О Тибете
Появление первых тибетцев
Появление
первых тибетцев, как и все в Тибете, окутано магической тайной. Наиболее
известны две легенды. Первая, относящаяся к религии Бон, говорит что самый
первый царь Тибета спустился с Небес по серебряной нити. Вторая, более близкая
буддизму, рассказывает о царе обезьян Брангринпо, являвшимся воплощением
Авалокитешвары (будды сострадания) и скальной дьяволице Брангринмо, воплощенной
Таре.
Брангринмо
полюбила красивого, сильного царя обезьян, и старалась любыми путями завлечь
его. Брангринпо же никак не обращал не нее должного внимания, потому как принял
обет безбрачия. В конце концов, Брангринмо заявила ему, что если он не овладеет
ею, она будет убивать людей из соседних земель и сойдется со злым демоном,
чтобы весь Тибет заселили демоны. Сострадательный Брангринпо не мог допустить
этого, и ответил на желание Брангринмо взаимностью. Место где они совокупились,
находится в долине Ярлунг, в районе современного Цзетана и считается священным.
Их
первые дети были обезьянами, так что происхождение тибетцев от обезьян идет от
этой легенды (вспомним про теорию Дарвина?). Потомки Брангринпо и Брангринмо
научились делать одежду, выращивать семена, у них отпали хвосты и они в конце
концов превратились в людей.
Правление царя Сронцзен Гампо (Songtsen Gampo)
Знаменательным
является правление 33-го по счету, царя Сронцзен Гампо (Songtsen Gampo). Во
время его правления, Тибет сформировался как государство, обладающее
могущественной армией и уважаемое соседями. Сронцзен Гампо приложил для этого
много политический усилий, в том числе женился на китайской принцессе
императорской династии Вэнь-Чен, и на Бхрикути, дочери правителя Непала,
укрепив тем самым связи с соседями.
Новые
жены принесли с собой и новые традиции буддизма своих стран. В приданном, они
привозят изображения и статую Будды. Их добродетель и образы вошли в традицию,
став изображениями Белой и Зеленой Тары.
Всемирно
известный дворец Потала в Лхасе строится также по указанию Гампо. Имя же Гампо
будет встречаться нам в истории Тибета еще не раз...
Влияние религий
Фактически,
вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Принесенный из Индии,
он успешно адаптировался и развился именно в Тибете. Будучи очень гибким
учением, он успешно поглотил в себе религию Бон, главенствовавшую на тибетской
земле до его прихода. Это обогатило буддизм пышными и красочными ритуалами,
традициями и мистериями, присущими только тибетскому буддизму.
В
16-17 веках, в Тибет прибывают первые христианские миссионеры. Некоторые из них
живут по несколько лет, но так и не находят поддержки. Основная причина, -
различие в понимание понятий Бог и реинкарнация. В итоге, христианство
оказалось неспособным гибко адаптироваться к конкретным условиям других
традиций и так и не оказало никакого видимого влияния на культуру Тибета.
С
другой стороны, бросив взгляд на день сегодняшний, можно констатировать, что
буддизм органично вписывается в современное общество, и имеет множество
последователей практически во всех странах мира.
Первый тибетский монастырь
В
древнем Тибете, монастырь выполнял не только религиозные, но и
административные, государственные, просветительские и другие функции.
Самый
первый монастырь Самье, строится примерно в 8-м веке. Первым известным в традиции
Гелугпа монастырем, считается Ганден, построенный в 1409 году. В последствии,
он станет своеобразным каноном в построении других буддистских монастырей.
Отношения с Россией и другими странами
В
начале века, российская империя активно расширялась на Восток. В том числе были
установлены дружеские отношения и с Тибетом. Далай-Лама и наш царь неоднократно
обменивались письмами и подарками.
О
первых исследованиях и поездках в Тибет подробно рассказывается в разделе
"Первооткрыватели Тибета".
Исследование
Тибета русскими путешественниками происходило на фоне попыток китайских и
британских властей получить влияние на Тибет. К середине нашего века,
дипломатические отношения официально поддерживались с Непалом, Сиккимом,
Монголией, Китаем, Индией, Россией и Японией. Тибет имел свою собственную
внешнюю политику. Во время второй мировой, страна придерживалась нейтралитета,
и категорически отказалась провозить через свою территорию оружие, даже
транзитом.
События 50-го года
В
сентябре 1949-го года, правящий режим Китая без какого-либо предупреждения или
повода со стороны Тибета, начал военное вторжение в Тибет. Была захвачена
восточная часть страны и ее центр, город Чамдо.
Несмотря
на то что в Тибете была своя армия, она конечно же не могла противостоять
многомиллионной китайской. Сама оккупация происходила очень жестоко. Взрывались
монастыри, разрушались храмы и святыни. Пытавшихся защищать свою землю убивали
на месте или ссылали в лагеря, которые по неофициальной информации сохранились
в Китае до настоящего времени.
11
Ноября 1950-го, тибетское правительство заявляет официальный протест в
Организацию Объединенных Наций. Там все пребывают в растерянности, боясь взять
на себя ответственность за что-либо. В итоге этот вопрос "спускается на
тормозах".
17-го
Ноября, Его Святейшество Далай Лама 14-й, видя всю серьезность сложившейся
ситуации, принимает на себя ответственность и руководство страной (к тому
времени ему было 16-лет, и формально страной правил регент).
23-го
Мая 1951-го, тибетская делегация уехавшая в Пекин на переговоры (под нажимом,
сами понимаете как это делалось), подписывает так называемый договор "17
пунктов для мирного освобождения Тибета", предусматривающий тем не менее
еще больше военное вторжение.
В
дальнейшем, этот договор использовался для формального оправдания оккупации.
Полномочия же, и дальнейшая судьба его подписавших, как обычно в таких делах на
Востоке, весьма туманна...
9
Сентября, тысячи китайских солдат проходят маршем по Лхасе.
10
Марта 1959-го, национальное сопротивление Тибета проводит в Лхасе акцию
протеста, в ходе которой тысячи людей, в том числе и детей расстреливаются
прямо на улицах. Тюрьмы пополняются новыми политзаключенными.
17
Марта Далай Лама покидает Лхасу, и вместе с десятками тысяч других тибетцев
направляется в Индию. Там они получают политическое убежище, и в Дхармасале
организуют Тибетское Правительство в Изгнании. Много тибетцев принял соседний Непал.
В
1965-ом году, тибетские земли были оформлены как Тибетская Автономная Область
Китайской Народной Республики (Tibet Autonomous Region (TAR)
Уже
на протяжении сорока лет, тибетские беженцы не имеют возможностей приехать на
свою родную землю и посетить сохранившиеся буддистские святыни, даже как
туристы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.tibet.ru