Антон
Брукнер (Bruckner)
(1824–1896)
Австрийский
композитор. Родился 4 сентября 1824 в Ансфельдене (близ Линца) в семье сельских
школьных учителей. Как музыкант Брукнер развивался медленно: ему было около
сорока, когда появилось первое его значительное произведение, около пятидесяти,
когда к нему как к композитору начали относиться серьезно, и около шестидесяти,
когда его музыка наконец завоевала известность. В течение ряда лет Брукнер
служил органистом собора в Линце, позже преподавал по классам органа, гармонии
и контрапункта в Венской консерватории. Умер Брукнер в Вене 11 октября 1896.
Наследие Брукнера состоит главным образом из симфоний и произведений для хора.
На стиль композитора оказала большое воздействие австрийская музыка эпохи
барокко (17–18 вв.) с характерными для нее антифонами – перекличками разных
групп голосов и инструментов. Помимо этого в оркестровом письме Брукнера
проявилось и его превосходное знание органа и вообще старинной музыки для
клавишных инструментов. Симфонизм Брукнера может быть охарактеризован как
типично австрийский, тесно связанный с традициями Гайдна, Бетховена и Шуберта и
вместе с тем несущий приметы сильного влияния Вагнера – автора, перед которым
Брукнер преклонялся всю жизнь. В своей основе симфонии Брукнера имеют
классическую четырехчастную форму, без всяких уклонений в сторону свободного
программного симфонизма берлиозовско-листовской школы, но брукнеровские циклы
отличаются от ранней венской классики грандиозными масштабами и усилением
группы медных духовых. Брукнер увлекался мистицизмом, и его духовный мир нашел
отражение в своеобразном музыкальном языке, что и обеспечило композитору
совершенно особое место в симфонической музыке 19 в. Но однотипность его
симфоний, вместе с некоторым маньеризмом и расплывчатостью форм, долго
препятствовала их полному признанию. Только в Австрии и отчасти в Германии
Брукнер был оценен по достоинству, в то время как англоязычные страны
выказывали весьма слабый интерес к его творчеству.
Основу наследия
Брукнера составляют девять симфоний. Среди них – Третья, ре минор, посвященная
Вагнеру; Четвертая, ми-бемоль мажор, "Романтическая"; Пятая,
си-бемоль мажор, «с хоралом»; Седьмая, ми мажор – одно из вершинных достижений
композитора; Восьмая, до минор; Девятая, ре минор – незаконченная, в трех
частях. Единственное камерно-инструментальное произведение композитора –
струнный квинтет фа мажор. В церковных жанрах им созданы прекрасный "Te
Deum" и три мессы (в их числе месса № 2, ми минор для хора и духового
оркестра, и величественная месса № 3, фа минор).
Довольно
необычная дискуссия, связанная с симфониями Брукнера, развернулась через тридцать
лет после его кончины и продолжается по сей день. Дело в том, что композитор
имел обыкновение показывать все свои партитуры до публикации музыкантам –
друзьям и ученикам, среди которых были, например, Артур Никиш, Герман Леви,
братья Шальк, Иоганн Лёве. Их советы в основном сводились к предложениям
сокращать и больше ориентироваться на типично вагнеровскую технику
инструментовки. Во многих случаях Брукнер следовал подобным рекомендациям, и
его автографы (главным образом хранящиеся в Венской национальной библиотеке)
ясно показывают, сколь сильно расходятся первоначальные редакции партитур с
теми, которые композитор отдавал в печать. В результате остается до сих пор
неразрешенной проблема, что предпочтительнее как основной текст симфоний –
авторская рукопись или прижизненное издание.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/