Реферат по предмету "Биографии"


Бондаренко Илья Евграфович

Бондаренко Илья Евграфович
Годы жизни: 18.07.1870 - 21.07.1947

Нащокина М.В.

По
окончания Уфимской гимназии в 1887 г. поступил в МУЖВЗ, где находился под
опекой видного московского зодчего А.С. Каминского, знакомого родственников Б.
В 1891 г. после нескольких лет учебы оставил училище, не закончив его.
Образование завершил на Строительном отделении Политехникума в Цурихе
(Щвейцария) в 1894 г. Та же познакомился с известным купцом И.А. Морозовым, для
которого сделал несколько орнаментальных рисунков для тканей. С осени того же
года работал в строительной конторе Московского Купеческого Общества руководил
постройкой здании Духовной консистории на Мясницкой ул., возводившейся по
проекту В. Г. Сретенского; кроме того работал в мастерской архитектора А. Е.
Beбера, а в 1895— 1896 годах — в мастерской Шехтеля.

С
1895 скрупулезно изучал русское искусство в Государственном Историческом музее
и музее П.И. Щукина. С 1896 г. примыкал к Мамонтовскому кружку; в 1898—1899 гг.
сотрудничал с гончарным заводом "Абрамцево". Скорее всего, именно это
обстоятельство способствовало привлечению Б. для проектирования павильона
Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже (1899—1900). Как
известно, этот международный смотр достижений науки, техники, промышленности и
культуры стал мощным проводником стиля модерн в зодчество большинства
европейских стран, в том числе, России.

Яркие
экзотические национальные формы выставочных павильонов так называемой Русской
деревни в Париже, разработанные Б. совместно с художником К.А. Коровиным,
оказались у истоков неорусского стиля — национальной модификации нового
архитектурного направления. Они отразили богатые образные и декоративные
впечатления, накопленные Б. во время путешествия по древнерусским городам
Поволжья в конце 1890—х годов и по деревням Русского Севера. В дальнейшем
творчестве зодчего именно этот язык архитектурных форм получил наибольшее
развитие.

В
19001905 гг. состоял архитектором Иверской Общины Красного Креста. В 1902 г. Б.
принял активное участие в знаменитой московской выставке Архитектуры и
художественной промышленности Нового стиля, ставшей точкой отсчета в широком
распространении модерна в застройке Москвы. Он представил на ней предметы
мебели, деревянные резные изделия и живописный фриз.

Автор
первого и нескольких последующих старообрядческих храмов в Москве и ее
окрестностях, возведенных после Манифеста 1905 г. и заложивших образные основы
новейшего этапа старообрядческого храмостроения, внесшего заметный вклад в
формирование облика города 1900—1910-х годов. Самыми выдающимися среди них были
московские храмы в Токмаковом и Малом Гавриковом переулках, а также храм в
Богородске Московского у. В них ясно выразились основные архитектурные приемы
зодчего, составляющие его творческий почерк — образный лаконизм и
выразительность, внимание к прорисовке силуэта, частое использование фасадной
майолики или живописных панно.

В
своих работах Б. свободно комбинировал формы, генетически связанные с
древнерусским зодчеством, но сильно стилизованные и утрированные. Его явно
увлекала глубоко национальная архитектурная пластика Пскова и Новгорода, но
пропущенная как бы через горнило Мамонтовского кружка. Его произведения в
неорусском стиле явились последовательным продолжением принципов, заявленных
еще в 1881—1882 гг. В.М. Васнецовым и В.Д. Поленовым в абрамцевской церкви.
Неслучайно почти все храмы Б. также были украшены керамикой завода
"Абрамцево", игравшей в них ведущую декоративную роль.

Активный
член Императорского Московского Археологического Общества. Член МАО с 1913 г.,
член Международного конгресса архитекторов от МАО. Председатель Комиссии по
устройству Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности на
V Всероссийском съезде зодчих в Москве, секретарь этого профессионального
форума.

Талантливый
рисовальщик Б. немало работал в сфере прикладной графики и промышленного
дизайна: выполнял эскизы обложек настенных календарей, афиш Кружка любителей
русской музыки, предметов прикладного искусства, мебели. Принимал участие в
оформлении спектаклей Частной Русской оперы, выполнял декорации по эскизам М.
А. Врубеля, Увлекался литературным сочинительством — в 1889— 1890-х годах писал
рассказы. Коллекционировал книги по искусству, истории Москвы, а также старинные
гравюры.

Широко
образованный зодчий, знаток московского ампира, увлечение которым началось еще
в 1904 г. с публикации ряда статей по московскому классицизму. Организатор
"Кружка любителей искусств" по изучению эпохи "ампира"
(1908 ) Устроитель раздела "Москва в эпоху Отечественной войны" на
юбилейной выставке в память войны 1812 г.. Б был одним из создателей
"Исторической выставки архитектуры"(1913)| где были впервые
представлены подлинные чертежи Д. Джилярди и А. Григорьева, найденные им в
Историческом музее. Автор многих историке—архитектурных исследований, в том
числе, первой монографии о творчестве архитектора М. Ф. Казакова,
подготовленной к 100летию со дня его смерти.

Наиболее
значительная часть архитектурного наследия Б. приходится на дореволюционный
период, после 1917 г. он отошел от строительной деятельности, перейдя к
организационной и историке— архитектурной работе. После революции он работал в
составе Коллегии по охране памятников искусства и старины, обследовал памятники
Верхней и Средней Волги. В 1919 — 1921 гг. был директором Управления
художественных музеев в Уфе, организовал там Государственный Художественный
музей с библиотекой и Уфимский политехникум. После возвращения в Москву состоял
членом Деткомиссии ВЦИК (до 1923 г.), членом правительственной комиссии по
восстановлению Ленинграда (1924—1926), экспертом Высшей арбитражной комиссии
Совета Труда и Обороны (1924— 1926).

В
конце 1920-х — в 1930-е годы Б. вновь вернулся к активной архитектурной
практике, разработав и осуществив немало перестроек музейных зданий и
учреждений Москвы, а также некоторых других городов. Он работал архитектором
Государственного Исторического музея (1926—1927), был членом МУНИ Отдела
благоустройства Моссовета (1928—1930), сотрудником Института Граждане— терапии
( 1931—1933), экспертом Отделения Проектирования и планировки Моссовета
(1934—1937), главным архитектором Строительного отдела Мосэнерго (1935—1939). С
1940 г. практически полностью переключился на научные исследования, хотя в 1943
— 1944 гг. состоял в должности главного архитектора Ваганьковского и Армянского
кладбищ; с 1942 по 1946 г. прочитал около 100 лекций в госпиталях, главным
образом, посвященных истории архитектуры Москвы; изредка привлекался для
различных консультаций, в 1945— 1946 гг. участвовал в восстановлении Путевого
дворца в Калинине (Тверь).

В
отличие от большинства архитекторов своего времени написал в 1930-х годах
мемуары, в которых отразилась художественная и культурная жизнь Москвы начала
XX столетия. Это уникальный литературный памятник эпохи, позволяющий не только
увидеть процесс архитектурно — стилистического развития города глазами
современника, принимавшего в нем непосредственное участие, но и вжиться в
проблемы и интересы профессиональной среды, узнать имена ее авторитетов и
чужаков.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.russianculture.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.