Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Невротические симптомы: формирование симптомов

Невротические симптомы: формирование симптомов

В
узком смысле симптом можно определить как проявление (болезни), отраженное в
жалобах пациента, тогда как признак— это внешний индикатор патологии. Различия
между двумя понятиями, таким образом, заключаются в противопоставлении
субъективного (симптом) и объективного (признак). Если, однако, обратиться к
семантике понятия симптом, то это слово толкуется более пространно и включает
"...любые (телесные или психические) феномены, обстоятельства, изменения
или состояния, возникающие вследствие заболевания, сопровождающие его или
повреждения и указывающие на наличие таковых" (Oxford English Dictionary,
с. 2111). Очевидно, что такое определение устраняет различия между признаком и
симптомом.

В
отличие от черт характера симптомы, как правило, преходящи, чужды Я или даже
"дисфоричны". Так, заторможенность — поведение, характеризующееся ограничением
определенных областей функций Я,— может быть либо симптомом, либо чертой
характера. При этом и заторможенность и соответствующие черты характера могут
отвечать более широкому определению симптома. То и другое невозможно четко
разграничить, и этот факт отражается в разном использовании термина в
клинической практике.

Психоневротические
симптомы обусловлены бессознательными психическими конфликтами, возникающими но
основе противоборствующих внутренних сил индивида. Такие силы состоят из
вытесненных дериватов (бессознательных фантазий, побуждений, желаний) детских
инстинктивных влечений (как сексуальных, так и агрессивных), особенно тех, что
наиболее тесно связаны с эдиповой стадией развития. Вторым источником
формирования конфликтов является препятствие морального или адаптивного типа,
создаваемое психическими структурами (Я, Сверх-Я) но пути дериватов влечений,
стремящихся попасть в область сознательного мышления и поведения.

Однако
не все бессознательные конфликты приводят к образованию симптома, поскольку
большинство конфликтов может приобретать универсальный и неизбежный для
индивида характер. В детстве конфликты влечений не всегда становятся причиной
симптомов. Такие конфликты могут, например, вести к появлению стабильных
защитных паттернов, играющих важную роль в процессах формирования характера. С
другой стороны, они могут быть достаточно удачно разрешены — либо в виде
приемлемого непосредственного удовлетворения инстинктивных влечений, либо путем
сублимации.

Если
же равновесие между инстинктивными силами и силами вытеснения нарушается — либо
при усилении первых, как это наблюдается в пубертате, либо при ослаблении
вторых при физических заболеваниях, — вытесненные дериваты влечений начинают
угрожать проникновением в область сознания, порождая чувство тревоги или вины.
В такой ситуации интенсивность аффективного ответа индивида может выйти за
рамки его сигнальной функции, что в конечном итоге приводит к формированию
симптома. Развитие подобных симптомов осуществляется по закономерностям компромиссного
образования, включающего как частичное "замещение" удовлетворения
дериватов влечений и сопровождающих их бессознательных желаний, так и
противодействие механизмов вытеснения и адаптации. Таким образом, компромиссное
образование является неполной, хорошо замаскированной и нераспознаваемой формой
выражения влечений.

Важным
элементом компромиссного комплекса является также само душевное страдание,
связанное с наличием невротических симптомов. Страдание удовлетворяет
бессознательную потребность Сверх-Я в наказании — потребность, связанную с
частичным "симптоматическим" удовлетворением дериватов влечений. В то
же время психоневротические симптомы позволяют пациенту в значительной степени
избежать нежелательного чувства вины или тревоги, которое мог бы вызвать полный
и незамаскированный прорыв дериватов инстинктивных влечений.

Формирование
психотических симптомов (хотя и сходное с невротическим) основано на конфликтах
более ранних уровней развития Я и либидо. Эта группа симптомов отражает такие
изменения взаимоотношения больного с другими объектами внешнего миро, которые в
итоге приводят к нарушениям чувства реальности.

Формирование
конкретных симптомов и характеризующихся ими нозологических синдромов зависит
от факторов конституционального предрасположения и влияний раннего жизненного
опыта, что ведет к комплексу вариаций и зависит от природы невротического
конфликта, задействующего конкретные инстинктивные силы и защиты, сильных и
слабых сторон психического аппарата и его составляющих, включая структуру характера,
а также от типа реакций и интенсивности стресса и травм в более позднем
возрасте. Конкретную форму психологической болезни принято называть выбором
невроза.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medictime.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.