Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Ортодоксальность теории З. Фрейда

Российский Государственный ГуманитарныйУниверситет

Институт Психологии
им.Л.С.Выготского
Кафедра общей, возрастной
и дифференциальной психологии








РЕФЕРАТ

по курсу История Психологии

«Ортодоксальность теорииЗ.Фрейда»




Преподаватель: Марценковская Т.Д.
Студент: Трапани С.С.
Курс 2 группа 961-2










Москва 1998



Психоанализ.

         Безпреувеличения можно сказать, что австрийский пси-холог и психиатр Зигмунд Фрейд(1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на вседальнейшее развитие современной психологии.
         Ни однопсихологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределамиэтой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу,медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.
         З.Фрейд назвалсвое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностикии лечения нев-розов.
         Впервые Фрейдзаговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводитьсистематические само-наблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.В 1900 году появилась его книга ”Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшиеположения своей концепции, дополненные в следующей книге “Психопатологияобыденной жизни”. Постепенно его идеи приобретали призна-ние. В 1910 году егоприглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особуюпопулярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенноскла-дывается кружок почитателей и последователей. После орга-низациипсихоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире,психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все болеедогма-тичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своейконцепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторыхположений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками.Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его после-дователей.
         О том, чтомыслью Фрейда правила общая логика преоб-разования научного знания о психике,говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепциибессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергаяальтернативу — либо физиология, либо психология сознания, они открывали особыепсиходетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реальногопричинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное“поле” субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная рольнаряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.
         Во введении внаучный оборот различных гипотез, моде-лей и понятий, охватывающих огромнуюнеизведанную об-ласть неосознаваемой психической жизни, и состоит заслугаФрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд поня-тий, запечатлевшихреальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современногонаучного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных меха-низмах,фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободныхассоциациях, силе Я и др.
         Фрейд выдывинулна первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волноватьлюдей, — о слож-ности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевныхконфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между“желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросоввыгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической,“университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, которыйполучило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.
         Вместе с темна интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печатьналожила социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.
         Взгляды Фрейдаможно разделить на три области: метод лечения функциональных психическихзаболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системыявляются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколькозащитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация,проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейдназвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными илиагрес-сивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, вхудожественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктомсублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научныеоткрытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходитполная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.
         Либижознаяэнергия, которая связана с инстинктом жиз-ни, является также основой развитияличности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходитнесколько этапов, отличающихся друг от друга способом фик-сации либидо,способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способомпроисходит фиксация и нуждается ли при этом человек в посторонних объектах.Исходя из этого Фрейд выделял три больших этапа.
         Либидознуюэнергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человечскогообщества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, ккоторому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь  занять его место. Однако с убийством вождя вплемя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит ксозданию первых законов, таюу, которые начинают регули-ровать социальноеповедение человека. Позднее последова-тели Фрейда создали системуэтнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различныхнародов способами происхождения основных этапов в развитии либидо.
         Важнейшееместо в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работыкоторого и были соб-ственно созданы остальные части его теории. В своей психо-терапииФрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя,доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этомустанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергиеймежду терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этомутерапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушаетему опреде-ленные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причинего невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символическойинтерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов еговытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями,но и внушает ему свое толкование, которое пациент некри-тично понимает. Этовнушение, по мнению Фрейда, и обес-печивает катарсис: принимая позицию врача,пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождаеся от него. Посколькуоснова такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названадирективной — в отличие от той, которая основана на равноправных отношенияхпациента и врача.
         Хотя не всеаспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения насегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологическойнауке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние наразвитие мировой культуры — не только психологии, но и искусства, медицины,социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания,и в этом его огромная заслуга перед человечеством.
         Ни однотечение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений иоценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей,настолько проникли в “кровь” западной культуры, что многим ее предста-вителямзначительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многихстранах психоанализ подвергается резкой критике.
         Несмотря насущественную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основныеподходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными.К ним относятся прежде всего следующие положения:
1) понимание психического развития как мотивационного,личностного;
2) представление о развитии как адаптации к среде; хотя средаи не является всегда  и полностьювраждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
3) представление о движущих силах психического развития какврожденных и бессознательных;
4) идея о том, что основные механизмы развития, такжеврожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве исущественного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.








О причинахпарадоксальной “жизнеспособности” психоанализа

         Какиеобстоятельства придали психоанализу неоспоримую сопротивляемость, хотя ни одно,пожалуй, на-правление психологической мысли не подвергалось такой резкой иникогда не прекращавшейся критике, как со стороны тех, кто идеи этого направленияв той или иной степени признавал, так и тем более со стороны тех, кто эти идеиотвер-гал. Пестрота мнений, которая поныне наблюдатся в его рам-ках, делаетнелегким ответ даже на такой, казалось бы, прос-той вопрос: является ли психоанализ,несмотря на все пере-петии и парадоксы его истории, более или менее единойтеоретической конструкцией или же, рассматривая его сегодня, мы оказываемсяскорее лишь перед поверхностно объединен-ным конгломератом течений, лишеннымспецифического для него концептуального ядра?
         Ответ на этотвопрос тем более затруднителен, что, с одной стороны, теоретические позиции,которые характери-зуют различные направления современного психоанализа, никогдане были ранее так трудно совместимыми, а с другой — то, что, несмотря на этусвою внутреннюю разнородность и даже расщепленность, психоанализ продолжаетоставаться в рамках западной культуры течением качественно особым,противостоящим большинству других направлений, которые в той или иной степенисимволизируют или выражают эту культуру.
         Сегодня можно уверенносказать, что, завоевав с боями определенное место в западной культуре кактечение, имев-шее вначале психотерапевтическую, а затем также философ-скую исоциологическую ориентацию, психоанализ стал посте-пенно наталкивался ввозрастающих масштабах на довольно резкое сопротивление его дальнейшейэкспансии. При всей “модности” некоторых его понятий и призывов, их популяр-ностина страницах невзыскательной массовой печати, он остается тем не менее вусловиях современной культуры Запада скорее изолированной сферой мысли.Подлинного оплодотворения идеями психоанализа концептуальных на-правлений,проникновения этих идей в иные философские или психологические течения непроизошло. И тем более, конечно, не приходится говорить о каком бы то ни быловлиянии идей психоанализа на работы советских исследователей.
         Такоеположение вещей не может не заострить естеств-енно возникающий вопрос: чем жеобусловливается эта пара-доксальная жизнеспособность системы, которая сама посебе, то есть при ретроспективном взгляде на ее собственные внут-ренниепротиворечия, обрисовывается как крайне неустойчи-вая? Что позволяет этойсистеме сохранять определенную степень исторически выраженной стабильности приотнюдь не сочувственном принятии ее миром других идей, при явном наличии в нейсильных критических тенденций, направленных на переосмысление ее основныхисходных положений?
         Отвечая,следует прежде всего подчеркнуть, что своеобразие судьбы психоанализаобъясняется своеобразием спектра идей, которые он пытается утвердить. Существова-ниемв этом спектре как важных идей, имеющих серьезное зна-чение для дальнейшегоразвития наших знаний, так и идей малой и даже негативной научной ценности,идей-эфемеров, о которых перестают и думать очень скоро после того, как онисформулированы. Если последние придают истории психо-анализа облик динамичноймозаики, неустанной смены про-грамм и декораций, то первые выступают как основанеоспо-римой сопротивляемости, которую это течение оказывало на протяжениидесятилетий самым разнообразным попыткам его критики.
         Каковы же эти “стабилизирующие” психоанализ идеи? Ответтребует глубокого анализа, потому что они нелегко воспринимаемы: согласие сними возможно лишь при оказе от трактовок, уже давно ставших традициоными, тоесть при условии нового вздляда на целый ряд психологических и клиническихпроблем.
         Почти ужевековая история психоанализа убедительно говорит в пользу того, что, сколь быярко ни проявлялась изменчивость направлений психоаналитической мысли, все этинаправления, начиная от созданных первыми “отступ-никами” А.Адлером и К.Юнгом и кончая наиболее известнымисовременными теоретиками психоанализа Дж.Клайном и Ж.Лаканом, основываются такили иначе на одной и той же общей для них идее существования бессознательного,понима-емого как категория принципиально психологическая.
         Еслиутверждается, что неосознаваемая психическая деятельность обнаруживается в томили ином виде в структуре любой формы человеческого реагирования, в структурелюбого поведенческого феномена, то становится очевидной невозможность понять вотвлечении от этой идеи ни одно, по существу, из проявлений целенаправленнойактивности чело-века.
         Именно этаопора на категорию бессознательного, кото-рая объединяет самые различныенаправления психоана-литической мысли, позволила психоанализу уцелеть как специ-фическомуконцептуальному течению на протяжении почти уже целого века.








Библиография.

1. «Краткий психологический словарь.» М.1985
2. «Буржуазная философия ХХ века.» Сб.М. 1974
3. «Современная буржуазная философия и религия.»Сб.М.1977
4. Фрейд З. «Введение в психоанализ. Лекции.» М.1991
5. «Философский энциклопедический словарь.» М.1983  
6. Ярошевский М.М. «История психологии от античности досередины ХХ века.» М.1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соотношение прав и религиозных норм как фактор регулирования политических отношений в обществе
Реферат Этапы развития жизни на Земле по эрам и периодам. Химический способ распознавания минералов
Реферат Rough Riders Essay Research Paper The movie
Реферат Система организации заработной платы в Республике Беларусь
Реферат Предмет и метод административно-правового регулирования
Реферат Русская Правда. Правовое положение социальных групп Киевской Руси
Реферат Русская правда 2
Реферат Конкуренты и конкурентная борьба - элемент маркетинговой политики
Реферат What Is An Imgage Essay Research Paper
Реферат Разум, как форма человеческой деятельности
Реферат 1. Изучение структурных переходов в бутадиеновых каучуках методом радиотермолюминесценции в интервале температур от 130о до 273о К. печ. Высокомолек
Реферат Актуальные вопросы вины в уголовном праве 2
Реферат Содержание и методика национального воспитания младших школьников
Реферат Латинский язык: Практические задания для студентов заочного отделения исторического факультета
Реферат Бумажные и кредитные деньги закономерности их обращения