Специфика "Политического гиперпространства"
метрополии на рубеже XX и XXI столетий
Вульфович Р. М.
Сложность
и комплексность политических процессов, протекающих в современных крупнейших
городах [В связи со своим исключительным политическим влиянием как в
региональном и национальном, так и в международном масштабе, данные
урбанистические формы могут быть определены как метрополии], позволяет говорить
о "политическом гиперпространстве" метрополии как обобщающем понятии,
основе рассмотрения и анализа данных процессов.
К
основным параметрам "политического гиперпространства" метрополии
могут быть отнесены: "актеры", действующие в этом пространстве
(высшие руководители и политики различных уровней, политические партии, группы
интересов, социальные движения, политически активные или пассивные
индивидуумы); органы власти и управления, выступающие как основные политические
институты метрополитенского пространства (количество уровней и их компетенция
могут быть различными); политические процессы (принятие базовых стратегических
решений в отношении метрополий управляющими системами более высокого порядка;
формирование собственно метрополитенской политики системой управления самой
метрополии и основными политическими силами, участвующими в процессе;
формирование и выражение политической воли объединениями граждан);
"политическое время", течение которого может отличаться в различных
измерениях "гиперпространства" в зависимости от действующих актеров,
эффективности институтов и характера процессов.
В
настоящее время учеными разных стран активно ведутся исследования различных
параметров "политического гиперпространства" метрополий, т.к.
проблемы формирования систем управления, способных осуществлять балансировку
всех процессов, протекающих в данном пространстве, и управляемости этих систем
в целом являются одними из наиболее сложных проблем современной науки
управления в целом [Лола А. Принципы управления крупнейшим городом// Проблемы
теории и практики управления. - 1997, ? 2; Harris Nagel, Fabricius Ida. (eds.) Cities and Structural Adjustment.
London and Bristol,PA: UCL Press, 1996; Jonas Andrew E.G. A Place for Politics
in Urban Theory: The Organization and Strategies of Urban Coalitions. // Urban
Geography, 1993, 13(3), pp. 280-290; Magnusson Warren. The Search for Political
Space: Globalization, Social Movements, and The Urban Political Expirience. Toronto,
Buffalo, London: University of Toronto Press, 1996].
В
числе главных проблем, от которых зависит будущее современных мега-городов, по
мнению большинства специалистов является соблюдение баланса между (1)
демократией и эффективностью; (2) социальной справедливостью и хорошей системой
управления [Calogero Muscara. "Giant cities, urban management and the
global economy." Ekistics, 1998]. Данная проблема в настоящее время
является одной из самых сложных и наиболее острых и для российских городов.
Необходимость
создания эффективного городского хозяйства требует формирования в
"политическом гиперпространстве" особого "экономического
измерения", которое способствовало бы развитию всех экономических структур
на территории метрополии, вне зависимости от форм собственности и
внеэкономических факторов. Основой для этого может стать выполнение органами
управления метрополии роли "генератора идей" и активного
"стимулятора", "катализатора" экономического развития.
Данная концепция четко сформулирована и глубоко разработана теоретиками и
воплощена на практике в концепциях НПМ (Нового Публичного Менеджмента - новой
модели управления в публичном секторе) [European Cities, Planning Systems and
Property Markets. Edt. by
J.Berry and St. McGeal. London, 1995. - P.21-23; Neues Berliner
Verwaltungsmanagement. Konzepte. Hrsg. Berlin: Senatsverwaltung fur
Finanzen, 1996].
Процесс
формирования экономического измерения осложняется в крупных метрополиях
наличием в них многочисленных структурных элементов в
"политико-административном" измерении, где действуют различные
политико-административные образования, часто имеющие столетия истории
существования в качестве самостоятельных муниципалитетов или структур
надмуниципального, а также государственного уровня. Так в "экономическом
измерении" трехштатного Нью-Йорка действуют следующие субъекты политико-административного
измерения: 32 графства, расположенные на территории трех штатов США. При этом в
ряде сфер их взаимодействие абсолютно необходимо для соблюдения требования
эффективности и экономичности (транспорт, водоснабжение, охрана окружающей
среды, решение проблем бедности и занятости населения и т.д.).
В
связи с высокой степенью фрагментации "политико-административного"
измерения необходимо активное взаимодействие экономических структур и органов
управления всех уровней с целью координации различных видов деятельности, а
также создания единообразного качества жизни на всей территории метрополии.
Принцип
субсидиарности [Европейская Хартия МСУ // Народный депутат, 1993, ?11], лежащий
в основе систем местного самоуправления, должен стать основой структурирования
"политического гиперпространства" метрополии, т.к. он предусматривает
выполнение функций тем уровнем управления, на котором они непосредственно
необходимы, т.е. разделение компетенции и ответственности, начиная с низших
уровней. В метрополии таковыми могут являться муниципалитет или еще более
мелкие структурные элементы (не всегда институционализированные). Функции,
которые они не в состоянии выполнять самостоятельно в связи с отсутствием или
недостатком ресурсов (всех видов, включая кадровые), они могут выполнять
совместно с другими муниципалитетами или передавать на более высокие уровни
управления.
В
связи с необходимостью взаимодействия многочисленных актеров в
"политическом гиперпространстве" метрополии все большее значение при
усложнении функций и расширении их спектра, а также в ходе углубления и
обострения многих социальных проблем в процессе глобализации экономических
процессов приобретают такие механизмы как добровольная кооперация, совместное
предоставление услуг населению, создание единых органов управления по
функциональному признаку, т.е. использование более гибких организационных
структур и методов, обеспечивающих высокую эффективность процесса общественного
управления [Yaro R. D., Hiss T. (Regional Plan Association). A Region at Risk: The Third Regional Plan for
the NY - NJ - Connecticut Metropolitan Area].
Наряду
с эффективностью экономических процессов и процесса управления ими в рамках
крупной метрополии все большее значение приобретает демократизация политических
процессов, связанных с принятием как стратегических (определяющих общие
направления развития), так и тактических (связанных с конкретными действиями
системы управления) решений. Возможности привлечения граждан к процессу
принятия решений должны постоянно пополняться новыми методами и формами.
Современные информационные технологии позволяют широко информировать население
обо всех принимаемых решениях, что делает процесс управления более прозрачным.
Однако этого недостаточно для того, чтобы управление в метрополии действительно
осуществлялось на демократической основе. Необходимо привлечение граждан к
принятию решений, касающихся непосредственно тех частей метрополии, где они
проживают, тех функций, которые затрагивают их интересы [В англоязычной
литературе в настоящее время противопоставляются термины "government"
и "governance": под первым подразумевается формализованный процесс
управления в рамках традиционных институтов, а под вторым - гибкий и включающий
в себя неформальные элементы многомерного "политического гиперпространства"
демократический процесс управления с широким привлечением граждан].
Децентрализации,
демократизация и совершенствование механизмов управления с широким
использованием современных управленческих и информационных технологий должны
стать основой для создания эффективных систем управления в крупнейших
российских городах, прежде всего, в Москве и Петербурге [Voulfovich R.
Decentralization, Democratization, and Urban Management: The Case of St.
Petersburg. Global Outlook.
International Urban Research Monitor. Washington :W. Wilson Center, January
2001.]. Для этого необходима прочная правовая база, включающая правовые
акты всех уровней, начиная с Европейской Хартии и вплоть до уставов
муниципальных образований, входящих в состав метрополии. Между отдельными документами
не должно существовать противоречий и несоответствий, т.к. они дополнительно
вносят элементы дезинтеграции и деструкции в "политическое
гиперпространство" [Буланова Ю. На столицу ищут управу. // Общая газета,
2001, 5 апреля].
Существующая
в настоящее время система МСУ в Петербурге требует правового, структурного,
функционального совершенствования. При этом могут быть использованы уже
имеющимися муниципальные округа, однако взаимодействие между ними, а также
между муниципальным уровнем и уровнями государственного управления (районным и
городским) требует дополнительной отработки механизмов для нормальной
структуризации и эффективного функционирования всех измерений
"политического гиперпространства" метрополии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/