Реферат по предмету "Маркетинг"


Особенности маркетинговой деятельности в банке

--PAGE_BREAK--
3. Банковский маркетинг по видам операций

         Банки оказывают клиентам множество услуг, которые подразделяются на депозитные, кредитные, инвестиционные и прочие. Депозитные услуги имеют несомненный приоритет в банковском маркетинге, поскольку без привлеченных ресурсов коммерческий банк функционировать не может. Источником денежных средств банка выступает собственный капитал, депозиты и займы. В сложившейся ситуации российские коммерческие банки предоставляют такие же услуги, как и зарубежные банки, однако из освоенных в западной практике услуг у нас можно получить пока примерно около трети. Тем не менее, список услуг предоставляемых нашими банками постоянно расширяется и по этому целесообразно рассмотреть основные виды банковских услуг, формирующих финансовый рынок развитых стран с тем, чтобы использовать их опыт при осуществлении современного маркетинга в нашей банковской системе.

         Обычно пассивы банка формируются из двух основных источников: вкладов и займов банка на денежном рынке или в Центральном банке.

         Рассмотрим подробнее каждый в отдельности:

1.     обычный чековый счет (банк взимает плату за ведение счета, явно или не явно, а так же за обработку каждого чека).

2.     НАУ-счета (открываются против вкладов до востребования, но по ним платится процент).

3.     СУПЕР-НАУ счета (необходимость обязательного минимального баланса, обычно от денежного эквивалента 1000 долларов США).

4.     Счета депозитов денежного рынка, или ММДА (деньги можно снимать не более 3 раз в месяц и 3 раз по предварительной заявке, но при среднем балансе денежного эквивалента 1000 долларов США).

5.     Сберегательные счета (изъятие вклада со счета осуществляется немедленно по требованию владельца).

6.     Счета по срочным вкладам (устанавливаются на определенный срок и с определенным процентом, у этого вида вкладов очень большое количество вариантов).

7.     Депозиты до востребования (обычно открывается обычный текущий счет).

8.     Депозитные сертификаты (ложатся на определенный срок, под проценты, определяемые колебаниями вторичного рынка).

9.     Депозиты до востребования (требуют дополнительного обеспечения в ценных бумагах).

10.                        Депозиты казначейства (налоговые заемные счета).

11.                        Депозиты финансовых институтов (депозиты до востребования банков-корреспондентов).

Собранные денежные средства банки направляют на осуществление активных         операций. Прежде всего это предоставление кредитов: коммерческих, потребительских, ипотечных, а также инвестиции и продажа активов (купля ценных бумаг и т.п.).
4. Управление активами банка

    Главная цель банковского маркетинга – получение максимальных доходов. Именно по этому в условиях постоянно усиливающейся конкуренции, главной задачей становится поиск малейшей возможности получения дополнительного дохода без того, чтобы не подвергать банк неоправданному риску.

    Осуществляемое в рамках маркетинга управление представляет рационализацию путей и порядка размещения привлеченных банком средств. Очевидным решением проблемы эффективного использования денежных средств, является «покупка» такого рода активов, которые могут принести наивысший доход при уровне риска, на который готово пойти руководство банка. В то же время существует ряд ограничивающих факторов: размещение средств в строгом соответствии с законами и предписаниями органов контроля, отношения между банками и их клиентами по ссудам и вкладам строятся на основе доверия и помощи, держатели акций коммерческого банка рассчитывают на норму доходности сравнимую по величине с прибылью от аналогичных инвестиций.

    Подавляющая часть привлеченных средств подлежит оплате по требованию или с очень коротким сроком уведомления, одновременно не способность удовлетворять запросы клиентов в кредитах (основной вид коммерческой деятельности банков) приведет к потере выгодных операций, снижению прибыли. Конфликт между ликвидностью и прибыльностью можно считать центральной проблемой, которую он решает при размещении средств.

    В практике используются различные методы определения компромисса между требованиями ликвидности и прибыльности. Активы коммерческого банка можно разделить на несколько основных категорий: кассовая наличность и приравненные к ней средства; инвестиции в ценные бумаги; ссуды; здания и оборудование.

Практика показала, что имеются три различных подхода к управлению активами, различающихся тем, на что делается упор в самом процессе работы с активами и в какой степени используются данные количественного анализа.

    Простейшим является метод общего фонда средств (объединение всех ресурсов и затем распределение между наиболее подходящими активами). Второй метод – распределение активов или конверсии средств – частично преодолевает недостатки первого. Использование третьего подхода обусловлено необходимостью применения современных научных методов маркетингового управления и анализа, как правило с использованием ЭВМ. 

       Применение одного или нескольких методов в маркетинговом управлении банковскими активами дает заметные преимущества тем, кто это делает, но отнюдь не заменяет собственный опыт руководства банка. В последнее время все чаще и чаще банки стали использовать модели линейного программирования, что позволяет быстро оценить последствия некоторых принимаемых решений при большом числе переменных, с которыми приходится иметь дело при размещении средств в различные активы.


5
.Маркетинг операций с ценными бумагами

Становление и быстрое развитие финансового рынка в России создает необходимые предпосылки для широкомасштабного и эффективного использования маркетинга и в такой сфере банковской деятельности, как операции с ценными бумагами. В России сложилась модель финансового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

В российских условиях система целей банковского инвестирования в ценные бумаги выглядит  следующим образом: сохранность и  приращение капитала; приобретение ценных бумаг, которые по условиям обращения могут заменить наличность;  доступ через приобретение ценных бумаг к дефицитным продукциям и услугам, имущественным и неимущественным правам; расширение сферы влияния и перераспределения собственности; спекулятивная игра на колебаниях курсов в условиях нестабильного не наполненного рынка ценных бумаг; производные цели (зондирование рынка и т.д.).

Динамика курса банковских акций  на фондовом рынке и в долгосрочной, и в среднесрочной перспективе пока не компенсирует темпов инфляции. Защитить интересы держателей акций позволяет ежегодная переоценка активов банка, а затем путем выпуска акций, распределяемых между старыми акционерами в уставном фонде банка. Участие в уставном фонде банка дает акционерам (особенно крупным) существенные преимущества при получении кредитов и пользовании другими банковскими услугами.

В противоположность долевым ценным бумагам, перспективы развития рынка долговых обязательств представляются более благоприятными. Правда, в меньшей степени это относится к облигациям, чем к депозитным и сберегательным сертификатам и векселям. Дело в том, что выпуск облигаций законодательно регламентирован более жестко, чем выпуск банками других деловых бумаг. Эмиссия облигаций  предполагает те же процедурные и регистрационные сложности, что и выпуск акций.

Рынок же депозитных и сберегательных сертификатов является достаточно масштабным и конкурентным. Хотя практически не развито вторичное обращение сертификатов, но в рамках первичного размещения они пользуются устойчивым спросом как надежная ценная бумага со средним уровнем доходности, доступная для покупателя и обладающая хорошими залоговыми свойствами.

Незначительные сроки и простота процедуры регистрации, возможность внесения изменений и дополнений в проспект эмиссии, гибкие условия продажи и обращения, без лимитность сроков и объемов эмиссии делают сертификаты для банков довольно привлекательной ценной бумагой и средством дополнительных кредитных ресурсов (особенно при первичном обороте).

В то же время в последнее время все больший интерес вызывает у банков вексельное обращение. Банковский вексель имеет все свойства денежного сертификата. Неоспоримое его преимущество состоит в том, что он может служить средством расчетов за товары и услуги, причем значительно более оперативным, чем традиционные банковские инструменты безналичных расчетов. Кроме того, при обращении безналичных денежных средств, происходит их инфляционное обесценивание. Тем временем по векселю за весь период его обращения начисляются проценты. Возможность использования векселей в системе международных расчетов — еще одно их преимущество по отношению к сертификатам, которые могут обращаться только на внутреннем рынке.

     Определенным потенциалом с точки зрения получения доходов располагают инвестиционные операции с ценными бумагами несобственной эмиссии, включающие их куплю-продажу банками за свой счет. Данные операции могут выполнять несколько функций: они служат средством формирования доходных активов, обладающих хорошей ликвидностью. Однако ценные бумаги уступают по доходности другим источникам получения прибыли (валютным, кредитным операциям). Ликвидность же рынка ценных бумаг чрезвычайно низка.

Другое назначение операций банков с ценными бумагами — получение спекулятивных прибылей. Ценовая конъюнктура рынка ценных бумаг (региональные и временные колебания курса, разница цен наличных и безналичных сделок и т.п.) благоприятна для осуществления спекулятивных операций.

     Неотъемлемой частью операций по купле — продаже ценных бумаг являются брокерские операции по поручению клиентов, осуществляемые на комиссионной основе.

     Кроме собственного хранения в бумажном и безбумажном виде ценных бумаг, ведения их учета, депозитарные услуги банка предполагают начисление, инкассирование и выплату доходов владельцам ценных бумаг.

Виды ценных бумаг и их определения приведены в Приложениях (Рис.2).
6. Стратегия банка.

    В современных условиях на рынке без тщательной разработки текущих и перспективных программ не обойтись. Но для их создания, определения путей, методов, форм развертывания банковского бизнеса нужно в полной мере учесть уже накопленный опыт для развития маркетинговой инициативы на рынке.

Стратегия маркетинга – выбор наилучших путей достижения целей банка средствами маркетинга (общая схема представлена на схеме см. Приложения (Рис.3). Как и другие коммерческие предприятия, банки должны определять свое развитие исходя из конкретных целей, которые они перед собой поставили, что придает всем действиям банка на рынке четкую направленность и делает все принимаемые частные решения банка по различным вопросам более эффективными и последовательными.

    Обычно у банка имеется несколько целей, которых он хочет достичь. Одни из них имеют количественную,  а другие описательную формулировку.

    Цели банка могут быть определены заранее – либо прямо, либо косвенно. Банки, не определившие окончательного своего места на рынке, цели формулируются, исходя из их внутренней и внешней оценки, с учетом реальных возможностей банка и тех трудностей с которыми он сталкивается.

    В банке, осуществляющем глубокую проработку целей, обычно существует некая иерархическая структура целей: перспективные цели банка; среднесрочные цели; краткосрочные цели.

    Разработка маркетинговой стратегии начинается с формирования группы из опытных специалистов по экономическому прогнозированию, которые подготавливают детальный анализ сильных и слабых сторон банка, благоприятных и негативных факторов, с которыми банк может столкнуться в своей деятельности в течении предстоящих 3-5 лет. При этом внимательно анализируется среда и условия, в которых будет функционировать банк (политические, экономические, социальные, технологические факторы, возможные изменения банковского законодательства). Одновременно подготавливается анализ результатов деятельности и других ключевых показателей банка за прошедшие 2-3 года. Эти материалы составляют основу документа, который характеризует текущее положение банка и ситуацию, в которой он может быть через 3-5 лет.

    Определив стратегические задачи, группа формирует линию движения банка от его текущего положения к намеченным целям. Эта линия представляет доклад, который рассматривается и утверждается Правлением.

    Для обеспечения выполнения поставленных задач производится распределение ресурсов: определяются размер выделяемых инвестиций, технологическое обеспечение, количество работников, помещение. На основе этих показателей и утвержденной стратегии каждое подразделение банка, включая его отделения, подготавливает рабочие планы на предстоящий период, который включает и детализированный бюджет.

    Успех и неудача в достижении целей могут быть определенны только в сравнении с поставленными задачами, что обуславливает необходимость системы контроля за ходом выполнения планов со стороны руководства.

Наиболее эффективный на сегодняшний день является финансовый контроль. Он обеспечивает тесную координацию работы между подразделениями банка, вовлекает в процесс разработки основных направлений его деятельности и выполнение поставленных задач как отдельных специалистов, так и среднее и высшее руководство.

Специфической особенностью современного маркетингового планирования в банках является то, что приоритет отдается стратегическим планам, а не текущим. Оценка качества работы банка, каждого подразделения осуществляется по степени выполнения показателей, установленных в стратегической программе, которая в свою очередь имеет следующую структуру:

1.              Исходные условия и оценка среды, в которой банк будет функционировать.

2.              Приоритеты рынка.

3.              Оценка сильных и слабых сторон банка.

4.              Ожидаемые результаты.

На основе стратегической программы составляется перспективный план,

который состоит из следующих пунктов :

-                  миссия банка;

-                  установление целей банка;

-                  анализ исходного положения рынка

-                  факторы, воздействующие на стратегию банка;

-                  оценка опасностей и возможностей банка (выявление возможных трудностей, сильных и слабых сторон, анализ перекрестного влияния сильных и слабых его позиций);

-                  стратегия развития хозяйственного портфеля банка;

-                  стратегические изменения в регулируемых факторах (сегментация рынка, изменение широты охвата обслуживаемого рынка, изменения в наборе предоставляемых услуг, изменения темпов и масштабов введения новых продуктов, изменение качества и методов реализации продуктов, изменение цен на услуги, изменение уровня продаж, изменение способов охвата рынка, изменение результативности деятельности банка;

-                  предполагаемые финансовые результаты.

7
. Ценообразование в комплексе маркетинга


Важное место в системе банковского маркетинга и маркетинга вообще занимает     ценовая политика.

Важность проблем ценообразования на современном этапе экономического

развития России в деятельности банка связана со следующим:

1.              Ценообразование является одной из ключевых проблем рыночной экономики, выступая не только гибким инструментом, но и важным рычагом ее управления.

2.              Целевая направленность предприятия, ориентированного на маркетинг, отводит цене одно из основных мест в маркетинговой деятельности, так как позволяет формировать прибыль в заданном объеме.

3.              Свободное установление цен выдвинуло в России ряд проблем, среди которых критерии, порядок образования цен в новых рыночных условиях, а также порядок регулирования со стороны государственных органов.

4.              Методы ценовой конкуренции в условиях становления рыночного механизма в России не исчерпали себя. Поэтому цена способна выступать орудием конкурентной борьбы за рынки сбыта, потенциальных клиентов, рост объема услуг и т.д.

5.              Большинство мелких, средних банков не обладают еще достаточными ресурсами для того, чтобы активно использовать методы неценовой конкуренции.

Деятельность банка в области ценообразования имеет свою «дорожку шагов»:

1.             Роль цен в достижении магистральных (стратегических) целей маркетинга (обеспечение выживаемости, прибыли, завоевание лидерства на рынке и т.д.).

2.              Анализ рынка сбыта (оценка динамики спроса; определение вероятных объемов услуг, которые реально реализовать на рынке в течении конкретного отрезка времени по предполагаемым ценам; эффективность рекламы; сезонность и другие показатели, которые по мнению банка должны входить в комплексный анализ ранка сбыта).

3.             Оценка суммы изменений суммы издержек при различных уровнях объема предоставляемых услуг и при использовании различных технологий (наиболее часто используется анализ услуг по их рентабельности);

4.              Анализ цен на аналогичные услуги, установленные конкурентами (качество и скорость обслуживания клиентов, соответствие услуг пожеланиям клиентов, комплексный характер предоставляемых услуг и т.д.), положение банка на рынке относительно конкурентов;

5.             Выбор методов ценообразования (пути и методы ценообразования избираются банком с учетом общественного авторитета, имиджа банка, его территориального местоположения, наличие сети филиалов и отделений, воздействие государственных органов, пайщиков и множества других обстоятельств)

В условиях рынка в отношении новых услуг банки используют следующие стратегии ценообразования:

1.              «снятие сливок»;

2.              цена за внедрение продукта на рынок (предложение цен более низких чем установленные на рынке);

3.              «психологическая» цена (цена зафиксирована чуть ниже какой-нибудь круглой суммы);

4.              цена лидера на рынке (предлагается ведущим банком);

5.              цена с возмещением издержек производства (себестоимость + прибыль);

6.              престижная цена или цена за услуги очень высокого качества.

В условиях сформировавшегося рынка сбыта используются следующие

основные виды цен:

-                  скользящая падающая цена (изменяется в зависимости от спроса и предложения);

-                  долговременная цена (реальна в отношении массового спроса);

-                  цена потребительского сегмента рынка (цена на аналогичные виды услуг, реализуемых разным группам клиентов);

-                  эластичная цена (обеспечивает быструю реакцию на соотношение спроса и предложения);

-                  преимущественная цена (используется банками занимающими доминирующее положение на рынке);

-                  договорная цена (предполагает значительные скидки клиентам выполняющим обусловленные договором конкретных условий).
8.Организационная структура банка и маркетинговая служба.

          Специфика работы банка на рынке, особенности стратегической программы, среды, в которой он действует и целый ряд других факторов предопределяют его организационную структуру, которая призвана максимально соответствовать обстановке рынка. Можно считать, что в любом коммерческом банке России должны присутствовать следующие организационные структурные элементы: правление банка; подразделение автоматизации банковских работ; подразделение бухгалтерского учета и отчетности; подразделение маркетинга и аналитических исследований; подразделение стратегического развития; подразделение трастовых операций; подразделение по работе с вкладами населения; подразделение депозитов и ценных бумаг; подразделения долгосрочного и краткосрочного кредитования и инвестиций.

    Разные банки в свою функциональную структуру постоянно вносят различные изменения с тем, чтобы она содействовала выполнению поставленных перед ними задач.

    Структура банка не представляет нечто застывшее, а постоянно модернизируется в соответствии с его новыми целями и задачами. В то же время на организационное строение банка большой отпечаток откладывает его внутренняя культура, наличие традиций, определяющих основы поведения руководителей и сотрудников.

    Любые изменения в структуре банка, которые обусловлены: внедрением в практику новых услуг, изменениями в характере обслуживания клиентов, намерением руководства расширить степень охвата рынка, использованием более совершенной техники, новых методов работы – порой коренным образом изменяют требования (в том числе в области маркетинга) к персоналу банка.

    Для решения кадровых проблем для российских коммерческих банков рекомендуется следующая система мероприятий: обеспечивать продвижение по службе только по достигнутым результатам с учетом умения ладить с другими людьми; всемерно «продвигать» молодежь, максимально ей помогая; принимать на работу только на конкурсной основе; формировать собственные информационные кадровые фонды, вести кадровую статистику; осуществлять ротацию кадров; создавать условия для постоянного повышения квалификации сотрудников; систематически проводить жесткие аттестации; заранее готовить работников на перспективу; брать на работу только с испытательным сроком; всемерно содействовать развитию инноваций, рационализации и т.д.; совершенствовать организационную структуру; ориентировать работников на долгосрочный позитивный результат; постоянно проводить социологические исследования; управлять коллективом на основе предвидения возможных изменений; не допускать конфликтных ситуаций; наладить постоянное обучение кадров.

    Опыт российских банков также убеждает, что для успешной деятельности банка ему объективно необходима служба маркетинга. Организация звена такого рода во многом зависит от  уровня развития банка. Недавно созданные мелкие и средние коммерческие банки, которые предоставляют клиентам ограниченный набор услуг и действуют на небольшом территориальном пространстве, обычно имеют небольшую группу по маркетингу, работающую по функциональному признаку.

    Крупные банки, как правило, создают фундаментальные отделы маркетинга, занимающиеся всем спектром рыночных проблем. Для российского маркетинга в банковском бизнесе особенно характерны следующие направления деятельности:

-                  обеспечение рынка сбыта банковских услуг;

-                  определение характера функционирования банка на рынке;

-                  налаживание партнерских отношений с клиентурой;

-                  создание условий для конкурентоспособности банка;

-                  формирование ценовой политики;

-                  реклама;

-                  развитие «паблик рилейшнз»;

-                  изучение конкурентов;

-                  анализ рыночной ситуации;

-                  совершенствование маркетинговой политики.

Особое внимание маркетингу уделяется банками, развивающими международные связи. Некоторые банки стремятся создать и расширить сеть своих филиалов за рубежом, включая государства СНГ. Опыт показывает, что это перспективное направление, которое открывает для российских банков новые возможности.

    Опыт показал, что для того, чтобы работать в сфере банковского маркетинга, необходимо обладать широким кругом. Поэтому к специалистам по банковскому маркетингу предъявляются следующие требования:

-                  наличие глубоких макроэкономических познаний;

-                  детальное знание рынка, законов его развития,

-                  специфики и динамики рыночных отношений в России и других странах;

-                   доскональное освоение узкой маркетинговой специальности, являющейся для конкретного работника основной;

-                  свободная ориентация во всей совокупности экономических отношений в области рынка, в их взаимозависимости и взаимообусловленности;

-                   предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, физическое здоровье и некоторые другие.
9. Совершенствование банковского обслуживания и реклама

          Если первоначально маркетинг ограничивался, главным образом, рамками реализации производственной банковской продукции и услуг, то ныне он

превратился в теорию и практику управления всей производственно-сбытовой         

деятельностью банка. Современный банковский маркетинг предполагает не только решение относительной пассивной задачи детального и тщательного изучения

 требований клиентуры к услугам, но и адаптацию к ним этих услуг, а также

решение активной задачи по формированию и стимулированию спроса на различные банковские услуги в целях увеличения объемов реализации. Повышения

их эффективности и общей прибыльности предпринимательской деятельности

банка.         Именно для этого разрабатывается коммуникационная политика в составе комплекса маркетинговых мер воздействия на рынок, которая включает в себя развитие отношений с общественностью, рекламу, многочисленные средства

стимулирования сбыта., услуг, сервисную политику, организацию участия в различных выставках, фирменный стиль и знак. Работу со средствами массовой информации и т.д.

  Особое место в банковском маркетинге занимает “publicrelations” — система мероприятий, направленная на обеспечение взаимопонимания, взаимной доброжелательности банка и публики.

  Все более важное значение сейчас в России приобретает реклама, цель которой прежде всего – привлечь внимание потенциальных клиентов к банку, его возможностях, предоставляемым услугам, подчеркнуть весь спектр их положительных черт. Реклама, занимая особое место в коммуникационной политике, призвана решать наиболее сложную задачу – перенести качества предоставляемых банком услуг, а также предлагаемых в этой области идей на язык нужд и запросов клиента.

  У рекламы великое множество сфер применения. Ею пользуются для формирования долговременного образа банка, для выделения конкретного специфического банковского продукта, для распространения информации об услугах или других действиях в интересах потенциальной клиентуры, для освещения конкретной акции и т.д.  При этом перед тем как попасть к конечному потребителю рекламная деятельность банка проходит несколько этапов (см. Приложения
(Рис. 4).

  Одной из основных задач отдела маркетинга является выбор средства распространения своего рекламного обращения. В современной практике используются: работа с клиентами по телефону, “directmail”, реклама в прессе, печатная реклама, экранная реклама, радиореклама, наружная реклама, реклама на транспорте, сувениры и другие формы.

  При выборе канала распространения рекламы учитывают следующее: соответствие рекламы имиджу банка, его стилю и специфики оказываемых услуг; функцию канала распространения; технические возможности; соответствие канала целевой аудитории, адресату рекламной компании по структуре, количеству и регионам; характер рекламного послания; выбор времени рекламы, периодичность использования канала; доступность и стоимость рекламы.

   Важную роль в маркетинговых программах должны играть отделения или филиалы банков, что отражается в действиях руководства, которые сознательно назначают на пост управляющего отделениями и филиалами специалистов по маркетингу, что обеспечивает активное продвижение банковских продуктов в определенном районе. Это позволяет банкиру, хорошо знающего местные условия, лучше оценить сильные и слабые стороны своего подразделения, сопоставить их с планами по развитию новых операций и с возможностями конкурентов.
10. Контроль в системе маркетинга

    Работа банка всегда направлена на достижение конкретных целей. Но для того, чтобы не сбиться с намеченного курса, необходим постоянный контроль за те, как реализуются намеченные программы.

    В России в настоящее время, весьма энергично, осуществляется контроль за деятельностью учреждений кредитной системы, особенно коммерческих банков. Однако, для решения проблем маркетинга ключевое значение имеет организация многопланового, последовательного и тщательного внутреннего контроля, без которого трудно выстоять на рынке борьбы с конкурентами.

    Задача контроля состоит в квалифицированном определении предела допустимых отклонений, все остальные отклонения требуется зафиксировать и устранить. Для чего осуществляются следующие этапы контрольной работы:

1.              Установление достигнутого уровня и состояния выполнения поставленных целей;

2.              Выявление отклонений от поставленных целей;

3.              Определение степени допустимых отклонений;

4.              Установление причин отклонений для выявления тех из них, которые лежат за пределами допустимого.

Особую значимость приобретает контроль со стороны руководства за эффективностью маркетинговой деятельности банка, его службы маркетинга или работников, которым данная сфера поручена. Здесь важно проверить, насколько быстро и своевременно банк реагирует на рыночные изменения, насколько результативна его деятельность, в какой мере ее организация соответствует поставленным задачам, что в этой области нужно перестроить или улучшить. Целесообразно систематически проводить маркетинговую ревизию, обеспечивающую критическую и объективную оценку, обзор основных целей и политики в области маркетинга, организации, методов, процедур и персонала, используемого для реализации этой политики и достижения поставленных целей. Цель ревизии маркетинговой деятельности – сформировать необходимые для перспектив банка новые разработки, выявить недостатки, которые нужно устранить для более эффективной работы. Маркетинговые ревизии обычно проводят регулярно с определенной подготовкой и по установленной методике, комплексно, с участием специалистов.

    Процесс проведения маркетинговой ревизии можно разбить на шесть этанов:

1.              Определение состава ревизионной группы с участием специалистов банка.

2.              Установление периодичности проведения ревизии.

3.              Уточнение области проведения ревизии.

4.              Разработка плана проведения ревизии.

5.              Уточнение длительности проведения, порядка информации о ее результатах в процессе ревизии и подготовка отчета о ревизии.

6.              Разработка форм представления результатов руководству, включая рекомендации по устранению недостатков и предложения.

    Контрольная функция в маркетинге всегда имеет конкретную форму проявления.

Она может быть направлена на банк как единый объект управления, на филиалы или структурные подразделения, на отделы или службы, на отдельно взятого работника.

    В последнее время банки стали применять новый метод банковского контроля – контроллинг.

    Контроллинг – это система систематической оценки всех сторон деятельности банка, его подразделений, руководителей и сотрудников с точки зрения своевременного и качественного выполнения запланированных стратегических показателей, выявления отклонений и принятия безотлагательных и энергичных действий для того, чтобы намеченные планом рубежи были достигнуты при любых изменениях хозяйственной ситуации. Контроллинг не означает контроль, а скорее «постоянно держать под контролем» и носит активный, ориентированный на будущее элемент управления. 

    Механизм контроллинга основан на системе основополагающих принципов:

1.              Принцип движения и торможения (внедрение инноваций и воздействие на тормозящие факторы);

2.              Принцип своевременности (раннее выявление новых возможностей и рисков для предприятия).

3.              Принцип стратегического сознания (решения действия оцениваются в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам).

4.              Принцип документирования (создание возможности проверки того, соблюдались ли цели и задачи контроллинга в действительности).

В   своей   работе    контроллеры   часто   используют   факторный   анализ,  что

обеспечивает математически точный результат. Для этого на российском рынке внедрены отечественные статистические системы: Мезозавр, Эвриста, Стадия, — которые ориентированны, на решение специального круга задач, связанных с анализом временных рядов и прогнозированием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковский маркетинг представляет особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией. Маркетинг лежит в основе работы всех подразделений банка, что способствует росту доходности и снижению риска банковской деятельности.

Банковская продукция обусловила постановку специфичных задач, в рамках которых должна осуществляться маркетинговая деятельность банка:

     1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка.

     2. Гарантирование ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержания общественного имиджа банка.

     3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банкам.

     4. Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка.

Эти задачи решаются, опираясь на работу комплексную работу персонала в следующих основных областях:

-                  изучении рынка банковских услуг;

-                   управлении активами и пассивами;

-                  управлении ценными бумагами;

-                  формировании стратегии;

-                  политике ценообразования;

-                  организационной структуре;

-                  обслуживании клиентов и рекламе;

-                  контроле за работой.

От того насколько успешно будут решаться эти вопросы (как в целом, так и по отдельности) и будет зависеть успешная работа банка. Это подтверждается как российской, так и международной практикой.

Например в современной ситуации для поддержания своей ликвидности большинство банков были вынуждены перестроить структуру своих активов в пользу доли активов  коммерческих предприятий. Такая позиция является аксиомой для банка, но к сожалению просчеты, в первую очередь маркетинговые, руководства некоторых банков привели к прекращению их деятельности.
Приложения
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.