Возрождения
Реферат Расчет осветительной установки помещения коровника на 25 коров
Реферат Влияние вредных привычек на отдельные системы и на организм в целом. Физическая культура как альтернатива вредным привычкам
Реферат Авторські права на текст програми "Географія. Економіка, 6-11 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми
Реферат Animal Farm (Movie) Vs. Animal Farm (Book)
Реферат Отчет по практике в ООО Перерабатывающий комплекс Стойленский
Реферат Вклад А.Л. Чижевского в информационную социодинамику
Реферат Конкурентоспособность моторных топлив (в связи с уничтожением природных ресурсов)