Левко Валентина Николаевна
Народная артистка России, профессор
Родилась 13 августа 1926 года в Москве. Отец - Сурков Николай Николаевич (1904-1975), работал инженером-металлургом. Мать - Суркова Варвара Ивановна (1907-1997). Супруг - Левко Владимир Иосифович (1922-1991), боевой летчик-истребитель (1942-1945), после войны - летчик-испытатель. Дочь - Любовь (1951г.рожд.).
Музыкой Валентина стала заниматься с 8 лет по классу скрипки. Петь начала с 12 лет. Вокалу училась вслушиваясь в русскую песню, старинный романс. В годы войны находилась с семьей в эвакуации в городе Павлово-на-Оке Горьковской области. Мечта обучаться пению не оставляла ее, и она использовала любую возможность приобщения к вокальному искусству, хотя училась в музыкальной школе по классу скрипки. В 1943 году она сдала вступительные экзамены в музыкальное училище при Московской консерватории по классу скрипки. Время было военное, и материальные обстоятельства не позволяли ей заниматься только учебой. Начались поиски работы в оркестре, но везде требовались альтисты, а не скрипачи. В это время профессор В.В.Борисовский и его ассистент А.В.Багринцев открывали класс альта в музыкальном училище имени Гнесиных. Произведя хорошее впечатление на членов комиссии, Валентина вновь стала первокурсницей и вскоре нашла работу в оркестре театра миниатюр, затем в оркестре театра имени Ермоловой.
В 1948 году, по окончании училища имени Гнесиных, она поступила на оркестровый факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных и получила за 5 лет прекрасную музыкальную подготовку, которая и стала основой для развития ее голоса, так как занятий вокалом она не прекращала.
В 1953 году, успешно сдав государственные экзамены, Валентина Левко получила квалификацию артиста оркестра и преподавателя по классу альта. Однако свою жизнь и творческий путь она связала с певческой карьерой. Второй диплом - оперной и концертно-камерной певицы - она получила в Московской консерватории в 1963 году, уже будучи солисткой Большого театра.
В 1957 году была принята по конкурсу в Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ее дебют состоялся 6 ноября 1957 года в партии Элен Безуховой в опере "Война и мир" С.Прокофьева.
На сцене этого театра В.Левко исполнила несколько партий, в том числе Дуэнью в одноименной опере С.Прокофьева, Устинью в опере М.Коваля "Емельян Пугачев", Чипру в оперетте И.Штраусе "Цыганский барон" и др. Одновременно началась ее концертная деятельность как в стране, так и за рубежом.
В декабре 1959 года по приглашению С.Я.Лемешева, в то время заместителя директора Большого театра, Валентина Левко дебютировала в партии Ратмира в опере "Руслан и Людмила" Глинки. Дирижировал спектаклем А.Ш.Мелик-Пашаев. Дебют прошел с большим успехом, и в 1960 году она была зачислена в труппу Большого театра.
В Большом театре Валентина Левко спела более 20 партий, в том числе такие значительные, как Марфа в "Хованщине" М.П.Мусоргского, Любаша в "Царской невесте" А.Н.Римского-Корсакова, Ваня в "Иване Сусанине" М.И.Глинки, Кончаковна в "Князе Игоре" А.П.Бородина, Княгиня в "Русалке" А.С.Даргомыжского, Куикли в "Фальстафе" Д.Верди и многие другие. В работе над этими партиями ей помогала М.П.Максакова, благодаря заботам которой Валентина Левко постигала традиции исполнения, созданные мастерами русской оперной сцены.
Валентина Левко участвовала почти во всех гастролях Большого театра по стране и за рубежом (США, Канада, Япония, Франция, Италия), в том числе в первых гастролях за границей в 1964 году в миланском театре "Ла Скала", где исполнила партию Кончаковны в опере "Князь Игорь" А.П.Бродина, Нежаты в опере "Садко" А.Н.Римского-Корсакова, Ахросимовой в опере "Война и мир" С.С.Прокофьева, Графини в опере "Пиковая дама" П.И.Чайковского.
К гастролям в Милане Большой театр подготовил новую постановку оперы "Пиковая дама" под руководством Б.Покровского (режиссер) и А.Мелик-Пашаева (дирижер). Новое прочтение образа Графини в этой постановке вызвало восторженную реакцию публики и критики. Итальянский публицист Анджело Матаккиера после гастролей Большого театра на сцене "Ла Скала" писал: "Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко в "Пиковой даме". Она изумительная певица и великолепная актриса".
С 1974 года В.Левко начала параллельно с работой в театре заниматься вокальной педагогикой в Институте имени Гнесиных.
В 1982 году исполнилось 25 лет работы В.Левко на оперной сцене. Незадолго до ухода со сцены она спела еще одну новую для себя партию Бабуленьки в опере С.С.Прокофьева "Игрок".
Уйдя из театра и имея огромный репертуар, В.Левко продолжала заниматься концертной деятельностью, которой она всегда придавала большое значение. С сольными концертами она объездила всю страну от Калининграда до Камчатки, пела на концертных эстрадах более чем в 20 зарубежных странах Европы. Америки, Азии, Австралии. В разные годы принимала участие в международном цикле "Мастера вокального искусства" в Югославии, циклах концертов "Прекрасные голоса мира в камерном абонементе" в Западном Берлине, в благотворительном гала-концерте в пользу детей-инвалидов под патронажем Принца Уэльского в Лондоне, в концертах, посвященных творчеству С.Прокофьева в Вене. После концертов в Вене австрийская газета "Экспресс" писала: "Валентина Левко - прекрасная певица. Ее свободно, красиво звучащий бархатный голос льется благородно и чисто, и она поет так, как поют великие певицы".
В.Левко была первой представительницей России на XIV Генделевском фестивале в Галле в Германии. Газета "Фрайхайт" отмечала: "Талант артистки проявился в такой теплоте чувств, сочности и полноте голоса, что позволяет говорить о Левко, как о вокальном феномене".
Она часто принимала приглашения спеть альтовые партии в Реквиемах В.Моцарта и Д.Верди, 9-й симфонии Бетховена и 3-й Г.Малера, в ораториях и кантатах И.Баха, Г.Генделя, С.Прокофьева, Д.Кабалевского, О.Фельцмана, Р.Манукова, хоровом концерте № 33 Д.Бортнянского. Выступала с оркестрами под управлением К.Кондрашина, Д.Китаенко, Г.Рождественского, Ю.Темирканова, Е.Светланова, Н.Рахлина, К.Мазура, Т.Шипперса, Ю.Домаркаса, Н.Ярви, с удовольствием пела в сопровождении оркестра русских народных инструментов, когда за пультом стояли такие мастера, как В.Гнутов, И.Дубровский, П.Калинин, С.Колобков, Н.Некрасов, В.Федосеев и с эстрадно-симфоническим оркестром Ю.Силантьева.
Многие годы В.Н. Левко работала с замечательным музыкантом и концертмейстером Г.Зингером, а также с Д.Лернером, Ю.Селивохиной, Г.Федоренко, Г.Преображенской.
Валентиной Левко были подготовлены и впервые в СССР исполнены следующие произведения: "Страсти по Матфею" И.База (партия альта), Реквием (на стихи Р.Рождественского) и вокальный цикл (на стихи Р.Гамзатова) Д.Кабалевского, вокальные циклы В.Бибика, Г.Дмитриева, современного американского композитора Лефлера, арии и песни Баха, Вивальди и др.
Левко выступала почти во всех залах мира: Карнеги-холл, Мюзик-феррайн, Альбертхолл, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И.Чайковского, Концертный зал имени М.И.Глинки в Санкт-Петербурге и Большой зал Петербургской филармонии и др.
С 1985 года Валентина Николаевна Левко возглавляет кафедру сольного пения в Российской академии музыки имени Гнесиных. За эти годы ею создана новая программа, в которой отражены основные принципы Левко-педагога. Постановка голоса и обучение вокалу должны быть неразрывно связаны с методами обучения музыкантов-инструменталистов, т.е. вокалист-профессионал должен ощущать свой голос как смычковый или духовой инструмент. В классе профессора В.Н.Левко наряду с российскими, занимаются студенты из США, Греции, Югославии, Китая, Южной Кореи и других стран.
В 1994 году В.Н.Левко была приглашена в Китай для проведения мастер-классов в консерватории города Шеньян. В 1996 году она посетила Южную Корею, где занималась с певцами и принимала участие в большом концерте в городе Сувоне.
В разные годы на фирме "Мелодия" были выпущены грампластинки и компакт-диски с записями в исполнении В.Левко арий Баха, музыки эпохи Возрождения, романсов Шуберта, Брамса, Де Фальи, Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Балакирева, Кюи, Чайковского, Метнера, Рахманинова, старинные русские романсы и песни. Также с участием Валентины Левко вышли комплекты пластинок с записью опер "Иван Сусанин" М.И.Глинки, "Фальстаф" Д.Верди, "Пиковая дама" П.И.Чайковского, а также сцены из опер "Хованщина" М.П.Мусоргского, "Царская невеста" А.Н.Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" М.И.Глинки.
Голос В.Левко звучит в целом ряде художественных и документальных фильмов: "Простая история" (Мосфильм), "Свадьба в Малиновке" (Ленфильм), "Чайковский" (Мосфильм), фильм-концерт к юбилею Сола Юрока (Голливуд), "Арии Баха и Генделя" (Экран), "Поет Валентина Левко" (Экран) и др. Записи Валентины Левко постоянно транслирует радиостанция "Орфей", и вот уже несколько лет цитата из арии Графини ("Пиковая дама" П.И.Чайковского) открывает популярную телевизионную передачу "Что? Где? Когда?"
Авторитет В.Н.Левко как исполнителя и педагога признан во всем мире. Во время ее гастролей в Берлине Вольфганг Шультце в газете "Die Welt": "Она является певицей экстра-класса и среди меццо-сопрано русской школы. Которые зачастую тяготеют к резкой, напряженной манере пения, она является женщиной с прекрасно округлым, роскошным голосом, обладающим глубоким тембром и безукоризненной ровностью во всех регистрах".
За выдающуюся исполнительскую деятельность Валентина Левко удостоена высокого звания Народной артистки России, награждена орденом Трудового Красного Знамени, другими правительственными наградами.
Она ведет большую общественную работу, являясь заместителем председателя Всероссийского музыкального общества, членом правления Экспериментального совета "Новые имена планеты", неоднократно была председателем жюри международных и всероссийских конкурсов.
В 1999 году по проекту В.Н.Левко выпущен "Золотой альбом избранных романсов русских композиторов на стихи А.Пушкина", посвященный 200-летнему юбилею поэта. В 2000 году вышла книга Народной артистки России, профессора В.Н.Левко "Моя судьба в Большом театре" (Владимир, издательство "Фолиант").
Круг ее увлечений широк и разнообразен. Она увлекается фотографией, рисованием, вышивкой. Любит животных и природу, разводит дома цветы. Наряду с классическим вокалом высоко ценит хорошую эстрадную музыку и народную музыку. Самое главное в ее жизни - семья, профессия, друзья, честность и доброжелательность в отношениях с людьми.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Эмоции и художественное творчество |
Реферат | Эмоции и творчество человека |
Реферат | Монтаж стенки |
Реферат | Эксперимент Милграмма |
Реферат | Эмоции. Психологическая защита |
Реферат | Поняття гіпотези Її структура і види |
Реферат | Эмоции и личность |
Реферат | Строение и условия формирования карбонатных отложений верхнего маастрихта Крыма |
Реферат | Возрождение и Реформация |
Реферат | Дослідження перехідних характеристик цифрових САК |
Реферат | Конституции зарубежных стран 2 Принятие конституции |
Реферат | John Keats La Belle Dame Sans Merci 2 |
Реферат | Международные перевозки грузов |
Реферат | Индивидуализация и внутриклассная дифференциация |
Реферат | Эмоции и чувства 6 |