Реферат по предмету "Психология"


Эмоции. Психологическая защита

Министерствонауки и образования Украины
 
ОДЕССКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедрапсихологии
Контрольнаяработа
Вариант № 13
Выполнила:
ст. группы ЗАМ-051
Лысенко О.А.
 
Шифр:  005552
 
Одесса 2008

Вопрос 12:
Эмоции: понятие,происхождение, функции. Классификация эмоций.
 
Понятие
 
Не знаю, замечали ли вы,но нам обычно нравятся или не нравятся в других людях не они сами, а эмоции,которые они транслируют в момент общения с нами. Т.е. человек может быть совсемдругим (и сильно разным по жизни), но в нашем восприятии он остается выражениемтех эмоций (исполненных в его личном своеобразии, конечно), которыми он жил внашем общении с ним. Это восприятие мы и помним (как будто бы это сам человек),и в него мы влюбляемся (особенно когда с первого взгляда) или начинаемненавидеть (когда это отражение нашей собственной «тени»)./>
Своими эмоциями мы и вдругих актуализируем соответствующие эмоции. А из всех людей выбираем себе вкруг общения тех, чьи эмоции нам ближе  — т.к. любое общение, это всегдаеще и эмоциональный обмен, и наше бессознательное не даст нам постоянноменяться своими родными эмоциями на какие-нибудь чужие и ненужные...
Эмоции — особый класссвойственных личности психологических состояний, отражающих в форменепосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношениячеловека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Кклассу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это такназываемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессыи состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаютсяэмоциональными переживаниями.
Еще один интересный факт.Каждой эмоции свойственна характерная мимика. А мышцам лица, как и любымдругим, свойственно натренировываться и менять свой объем и рельеф. Такимобразом, тот комплекс эмоций, который регулярно переживает человек, со временемформирует определенную «мимическую маску», становящуюся более менеепостоянной. И если жизнь человека сильно меняется, и его постоянный комплексэмоций становится другим, то через несколько месяцев, может год-другой, мыувидим, что его «мимическая маска» и даже форма лица сильнопоменялись.
 
Происхождение
 
Существуетдве точки зрения на происхождение эмоций, одна акцентирует роль чувств иощущений, другая – мыслей и познавательных процессов. Такое различие в подходахвозникло еще во времена Аристотеля, писавшего что «физик определил бы страстидуши иначе, чем диалектик; последний определил бы, например, гнев как желаниеотплачивать болью за причиненную боль… в то время как физик определил бы егокак кипение крови или теплого вещества, окружающего сердце» (О душе).Оба подхода находят отражение в нашем обыденном опыте и установках. Философскиеи психологические теории развивают как одну, так и другую точку зрения наэмоции; так, ряд теорий рассматривают эмоции преимущественно как чувства, амысли и мнения лишь как случайно сопутствующие им. Признать, что мысли лежат воснове эмоций, означало бы сказать, например, что наиболее существенное в гневе– это мысль о причиненном вреде (и соответственно, по Аристотелю, желание«отплатить» болью), и без этой мысли состояние человека (независимо от того,каковы при этом его ощущения) не может быть «гневом». Тем не менее очевидно,что разные эмоции сопряжены и с разными мыслями.          Это происходитчастично потому, что эмоции (в отличие, например, от головной боли) на что-тонаправлены; они имеют объект – обычно тот, что оказался причиной эмоции. Труднолюбить, ненавидеть или горевать, не направив эти чувства на кого-то или начто-то (из этого, однако, не следует, что мы всегда правы в своихпредположениях относительно источника и объекта наших эмоций.) Мысли играютрешающую роль в определении не только направленности той или иной эмоции, но исамого ее типа. Они делают каждую эмоцию именно тем, что она есть. Сожаление,раскаяние, стыд, смущение и множество других сходных состояний могут переживаться одинаково,но связаны с разными представлениями о том, что было неверно, какова нашавозможная ответственность за происшедшее, что о нас подумают другие и т.п. Одиниз способов проанализировать соотношения между мыслью, эмоцией и ощущением –это обратиться к способам выражения эмоций.
Существует и другоемнение. Американский психолог и философ У.Джемс сводит эмоции к ихфизиологическому выражению: «Наш естественный ход рассуждения об… эмоцияхтаков: восприятие какого-либо факта возбуждает психическое состояние,называемое эмоцией; это состояние сознания стимулирует некое телесноевыражение. Моя теория, напротив, утверждает, что телесные изменения следуютнепосредственно за взволновавшим нас фактом, а наше ощущение происходящихизменений, и есть эмоция. … Мы ощущаем печаль оттого, что плачем, яростьоттого, что деремся, страх оттого, что дрожим, но не наоборот – мы плачем,сражаемся или дрожим оттого, что боимся, печалимся или гневаемся».
Но подход Джемса,учитывающий только физиологию, не объясняет, как могут возникать эмоции, когдаони не имеют внешнего выражения – как, например, мы можем испытывать печаль безплача. Более того, общеизвестно, что одно и то же физиологическое состояниебывает связано с разными эмоциями: могут быть слезы радости и слезы печали,однако физиологическая основа этих слез одинакова.
Достоинство подходаДжемса заключается в том, что он связал эмоцию с ощущением. Но наличие такогоразнообразия реакций нашего физиологического аппарата, какое необходимо дляобеспечения всего разнообразия эмоциональных состояний, представляетсянеправдоподобным (должны ли эмоции стыда, смущения, вины, сожаления, угрызенийсовести иметь разные физиологические корреляты?). Кроме того, физиология неможет обусловить все дополнительные различия в эмоциональных состояниях,связанные с особенностями разных культур и сообществ. Проблема не в том, чтомежду эмоциями нет физиологических различий, а в том, что они недостаточны дляустановления тонких (и даже не столь тонких) различий между эмоциональнымисостояниями. Нейрофизиологические механизмы эмоций – природное достояние нашеговида, однако формы специфических эмоций зависят от культурных и социальныхустановок.
 
Функции эмоций
 
Для чего же нужны эмоции?Возможно, было бы лучше без них? Они, наоборот, очень мешают жить, асформированный навык осуществляется вообще без участия эмоций, они могут толькоотодвинуть от достижения заданной цели. Отрицательное их влияние было доказаноне только у человека, но и у животных. Хорошо известно, что стадо животных,охваченное паникой, нередко мчится навстречу смерти. Это не просто банальныйвопрос, возникающий почти у каждого. Он очень важный и совершенно неслучайный.Дело в том, что некоторые ученые считали, будто эмоции совсем не нужны длялюдей и животных, среди других психических состояний, но это не так. Эмоции ворганизме человека и животного выполняют очень важную функцию — регуляторную.
Выделяют несколькорегуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую,подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функцияэмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организми представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, чтопозволяет определить полезность и вредность воздействующих на существо факторовеще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примеромможет служить поведение человека или животного, получившего травму конечности.Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшаетболевые ощущения.
Эмоция как особоевнутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценкиобстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивногопредставления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличаетсяот осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственномуровне.
Предвосхищающие эмоцииуспешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческихзадач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживаниядогадки, идеи решения, которая еще не вербализована.
П.В. Симонов выделяет уэмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самоенепосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события,вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешногообучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случаеотражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителяс голодовым возбуждением еще недостаточно для выработок условных пищевыхрефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способногоудовлетворить существующую потребность, т.е. пищи.
Переключательная функцияэмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения.Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальныхситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктомсамосохранения и социальной потребностью следовать определенной этическойнорме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом ичувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, отличностных установок субъекта.
Важной функцией эмоцийявляется коммуникативная функция. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем другдруга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучшепреднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным,например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам,способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица,определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль,страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам,которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом. Данный факт нетолько убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и ихэкспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к ихпониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живыхсуществ не только одного вида уже видели, относится к общению живых существ нетолько одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошоизвестно, что высшие животные и человек способны по выражению лица восприниматьи оценивать эмоциональные состояния друг друга. Мимика, жесты, позы,выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком чувств» и позволяютпередавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении кявлениям, объектам и т.д.
Эмоции выступают каквнутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает опотребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, чтоони непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающейэтим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценкиее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
Классификация эмоций
 
Перейдем теперь кклассификации эмоций, и выделим самую первую и одну из основных, так как онаопределяет сущность человека. Но выделить какие-либо классификации эмоций оченьтрудно, потому что они не попадают ни в какие рамки.
В качестве критериев (ониже параметры эмоций) могут выступать, по-видимому, самые различные, такие какхарактер потребностей (витальные, базальные — социальные, небазальные), ихуровень (элементарные — сложные), их знак (положительные — отрицательные), ихсвязь с модальностью ощущений и восприятий (эмоции, связанные со зрением,слухом, вкусом, тактильными функциями, движением), их связь с опытом(врожденные — приобретенные), степень осознанности эмоций (осознанные — неосознанные), отношение к состоянию активации (активизирующие — успокаивающие), их объект (направленные «на себя» — направленные «вовне»-), ихдлительность (краткие — длительные), их интенсивность (сильные — слабые), ихотношение к деятельности (ведущие — неведущие) и т. д. В зависимости от силывлияния на активность человека выделяют сценические и астенические эмоции.Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторыеугнетают, подавляют активность (страх, тоска).
Общепринятоеподразделение эмоциональных явлений на чувства, аффекты и эмоции и дажедобавление к ним «эмоционального тон ощущений» никак не исчерпывает всеразнообразие эмоциональных явлений. Основной дефект данной классификации — отсутствие единого критерия, лежащего в ее основе. Бесспорно, нуждается впересмотре сам критерий выделения эмоциональных явлений.
Одна из первых попыток классификацииэмоций принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль,удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти б чувствявляются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразиечеловеческих эмоций. Американский исследователь Изард выделяет 11 базовыхэмоций: удовольствие-неудовольствие; интерес-волнение; радость; удивление;горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина. Следуетотметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попыткиклассифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другимисследователям. Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяяудовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение испокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее сценичности и динамическаяхарактеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можноохарактеризовать любую эмоцию. Шлозберг (рис. 1) положил в основу своейклассификации эмоций тоже 3 основных переменных: одна из них — осьудовольствия-неудовольствия — определяет полюс эмоционального переживания,вторая отражает уровень активации с полюсами: сон — напряжение. Третья(основание) — принятие — непринятие.
/>
Рис. 1
 
Представляет интересклассификация эмоций, разработанная Симоновым. В этой классификации такжеучтены три основные переменные. Это, во-первых, величина потребности,во-вторых, информационная характеристика среды и, в-третьих, характервзаимодействия с объектом (табл. 1).
Таблица 1.Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребностии информационной характеристики среды (по Симонову)
 
Величина потребности
 
Информационная характеристика среды
 
Контактное взаимодействие
 
Дистанционное взаимодействие
Овладение, обладание
Избегание, защита
Преодоление, борьба Высокая И с > И н Удовольствие, наслаждение Восторг, счастье, радость Бесстрашие, смелость, уверенность Торжество, чувство, преодоления, превосходство, воодушевление, бодрость Малая И с = И н Комфорт Спокойствие Расслабление Невозмутимость Высокая И с
Примечание. Ис — информация существующая; Ин — информация, необходимая для удовлетворения потребности.
Данная классификациявключает гораздо большее разнообразие эмоций, учитывает влияние внутренних ивнешних факторов на характер и силу эмоциональных переживаний. Главноедостоинство этой классификации заключается в том, что она позволяет прогнозироватьхарактер и силу эмоционального переживания, исходя из анализа исходныхоснований (величины потребности, информационной характеристики среды, характеравзаимодействия с объектом).
Существуют и другиеподходы к классификации эмоций человека, в то же время необходимо признать, чтони одна из классификаций не является окончательной, неизменной, завершенной.

Вопрос 38:
Системапсихологической защиты как условие внутреннего равновесия и как барьеры вобщении (краткое изложение сути каждой из форм защиты и характеристика ихпроявления в соответствии с вопросом).
 
Система психологическойзащиты — механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, которыйблокирует информацию, несоответствующую представлениям человека о мире, аиногда и препятствует порождению новых решений, если они могут как-топротиворечить существующим на данный момент представлениям.
Психологическая защитапомогает человеку  сохранить психическое здоровье. Существует несколько«линий обороны» психики: архетипическая защита, бессознательная защита,социальные стереотипы.
Психологическая защита вистории человечества развивалась последовательно. Сначала возниклапсихологическая защита не индивида, а общины – так называемая архетипическаязащита. Это самая мощная защита, которая базируется на инстинктах и практическине управляема сознанием. Она включается автоматически и может вступать вконфликт с сиюминутными желаниями человека. Эту форму защиты исследовал К.Г.Юнг.
Бессознательная защитабыла открыта Фрейдом и получила дальнейшее развитие в трудах его дочери Анны.Это менее мощная защита, но она тоже действует очень быстро. Плюс этой защиты вее эффективности — когда включается защита, человеку сразу же становится легче.Минус состоит в том, что человек адаптируется только к текущей ситуации – здесьи сейчас. А если необходимость в защите когда-нибудь возникнет снова, ему опятьпридется приспосабливаться.  К бессознательной защите относятся отрицание,подавление, вытеснение, замещение, проекция, идентификация, отчуждение, сновидениеи катарсис.
Третий уровень защиты –еще менее мощный, чем второй, — социальные стереотипы. Большой вклад в ихизучение внес Адлер. Они позволяют предупреждать потенциальные проблемы и жить,быстро ориентируясь в стандартных ситуациях. О человеке, который не выходит изграниц таких стереотипов, говорят, что он обладает чувством такта и хорошовоспитан.
Виды психологическойзащиты:
1.        Отрицание.
 
Отрицание — этостремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимисяпредставлениями о себе.
Защита проявляется вигнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как быбарьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускаеттуда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человекаи впоследствии не может быть восстановлена. Таким образом, отрицание приводит ктому, что некоторая информация ни сразу, ни впоследствии не может дойти досознания.
При отрицании человекстановится особенно невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которыечреваты для него неприятностями. Например, руководитель может долго иэмоционально критиковать своего сотрудника и вдруг с возмущением обнаружить,что он давно уже «отключился» и ровным счетом «никак» на нравоучения нереагирует.
Отрицание может позволитьчеловеку и превентивно (опережением) отгородиться от травмирующих событий.Таким образом действует, например, страх перед неудачей, когда человекстремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение. Умногих людей это проявляется в избегании соревнований или в отказе от занятий,в которых человек не силен, особенно по сравнению с другими.
Стимул для запускаотрицания может быть не только внешним, но и внутренним, когда человекстарается о чем-то не думать, отогнать мысли о неприятном. Если в чем-то никакнельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается, по возможности,не заглядывать в этот страшный и темный угол. Нередко, сделав что-то не вовремяили не так, как надо, а ничего исправить уже нельзя, «защита» заставляетчеловека игнорировать опасную ситуацию, вести себя так, как будто ничегоособенного не происходит.
Обобщенная оценкаопасности информации производится при ее предварительном целостном восприятии игрубой эмоциональной оценке как «назревания чего-то нежелательного». Подобнаяоценка приводит к ослаблению внимания, когда детальная информация об этомопасном событии полностью исключается из последующей переработки. Внешнечеловек либо отгораживается от новых сведений («Это есть, но не для меня»), либоне замечает, считая, что их нет. Поэтому многие люди, прежде чем начатьсмотреть фильм или читать новую книжку, задают вопрос: «А какой там конец,хороший или плохой?».
Утверждение «я верю»обозначает некоторое особое состояние психики, при котором все, что входит вконфликт с предметом веры, имеет тенденцию к отрицанию. Искренняя и достаточносильная вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когдачеловек, сам того не подозревая, подвергает ее тщательной предварительнойсортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры. Вера имеет тенденциюк значительно большей универсальности и категоричности, чем понимание. Когдавера во что-то уже есть, для новой нет места. Человек отвергает новые идеи,часто и не пытаясь дать такому своему поведению рациональное объяснение. Любоепокушение на объект почитания вызывает такую же реакцию со стороны личности,как если бы речь шла о покушении на ее жизнь.
 
2.        Подавление.
Подавление — защита,проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информациилибо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти всознание. Поскольку в этом случае информация уже является содержанием психики,так как была воспринята и пережита, она как бы снабжается специальными метками,которые позволяют затем удерживать ее.
Особенность подавлениясостоит в том, что содержание переживаемой информации забывается, а ееэмоциональные, двигательные, вегетативные и психосоматические проявления могутсохраняться, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках,оговорках. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальнымповедением и подавляемой информацией. Для закрепления следов в долговременнойпамяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены — маркированы.Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в которомон получил информацию. Если тогда он был разозлен или огорчен (напримерпросьбой что-то сделать), то, чтобы вспомнить об этом, он должен вновьвернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя такплохо, то он вряд ли вспомнит. Когда человек устраняет мысль о том, что он нехочет или не может что-то сделать, он говорит себе так: «Не так-то уж и нужнобыло», «Мне это неинтересно, я это не люблю», тем самым обнаруживая негативнуюэмоциональную маркировку.

3.        Рационализация.
 
Рационализация — этомеханизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только тойчасти воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстаеткак хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.
Суть рационализации — вотыскании «достойного» места для непонятного или недостойного побуждения либопоступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей безразрушения этой системы. С этой целью неприемлемая часть ситуации из сознанияудаляется, особым образом преобразуется и уже после этого осознается визмененном виде. При помощи рационализации человек легко «закрывает глаза» нарасхождение между причиной и следствием, которое так заметно для внешнегонаблюдателя.
Рационализация — этопсевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивовдействий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которыхугрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» —основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.
Наиболее яркие феноменырационализации получили названия «зеленый (кислый) виноград» и «сладкий лимон».Феномен «зеленый (кислый) виноград» (известный из басни Крылова «Лиса ивиноград») — это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Еслиневозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человекобесценивает их.
Рационализацияактуализируется тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремитсяскрыть от себя тот факт, что в своих действиях он руководствовался социальнонежелательными мотивами. Мотив, который лежит в основе рационализации,заключается в том чтобы объяснить поведение и, в то же время, защитить образ«Я».
4. Вытеснение.
Вытеснение, в отличие отподавления, связано не с выключением из сознания информации о случившемся вцелом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотивапоступка. (Мотив — это побуждение к конкретной деятельности).
Таким образом, забываетсяне само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина,первооснова. Забыв истинный мотив, человек заменяет его ложным, скрываянастоящий и от себя, и от окружающих. Ошибки припоминания, как следствиевытеснения, возникают из-за внутреннего протеста, изменяющего ход мыслей.Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом, поскольку оноспособно справиться с такими мощными инстинктивными импульсами, с которыми несправляются другие формы защиты. Однако вытеснение требует постоянного расходаэнергии, и эти затраты вызывают торможение других видов жизненной активности.
Вытеснение — этоуниверсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения изсознания социально нежелательных стремлений и влечений. Однако вытесненные иподавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматическихсимптомах (например в фобиях и страхах).
Вытеснение считаетсяпримитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующимпричинам:
вытесненное все-такипрорывается в сознание;
неразрешенный конфликтпроявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.
Вытеснение активизируетсяв случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниямииндивида и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта ивнутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания)вытесняются, устраняются из сознания и забываются.
Повышенная тревожность,возникающая в результате неполного вытеснения, таким образом, имеетфункциональный смысл, поскольку может заставить человека либо по-новомупопытаться воспринять и оценить травмирующую ситуацию, либо подключить другиезащитные механизмы. Однако обычно следствием вытеснения является невроз —болезнь личности, не способной разрешить свой внутренний конфликт.
5. Проекция.
Проекция — механизмпсихологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственныхнеприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежитнеосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписываниеих другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходитвнутри «Я», на окружающий мир.
Например, если субъектили объект, с которым связывали удовлетворение ваших потребностей и желаний,является недоступным для вас, то вы переносите все ваши чувства и возможностиудовлетворения потребностей на другого человека. А если ваша мечта статьписателем не осуществилась, то вы в качестве замещения можете выбрать профессиюучителя литературы, частично удовлетворяя ваши творческие потребности.
Эффективность замещениязависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий, с которымсначала связывалось удовлетворение потребности. Максимальное подобиезамещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей,которые сначала связывались с предыдущим объектом.
Как бы ни был сам человекнеправ, он готов винить всех, кроме самого себя. Заявляет, что его не любят,хотя в действительности не любит сам, упрекает других в своих собственныхошибках и недостатках и приписывает им собственные пороки и слабости. За счетсужения границ «Я» это позволяет личности относиться к внутренним проблемамтак, как если бы они происходили снаружи, и изживать неудовольствие так, какбудто оно пришло извне, а не обусловлено внутренними причинами. Если «враг»снаружи, то к нему можно применить более радикальные и эффективные способынаказания, используемые обычно по отношению к внешним «вредностям», а не щадящие,более приемлемые по отношению к себе.
Таким образом, проекцияпроявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие жемотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи емусамому. При этом свои социально нежелательные мотивы он не осознает.
Таков, например, механизмрелигиозно-мифологического мировосприятия. Примитивное восприятиехарактеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья,природу приписывая им собственные мотивы, желания, чувства. Писатель переноситна героев своих произведений собственные потребности, чувства, черты характера.
Проекция осуществляетсялегче на того, чья ситуация, чьи личностные особенности похожи напроецирующего. Человек, пользующийся проекцией, всегда увидит в безобидномзамечании обидный намек. Он даже в благородном поступке может увидеть злойумысел, интригу. Человек безмерно добрый, тот, которого в народе называют«святая простота», не способен на проекцию. Он не видит злого умысла,недоброжелательности в действиях по отношению к себе, потому что сам неспособен на это.
6. Идентификация.
 
Идентификация —разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя сдругим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных.
Идентификация — этовозвышение себя до другого путем расширения границ собственного «Я».Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого всвое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Это позволяет емупреодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я»таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению, и вэтом — защитная функция механизма идентификации.
Благодаря идентификациидостигается символическое владение желаемым, но недосягаемым объектом. Путемпроизвольной идентификации с агрессором субъект может избавиться от страха. Вшироком значении идентификация — это неосознаваемое стремление наследоватьобразец, идеал. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабостьи чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологическойзащиты избавляется от чувства неполноценности и отчужденности.
Незрелой формойидентификации является имитация. Эта защитная реакция отличается отидентификации тем, что она целостна. Ее незрелость обнаруживается в выраженномстремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем. Увзрослого человека подражание избирательно: он выделяет у другого толькопонравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, нераспространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этогочеловека.
Обычно идентификацияпроявляется в исполнении ролей реальных или выдуманных. Например, дети играют вдочки-матери, в школу, в войну, в трансформеров и т. д., последовательнопроигрывают разные роли и совершают разнообразные действия: наказываюткукол-детей, прячутся от врагов, защищают слабых. Человек идентифицируется стеми, кого больше любит, кого выше ценит, создавая тем самым основу для самоуважения.

7. Отчуждение.
 
Отчуждение представляетсобой изоляцию, обособление внутри сознания особых зон, связанных стравмирующими факторами. Оно часто ведет к расщеплению, диссоциации личности.При этом некоторые совокупности событий воспринимаются по отдельности, а связимежду ними не актуализируются и не анализируются. Изоляция провоцируетнарушение нормального функционирования сознания. Вызывает расщепление обычносильное переживание, аффект, который склонен становиться автономным комплексом,отрываться от иерархии сознания и тащить за собой «Я». Так возникаютотдельные, обособленные сознания, каждое из них может обладать своимсобственным восприятием, памятью, установками.
При отчуждениинеприемлемая информация инкапсулируется в отдельной, автономной части сознания,блокируясь тем самым от доступа к остальным зонам сознания. В результатевозникает отрыв от вызывающих беспокойство мыслей и чувств от их абстрактныхили логических аспектов, нарушается связь между травмирующими событиями и ихэмоциональной оценкой, хотя реальность этих событий осознается. Все этопроисходит, но словно-бы с кем то другим. В состоянии расщепления сознания однаиз его частей, ответственная за сохранения тождества личности с протекавшимиранее процессами мысли, уклоняется от этой своей обязанности, теряет большиепромежутки времени в прошлом, путает порядок событий.
Отчуждение, как ярковыраженная изоляция друг от друга отдельных частей личности, «доводит доабсурда» нормальную способность выйти за пределы собственного«Я», связанную со сменой ролей в совместной деятельности. Ограниченноеотчуждение часто имеет положительный эффект, позволяя постигать новое с разныхточек зрения.
Отчуждение имеет инегативные, и позитивные грани. В своей защитной роли оно выступает каквнутренняя анестезия, дающая возможность отключиться от душераздирающихфизических или психических страданий. Неоднократно отмечено, что в моментпыток, при ощущении сильной боли подчас возникает чувство некоторого удаления,отстранения от себя: «Это происходит с моим телом, но не со мной».
Отчуждение расширяетвозможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков.Подобное отстранение от чего-либо позволяет обрести внутреннюю свободу и четчеосознать свои внутренние устои.
8. Замещение.
 
В основе замещениякоторого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или заменанеприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядканапряжения, созданного неудовлетворенной потребностью.
Замещение — это тазащита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют вповседневной жизни. Так, у многих людей часто нет возможности не тольконаказывать своих обидчиков за их проступки или несправедливое поведение, но ипросто им противоречить. Поэтому в качестве «громоотвода» в ситуации злостимогут выступать домашние животные, родители, дети и др. Капризы, которые нельзянаправить на руководителя (неприемлемый для этого объект), прекрасно могут бытьнаправлены на других исполнителей как на объект, для этого вполне приемлемый(«вот кто во всем виноват»). Иными словами, замещение — это переноспотребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случаеневозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета,человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.
Итак, суть замещениясостоит в переадресации реакции. Если при наличии какой-либо потребностижелаемый путь для ее удовлетворения закрыт, активность человека ищет другойвыход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через переносвозбуждения, неспособного найти нормальный выход, на другую исполнительнуюсистему. Однако способность человека переориентировать свои поступки с личнонедопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые ограничена.Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия,которое замещает желаемое, возникает у человека тогда, когда согласуются мотивыэтих действий.
 
9. Сновидения.
 
Сновидение — этобессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождатьсяэмоциональными переживаниями.
Сновидение можнорассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит переноснедоступного действия в иной план — из реального мира в мир сновидений.Подавляя комплекс недоступности, оно аккумулирует энергию в бессознательном,угрожая сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, угрызениясовести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидении. Задачасновидения — выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможностьих пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Однако прямочувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие,отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно изобразитьтакое выражение страха, как бегство. Затруднительно показать чувство любви, нодемонстрация сближения и ласки вполне достижима. Поэтому замещающим характеромв сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете.
С точки зренияпсихологии, сновидение представляет собой сообщение или отражение ситуаций, скоторыми сталкивается человек, его историю, обстоятельства жизни, присущие емуспособы и формы поведения, практические результаты, к которым привелсовершаемый им выбор. Во сне находят отражение ошибки поведения человека нетолько по отношению к самому себе, но и к окружающим, в том числе любаяорганическая недостаточность с точки зрения физического здоровья.
Психическая деятельностьнепрерывна, поэтому процесс генерирования образов при сновидении непрекращается.
Сон может фокусироватьвнимание:
на текущей ситуации илипроблеме (фотографический снимок реальности);
на причинах возникновенияпроблемы;
на путях выхода изпроблемы (ее разрешение).
Сны позволяют вывестинаружу страсти, во сне могут наступить высвобождение, очищение, разрядка допредела выходящих из-под контроля эмоций, во сне можно реализовать желаемоеповедение, самоутвердиться и поверить в себя. Сновидение — это альтернативныйпуть удовлетворения желаний. Во сне нереализованные желания сортируются, комбинируютсяи преобразуются таким образом, что последовательность сна дает дополнительноеудовлетворение или уменьшение напряжения. При этом не всегда важно, происходитли удовлетворение в физической и чувственной реальности или во внутреннейвоображаемой реальности сна, если аккумулированная энергия в достаточной мереразряжается. Такой сон приносит облегчение, особенно тогда, когда постояннодумаешь о чем-то и переживаешь.
 
10. Сублимация.
 
Сублимация — это один извысших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализуетзамещение недостижимых целей в соответствии с высшими социальными ценностями.
Сублимация — этопереключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации(агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные дляиндивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь,способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгихметодах воспитания (например у слишком требовательных родителей и учителей),эротизм — в дружбе, в творчестве и т. п. Когда непосредственная разрядкаинстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находитсядеятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.
Сублимация реализуетзамещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями.Формы замещения разнообразны. У взрослых это не только уход в мечту, но и уходв работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к реакциям регрессии инезрелым формам поведения примыкает также замещение с помощью ритуалов инавязчивых действий, которые выступают как комплексы непроизвольных реакций,позволяющих человеку удовлетворить запретное бессознательное желание. По мнению
З. Фрейда, опираясь насублимацию, человек способен преодолеть воздействие ищущих выхода сексуальных иагрессивных желаний, которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив ихв другое русло.
Когда человек ощущаетсебя слабым и беспомощным, он идентифицирует, отождествляет себя с удачливымиили авторитетными людьми. Благодаря подсознательным защитным процессам одначасть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на прочие цели.Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для человеканаправлении. Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписыватьих посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств,«захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяетсохранить устойчивость представлений о мире, о себе и о своем месте в мире,чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.
Мир вокруг нас постоянноусложняется, поэтому необходимым условием жизнедеятельности является постоянноеусложнение защиты и расширение ее репертуара.
 
11. Катарсис.
 
Катарсис — облегчениевнутреннего конфликта при сопереживании. Если человек наблюдает и сопереживаетдраматические ситуации других людей, существенно более тягостные итравмирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на своибеды по-другому, оценивая их в сравнении с чужими. Издревле катарсис связываютс театром. Действительно, собственные мучительные состояния зрителей могутоблегчаться, когда они переживают события, происходящие с героями классическойтрагедии на театральной сцене. В этом – одно из благотворных влиянийтеатрального искусства на психику человека. Из сказанного становится понятным,что люди, способные искренне сопереживать страданиям окружающих, не толькооблегчают их другим, но способствуют улучшению и своего психического здоровья.
Говоря о внутреннемравновесии, или уравновешенности, имеется в виду такое свойство характера,которое дает возможность достигать поставленной перед собой цели.
Поскольку в человеческойдеятельности принимают участие мысли, эмоции и собственно физическое тело, то иравновесие может быть утрачено в одной из этих сфер: физической, мыслительнойили эмоциональной. Когда мы падаете на землю, это, несомненно, влияет и на ходмыслей, и на эмоциональное состояние. Если вы рассердились, это опять жеизменит направление ваших мыслей и каким-то образом скажется на состояниифизического тела. Итак, стоит нам утратить равновесие в любой из сфер жизни, иэто подействует в целом на ваши взаимоотношения с окружающим миром.
Действие психологическойзащиты направлено на сохранение внутреннего равновесия, путём вытеснения из сознаниявсего того, что серьёзно угрожает системе ценностей человека, в условияхмотивационного конфликта. При этом собственный опыт искажается или игнорируетсяполностью, а структура личности становиться неспособной к изменениям.
Жизнь сталкивает нас с разнымилюдьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают.Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности иуметь делать общение бесконфликтным.          Психологические барьеры в общениивозникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, нонезамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущатьневерность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если онобнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы. Чтобы преодолетьбарьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построитьсвое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
Если человек, относясь ксебе в целом положительно, допускает в сознание представление о своемнесовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то онстановится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новыепоступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь. Еслиже информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающегосамоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналыконфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт непреодолевается, т.е. человек не может встать на путь самоусовершенствования.Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контролянад ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенностьв своих силах.

Список литературы:
1.        Абрамова Г.С.Практическая психология. Учебник для студентов вузов — Изд 6-е., перераб. идоп. — М: Академический Проект, 2001 г.
2.        Грановская Р.М.  Психологическаязащита, пер. изд. Речь  2007 г.
3.        ЗавилянскаяЛ.И., Психотерапия неврозоподобных состояний, Киев 1997
4.        Изард К. Э.  Психологияэмоций,  изд. Питер, 1999 г.
5.        Крысько В.А.Социальная психология: Учебник для вузов.- 2-е издание, изд. Питер  2006г
6.        Реан А.А.  Психологиячеловека от рождения до смерти, изд. Прайм-Еврознак  2002 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Физические упражнения против депрессии
Реферат Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе
Реферат Производственная мощность
Реферат Чиновничий мир в комедии Гоголя "Ревизор"
Реферат Взаимодействие средств применяемых для лечения соматических заболеваний и психотропных препаратов
Реферат Садово-парковые ландшафты Древнего мира
Реферат Стратегия рыночной экспансии Основные особенности услуг как объекта маркетинговых исследований
Реферат How The Scarlet Letter Effects The Characters
Реферат Інформаційні системи в маркетингу 2
Реферат Violence In American Society Essay Research Paper
Реферат Культура эпохи Возрождения
Реферат Политическая элита. Теория элит
Реферат Контрабанда проявление международной организованной преступности
Реферат Onthological Argument Essay Research Paper The Ontological
Реферат Насилие в школе