Семинарские занятия по общей биологии: нетрадиционный
подход к организации и проведению
Т. В. Афанасьева, Л. Н. Сухорукова
Решению
задач обучения и развития способствует активизация познавательной деятельности
учащихся, формирование у них умений самостоятельной работы.
Большими
возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают
семинарские занятия - организационная форма урока, в процессе которой учащиеся
самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и
коллективно обсуждают результаты своей работы.
Семинары
находят применение в практике обучения биологии в старших классах. Подготовка к
семинару сводится к следующему плану:
1.Выбор
темы, определение задач.
2.Подбор
дополнительной литературы.
3.Подготовка
вопросов для обсуждения.
4.Распределение
заданий и тем для сообщений.
5.Организация
предварительной работы, консультации.
6.Определение
критериев оценки выступлений.
7.Выбор
методов и приемов проведения.
8.Подбор
средств наглядности.
9.Составление
плана проведения семинара.
Структура
семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых
вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к
самостоятельной работе.
В
практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью
повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к
следующей структуре:
1.Вводное
слово учителя:формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом
проведения семинара.
2.Выступления
учащихся (сообщения по заданным вопросам).
3.Обсуждение
вопросов семинара в процессе беседы.
4.Подведение
итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).
На
наш взгляд, следует выделять два основных подхода к организации и проведению
семинарских занятий. Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в
высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала
излагается учителем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно
школьниками и обсуждается на семинарском занятии. Такой подход оптимателен в
том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал.
Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и
обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме. Второй подход
предлагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, то есть в
процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, с которым
они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала,
доступного для самостоятельного осмысления учащимися. Ведущей дидактической
задачей такого семинара будет изучение нового материала и включение его в
систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобщения,
важно систематизировать знания школьников вокруг ведущих идей, опустив
второстепенный материал в развитии понятий. Повторение на таком уроке должно
сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами,
явлениями, процессами на основе проблемных вопросов и решения познавательных
задач.
Для
активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже
известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно
продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов,
приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д.
Темы
обобщающих уроков-семинаров в разделе общей биологии могут быть следующими:
"Клетка - структурная и функциональная единица жизни",
"Клеточный метаболизм", "Генетические основы эволюционной
теории", "Практическое и мировоззренческое значение эволюционного
учения", "Селекция продуктивных сортов и пород", "Эволюция
человека: проблемы и перспективы", "Экология сегодня" и др.
Наш
опыт показывает, что при организации и проведении таких семинаров целесообразно
использовать групповую форму организации самостоятельной работы учащихся. Она
заключается в следующем. Учащиеся класса разбиваются на группы. В группе
выделяется консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая
связи между всеми учащимися. Каждая группа получает задание по подготовке
выступлений, подбору наглядного материала и т.п. Работая над заданием, ученики
читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, используют
данные периодической печати. Этот прием способствует повышению активности
учащихся и объективной оценке их выступлений, воспитывает культуру общения.
Эффективность
групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся,
сформированности у них умений самообразования (выделять существенное при работе
с текстом, конспектировать, делать выводы и др.). Поэтому важно в процессе
подготовки к семинару проводить подробный инструктаж, давать дополнительные
консультации группам и отдельным учащимся. Важно правильно комплектовать
группы, учитывать уровень знаний и умений, познавательный интерес к теме
семинара, количественный состав групп (оптимальное число учащихся в группе -
7-9 человек).
Активности
старшеклассников в ходе проведения семинара, объективности в оценке их
выступлений способствует прием "рецензия рецензии". Суть его в том,
что если на семинаре работают три группы, то после выступления представителей
первой группы члены второй группы дают рецензию на прослушанное сообщение, а
третьей - рецензию рецензии. Затем группы меняются ролями. В итоге каждая
группа сделает сообщение, выступит в роли рецензента и выскажет свое согласие
или несогласие с рецензентом. План рецензии может быть следующим:
1.Соблюдение
регламента выступления.
2.Соответствие
содержания выступления теме.
3.Логика
построения выступления.
4.Использование
наглядного материала, культура речи.
5.Эмоциональность.
Рецензия
рецензии: согласны ли вы с данной рецензией? Оцените ее по пятибалльной
системе.
Конкретизируем
методику обобщающего урока-семинара на примере урока "Клеточный
метаболизм". Материал о клеточном метаболизме в теме "Биология
клетки" является одним из самых сложных в разделе общей биологии X класса.
Тем не менее, усвоение процессов фотосинтеза, аэробного и анаэробного
расщепления глюкозы, биосинтеза имеет огромное значение для понимания сущности
жизни, позволяет выяснить особенности не только клеточного уровня организации
природы, но всесторонне подойти к изучению других уровней жизни, рассмотреть их
в эволюционном и экологическом аспектах.
Тема
семинара вызывает большой интерес, имеет значительные возможности для развития
не только самостоятельности учащихся, но и требует от учителя глубокого
понимания затрагиваемых проблем, дает стимул к самообразованию.
Цель
семинара: привести в систему знания учащихся о механизмах обмена веществ в
клетке, выяснить биохимические, биофизические, структурные, экологические
основы процессов дыхания, фотосинтеза и биосинтеза белков, раскрыть их роль в
эволюции живой природы.
Подготовка к семинару
За
две недели до семинара учащиеся разбиваются на три группы, равные по силам и
возможностям.
С
целью эффективности групповой работы за каждой группой закрепляются
консультанты. Кроме того, все учащиеся получают инструктивные карточки
"Организация самостоятельной работы при подготовке к семинару
"Клеточный метаболизм". В инструкции говорится о том, где и какой
материал необходимо прочитать. С целью закрепления знаний предлагаются дифференцированные
задания и задачи, проверяющие усвоение учебной информации на разных уровнях и
соответственно оценивающиеся на "3", "4", "5".
При затруднении выполнения заданий в карточке подчеркивается необходимость
обратиться к консультантам или учителю.
Инструктивная
карточка нацеливает учащихся на проведение взаимоконтроля и самоконтроля, на
активное участие в обсуждении вопросов семинара, знакомит с индивидуальными
контрольными заданиями, которые школьники должны будут выполнить после
семинарского занятия.
Вопросы
предстоящего семинара формулируются в общей форме и готовятся учащимися всех
групп.
Вопросы к семинару
"Клеточный
метаболизм"
1.В
чем сущность и значение фотосинтеза? Дайте характеристику световой и темновой
фазам. Какие процессы происходят в каждой фазе и каковы их результаты? Как
связаны между собой проблемы фотосинтеза и обеспечения продовольствием
населения Земли?
2.В
чем сущность и значение гликолиза? Какие вещества вступают в энергообмен и
какие изменения претерпевают? Какова роль "ферментативного
конвейера"? Объясните потребность большинства животных организмов в
кислороде. Когда и при каких условиях анаэробный гликолиз может преобладать над
аэробным процессом?
3.Каковы
условия и механизмы реализации генетической информации в клетке? Что
представляет собой генетический код и каковы его свойства? Как отражены в
процессе транскрипции принципы комплементарности и матричного синтеза? Где и
как происходит процесс трансляции? Какие перспективы открывает перед
человечеством овладение механизмами реализации генетической информации?
Дополнительные
вопросы (для учащихся, собирающихся поступать в вузы биолого-медицинского
профиля)
1.Раскройте
эволюционные и экологические аспекты процессов фотосинтеза, аэробного гликолиза
(дыхания) и биосинтеза белков.
2.Почему
клетки, содержащие в ДНК одинаковую генетическую информацию, производят разные
белки? Каков механизм регуляции биосинтеза белков?
Структуру
проведения семинара можно представить в виде следующей схемы:
вводное
слово учителя - групповая работа - выступление учащихся I группы - рецензия II
группы - рецензия рецензии III группы - выступление II группы - рецензия III
группы - рецензия рецензии I группы - выступление III группы -рецензия I группы
- рецензия рецензии II группы - оценка групповой работы - сообщения учащихся по
вопросам углубленного изучения темы - подведение итогов.
Во
вводном слове учитель ставит задачи семинара, проводит жеребьевку, в результате
которой определяется задание для каждой группы (каждая группа готовит сообщение
по одному из трех вопросов семинара). В группах работают консультанты. На
групповую работу затрачивается 5-7 минут урока. Затем от каждой группы
выступают один-два учащихся, учащиеся других групп задают вопросы, рецензируют
выступления. В заключение подводятся итоги, выслушиваются мнения учителя,
консультантов, рецензентов, оценивается не только групповая работа, но и
участие каждого ученика в обсуждении вопросов семинара, выполнение им
контрольных вопросов инструктивной карточки.
Если
время остается, то заслушиваются сообщения учащихся по дополнительным вопросам.
В крайнем случае (по заданиям углубленного изучения) учитель работает с
учащимися индивидуально, во внеурочное время.
Другой
подход предполагает организацию семинара с целью самостоятельного изучения
нового материала. Наш опыт показывает, что эффективности проведения семинара
как урока получения новых знаний также способствует большая предварительная
работа, включающая групповую работу под руководством консультантов и
индивидуальную подготовку по инструктивным карточкам. Вопросы семинара едины
для учащихся всех групп. Некоторые ученики получают индивидуальные задания,
требующие более углубленного раскрытия изучаемой темы.
В
процессе проведения семинара групповая работа не организуется, весь класс участвует
в обсуждении и рецензировании вопросов.
Рассмотрим
методику семинара, дидактической задачей которого является изучение нового
материала, на примере урока "Вирусы - неклеточные формы жизни".
Самостоятельное изучение вирусов целесообразно организовать после обобщения
знаний о биосинтезе белка и рассмотрения задач и методов генной инженерии, так
как для понимания строения и жизненных циклов вирусов учащиеся должны свободно
оперировать такими понятиями, как "редупликация", "транскрипция",
хорошо знать строение и функции белков, нуклеиновых кислот. Благодаря опорным
знаниям о строении и значении биополимеров, этапах синтеза белка, материал о
функционировании вирусов в клетках живых организмов становится доступным для
самостоятельного изучения учащимися. Вопросы для обсуждения на семинаре могут
быть следующими:
1.
Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их классификация.
2.
Жизненные циклы вирусов.
3.
Происхождение вирусов, их роль в эволюции клеточных организмов.
Дополнительные
вопросы
1.Строение
вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), его жизненный цикл.
2.Синдром
приобретенного иммунодефицита (СПИД): объяснение особенностей протекания
болезни с позиций знаний о строении ВИЧ, механизме его развития в клетках
человека.
Основные
вопросы семинара учащиеся готовят самостоятельно по действующим учебникам и
пособиям, включая учебник общей биологии (авторы: А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая,
С.М.Глаголев и др.).
Для
освещения дополнительнвх вопросов важно рекомендовать статью Б.М.Медникова
"СПИД с позиции биолога" (Биология и современность. М.: Просвещение,
1990).
Семинар
проводится по следующей схеме: вводное слово учителя - обсуждение основных
вопросов - рецензирование - заслушивание сообщений - подведение итогов - оценка
результатов самостоятельной работы учащихся.
Семинар
как урок получения новых знаний может широко применяться при изучении общей
биологии, темы таких уроков могут быть самыми разными, например: "Значение
белков в клетке", "Немембранные компоненты клетки",
"Генетика пола. Сцепленное с полом наследование",
"Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость",
"Предпосылки и основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина" и
другие.
Наш
опыт свидетельствует, что проведение семинарских занятий с целью изучения и
обобщения материала, организация в процессе подготовки к семинару групповой
самостоятельной работы, использование приемов и методов активизации учебной
деятельности способствуют более глубокому усвоению учащимися биологических
понятий, повышают познавательные возможности старшеклассников.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru