Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Морфология российской вечеринки

Морфология российской вечеринки

Григорий Рейнин 
в соавторстве с В. Бондаренко

Продолжая
изучение темы потребления крепких напитков на Руси, мы обнаружили громадный
спектр явлений, от обычного немотивированного бытового пьянства, с одной
стороны, до высочайших духовных взлетов, с другой.

Один
полюс достаточно хорошо изучен продавцами винных отделов, врачами-наркологами,
участковыми милиционерами и акцизными чиновниками. Другой - представлен в
эпохальном, не всеми еще понятом до конца, но от этого не менее значимом
произведении "Граненая скрижаль", напечатанном в известном
академическом журнале "Субъект и его реальность"[1]. Эта сокровищница
Российской эзотерической мысли долго еще будет будоражить умы пытливых
исследователей третьего тысячелетия.

Ваше
здоровье!

Однако,
этот вариант, хотя и становится более популярным, не занимает пока
сколько-нибудь значительного места в общем объеме потребления крепких напитков
на Руси. Так, куда же все-таки уходит большая часть легально потребляемого
спиртного? Сегодня нам хотелось бы рассмотреть необычайно распространенное в
нашей российской культуре явление, которое можно условно обозначить как
"Встреча по поводу" или попросту "Вечеринка".

Повод
при этом может быть любой, а потому и конкретные названия действия бывают
весьма разнообразны: - день рождения (вариант: крестины, именины, поминки,
свадьба), - приезд (вариант - отъезд) кого-либо куда-либо, - встреча Нового
Года, (вариант: День конституции, печатника, танкиста, психолога и т.п.) -
церковные праздники: Благовещение, Покров, Успение, Рождество. - социальные
мероприятия: сдача годового отчета, встреча одноклассников, а также
всевозможные юбилеи, годовщины, вручение премий и переходящих символов.

Добросовестно
отнесясь к изучению этого явления, мы с удивлением обнаружили, что все это
колоссальное разнообразие сюжетов подчиняется четырем основным принципам,
подобным тем, что сформулированы в знаменитой работе В.Я.Пропа "Морфология
Русской волшебной сказки"[2].

1.
Постоянными и устойчивыми параметрами "Вечеринки" служат четыре
неизменных фазы (стадии) и функции стандартного набора действующих лиц. 2.
Число функций, как и число амплуа действующих лиц всегда ограничено. 3.
Последовательность и структура фаз всегда одинакова. Отсюда вывод: 4. Все
вечеринки однотипны.

Какова
же структура и основные персонажи этого волшебного, а возможно, одного из
наиболее тайных, можно смело сказать, сакральных ритуалов нашей культуры? Чего
скрывать - нам было легко! Первое, что поражает и чего так часто недостает в
иных исследованиях - это обилие экспериментального материала. Каждый, мы не
боимся этого слова, независимо от образования, пола, возраста и места
жительства на просторах нашей необъятной Родины, может с уверенностью считать себя
экспертом. Редчайшие исключения лишь подтверждают это правило, но мы таковыми
не оказались.

Ваше
здоровье!

Однако,
к теме. Рассмотрев означенное действие, как целое, мы выделили в нем четыре
существенных стадии (фазы) и стандартный комплект основных персонажей. При этом
было замечено, что каждая стадия длится приблизительно 1,5 - 2 часа, а функции
персонажей целиком и полностью определяются номером стадии и никоим образом не
связаны с первоначальным названием самого действия.

Итак,
первая стадия - РИТУАЛЬНАЯ.

В
области стиля - чопорно-приличная. Участники пока относительно трезвы. Налицо
демонстративная вежливость и, что немаловажно, все помнят по поводу какого
события собрались. Острое чувство ритуала, тосты, некоторая театрализованность
мизансцен, слов, жестов, поворотов головы и т.д. Другими словами, пиджак еще не
снят и на брюках еще нет следов от салата.

Вторая
стадия - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ.

Наступает
после третьей-четвертой рюмки. Характеризуется большей раскованностью, время от
времени соскальзывающей в развязность. Тема вечера постепенно размывается
соразмерно с повышением уровня общительности. Тосты становятся все более
взволнованными и возникают хаотически. Это, так сказать, тосты "на бреющем
полете". Появляются группировки и, соответственно, сепаратные тосты.
Действующие лица переходят к более крепким напиткам. Одновременно происходит
обострение сексуального интереса. Тот, кто напивается раньше всех, уже напился.
К концу фазы возникает ситуация: "Не хватило выпивки. Скинемся по тридцать
рублей (вариант: десять, сто...)". В этот момент определяется амплуа
активиста-организатора.

Третья
стадия - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКАЯ.

На
всем протяжении первой фазы о ней еще никто не подозревает. Каталог
стереотипных мизансцен: а) атмосфера несколько утяжеленного флирта, витающего в
пространстве. б) девушка-Муза убегает. Поисковая группа, кидающаяся вдогонку,
находит ее плачущей навзрыд в ближайшем сугробе. в) танцы с элементами
спонтанного эротизма (вариант - песни под гитару). г) выяснение отношений.
Старые и новые обиды и тому подобное. д) парочки разбредаются по углам.
Постоянно занятый санузел. Жена плачет на кухне и так далее. е) на протяжении
третьей фазы оформляется несколько классических типов повествований-рассказов.
Наиболее яркие из них - охотничьи и эзотерические. ж) наблюдается расширение
представлений о совместимости продуктов, снижение порогов восприятия,
исчезновение болевого синдрома. з) исчезают многие дихотомии, такие, как свой -
чужой: свой стакан - чужой стакан, своя шапка - чужая шапка, своя жена - чужая
жена. А также существенно изменяются представления о времени и пространстве. и)
повод забыт полностью.

Четвертая
стадия - ТЕРМИНАЛЬНАЯ.

Общие
принципы: - уменьшение количества участников (по разным причинам), - из общего
фона неумолимо выделяется компания, говорящая о чем-то высоком, существенном,
важном для каждого (назавтра об этом никто не вспомнит). - эта же компания
уничтожает остатки спиртного в доме, отыскивая его среди бабушкиных запасов
наливки, настоек элеутерококка и женьшеня. - настойчивые поиски места, где
можно принять горизонтальное положение. Некоторым эта удается. Не всем... -
впадение в забытье, спонтанный уход от реальности. - случаи внезапного
просветления, сатори, самадхи и другие паранормальные состояния (завтра об этом
никто не вспомнит!).

Финал
напоминает нечто расползающееся во мгле наступающего утра. Рассвет обычно
бывает особенно хмур и неприветлив.

Каждая
стадия занимает в среднем 1,5 - 2 часа. Таким образом через 6, максимум, 8
часов сценарий любой "Вечеринки" оказывается полностью исчерпан. На
протяжении всего действия вид стола меняется. По состоянию стола можно с
большой степенью точности диагностировать фазу.

Действующие
лица:

-
Влюбленная парочка. - Девушка, которая на всех виснет (ярко проявляется во
второй фазе). - Гурман высокой квалификации. - Семейная пара. - Одинокая
женщина на охоте. - Непьющий родственник (вариант: сильно пьющий родственник).
- Девушка, на которую никто не обращает внимания. - Мужчина, который напивается
раньше всех. - Девушка - Муза, которая всегда убегает. Она же плачет навзрыд. -
Плейбой. - Сводня. - Хозяйка. - Обличитель. - Юная особа, с ужасом взирающая на
взрослых. - Хмурый парень. Потенциальный агрессор. - Соседка снизу (вариант -
сверху) зашла на шум (начало третьей фазы). - Танцор (Гитарист). - Тамада -
весельчак. Душа компании. - Бывалый. "Поживите с мое...",
"Сейчас я вам объясню..." - Девушка - хохотушка. - Персонаж, который
постоянно что-то жует.

Исследуя
экспериментально полученную структуру, мы неожиданно для себя обнаружили, что
действие неукоснительно разворачивается во времени по вышеозначенному сценарию
практически независимо ни от количества и крепости выпитого, ни от числа и
возраста участников, ни от других факторов. Здесь, по всей видимости, мы имеем
дело с одной из базовых матриц сознания, которая формируется в первые месяцы
беременности, когда будущая мамаша еще активно участвует в мероприятиях
подобного рода. В дальнейшем матрица инициируется - буквально в первые же годы
жизни младенца.

Как
показывает практика, любой представитель рассматриваемого этноса независимо от
региона мгновенно узнает вышеописанный сценарий и легко находит в нем свое
место.

Данная
работа, как вы сами понимаете, носит постановочный характер. Каждый из вас
наверняка смог бы что-то добавить в список персонажей, а также вычеркнуть или
обобщить. Недостаточно изучена динамика стадий, в зависимости от различных
факторов, слабо конкретизированы сюжетные линии отдельных действующих лиц, не
проработана возрастная и профессиональная специфика. А лексика, а шлягеры, а
звучание ансамбля в целом? Да, что там говорить - поле, поле непаханое!

Авторы
самоуверенно полагают, что изучение этого уникального явления мировой (и этого
слова мы тоже не боимся) культуры могло бы стать темой множества диссертаций в
области психологии, социологии, психолингвистики, истории, этнографии а также
политологии и других общественно-полезных наук.

Ваше
здоровье!
Список литературы

В.Я.
Пропп, Морфология Русской волшебной сказки. Книжка, с детства любимая авторами
данного исследования. Теперь, наконец, стало понятно почему.

В.В.
Бондаренко. Граненая скрижаль. Реальность и субъект, N3, 1999. Эпохальная, как
было уже сказано работа, где раскрываются тайные грани или ступени восхождения
к сокровенному смыслу, посредством простой и казалось бы хорошо известной всем
формы.

 Э. Берн. Игры в которые играют люди.
Прекрасному американскому исследователю не повезло: он не там родился. Россия -
вот где простор, вот где игры!

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.humans.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Векторная и растровая графика
Реферат Группы давления и элиты как выразители социально-политических интересов, как субъекты политики
Реферат Дидактические основы организации тематического контроля знаний учащихся
Реферат "Баллады" Жуковского
Реферат Июльский кризис Времнного правительства
Реферат Анализ рынка недвижимости
Реферат The Enigma Solved Essay Research Paper The
Реферат Поняття та загальна характеристика договору довічного утримання
Реферат Понятие недвижимости и сделок с ней Виды и
Реферат Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде
Реферат Основания расторжения договора розничной купли-продажи. Универсальная и специальная правоспособность
Реферат Потребность в организационных данных: модель комплексного управления эффективностью бизнеса
Реферат A Recipe For Murder Essay Research Paper
Реферат Работа в редакторе Word 2000
Реферат Деформация рынка в условиях командно-административной системы