Реферат по предмету "Культура и искусство"


Капелла Шереметева

Cреди частных хоров России выдающеесяместо занимала капелла графа Шереметева в Петербурге. Организованная еще в 50-хгодах XVIII века П.Б. Шереметевым, сыномфельдмаршала Петра I Б.П. Шереметева,она просуществовала около 150 лет и явилась зародышем, из которых вырослиизвестные театры Шереметевых.
Певческие кадры капеллачерпала в основном из крепостных украинских вотчин Шереметевых (Борисовка,Михайловка, Алексеевка и другие).
О тяжести художественныхобязанностей крепостных свидетельствует тот факт, что добровольно желающихпоступить в капеллу не было. В 1793 году Шереметев писал в своем приказе:«Объявить в Борисовке, что если из басов и теноров, живущих в вотчине, ктопожелает поступить в хор, получит жалованье 50 рублей в год, полное довольствиепродуктами и платьем, семья будет облегчена от налогов».
Одним из первыхруководителей и дирижеров капеллы был хоровой композитор, автор оратории «Минини Пожарский», по происхождению крепостной крестьянин графа Шереметева – СтепанАникеевич Дегтярев (1766-1813).
С.А. Дегтярев всемилетнем возрасте вместе с сестрой и братом был взят в крепостной хорШереметева. Обладая прекрасным голосом (альтом), он исполнял ответственныепартии в оперных спектаклях театра Шереметева.
Талантливый композитор идирижер, он не смог развернуться в тяжелых условиях крепостной зависимости.
После смерти Н. Шереметеваи С. Дегтярева капеллой некоторое время руководил хормейстер, придворный певчийФ.Леницкий, затем композитор А. Сапиенци (итальянец по происхождению), неоставившие сколько-нибудь заметных следов своей деятельности.
Подлинный расцвет хорасвязан с именем одного из выдающихся русских хормейстеров – Гавриила ЯкимовичаЛомакина (1812-1885).
Сын крепостного, Г.Я. Ломакинродился в Борисовской вотчине Шереметева (Курская губерния), откуда взят был всвое время и Дегтярев. Десятилетним мальчиком, обладавшим прекрасным дискантом,он был привезен Леницким в капеллу в Петербург. Отличаясь с детства редкоймузыкальностью, Ломакин сочетал страстную любовь к музыке с необычайнымтрудолюбием.
Первые уроки музыки онполучил у крепостного музыканта из оркестра Шереметева. Восемнадцатилетнимюношей Ломакин был назначен учителем пения в капелле.
Огромная заслуга Ломакиназаключалась в том, что он первым ввел в хоре настоящее профессиональноеобучение. Архивные документы сохранили для нас ценнейшие дневники занятий скапеллой Ломакина и его помощников Алабушева и Коноплева. Эти дневникисвидетельствуют о тщательной продуманности всей системы образования хорового певца(имеется в виду, как музыкальная грамотность, так и разнообразная вокальнаятехника). В последствии эта система занятий была изложена в книге Ломакина«Краткая метода пения», изданной в 1860 году.
В 1832 году Ломакинпознакомился с Глинкой. Последний предложил ему для исполнения с хоромсочинения Баха. Глинка высоко ценил исполнения капеллы: «Нигде в хоре не слыхаля такой стройности. Вы первый человек, Гавриил Якимович, который довел детейтакой верности и твердости».
Вскоре после приходаЛомакина в капеллу его работа дала замечательные результаты. Он стал самымпопулярным хормейстером в Петербурге.
В 1831 году Ломакинаприглашают учителем пения в Павловский кадетский корпус. Ломакин началпреподавать в первом и втором кадетских корпусах, морском корпусе, дворянскомполку. Кроме того, Ломакин вел хоровое пение в Театральном училище, лицее,пажеском корпусе, корпусе путей сообщения, Училище правоведения, в пяти женскихинститутах. Учеником Ломакина по Училищу правоведения был П.И. Чайковский,который с большой теплотой вспоминал о своем учителе. Ломакин заронил любовь кхоровому звучанию и управлению хором своему ученику по Училищу правоведениякнязю Ю.Н. Голицину. этот замечательный хоровой дирижер со своим хором изкрепостных крестьян прославил русское искусство не только на родине, но и за еепределами. Малолетними учениками Ломакина, певшими в хоре Театрального училища,были Мартынов, Максимов, Воробьева, Степанова, Лядов и другие.
Ряд данныхсвидетельствует о больших художественных достоинствах хоров, руководимыхЛомакиным. Так, например, сборный хор четырех гвардейских полков подруководством Ломакина прекрасно исполнял хоры Моцарта “Ave verum corpus”, “Voto tremendo” (изоперы «Идоменей») и «Фантазию» для фортепиано, хора и оркестра Бетховена.
Совершенство пения вхоровом классе Театрального училища побуждало известного тенора Самойловаприходить туда и петь, например, сольную партию в концерте Дегтярева.
В 1848 году Ломакин былприглашен главным учителем пения в Придворную певческую капеллу. Однако здесьпрогрессивная система Ломакина натолкнулась на консервативные певческиетрадиции, утверждавшуюся десятилетиями рутину хорового обучения, которая занесколько лет до этого заставила уйти из капеллы Глинку. Не только взрослыепевчие капеллы, но и сам директор – А.Ф. Львов – не поддержали Ломакина.Ломакин с болью писал о своей работе в капелле, что «польза заглушаласьпреобладающею силою схоластики».
С периодом деятельностиЛомакина в Придворной капелле совпадает огромнейшая работа по гармонизациистаринных церковных напевов. Этой работе, проведенной по указанию Львова,Ломакин отдал десять лет, по его выражению, «одуряющего труда».
Несмотря на сложностьработы в капелле, труды Ломакина дали свои результаты; многие из воспитанников,занимавшихся под его руководством в течение 12 лет, стали хорошими учителямипения.
Освободившись отПридворной капеллы в 1861 году, Ломакин все внимание перенес на свое любимоедетище – хор Шереметева. Здесь с наибольшей полнотой раскрылся исключительныйталант Ломакина – хорового дирижера и педагога. Музыкальная культура,отличавшая его среди многих хормейстеров-современников, одаренность педагога идирижера, упорство, самоотверженный труд и глубокая человечность создали всепредпосылки для его успешной работы с хором.
В то время хор состоял, вподавляющем большинстве, из крепостных крестьян (взрослых и детей). В 1853 годув хоре было 86 человек, из них 69 крепостных и 17 вольнонаемных. Взрослыхпевчих – 32, из них 20 крепостных, малолетних певчих – 54, из них 49 – детикрепостных.
Чтобы представить себеясно качество голосов в этом хоре, достаточно сказать, что домовую церковьграфа Шереметева обслуживало всего 12 певцов (по 3 человека от каждой партии).
Репертуар капеллыШереметева отличался чрезвычайным разнообразием, а сложность его требовала отпевцов большой исполнительской культуры.
Хор исполнял сложнейшиедуховные и светские произведения Палестрины, Лотти, Баха, Глюка, Керубини,Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Листа, Глинки, Бортнянского, Львова,Турчанинова, самого Ломакина и других композиторов.
Исполнение хораотличалось идеальной технической слаженностью, большой динамической гибкостью,глубокой осмысленностью и эмоциональностью. Последнее выгодно отличало хор от Придворнойкапеллы. Слава капеллы Шереметева и ее талантливого дирижера была настольковелика, что все крупнейшие композиторы и музыкальные деятели России, как иприезжавшие иностранные музыканты, считали своим долгом услышать этот хор.
Положение капеллыШереметева, как частного хора, было крайне неустойчиво. В 1871 году умер графД.Н. Шереметев, и встал вопрос о роспуске хора. Ломакин прилагал невероятныеусилия к сохранению своего любимого детища. Долгое время он содержал хор насвои личные средства. Почитатели хора организовали концертную поездку коллективав Москву, чтобы собрать средства для его дальнейшего существования. Обстановкабюрократического равнодушия окружала лучший хор России. Несмотря на крайненеблагоприятные условия во время поездки хора в Москву и его пребывания там,выступления капеллы прошли с блестящим успехом.
После духовного концерта,несмотря на запрещение аплодисментов, публика устроила хору овацию.
На следующий день хорвыступал в одном частном московском зале. После духовных произведений, несмотряна недовольство некоторых лиц, пели светские, в том числе хоры Мендельсона.Н.Г. Рубинштейн хотел оставить хор и его руководителя в Москве, присоединив кМосковской консерватории. Многие московские богачи предлагали содержать хор насвои средства. Однако, не являясь владельцем хора, Ломакин не мог этогосделать. Хор находился на вершине исполнительского мастерства, но отсутствиесредств для его содержания вызывало необходимость роспуска.
Такова была судьба многихколлективов, зависевших от своего мецената.
После возвращения вПетербург Ломакин хотел дать концерты для широкой петербургской публики, но иэто его желание не осуществилось. Концерт капеллы состоялся 5 мая 1872 года взале Дворянского собрания. Вскоре после этого состоялось последнее выступлениехора (по выражению Ломакина, «лебединая песнь») в певческой зале графаШереметева, в зале, где вырос коллектив, воспитанный Ломакиным. Не имея большесредств для содержания хора и дойдя до крайне нервного состояния, Ломакинраспустил хор, любовно организуя доставку детей к родным в различные уголкиРоссии.
Совершенно разбитый иморально подавленный, Ломакин уезжает в октябре 1872 года в Гатчину. Он и непредполагал, что деятельность его с хором не закончилась. В 1874 году граф С.Д.Шереметев получил в наследство дом на Фонтанке, где всегда репетировалакапелла, вызвал в Петербург Ломакина и предложил ему возобновить работу схором. Гавриил Якимович, забыв свои годы и состояние здоровья, с юношескимувлечением принялся за работу.
Ему удалось собрать 14взрослых певцов, прежде певших в капелле. На следующий год были привезены изУкраины 20 мальчиков, частично подготовленных бывшим воспитанником хора,учеником Ломакина – Шапошниковым. Однако не обработанные «пискливые голоса»,как пишет Ломакин, не понравились графу, привыкшему к выразительному пениюдетей, прежде входивших в состав капеллы. Дети были отпущены, и остался хор,вернее вокальный ансамбль из 14 мужских голосов. Ломакин перекладывалспециально для этого состава множество хоровых произведений. Несмотря напреклонный возраст, он снова зажил полной творческой жизнью. СлаженныйЛомакиным ансамбль был доведен им до совершенства, и своеобразный хор из 14человек буквально покорял своим звучанием.
Резкое ухудшение здоровьявынудило Ломакина прекратить работу с хором. В последние годы жизни со свойственнымему энтузиазмом он принялся за композиторский труд. Долгое время произведенияего не видели света, и только с назначением в 1883 году графа С.Д. Шереметеваначальником Придворной капеллы, а М.А. Балакирева управляющим капеллой передЛомакиным открылись возможности издания своих сочинений. Доработке,исправлению, чтению корректур отдал он свои последние, угасающие силы.
Ломакиным созданы«Краткая метода пения» и «Руководство к обучению пению в народных школах». Эторуководство представляет одну из первых попыток систематизации основныхвопросов обучения нотной грамоте и пению. Работа является обобщениемдлительного педагогического опыта Ломакина. Все изложенное в ней, как пишетавтор во введении к руководству, «было уже применяемо к делу в продолжениемногих лет и постоянно производило успешное действие на развитие понятий испособностей как малолетних, так и взрослых учеников, нисколько неподготовленных к пониманию музыки». «Руководство» Ломакина во многом непотеряло своей ценности и до сих пор.
Г.Я. Ломакин ивоспитанная им капелла вошли в историю хоровой культуры России как одна изблестящих ее страниц.
Дальнейшая деятельностьхора и организованного позднее симфонического оркестра связана с известнымишереметевскими общедоступными концертами, продолжавшимися под руководством А.Д.Шереметева до 1910 года. Исполнение хора, состоявшего из мужских и женскихголосов, не представляло такого выдающегося интереса, как при Г.Я. Ломакине.

Используемая литература:
1. Д. Локшин. «Капелла Шереметева»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.