Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Проблемы современного бухгалтерского управленческого учета

Федеральное агентство по образованию

Восточно-Сибирский государственный университет

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«БухгалтерскИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ»

на тему: Проблемы современного бухгалтерского управленческого учета


Выполнил: Верхоглядова Ю. С.

Группа № 2, 4 курс

Проверил: Иванова Ж. А.


Улан-Удэ – 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1.1.Сущность, принципы и функции управленческого учета....………....5

1.2 Предмет, структура, и методы управленческого учета……………...10

1.3. Управленческий учет на предприятии……………………………….17

1.4. Проблемы адаптации управленческого учета………………………. 22

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Среди экономистов отсутствует единое мнение о сущности, роли и назначении управленческого учета, его месте в системе управления предприятием, что затрудняет процесс внедрения управленческого учета в хозяйственную практику предприятий.

Сегодня в сфере управления затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия существует две основные проблемы. Первая — переориентировать отечественную теорию и накопленный опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка. Вторая — создание новых, нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений. В этом отношении значительный интерес для российских предприятий представляет изучение системы управленческого учета. Общепризнано, что управленческий учет является необходимым инструментом для управления организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности.

Управленческий учет на большинстве российских предприятиях не ведется или развит очень слабо. В основном это можно объяснить отсутствием единой методологической основы, методических рекомендаций по организации управленческого учета в отдельных отраслях отечественной экономики, а также периодом его становления и развития в отечественной практике. Между тем в настоящее время отечественные предприятия, функционируя в условиях конкуренции и борьбы за выживаемость, испытывают острую необходимость в организации действенной системы управленческого учета. Так, В.Э. Керимов обращает внимание, что на современном этапе развития экономики важнейшей задачей является совершенствование системы управления производством на основе единых принципов планирования, учета, оценки, калькулирования, анализа и контроля. В этих условиях неизмеримо возрастает роль управленческого учета, являющегося необходимым инструментом в мобилизации всех имеющихся резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий

В связи с этим проблема его внедрения в отечественную практику приобретает первостепенное значение, возникает необходимость проведения глубоких исследований экономической природы, сущности и содержания управленческого учета, его фундаментальных теоретических основ. На сегодняшний день многие руководители не всегда осознают роль управленческого учета в организации, недостаточно четко понимают цели и задачи его постановки.

Целью данной курсовой является рассмотрение сущности, структуры и места управленческого учета в информационной системе предприятия.

Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

— рассмотреть предмет, функции и принципы управленческого учёта;

— изучить методы управленческого учёта;

— сравнить бухгалтерский финансовый учет с управленческим.

Глава 1. Сущность управленческого бухгалтерского учета.
В последние годы термин «управленческий учет» стал весьма популярным, хотя далеко не все представляют себе, что это такое. Управленческий учет отличается от обычного бухгалтерского (финансового) учета, прежде всего тем, что его данные предназначены не для внешних пользователей (государства, банков, деловых партнеров), а для внутреннего «употребления». Высшая цель управленческого учета — помочь руководителю принимать правильные решения. Поэтому если простой (финансовый) бухгалтер должен строго следовать формам отчетности и инструкциям, то специалист по управленческому учету (бухгалтер-аналитик) свободен в выборе форм, методов и приемов анализа, главное для него — правильно уловить суть протекающих на предприятии экономических процессов и вовремя дать совет руководителю. Управленческий учет — это не что иное, как система информационной поддержки управления.

Содержание управленческого учета определяется целями управления и может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений. Отсюда его содержание состоит как бы из двух частей: производственного учета, предназначенного для внутреннего управления, и части финансового учета, которая используется для управления финансовой деятельностью.

Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство текущих, будущих и прошлых периодов в различных классификационных аспектах.

Другими важнейшими элементами, составляющими сущность управленческого учета, являются оперативность и аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от продаж продукции, работ и услуг.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Поскольку управленческий учет является компонентом общей системы бухгалтерского учета, то те принципы, которые сформированы для финансового бухгалтерского учета, принимаются и в управленческом учете. Однако последний формирует информацию для планирования, принятия решений, выработки стратегии и оценки деятельности предприятия. Поэтому и принципы управленческого учета должны быть направлены на удовлетворение перечисленных задач. К основным принципам управленческого учета относятся

1. Принцип непрерывности деятельности – выражается отсутствием намерений самоликвидироваться или сократить масштабы производства, т.е предприятие будет развиваться и в будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтеров на создание информационного обслуживания для решений, имеющих долгосрочный характер, таких как: проведение анализа конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоения новых продуктов, инвестиций и т.д.

2. Принцип уместности – проявляется в любом случае при выборе объекта наблюдения, объема информации об этом объекте и возможности оказывать влияние на управленческие решения. Качество информации о том или другом объекте наблюдения рассматривается с точки зрения ее существенности, т.е. своевременности.

3. Принцип преемственности и многократного использования (комплексности) – система учета ведется на основе сбора, обработки и транспортирования данных первичного учета. Информация, подготовленная в рамках управленческого учета подкрепляется и дополняется данными финансового учета, и наоборот. Этот принцип предполагает разовую фиксацию данных в первичных документах или производственных расчетах и многократное их использование при всех видах управленческой деятельности представления для принятия решения или контроля.

4. Принцип полноты и аналитичности информации – создаются для осуществления функций: экономического анализа путем сравнения текущих результатов с запланированными, выявления конкретных факторов, влияющих на результаты поставленных целей и возможностей их достижения и т.д. Этот принцип проявляется через показатели внутренних отчетов.

5. Принцип нормативного и бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью – используется как инструмент планирования, контроля и регулирования (планирование всех сфер деятельности подразделений, расчет проекта бюджета, расчет вариантов плана и внесения коррективов и т.д.).

6. Принцип логичности формирования показателей внутренней отчетности – обобщает показатели отчетности по данным первичного учета в систему внутренней коммуникации. На нулевом уровне учетная информация возникает в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов. На первом уровне она группируется в сводных документах отдела снабжения, сбытового и финансового отделов, бухгалтерии, складского хозяйства. На последующих уровнях проводятся объединение и формирование отчетных показателей в функциональных отделах заводоуправления (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров и др.). На самом верхнем уровне (производственно-диспетчерский, планово-экономический отделы и бухгалтерия) происходит обобщение информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую. Содержание отчетов зависит от их целевого назначения или должности руководителя, для которого они предназначены.

В совокупности перечисленные принципы образуют полный и достаточно логичный набор моделей построения системы учета, соответствующих и удовлетворяющих требованиям бухгалтерского управленческого учета производства.

Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления. Функции управления обычно состоят из: планирования, контроля, оценки, непосредственно организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.

Планирование – процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели; формулирование задач; изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. Здесь решаются вопросы инвестиций в основные фонды и в производственные этапы, в создание и освоение новой продукции и т.п.

Контроль – проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера – включает: определение состояния объекта; сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов, если становится ясным, что они не могут быть выполнены; выявление отклонений от запланированного и регулирование.

Оценка – заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь), и выясняются причины отклонений: недостатки планирования, неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.

Организационная работа – создание организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей отделами, подразделениями и т.п.; распределение обязанностей между исполнителями и т.д.

Стимулирование – средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и отчеты об их исполнении.

Внутренняя информационная связь – это обмен информацией и отчетностью, позволяющий скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели.

Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют сформулировать функции управленческого учета:

информационная функция – обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений в разрезе структурных подразделений, видов деятельности и сегментов рынка;

обратная связь – формирование информации как средства внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня (т.е. сопоставимость плановых решений и фактических результатов);

контрольная – оперативный контроль и оценка результатов деятельности предприятия и его внутренних подразделений для определения рентабельности отдельных видов продукции, сегментов рынка;

аналитическая – перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов его деятельности, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

1.2 Предмет и структура управленческого учета
Построение структуры управленческого учета подчинено выбранной концепции его организации и стремлению к полноте реализации функций управления, а также возможным направлениям совершенствования внутреннего учета для управления предприятием. В любом случае структура разрабатывается с учетом двух аспектов: методологического и организационного. Методологический аспект предполагает сочетание предмета и метода управленческого учета с функциями управления.

Предметом бухгалтерского управленческого учета является процесс воздействия на объект (т.е. планирование, учет, анализ, контроль и мотивация деятельности центров ответственности) в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. В управленческом учете под центром ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса – показатель, определяемый для данного подразделения руководством.

Содержание предмета раскрывается с помощью его многочисленных объектов, состав которых можно объединить в четыре группы:

I группа – производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности организации:

основные фонды – это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;

нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.), их состояние и использование;

материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда;

производственные трудовые ресурсы – численность работающих, их структура, уровень квалификации.

Объекты учета этой группы рассматриваются в динамике. Между тем ресурсы представлены: производственными запасами на центральных складах, в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции; средствами производства, характеризующими наличие производственных мощностей и готовность предприятия к производству; трудовыми ресурсами, которыми располагает организация в данный момент, использованием трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности; результатом труда как продуктом предприятия.

II группа – хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации. Эта группа сформирована с использованием процессного подхода. Его сущность заключается в том, что производственными ресурсами и деятельностью управляют как отдельными процессами. Разнородные хозяйственные операции, сгруппированные по экономическому содержанию и принадлежности к отдельным процессам, представляют вид деятельности.

Ко второй группе объектов относятся хозяйственные операции, объединенные по следующим видам деятельности:

снабженческо-заготовительная в системе управленческого учета является первым переделом производства. В ней находят отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок; увеличение объема производства отдельных изделий; выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика); эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.

Информация о затратах собирается и обобщается по видам работ и складам, ценам на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам: приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест и контролю за исполнением смет.

Результативная итоговая информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчета критической точки объема снабжения.

производственная – центральное звено системы управленческого учета. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Важное место в производственном учете отводится нормированию затрат – материальных, трудовых и накладных, а также способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом внутренний учет организуется как единый процесс учета затрат и калькулирования. На этом участке учета определяется себестоимость продуктов для различных целей управления.

финансово-сбытовая – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная с рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями и сервисным обслуживанием своей продукции, контроль качества выпускаемой продукции. На этом участке учета определяется наиболее выгодный для производства продукт, факторы, влияющие на размер материального дохода, как от всего объема производства, так и от отдельных продуктов. Руководителям предоставляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде и разработать стратегию жизненного цикла продукта.

Цикл жизни продукта — это период времени от первоначальных затрат на исследования и разработки до того момента, когда интерес потребителей к данному продукту исчезает. Опоздание на рынок, выход на него после конкурентов могут негативно повлиять на рентабельность предложенного продукта.

организационная – создание организационной структуры организации, выделение из системы управления функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникаций связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия. Данный участок учета формирует сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности.

III группа – доходы и затраты, характеризующие результаты определенных хозяйственных процессов. Эта группа объектов учета формируется в виде показателей, характеризующих результат хозяйственных операций, и поэтому в управленческом учете они должны отражаться одновременно с использованием ресурсов и получением продукта как результата совокупности процессов.

IV группа – структурные единицы, позволяющие локализовать затраты и доходы по местам их возникновения или центрам ответственности. Для целей управления, принимая во внимание использование ресурсов и получение продуктов, обобщается эта информация по месту возникновения затрат и полуфабрикатов. Накладные расходы при традиционном подходе всегда учитываются по их принадлежности к определенным цехам, участкам и т.д.

Все вышеперечисленные группы объектов учета взаимосвязаны и находят отражение в едином учетном процессе.
Методы управленческого учёта

Метод управленческого учета представляет собой совокупность различных приемов и способов, посредством которых в системе управленческого учета отражаются объекты предприятия.

Он состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки; группировки и обобщения; контрольных счетов; нормирования, планирования, прогноза; контроля и анализа.

Документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности организации. Документация необходима для выполнения контрольной, информационной и аналитической функций управленческого учета.

Инвентаризация – способ определения фактического состояния объекта, выявления отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

Группировка и обобщение – способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета можно считать: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура хозяйствующего субъекта, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.

Контрольные счета – это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.

Планирование, нормирование и прогноз входят в систему управления организацией.

Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей организации и условий рынка. Оно связано с решением будущих проблем, использует методы выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогда эффективно, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

Нормирование — процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство организации, которое охватывает все сферы его деятельности. Нормативные технологические показатели увязывают технико-экономическое планирование с оперативно-производственным еще на стадии технической подготовки производства. Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учета производства, что в немалой степени способствует сопоставимости показателей нормирования, планирования, учета по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базу производственного учета, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования. Таким образом, нормы выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты предприятием при определенных условиях внутренней и внешней среды.

Анализ – в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. В сферу изучения попадает как производственная деятельность всей организации, так и отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства.

Контроль – завершающий процесс системы управления, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления наблюдения и регулирования.

Лимитирование — первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит – установление границ выдачи, исходя из нормы расходов ресурсов на единицу продукции, установленной технологической документацией, и планируемой производственной программы каждому производственному подразделению.

В заключение можно сказать, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления
1.3. Управленческий учет на предприятии
Исторически российский бухгалтерский учет ориентирован на интересы единственного пользователя — государства. Поэтому учет и отчетность на большинстве российских предприятий носят явно выраженный налоговый характер.

Однако развитие рыночных отношений в нашей стране и появление большого числа негосударственных (коммерческих) отечественных и зарубежных организаций поставили перед бухгалтерским учетом новые задачи. Одной из них стало предоставление информации менеджерам для принятия управленческих решений. В связи с этим возникла необходимость создания системы внутренней информации — управленческого учета.

В России и зарубежных странах был уже накоплен опыт в области учета издержек производства и их анализа, однако, несмотря на это, нет единой концепции управленческого учета. Существует несколько основных теорий, главное различие между которыми — круг задач, решаемых управленческим учетом.

Каждая организация должна самостоятельно решить вопрос о том, вести или нет управленческий учет. Так, внедрение управленческого учета будет эффективно и экономически оправданно только в крупных и средних компаниях. Для малых предприятий ценность управленческой информации во многих случаях будет ниже, чем затраты на ее получение, в связи с чем они могут использовать данные оперативного учета.

Становление системы управленческого учета достаточно трудоемкий и длительный процесс. На крупных предприятиях он занимает несколько лет. Система управленческого учета требует больших денежных средств и квалифицированных трудовых ресурсов. При ее становлении на предприятии необходимо решить ряд задач: по реорганизации финансовой службы, разработке системы учета затрат и установке программного пакета.

Вот уже более 10 лет как в отечественной бухгалтерской прессе активно обсуждается тема управленческого учета. Однако на практике только немногие предприятия внедрили учет в целях управления, остальные довольствуются аналитикой данных финансовой бухгалтерии.

В настоящее время имеются три основные позиции специалистов по вопросам управленческого учета:

Полное отрицание понятия «управленческий учет». Управленческий учет — это тот же производственный учет, но применительно к современной терминологии, и нет никаких оснований выделять его в самостоятельный вид учета (например, М.Ю. Медведев).

Управленческий учет является вполне сложившейся самостоятельной дисциплиной (В.Ф. Палий).

Бухгалтерский учет в современных условиях — это система, включающая три подсистемы: финансовый учет, управленческий учет и налоговый учет (М.З. Пизенгольц).

На наш взгляд, наиболее обоснованной является третья позиция. Это обусловлено следующим:

основные принципы учета в финансовом, управленческом и налоговом учете совпадают;

данные, которые используются в финансовом, управленческом и налоговом учете, одни и те же — хозяйственные операции предприятия, разница лишь в группировках, условиях принятия к учету и оценках стоимости, в которых ее использует каждый вид учета (единицы измерения, полнота отражения и т.д.);

по формулировке Американской ассоциации бухгалтеров бухгалтерский учет — это процесс идентификации информации, исчисления и оценки показателей и предоставления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия решений. Основная задача бухгалтерского учета — предоставление информации в объеме, достаточном для удовлетворения требований различных пользователей (внутренних и внешних), причем при минимальных затратах. Предоставление информации осуществляется через предоставление отчетности (финансовой, управленческой и налоговой). Таким образом, бухгалтерский учет — это система учета, включающая три подсистемы (финансовую, налоговую и управленческую);

по такому принципу определено преподавание бухгалтерского учета в новом стандарте высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет и аудит»;

необходимо придерживаться единого подхода в видах учет, т.к. только это позволит добиться сопоставимости данных, являющихся результатом учетных процедур.

Управленческий учет — это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой организации. Частью общей сферы управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ данных об экономии или перерасходе по сравнению с данными за предыдущие периоды, прогнозами и стандартами (А.Д. Шеремет).

Управленческий учет — это идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, интерпретация и передача информации, необходимой для управления какими-либо объектами. Главная цель производственного учета — калькуляция себестоимости продукции и услуг. Производственный учет — это управленческий учет плюс небольшая часть финансового учета (К. Друри).

Производственный учет еще управленческий учет — учет, изучающий затраты и прибыли, относящиеся к различным видам деятельности (Longman Business English Dictionary).

Управленческий учет, как видно из названия, касается предоставления менеджерам информации, необходимой им для ежедневного управления организацией (А. Петер).

Управленческий учет представляет собой процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления финансовой информации, необходимой управленческому звену предприятия для осуществления планирования, оценки и контроля хозяйственной деятельности. Эта информация позволяет также организовать оптимальное использование ресурсов предприятия и контроль за полнотой их учета. Помимо этого управленческий учет включает подготовку финансовой отчетности для групп внешних пользователей информации, таких, как акционеры, кредиторы, органы государственного и налогового регулирования (SMA 1A, Objectives, Definition of Management Accounting).

Управленческий учет — это система внутреннего оперативного управления. К управленческому учету относятся задачи текущего оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью организации по всей структуре: от высших до самых низших звеньев управления (В.Ф. Палий).

Управленческий учет — это предоставление лицам в самой организации информации, на основе которой они принимают более обоснованные решения и повышают эффективность и производительность текущих операций. Управленческий учет генерирует информацию о распределении затрат между реализованной продукцией и товарно-материальными запасами; предоставляет информацию, которая помогает менеджерам принимать решения более обоснованно; предоставляет информацию, необходимую для планирования, контроля и измерения показателей функционирования системы.

Официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования Российской Федерации, нет. Это оправдано, поскольку организация управленческого учета — внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписать единые правила его ведения. Об этом свидетельствует сложившаяся практика развитых стран. Стандарты управленческого учета разрабатываются без вмешательства государства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что управленческий учет — это внутренняя информационная система, предоставляющая информацию для принятия решений. К задачам этой системы прежде всего относятся калькуляция себестоимости работ и услуг (производственный учет), планирование (бюджетирование), аналитические расчеты и как результат — предоставление управленческой отчетности. Именно на основании управленческой отчетности менеджеры принимают решения и производят контроль деятельности предприятия. Информация для управленческого учета формируется на одной и той же базе, что и информация для финансового и налогового учета, — данных о хозяйственной деятельности предприятия. Отличие заключается лишь в группировках, в которых предоставляется информация, и в принятии к учету.
1.4. Проблемы адаптации управленческого учета
В настоящее время интерес к проблемам управленческого учета все возрастает. Управленческий учет необходим как некоммерческому или государственному предприятию, так и коммерческим производителям продукции или организациям, предоставляющим услуги. Если какая-нибудь благотворительная организация намерена осуществить эффективное планирование на будущее и увеличить до максимального предела отдачу от своих ресурсов то, чтобы помочь своим менеджерам достичь этих целей, ей необходима качественная информация управленческого учета в той же степени, в какой она нужна любой компании, нацеленной на получение прибыли.

Управленческий учет в России получает все более широкое распространение, прежде всего в филиалах западных и крупных российских компаниях. Встречаются два типа отношений к управленческому учету.

Первый тип отношения характерен для представительств и филиалов зарубежных компаний. Такие клиенты хорошо знают и формулируют требования к управленческой информации корпоративного масштаба. Они требуют тщательного сбора данных, которые затем обрабатываются на уровне материнской компании. Но, к сожалению, с большой задержкой во времени.

При этом теряется роль оперативных данных, предназначенных для целей краткосрочного планирования и оперативного управления. Такой подход представляется несколько однобоким, нацеленным лишь на стратегические аспекты управленческого учета.

Другой тип отношения к управленческому учету свойственен крупным российским предприятиям. Такие корпорации в управленческом учете прежде всего ориентируются на учет затрат и оценку себестоимости продукции. Это другая вредная крайность в использовании управленческого учета.

Кроме того, технические задания на внедрение управленческого учета в проектах внедрения в этих компаниях составляют, как правило, главные бухгалтеры. В результате в модулях автоматизированных систем управления очень часто реализуются функции, дублирующие инструкции и положения по ведению финансового учета для целей налогообложения. Такого рода подход подменяет и выхолащивает саму суть системы управленческого учета.

Однако в последнее время появляются предприятия, пытающиеся использовать и расширить мировой опыт управленческого учета, адаптировать его к условиям российского рынка. Это, как правило, молодые и агрессивно развивающиеся компании, работающие в развитых секторах рынка в условиях жесткой конкуренции.

Адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам зависит не только от решения методологических, организационных и технических вопросов в области бухгалтерского учета, но и от степени развития рыночных отношений в деятельности организаций.

Например, Положение о бухгалтерском учете и отчетности разрешает использовать метод начисления в реализации продукции (она может считаться реализованной в момент отгрузки и предъявления платежных документов), однако ввиду недостаточной платежеспособности многих покупателей поставщики продукции не рискуют перейти на указанный метод и продолжают использовать кассовый метод учета реализации.

При недостаточной стабильности хозяйственных связей между организациями многие из них вынуждены создавать значительные сверхнормативные производственные запасы, что существенно затрудняет оценку остатков производственных запасов на начало и конец отчетного периода, а следовательно, и оценку израсходованных материальных ресурсов.

Нужно учитывать и тот факт, что при действующей налоговой системе часть организаций сознательно искажает учетные данные, влияющие на размеры объема реализации, прибыли, а следовательно, и налогов. В таких организациях адаптация бухгалтерского учета и отчетности к международным стандартам становится особенно проблематичной.

Заключение

С принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности и нового Плана счетов бухгалтерский учет в России существенно приблизился к международным учетным стандартам. Указанными нормативными документами введены в учетную практику новые объекты учета, обусловленные рыночной экономикой (нематериальные активы, арендные отношения, финансовые вложения и др.); организациям разрешено выбирать варианты учета многих его объектов; предложено ввести в учетную практику ряд международных учетных принципов: принцип начисления (в том числе по реализации продукции), принцип осторожности (разрешено создавать резервы сомнительных долгов) и некоторые другие; бухгалтерская отчетность приближена к финансовой отчетности западных стран.

Однако адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам сопряжена с определенными трудностями и проблемами. Прежде всего России предстоит сделать выбор между англо-американо-голландской и континентальной (европейской) системами бухгалтерского учета.

Первая система ориентирована на потребности инвесторов и кредиторов, является гибкой и либеральной с точки зрения регламентации. Вторая система отличается большей регламентацией бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне и существенно зависит от банковского кредитования. В России исторически государство жестко регламентирует порядок бухгалтерского учета и отчетности; но как мне кажется более перспективна первая система.

Очень важной проблемой для России является установление соотношения правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения. В настоящее время в России система бухгалтерского учета существенно зависит от постоянных изменений в налоговой системе. Чтобы избежать этой зависимости, возможно, будут введены два вида учета: бухгалтерский и налоговый.

Резкое расширение задач бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны на многие учетные показатели, придание бухгалтерской отчетности статуса публичности, а также необходимость адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам обусловливают необходимость выделения из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных финансового и управленческого учета.

Финансовый учет должен предусматривать в основном получение информации, необходимой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и осуществляться в соответствии с законодательством, отечественными стандартами и другими регламентирующими документами.

Управленческий учет призван обеспечить получение внутренней информации, необходимой для управления производством и принятия решений руководством на ближайшую и отдаленную перспективу, исчисление и контроль себестоимости продукции, определение финансовых результатов от реализации продукции по всем выбранным позициям (зонам реализации, новым технологическим решениям и др.).

При разработке внутрипроизводственной системы учета, отчетности и контроля необходимо в полной мере использовать отечественный опыт организации оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности, а также опыт организации управленческого учета в зарубежных странах.

Как уже отмечалось, использование англо-американо-голландской и континентальной систем бухгалтерского учета предусматривает высокий образовательный уровень как профессионалов, так и всего населения, позволяющий им хорошо разбираться в довольно сложной системе информации. В России же до недавнего времени от бухгалтера требовалось в основном лишь овладение учетной техникой — планированием и анализом финансово-хозяйственной деятельности он не занимался; основная часть населения незнакома даже с основами бухгалтерского учета и не разбирается в отчетной информации.

Адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам зависит и от совершенствования системы управления бухгалтерским учетом, подразумевающей участие в этом процессе и государственных (как правило, Минфина РФ) и общественных организаций (ассоциации бухгалтеров и аудиторов и др.). В указанных структурах целесообразно создать отделы по методологии бухгалтерского учета, оперативному консультированию, образованию и лицензированию, профессиональной этике, проведению конференций, конгрессов и международным связям, информационному обеспечению, и самое главное от степени развития рыночных отношений в нашей стране.

Список использованной литературы

Булгакова С.В. Управленческий учет: проблемы теории: монография / С.В. Булгакова — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного ун-та, 2006. — 160 с.

Валебникова Н.В. Современные тенденции управленческого учета / Н.В. Валебникова, И.П. Василевич // Бухгалтерский учет. — 2005. — № 18. — С. 53—58.

Ивашкевич В.Б. Современные тенденции развития управленческого учета / В.Б. Ивашкевич, С.Н. Зайцев // Бухгалтерский учет. — 2007. — № 12. — С. 34—35.

Палий В.Ф. Развитие методологии управленческого учета / В.Ф. Палий // Бухгалтерский учет. — 2004. — № 12. — С. 52—55.

Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учеб. пособие / Я.В. Соколов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006. — 638 с.

Соколов Я.В. История бухгалтерского учета: учеб. / Я.В. Соколов, В.Я. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.

Управленческий учет: Учебное пособие/ Под ред. А.Д.Шеремета. — 2-е изд., испр. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. — 512с.

Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008. -350с

Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учету и контролингу: Учеб.пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 160с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.