Внедрение информационных технологий в преподавание
предметов школьного курса
Воронина Вероника Вадимовна, учитель информатики МОУ
СШ№7 г. Павлово Нижегородской области
В
соответствии с концепцией модернизации образования и федеральной целевой
программой "Развитие единой образовательной информационной среды"
можно отметить, что современная школа должна стать важнейшим фактором
формирования новых жизненных установок личности. Современному обществу нужны
образованные, нравственные, способные к саморазвитию и самообразованию
личности, умеющие принять самостоятельные решения, обладающие развитым чувством
ответственности за судьбу страны.
Большой
резонанс получили результаты тестирования, проведенного по программе PISA
(Program for International Student Assessment, Международная программа по
оценке образовательных достижений учащихся). Ключевой целью исследования
являлось получение данных для ответа на вопрос: "Обладают ли учащиеся
15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?"
В
целом по результатам PISA -2003 Россия заняла среди 40 стран: 20-30 места
Исследователи
Центра Оценки качества обучения делают вывод
"На
наш взгляд, результаты учащихся России свидетельствуют ... о наличии ... общей
проблемы - несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что
эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного
какого-либо учебного предмета, или группы предметов. Необходимо разработать и
реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты
образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы
обучения в школе".
Действительно,
как показывает реальный опыт работы, дети испытывают трудности при работе с
информацией. Как обычно происходит обучение в школе: выучить параграф такой-то
к следующему уроку и пересказать. Решить такой-то и такой-то пример - в конце
учебника даны ответы, т.е. решение должно быть однозначным. Найти информацию,
которую неизвестно еще где и каким образом получить, детям очень сложно. Здесь
играет роль определенная информационная изоляция провинциального городка,
отсутствие Интернета в школе, неподготовленность детей к самостоятельному
поиску информации. Дети не умеют работать в библиотеке, не знают, как самим
найти нужный материал, как отобрать и структурировать необходимую информацию.
Именно
с целью развития умения работать с документами в самой различной форме, умения
свертывать информацию, активизации самостоятельной работы, ученикам 10 класса,
был прочитан курс "Технология подготовки реферата". Ведь мотивация
успеха в учении, самоорганизация познания во многом зависят от умения гибко
перестраивать заданный учебный материал, систематизировать его по разным
признакам (при этом существенные и несущественные признаки могут меняться
местами); самостоятельно структурировать этот материал с учетом поставленной
задачи.
Реализовать
полученные знания на практике, было решено путем разработки творческого
проекта. В связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне: эту тему
выбрали в качестве основной.
Вдобавок,
ясно, что изучение определенной программной среды наилучшим образом, осуществляется
при решении какой-либо задачи, желательно реально связанной с реальной
проблемой.
К
тому же метод проектов с использованием современных компьютерных технологий
актуализирует знания, умения и навыки учащихся не только по одному конкретному
предмету: истории, биологии, информатике, но и по краеведению, дизайну,
русскому языку, литературе и др.
Одновременно
деятельность способствует решению актуальной проблемы: создаются учебные
пособия нового поколения: сайты, презентации, буклеты.
Проект
"Советский Союз в годы второй мировой войны", готовили учащиеся 10-11
классов. С целью изучения языка гипертекстовой разметки HTML и развития умения
работать с информацией, учащимся профильного 10 А класса, было предложено
реализовать подобранный материал, в соответствующей среде. Т.е. по окончании
работы, кроме изучения одного из важнейших разделов истории и патриотического
воспитания, создан сайт, посвященный Великой Отечественной войне; дети свободно
ориентируются в тегах языка HTML: при вставке и обработке иллюстраций они были
вынуждены познакомиться с основными возможностями графического редактора
Photoshop (по программе изучение данного редактора происходит в одиннадцатом
классе). На предварительной защите проекта прозвучал вопрос, возможно ли
собрать информацию обо всех ветеранах нашего города, т.е. уже дети оказались
мотивированы на изучение следующего программного продукта - баз данных.
С
данной разработкой мы приняли участие в Интернет-конкурсе для школьников
"Web-страница семейной славы".
Мне
была предложена роль координатора программы по подготовке педагогов,
учителей-предметников, способных в дальнейшем самостоятельно организовывать
работу по обучению и использованию информационных технологий в своей работе.
В
ходе обучения творческой группой, состоящей учителей начальных классов нашей
школы был создан учебно-методический пакет "Лес" по предмету
"Мир вокруг нас" для младших школьников. Группа работала над одной
общей темой: "Путешествие по лесу" - урок природоведения.
При
подготовке уроков мы пересмотрели множество электронных учебников,
энциклопедий, прослушали отрывки музыкальных произведений. Для каждого урока
был разработан план-конспект каждый пункт которого, сопровождается слайдом,
презентации демонстрирующимся на экране проектора.
Поскольку
проект предназначен для учеников начального звена, ребята работают за
компьютерами только как пользователи, с тестовыми программами и дополнительным
материалом. Над программой информатизации школьного процесса наша средняя школа
№7 г.Павлово Нижегородской области работает с 2001 года. Уроки информатики
проводятся начиная с первого класса. После занятий с программой "Мир
информатики" и др. ученики начальной школы свободно работают с мышкой,
могут запустить программу, выбрать нужный вариант ответа в электронных тестах.
При
разработке пакета "Лес", оказалось, что учителям недостаточно
материалов в электронном виде, которые можно было бы использовать для работы
учащихся начальной школы.
Поэтому
было решено разработать необходимые материалы своими силами. Для ребят из одиннадцатого
класса было составлено техническое задание, по подготовке тестов на языке
Visual Basic. Кроме того, в рамках изучения базового курса информатики 10-11,
учащиеся создавали сайты, презентации, буклеты, которыми могли воспользоваться
учащиеся начальной школы при подготовке домашних заданий.
То
есть перед одиннадцатиклассниками была поставлена реальная задача, -
"Создать серию тестов, которые могли бы использовать на уроках ученики
начальной школы на уроках", и ребята были вынуждены применить все знания,
полученные на уроках информатики и приобретенные самостоятельно для создания
продукта, отвечающего всем требованиям, которые ставятся перед обучающими
электронными ресурсами.
Таким
образом, в процессе подготовки проекта ученики одиннадцатого класса четко
осознают необходимость получения практических умений пользования компьютером,
т.е. реализуется воспитательный характер обучения, формируется
системноиноформационный подход к окружающему миру.
Опыт
работы по данной теме был опубликован в журнале "Информатика в школе"
№4 2005 г.
Также
на диске представлен учебно-методический пакет к проекту: "Загадка
многообразия животного мира", разработанный совместно учителем биологии и
информатики.
Почему
на Земле одновременно существуют самые разные животные? Эту сложную
мировоззренческую проблему должны решить ученики 8 класса, познакомившись с
животным миром Земли на уроках биологии.
С
целью более успешного формирования эволюционных понятий ученики были
предварительно включены в исследовательско-практическую деятельность по методу
проектов.
В
процессе реализации созданы:
Комплект
слайд-фильмов "Классы типа Хордовые" для школьной медиатеки;
Серия
буклетов "Красная книга Павловского района" по классам типа Хордовые;
Создание
школьного веб-сайта "Животные Павловского района. Тип Хордовые"
Для
работы над проектом был разработан пакет организационных документов:
Работа
проектом началась с постановки проблемы.
Затем
были определены объекты исследования (классы типа Хордовых), предметы
исследования (особенности строения и жизнедеятельности представителей классов
типа Хордовые), выдвинуты гипотезы возможного решения проблемы.
В
соответствии с гипотезами определились задачи исследования и направления поиска
информации.
С
учётом личных интересов учеников класс был разбит на группы, в которых выбраны
лидеры и распределены роли участников по реализации проекта.
Последний
этап работы заключался в защите проектов группами учащихся, в ходе которой
заполнялась обобщающая таблица. Аргументированные выводы учащихся, анализ,
синтез, систематизация знаний учащихся, позволили совместно решить главный
вопрос учебной проблемы: Почему на Земле одновременно существуют самые разные
животные?
Взаимная
оценка проектной деятельности учащихся, подведение итогов работы над проектами,
вывели учеников на решение продолжения работы по изучению животного мира
родного края.
Создание
новых учебных материалов предполагает объединение усилий учителей,
программистов, дизайнеров и др.
Принципиальное
обновление системы образования должно полностью задействовать
научно-методический, информационный, технологический, организационный и
педагогический потенциал.
Повышение
квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей должны включать
не только обучение работе с компьютером, но и освоение новых методов работы в
преподавании учебных дисциплин. Представленные авторским коллективом разработки
носят практический характер, направленный на использование опыта применения
информационных технологий, а также проектирования информационной образовательной
деятельности учреждения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/