Осознанный выбор образовательной траектории как
результат адекватной оценки старшеклассником его предпрофессиональных
компетенций
Вьюгова Татьяна Сергеевна, сотрудник методического
отдела Образовательного центра "Школьный университет" Томского
государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Шамина
Ольга Борисовна, аспирант ГосНИИ семьи и воспитания
В
жизни каждого старшеклассника наступает момент, когда ему необходимо будет
осуществить выбор. В первую очередь он выбирает профиль и проверяет
соответствие своих интересов и склонностей выбранному профессиональному пути.
Далее, перед выпускником стоит проблема выбора образовательного учреждения, где
он сможет получить профессиональные знания и навыки, компетенции необходимые в
этой отрасли. После окончания вуза молодой специалист сталкивается со
множеством других проблем, которые обязательно будут сопровождать его в течение
всего жизненного пути. Поэтому коллективам школ, учреждений дополнительного
образования, где старшеклассник проводит большую часть своего времени,
отводится главная роль - сопровождать процесс профессионального выбора учащегося,
а именно: помогать в осуществлении осознанного профессионального выбора и
построении индивидуальной образовательной траектории развития.
Существует
множество диагностических методик, тестов, позволяющих старшекласснику
определить свои склонности, интересы, профессиональные ориентации. На основе
полученной информации, индивидуальной консультации с психологом, беседы с
родителями и учителями осуществить профессиональный выбор. Однако в таких
случаях не наступает момента осознания своего предназначения. Процесс
осознания, озарения может произойти в процессе деятельности, когда учащийся,
получив знания и навыки, применяет их на практике. Процесс оформления
портфолио, как показывает практика и является такого рода деятельностью. При
оформлении портфолио (составлении самоотчетов, резюме, описании жизненных
планов) сам учащийся принимает активное участие в оценке своих достижений,
осуществляет рефлексию собственной деятельности, что и является условием
осознанного профессионального выбора и качественно простроенной образовательной
траектории. Эта деятельность требует помощи и сотрудничества со специалистами
разных уровней, начиная со школьного психолога и заканчивая представителем
выбранной профессии.
Обобщив
весь материал по введению портфолио в образовательных учреждениях г.Томска,
можно сделать вывод о необходимости его применения в двух случаях:
когда
есть необходимость организовать конкурс о зачислении учащихся в профильный
класс.
когда
необходимо дать объективную оценку образовательной активности старшеклассника.
При
детальном рассмотрении особенностей внедрения системы портфолио можно
обозначить круг проблем, требующих незамедлительного решения. При организации
конкурса во время зачисления в профильные классы возникает проблема оценки и
утверждения набора тех ключевых и предметных компетенций, которыми должен
обладать старшеклассник. В этом случае необходим документ, где были бы
прописаны те самые компетенции, которые будут подвержены оценке. Допустим,
учащийся прошел по конкурсу, получил определенные знания и навыки. Где сможет
продемонстрировать старшеклассник свое портфолио после окончания обучения в
профильном классе? Будет ли это портфолио востребовано в приемной комиссии вуза
или при приеме на работу?
В
действительности часто случается так, что молодежь при выборе профессии
руководствуется, прежде всего, ее престижностью, не соотнося с личностными
особенностями. Часто звучит фраза: хочу быть программистом. Однако, в вузе,
студента отчисляют после первой же сессии. Этот факт объясняется незнанием как
раз тех самых компетенций, необходимых для данной профессиональной сферы.
Безусловно, процесс оформления портфолио позволяет учащемуся соотнести две
жизненноважные сферы: "хочу" (свои интересы, склонности) и
"могу" (способности). Ведь согласование этих двух сфер есть залог
успешного профессионального выбора.
В
современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен
обладать выпускник образовательного учреждения, являются следующие:
способность
брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
толерантность:
понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми разных
культур, языков и религий;
владение
новыми технологиями, понимание их применения;
способность
учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а
также в личной и общественной жизни.
Школьная
система оценки "качества" образования учащегося порой не является
объективной. Сейчас, в условиях модернизации образования система портфолио
является одним из механизмов регистрации уровня предпрофессиональной
компетентности старшеклассника и позволяет получить целостную картину его
образовательной активности, где отражаются результаты деятельности учащегося
как в школе, так в условиях учреждениях дополнительного образования.
Портфолио,
предъявляемое на конкурсе в конце учебного года, есть результат осознанного
выбора старшеклассника, а именно: соответствие личностных компонентов
"хочу" и "могу". Содержательность портфолио учащегося и
соответствие представленных документов профилю и являются критериями
осознанного выбора профессии.
Список литературы
1.
Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в
системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2004. - 22 июня. http:
www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
2.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в
образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.-М:
ЛПК и ПРО, 2003.
3.
Т.Г.Новикова, А.С. Прутченков, М.А. Пинская. Портфолио как форма оценивания
индивидуальных достижений учащихся.// Журнал "Профильная шко-ла",
2/2004 (5), - с.48-56.
4.
Профильное обучение и Предпрофильная подготовка. Нормативные документы,
рекомендации и опыт работы Федеральной экспериментальной площадки. - Томск,
ТОИПКРО. - 2003. - 97с.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/