Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров

Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения
педагогических кадров

Комаров
М.С., профессор, д.фил.наук, научный руководитель лаборатории Социологии педагогического
труда Института педагогики и психологии при ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, Горшков
В.Ю., заведующий той же лабораторией, Андрамонов М.В., научный сотрудник той же
лаборатории

Основная
цель социологического исследования – выяснить отношение учителей к возможному
процессу сокращения кадров в системе образования, которые, как известно,
произойдет в ближайшие годы в связи с резким падением рождаемости в начале 90-х
годов, степени, готовности учителей к этой ситуации. Наряду с этим ставилась
задача определить психологические реакции и возможные последствия сокращения
педагогических кадров. Предпринималась также попытка определения путей и
способов трудоустройства учителей в случае сокращения кадров не только в сфере
образования, но и в других областях.

С
этой целью был проведен анкетный опрос учителей Ярославской области. В опросе
приняли участие 295 человек, из них 119 учителей сельских школ
Гаврилов-Ямского, Любимского и Первомайского районов, городские педагоги
представлены учителями общеобразовательных школ города Ярославля.

В
анкете, разработанной коллективом лаборатории, содержится несколько блоков,
связанных с заявленными ранее целями и задачами исследования. Первый блок
содержит вопросы, относящиеся к удовлетворению избранной профессией и удовлетворенностью
различными аспектами трудовой деятельности (отношение с коллегами и
администрацией, заработная плата, преподаваемый предмет, взаимоотношения с
детьми, результаты собственного труда, возможность использования передовых
технологий).

Второй
блок вопросов касался степени информированности учителей о возможном сокращении
учительских кадров, их представлений о том, кто должен заниматься
трудоустройством учителей. Основной блок вопросов анкеты затрагивал главную
исследовательскую проблему – отношение учителей к сокращению кадров, новому
трудоустройству, желанию учителей получить переподготовку и овладеть смежной
или новой профессией.

Следующий
блок вопросов имел вспомогательное значение, сюда были включены вопросы
относительно намерения учителей уйти из школы, мотивы подобных намерений и
поиски другой работы. Эти вопросы можно рассматривать в качестве контрольных,
т.е. направленных на выявление искренности суждений респондентов об
удовлетворенности работой, их психологической готовности к сокращению кадров.

Заключительный
раздел анкеты – “паспортичка” включал в себя вопросы, относящиеся к
половозрастной дифференциации учителей, стажу работы в школе (предполагалось,
что именно этот фактор оказывает самое сильное влияние на удовлетворенность
трудом и отношение к ситуации сокращения кадров), преподаваемых предметов и
квалификационной категории.

Обсуждение
результатов

Первый
вопрос анкеты носил вводный характер и имел своей целью установить контакт с
респондентом и получить информацию о том, какое учебное заведение закончили
респонденты. Полученные данные свидетельствуют о том, что 78% учителей школ
области обучались в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 13% закончили Костромской
пединститут, более 6% окончили педагогический колледж. Чуть больше 2% - ЯрГУ
им. Н.П.Демидова. Эти цифры лишний раз говорят о том, что основным поставщиком
учительских кадров области является ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, а вклад
классического университета ЯрГУ более чем скромен.

Если
взять распределение этого показателя по возрастным группам, то оказывается, что
среди лиц, старше 50 лет, подавляющее большинство – более 90%, получили высшее
образование в ЯГПИ и около 8% - в КПИ. Среди молодых учителей в возрасте до 30
лет доля лиц, окончивших ЯГПУ, несколько ниже, но тоже достаточно высоко –
более 70%, закончивших КПИ чуть выше средней цифры – 18%, педагогический
колледж – 11%. А вот выпускников ЯрГУ среди молодых преподавателей нет совсем!

Хотя
вопросы удовлетворенности учителей области своим трудом изучались коллективом
лаборатории и в предыдущие годы1, тем не менее мы посчитали необходимым вновь к
ним вернуться в контексте данного исследования, в соответствии с поставленными
целями и задачами выяснить, в какой мере этот фактор влияет на отношение
учителей к возможному сокращению кадров, возможные психологические реакции,
новому трудоустройству и желанию получить переподготовку по смежной
специальности.

Учитель
и школа (Социологические аспекты педагогического труда) Ярославль. 1999.

Согласно
полученным данным, подавляющую часть учителей – более 90%, можно считать
удовлетворенными избранной профессией. Такой высокий процент объяснить
нетрудно, т.к. профессиональный отсев происходит на стадии трудоустройства
молодых учителей. Только половина, окончивших педагогические вузы,
трудоустраиваются на работу в школы, остальные идут в другие сферы. Учителя
старших возрастных групп, составляющих костяк учительских коллективов, как
правило, работают уже по призванию и “прирастают к школе всей душой”,
воспринимают школу, как “родной дом”. Это утверждение подтверждается и данными
социологического опроса: среди педагогов старше 50 лет доля лиц, “вполне
удовлетворенных” избранной профессией, намного выше, чем среди учителей, кто
моложе 30 лет: около 90% и 40% соответственно. В когорте учителей молодого
возраста велика прослойка тех, кто “скорее удовлетворен, чем неудовлетворен” –
54%, тогда как среди учителей старших возрастных групп подобная доля лиц
составляет всего-навсего 8%. Но в той и другой возрастных группах учителей
отсутствуют учителя, которые “совершенно не удовлетворены” своей профессией.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что подавляющая часть учителей школ г.
Ярославля и области трудятся в школе в соответствии со своим профессиональным
призванием.

Более
конкретная информация об удовлетворенности трудом учителей школ была получена в
ответах на вопрос о том, “какими сторонами школьной жизни Вы удовлетворены в
большей степени”. Полученные ответы подтверждают факты, установленный в ходе
предыдущих исследований лаборатории, что преподаватели в наибольшей степени удовлетворены
содержательными и профессиональными аспектами труда – педагогического общения и
педагогической деятельностью. 73% респондентов заявили, что в наибольшей
степени их удовлетворяют взаимоотношения с детьми, а 72% удовлетворены
преподаваемым предметом. Другим существенным аспектом педагогического общения –
взаимоотношениями с коллегами удовлетворены 56% респондентов. Но вот другие
значимые аспекты школьной жизни, также серьезным образом влияющие на
удовлетворенность трудом и организационный климат в школе, такие как отношение
с администрацией школ, результатами труда (читай – учебой и успеваемостью
учащихся), взаимоотношениями с родителями учащихся (это тоже существенная часть
педагогического общения) – они оцениваются педагогами как вызывающие меньшую
удовлетворенность, соответственно – 16%, 12% и 9,2%. Обращает на себя внимание
такой факт: удовлетворенность возможностью использования передовых технологий
высказали лишь 22% учителей школ. Стало быть, только примерно 1/5 учителей
позитивно оценивает внедрение “передовых технологий”. Нет ничего удивительного
в том факте, что 98% опрошенных нами учителей высказали неудовлетворенность
уровнем зарплаты, которая, как известно, в 2-3 раза ниже, чем в среднем по
области.

В
старших возрастных группах, для которых характерна высокая приверженность к
школе и идеалам образования, доля лиц, удовлетворенных преподаваемым предметом,
чуть выше, чем среди молодых преподавателей – 83% против 70%. Среди молодых
преподавателей удовлетворенность от взаимоотношений с детьми среди молодых
преподавателей даже чуть выше, чем у “старших товарищей” – 84% и 71%
соответственно. Вероятно, что у молодежи меньше скептицизма и больше романтики
от работы с детьми.

Что
же касается отношения к передовым технологиям, то здесь проявляется удивительное
единодушие, в обеих возрастных группах положительно расценивают их
использование лишь 21% опрошенных.

Следующий
вопрос анкеты касался информированности учителей о возможном сокращении
учительских кадров в связи с падением рождаемости в стране и низкой
наполняемостью классов. Нам хотелось узнать, владеют ли учителя подобной
информацией. Оказывается, что да. Подавляющая часть учителей – 95% обладают
информацией о возможном сокращении учительских кадров, и лишь 4% не владеют
такой информацией. При этом учителя старших возрастных групп информированы на
все 100%, тогда как их молодые коллеги лишь на 95%. Высокую степень
информированности учителей о предстоящем сокращении педагогических кадров
следует расценивать как положительный факт, так как она может служить симптомом
того, что учителя области в той или иной форме готовятся к возможным изменениям
в кадровой политике Департамента и других органов управления образованием, и
можно предполагать, что они будут менее болезненно воспринимать и переживать происходящее.

Представляют
определенный интерес ответы учителей на вопрос о том, “Кто, по Вашему мнению,
должен заниматься вопросом трудоустройства учителей в случае сокращения
учительских кадров?” Ответы на поставленный вопрос распределились следующим
образом:




Органы управления образованием
(Департамент, Гороно, Роно)





- 68%







Администрация школ





- 8,5%







Муниципальные (районные) службы
занятости





- 21%







Каждый о себе должен
самостоятельно позаботиться





- 12%






Различия
в ответах между представителями старших и младших возрастных групп не
представляются существенными. Так, доля первых, посчитавших, что
трудоустройство учителей входит в обязанность органов образования, несколько
выше, чем у вторых – 79% и 66% соответственно.

Полученные
данные свидетельствуют о том, что подавляющая часть учителей – 68%, полагают,
что забота об их трудоустройстве в случае сокращения должна лечь на плечи
органов управления различных уровней, в том числе и администрации школ – 8,5%.
Не забывают опрошенные учителя и о специальных муниципальных службах занятости:
более 20% заявили, что эти службы должны заниматься трудоустройством учителей,
если начнется сокращение учительских кадров в школе. По данному вопросу почти
нет расхождений между учителями молодого возраста и их старшими коллегами – 18%
и 21% соответственно. А вот мнение о том, что “каждый о себе должен
самостоятельно позаботиться”, вызвало некоторое расхождение в оценках между
ними: 11% из первой возрастной группы и 17% из второй ответили на него
утвердительно. Вероятно, эти различия в оценках вызваны неравенством в
социальном статусе молодых учителей и их старших коллег: первые еще только
начинают свою профессиональную карьеру, и, как им кажется, вправе рассчитывать
на помощь органов управления, а вторые готовятся к уходу на пенсию и смотрят на
эту проблему с позиций уже давно определившихся в жизни людей и признают
необходимость определенной личной инициативы в решении этого вопроса.

Полученные
данные интересны в двух отношениях. Во-первых, они свидетельствуют о том, что
учительский контингент, впрочем как и другие категории трудящихся, все еще
живут идеями патернализма, полагая, что государственно-административные органы
обязаны проявлять “отеческую” заботу о своих гражданах. Такого рода установки
сформировались в годы строительства социализма в СССР, и до сих пор продолжают
жить в сознании многих социальных групп. Во-вторых, ответы на указанные выше
вопросы недвусмысленно указывают на то, что органы управления образованием
области в первую очередь несут ответственность за социальную защиту учительских
кадров, ибо люди по-прежнему ориентированы на социальную поддержку со стороны
государственных и муниципальных органов.

Основная
содержательная часть вопросов анкеты посвящена конкретным вопросам, связанным с
возможным сокращением учительских кадров, отношением учителей к этим проблемам,
психологической готовности к возможному уходу из школы, ориентациям на новое
трудоустройство и переквалификацию.

При
изучении этих проблем нам хотелось вначале узнать о том, какая часть учителей
школ обладает дополнительной специальностью, не связанной с педагогической
деятельностью и работой в школе – наличием профессиональных навыков в
какой-либо специальности или какими-то самостоятельными трудовыми навыками,
второй профессией и т.д. Подобная информация представляется весьма ценной, т.к.
она позволяет прогнозировать возможность самостоятельного трудоустройства в
случае сокращения учительских кадров и минимизирует риск отрицательных
последствий – психологических стрессов и переживаний.

Полученные
данные говорят о том, что примерно 1/4 респондентов обладает дополнительной
специальностью, и, вероятно, что именно эта группа учителей имеет шанс в случае
увольнения из школы заново самостоятельно трудоустроиться и пережить эту
жизненную коллизию с наименьшими психическими потерями. Однако, большая часть
учителей – 70% не обладают дополнительными специальностями, и, по всей
видимости, увольнение с работы представителей этой группы и новое
трудоустройство будут переживаться гораздо болезненнее, чем в первой группе.
Если обратиться к различным возрастным категориям, то здесь наблюдается
следующая картина. Среди молодых учителей в возрасте до 30 лет 45% обладают
дополнительной специальностью, среди учителей старшей возрастной группы
соответствующая доля гораздо ниже – чуть более 8%. Столь существенные
расхождения могут быть объяснены тем обстоятельством, что современные
педагогические вузы, как правило, готовят специалистов по двум специальностям –
основной и дополнительной. Например, история и иностранный язык, математика и
информатика и т.д. Учителя старших возрастных групп, получившие в свое время
высшую профессиональную подготовку только по одной специальности, в данной
ситуации оказываются в несравненно более сложном положении, чем их молодые
коллеги.

Однако,
ответы респондентов на следующий, пожалуй, самый важный вопрос анкеты о том,
как они отреагируют на сокращение кадров, если оно коснется лично каждого, не
подтверждают ранее сделанные предположения о зависимости этой реакции –
психологической готовности уйти из школы от возраста или наличия дополнительной
профессии, которые, напомним, тесно связаны. Ответы респондентов на вопрос
“Если сокращение кадров в образовании коснется лично Вас, как Вы отнесетесь к
этому?” распределились следующим образом:




это будет для меня лишь поводом
для того, чтобы уйти из школы и заняться более стоящим делом





- 5,1%







это будет для меня неприятно,
но в этом нет ничего трагического, буду искать работу в другом месте





- 57%







это станет для меня подлинной
трагедией. Буду сильно переживать, не зная, что предпринять





- 36%







не ответили на вопрос





- 2,4%






Анализ
этих данных показывает, что доля лиц, психологически готовых покинуть школу
(второй вариант ответа) в случае сокращения кадров, значительно выше, чем можно
было ранее предполагать, основываясь на информации о дополнительных профессиях,
которыми обладает лишь 1/4 респондентов. Вероятно, что столь высокий процент
учителей, психологически готовых к ситуации сокращения кадров, может быть
объяснен и некоторыми другими, ранее обнаруженными фактами, в значительной
степени высокой степенью информированности учителей школ области и города о
грядущем сокращении (напомним, что таковыми являются около 95%), ну и, конечно,
необходимо принимать во внимание общую сложную социально-экономическую ситуацию
в стране.

Вместе
с тем, следует подчеркнуть, что весьма высокий процент учителей, психологически
готовых к уходу из школы, несомненно имеет в качестве своей важнейшей
предпосылки неудовлетворенность педагогов некоторыми существенными сторонами
школьной жизни, в первую очередь, здесь следует назвать крайне низкую
заработную плату, низкий престиж учительского труда, давно установленный факт
высокой нервной напряженности, присущей учительскому труду, и обнаруженную в
нашем исследовании неудовлетворенность результатами своего труда.

Среди
молодых учителей, как и следовало ожидать, доля лиц, психологически готовых к
уходу из школы, значительно выше, чем у представителей старших возрастных групп
– 68% и 54% соответственно. Разительными являются и реакции указанных групп на
первый из поставленных вопросов: 17% молодых преподавателей готовы уйти из
школы с тем, чтобы “заняться настоящим делом”, тогда как среди учителей старших
возрастных групп только 3,6% готовы пойти на такой шаг. А вот численность той
группы учителей, для которых уход из школы может стать подлинной трагедией
среди разных возрастных групп существенно не различима: 26% учителей старше 50
лет и 25% тех педагогов, возраст которых не превышает 30 лет. Вероятно, это как
раз те преподаватели школ, которые характеризуются высокой степенью
приверженности к школе, ценностям образования, и для которых учительский труд –
самое главное в жизни. Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что
среди молодых преподавателей эта “группа риска” весьма значительна, составляет
около 1/4 , хотя мы ранее отмечали, что среди них велика доля тех, кто обладает
дополнительной специальностью и, казалось бы, не должны были бояться утратить
место в школе.

Следующий
вопрос анкеты касался перспектив трудоустройства. На вопрос о том, в какой
сфере Вы хотели бы трудоустроиться, если сокращение кадров коснется лично Вас,
ответы распределились следующим образом:




предпочел бы остаться в сфере
образования, работая в других образовательных учреждениях





- 61%







в социальной сфере (культура,
медицина, обслуживание и др)





- 13%







в сфере управления





- 9,5%







в промышленности





- 2%







в бизнесе





- 7,8%







в бухгалтерии





- 0%







в статистическом отделе





- 0,3%







МВД





- 0,3%







в домашнем хозяйстве





- 0,3%







не ответили на вопрос





- 7,1%






Возрастные
различия при ответе на данный вопрос не выявили существенных расхождений между
представителями различных возрастных групп учителей. Так, первую альтернативу –
“остаться в сфере образования, работая в других образовательных учреждениях”
предпочли 63% учителей старших возрастных групп и 57% молодых учителей,
социальную сферу выбрали 8% первых. Но по остальным предложенным альтернативам
различия более значимые, молодые преподаватели дружно проигнорировали почти все
сферы деятельности, кроме социальной. Туда пойти работать выразили желание
почти 20%, тогда как среди педагогов старшей возрастной группы лишь 8%.
Вероятно, эти различия связаны с наличием у первой группы дополнительной
специальности, которую представляют в настоящее время педагогические вузы.

При
изучении перспектив трудоустройства учителей области и города нас интересовала
возможность использования для решения этих проблем имеющихся в области
образовательных учреждений, занимающихся повышением квалификации – ИПК,
спецфакультетов ЯГПУ им К.Д.Ушинского и др.

Полученные
ответы на вопрос о желании получить переподготовку по смежной специальности
свидетельствуют о том, что численность желающих достаточно весома –
примерно38%, хотя можно было бы ожидать более высокой цифры. Напомним, что доля
учителей, психологически готовых покинуть школу в случае сокращения кадров,
гораздо выше – 59%. В то же время 23% опрошенных заявили, что они не имеют
желания пройти переподготовку по смежной специальности в ИПК, ЯГПУ или
каком-либо другом учебном заведении. Еще более удивительно то, что 35%
респондентов вовсе не думали о такой перспективе. Этот факт в какой-то мере
противоречит ранее полученным данным о том, что 95% учителей обладают
информацией о грядущем сокращении учительских кадров в связи с падением
рождаемости и низкой наполняемостью классов. Вероятнее всего, что вышеназванная
цифра об учителях, не думающих о переподготовке специальности, может в большей
мере относиться к старшим возрастным группам, демонстрирующим высокую степень
идентификации со школой. Однако, существенных различий в ответах между молодыми
учителями – 29% и их старшими коллегами – 25% мы не обнаружили. Возрастной
фактор достаточно резко проявляется в самом желании пройти переподготовку по
смежной специальности: если среди учителей старше 50-ти лет таких желающих
совсем немного – 13%, то среди молодых – 64%. Соответственно, и отказов пройти
переподготовку среди представителей первой группы больше, чем второй – 42%
против 7%.

Изучая
вопросы трудоустройства учителей, их желания приобрести новую специальность, мы
не могли не поинтересоваться и более общей проблемой, а именно: нет ли у
педагогов желания получить новую специальность, не связанную с педагогикой.
Утвердительно на такой вопрос ответили 48% респондентов, и почти столько же
дали отрицательный ответ. Распределение ответов по возрастам говорит о том. что
среди молодых учителей подобное желание выражено гораздо сильнее, чем в старших
возрастных группах – 71% против 17%. Это свидетельствует о том, что молодые
преподаватели более мобильны, чем их старшие коллеги и готовы довольно
решительно поменять профессию, даже пойти на получение совершенно новой
специальности.

Отдельный
комплекс вопросов анкеты был направлен на выяснение искренности ответов
респондентов, содержащихся в первой ее части. Так, учителям предлагалось
ответить на вопрос о том, были ли у них намерения уйти из школы. Примерно треть
опрошенных – 31% ответили на этот вопрос утвердительно, а 66% отрицательно. Эти
данные говорят о том, что действительно подавляющая часть педагогов школы удовлетворена
своим трудом и избранной профессией.

Другой
вопрос также носил контрольные функции, касался причин респондентов уйти из
школы, если подобные намерения имели место. Постановка этого вопроса также была
связана с выяснением искренности суждений респондентов по начальным вопросам
анкеты, в частности, удовлетворенности различными сторонами труда. Ответы на
данный вопрос свидетельствуют о том, что значительная часть учителей не
связывали свои намерения об уходе из школы с какими-либо существенными и
неприятными событиями на работе. Однако, более 40% респондентов признались в
том, что на подобные намерения заметное влияние оказывает низкая зарплата. Как
и следовало ожидать, этот фактор наиболее сильно проявляется у молодых
специалистов – 47% из них подтвердили, что низкая зарплата вызывает у них
намерение покинуть школу. У их старших коллег, зарплата которых значительно
выше, этот фактор оказывает гораздо меньшее воздействие на мотивацию ухода из
школы – только 25%.

Другие
факторы, названные в анкете – отношение с администрацией школы, взаимоотношение
в коллективе, фактически не играют существенной роли: 5% респондентов связывают
свои намерения об уходе из школы с отношениями с администрацией, а менее 1% - с
отношениями с коллегами по работе. Приведенные данные интересны прежде всего
тем, то они не подтверждают широко расхожего мнения о конфликтности в
учительской среде, или, точнее говоря, уровень конфликтности не так уж велик,
поскольку он не побуждает педагогов к уходу из школы.

Следующий
вопрос, также имеющий контрольные функции, относился к намерениям учителей,
собравшихся покинуть школу, заниматься поисками другой работы. 40% опрошенных
заявили о том, что они такими поисками не занимались, а 22% признались в том,
что предпринимали подобные действия. По возрастным группам ответы различаются
таким образом: среди педагогов старших возрастных групп поисками работы
занималась незначительная часть – 4%, среди молодых учителей гораздо больше –
почти 30%.

Из
числа вопросов, включенных в паспортичку, представляет интерес следующая
информация. Из полученных ответов явствует, что 90% респондентов женщины, более
20% это молодые специалисты в возрасте до 30 лет, лиц пенсионного возраста
примерно 10%, стаж работы до 10 лет имеют 27% респондентов, от 10 до 20 лет – около
30%, свыше 20 лет – 41%. Высшую квалификационную категорию имеют 10%
опрошенных, первую категорию – почти 30%, вторую – 41%.

Подводя
краткие итоги проведенного социологического опроса, можно с уверенностью
утверждать, что, несмотря на высокую степень информированности учителей о
грядущем сокращении педагогических кадров, определенную психологическую
готовность к этому событию, подавляющая часть учительского корпуса будет тяжело
переживать этот процесс, и не столько по причинам сложности нового трудоустройства,
сколько в силу большой привязанности к работе, школе, любимой профессии, детям.
Если же рассуждать с больших высот государственных интересов, то предстоящее
сокращение учительских кадров (если не будут найдены эффективные амортизирующие
механизмы, способные сохранить учительские коллективы и кадровый потенциал)
может нанести серьезный урон политике образования в целом, в том числе и
перспективе повышения качества образования, негативным образом затронет
образовательные интересы многих социальных групп общества.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дидактика высшей школы
Реферат Налоги, служащие источником образования дорожных фондов
Реферат Отчет по лабораторной работе по Информатике
Реферат Курс лекций по общей социологии
Реферат Александр сергеевич грибоедов горе от ума
Реферат Самопрезентация на рынке труда
Реферат Створення та шляхи поповнення матеріально-спортивної бази в школі
Реферат Новые образовательные технологии как средство повышения качества образования
Реферат История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)
Реферат Mitochondrion Essay Research Paper MitochondrionMitochondrion are the
Реферат Поисковая группа
Реферат Особенности маркетинговой деятельности в банке
Реферат Финансово-бюджетная система США
Реферат Внешняя политика России с 1992 года по начало XXI века общие тенденции
Реферат Учасники у кримінальному процесі