Реферат по предмету "Психология"


Эмоции и художественное творчество

Муниципальное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»(институт) (ЕАСИ)
Контрольная работа № 1
По дисциплине «Основы психологии»
Тема: «Эмоции и художественное творчество»
Для студентов направления подготовки 031600
«Искусства и гуманитарные науки»
Вариант №1
Студента группы № 231
(заочной формы обучения)
шифр 71
Преподаватель Калистратова Е.А.
Дата сдачи контрольной работы_____________________
Дата проверки контрольной работы__________________
Оценка__________________________________________
Подпись преподавателя____________________________
Екатеринбург 2009

Часть 1. Тестовое задние
Вопрос 1. в).
Вопрос 2. в).
Вопрос 3. б).
Вопрос 4. б).
Вопрос 5. а).
Вопрос 6. г).
Вопрос 7. г).
Вопрос 8. в).
Вопрос 9. б).
Вопрос 10. в).
Вопрос 11. б).
Вопрос 12. б).
Вопрос 13. б).
Вопрос 14. а).
Вопрос 15. а).
Вопрос 16. г).
Вопрос 17. г).
Вопрос 18. б).
Вопрос 19. г).
Вопрос 20. г)
Вопрос 21. б).
Вопрос 22. в).
Вопрос 23. б).
Вопрос 24. б).
Вопрос 25. б).
Вопрос 26. б).
Вопрос 27. б).
Вопрос 28. г).
Вопрос 29. а).
Вопрос 30. в).
Вопрос 31. б).
Вопрос 32. а).
Вопрос 33. в).
Вопрос 34. б).
Вопрос 35. г).
Вопрос 36. б).
Вопрос 37. г).
Вопрос 38. в).
Вопрос 39. в).
Вопрос 40. а)

Часть 2. Реферат
Эмоции и художественное творчество
 
Содержание
Введение
1.Эмоции
1.1 Составляющие эмоции
1.2 Функции эмоций
1.3 Роль«положительных» и «отрицательных» эмоций
1.4 Видыэмоциональных состояний
1.5 Характеристикиэмоционального реагирования
1.6 Уровниэмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну
1.7 Компоненты эмоциональных явлений
2. Художественноетворчество
2.1 Роль эмоций втворчестве
2.2 Роль художественного творчества ивоображения
2.3 Способности истепени их развития в художественном творчестве
2.4 Особенности творческого мышления ихудожественного творчества
Заключение
Список литературы

Введение
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так какнеоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описатькакую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытываетбольшие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудомподдаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень многокак в художественной, так ив научной литературе, они вызывают интерес уфилософов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остаетсязагадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведениемчеловека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях,отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и ихудовлетворением Эмоции выполняют различные функции, участвуют в управленииповедением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в негокак на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятиярешения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмовуправления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее ролив этом управлении.

1. Эмоции
Эмоции (от фр. emotion — волнение, возбуждение эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную)— это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственногопереживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций дляосуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненнозначимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения. Изантичности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативномфакторе, разрушающем разумную деятельность человека. Вспомним миф о вознице,предложенный Платоном. Разум и чувства представлены в этом мифе в виде двухнепримиримых соперников, которые способны двигаться в одном направлении толькопод кнутом возницы — Воли. Стоики и эпикурейцы по различным основаниям призываливоздерживаться от эмоций. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например,в юридической практике. Суды учитывают эмоциональное состояние обвиняемого вмомент совершения
преступления, подразумевая, что «сильное душевное волнение»или аффект приводят к потере контроля над своими действиями.
Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологическойцелесообразности эмоций. По некоторым данным, человек является самымэмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить,что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящееэлементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживанияи развития человечества.
1.1 Составляющие эмоции
Эмоция— это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определенныеаффективно окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимумшесть общих составляющих. Одна из них часто распознается нами как субъективноепереживание — аффективное состояние чувств, связанное с данной эмоцией. Втораяее составляющая — это реакция организма. Например, когда вы сердитесь, вашголос может дрожать или повышаться вопреки вашему желанию. Третья составляющая— совокупность мыслей и убеждений, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум,видимо, автоматически. Переживание радости, например, часто сопровождаетсямыслями о ее причинах. Четвертая составляющая эмоционального переживания —выражение лица. Если вы чувствуете отвращение, вы, вероятно, хмуритесь, приэтом часто ваш рот растягивается широко, а веки прикрываются. Пятаясоставляющая связана с глобальными реакциями на эмоцию; например, приотрицательной эмоции ваш взгляд на мир может «потемнеть». Шестая составляющая —это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, то естьтенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживанииопределенной эмоции. Гнев, например, может вести к агрессивному поведению.
Такимобразом, к составляющим эмоций относятся:
1.Субъективное переживание эмоции.
2.Внутренние реакции организма, особенно реакции автономной нервной системы.
3.Мысли об эмоции и связанных с ней ситуациях.
4.Выражение лица.
5.Собственные реакции на эмоцию.
6.Склонность к определенным действиям.
Сама посебе ни одна из этих составляющих эмоцией не является. При возникновенииопределенной эмоции все эти составляющие действуют совместно. Кроме того,каждая из составляющих может влиять на другие составляющие. Например, когнитивнаяоценка ситуации может вызвать конкретную эмоцию: если вы считаете, что продавецв универмаге пытается обмануть вас, то, вероятно, почувствуете гнев. Но если вывошли в эту ситуацию уже сердитым, то вероятность того, что вы оценитеповедение продавца как нечестное, будет еще выше.
10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс(горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.
Ксоставляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономноевозбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции наэмоцию и склонности к определенным действиям.
Когнитивнаяоценка — это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют и на силуэмоции, и на ее качество.
1.2 Функции эмоций
Функция эмоций — это узкое природное предназначение, работа, выполняемаяэмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) — это характер и степеньучастия эмоцийв чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо ихприродного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Рольэмоций может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из ихцелесообразности, предопределена природой быть только положительной.
Функции эмоций.
1. Организующая функция. Эмоции, прежде всего, организуютнекоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно,может помешать параллельно осуществляемой деятельности. Даже такая биологическаяреакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, приопределенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезнойопасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическуюсилу и выносливость.
2. Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, впервую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоциистраха повышает способность к бегству, а понижение порога ощущения, каксоставляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Крометого, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивныхэмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия напреодолении негативной ситуации.
3. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формамипознания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость(смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служатодним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности иповедения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоция даетвозможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуациидля человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательнойпереработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло.Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на новогознакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшемдостаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия. Инаоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показалсянам неприятным, удается с трудом.
4. Функция компенсации информационного дефицита. Возникновениеэмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотезаП.В. Симонова. Основываясь на данных, полученных при обследовании космонавтов,П. В. Симонов предположил, что мера переживания эмоции зависит от двухфакторов: 1) значимости потребности и 2) разности между информацией, необходимойдля ее удовлетворения (Ин), и доступной в данный момент информацией (Ид).Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную вероятностьдостижения цели. Причем в том случае, если
Ин Ид — то положительных (радость,интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, аотрицательных — снижает их интенсивность.
5. Функция побуждения и поддержания деятельности. Эмоции относятся кпроцессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выраженияпотребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Как уже былоупомянуто, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знанийо мире, но и ориентируясь на эмоции. Современный человек весьма изощрен почасти мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим)истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоцийсигнализирует об ее успешности или препятствиях.
6. Регуляторная функция эмоций, указывает на способность эмоцийоставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а такжеудавшиеся/ неудавшиеся действия, которые их возбудили.
7. Функция следообразования. Эта функция является логическимпродолжением регуляторной функции. Актуализация следов обычно опережает развитиесобытий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятномили неблагоприятном исходе. Эмоция часто возникает уже после того, как то илииное событие завершилось, т. е. тогда, когда действовать уже поздно.Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определеннымтипом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительныеэмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна даннаяфункция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Крометого, эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие стеми, что уже были пережиты, приобретают определенный эмоциональный маркер. В целоммеханизм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он приобретает ипатологические, нерациональные формы фобий.
8. Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонентэмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Эмоциональный опытчеловека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируетсяв результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другимилюдьми, в частности передаваемых средствами искусства. Способность к эмпатии, т. е. к постижениюэмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие, сострадание,разделять чувства другого человека, — это пожалуй, одна из наиболее важныхфункций эмоций. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализациячеловечности как потребности в благополучии другого. Известно, что эмоции обладают«заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именнопотому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинаетсмеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. Наэмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства,животными и растениями. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолкованоокружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной форме. Отчасти этодостигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций. В значительнойстепени значение мимики и особенно пантомимики постигается в ходе социализации.
9. Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушитьэффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когдачеловеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однакодлительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояниядистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройствуповедения и здоровья.

1.3 Роль «положительных» и «отрицательных»эмоций
«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую рольпо сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных»эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а«положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция —это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция — этосигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нетнеобходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступаетбыстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность неустранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные»эмоции. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, чтопревышает норму. Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов,приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организмаперегрузкам, инфекциям и т. д.
Нервные механизмы положительных эмоциональных реакций болеесложные и тонкие, чем отрицательных. «Положительные» эмоции имеютсамостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоцийотлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живыесистемы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой:«Важнейшая роль положительных эмоций — активное нарушение покоя, комфорта,знаменитого «уравновешивания организма с внешней средой»». «Отрицательныеэмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюциейили индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируютповедение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, безкоторых немыслимо наслаждение. Это не свидетельствует об абсолютной ценностиположительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими,социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадимпредпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другогочеловека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью.Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».
1.4 Виды эмоциональных состояний
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности истепени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональныхсостояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.
Простейшаяформа эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания(от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важныевоздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровнеэмоции дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные эмоции, вызываемыеполезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению;отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредныхвоздействий.
1. Чувственный или эмоциональный тон — это простейшая форма эмоций, элементарноепроявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненноважные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению.Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможновыразить вербально. Чувственный тон осознается как эмоциональная окраска,своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойствовоспринимаемого предмета, явления, действия и т. п.
2. Собственно эмоции — психическое отражение в форменепосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений иситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностямсубъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния,возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникаютпри избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностяминдивида. Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеетдать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отличающиеся новизной,необычностью или внезапностью).
Традиционным считается деление эмоций на положительные иотрицательные. Однако такие эмоции, какгнев, страх, стыд, не могут бытьбезоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямосоотносим с приспособительным поведением и еще чаще — с защитой и утверждениемличностной целостности. Страх также связан с выживанием и, наряду со стыдом,способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социальногопорядка.
Популярной является классификация эмоций по отношению кдеятельности и соответственно их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающиенапряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). Также известныклассификации эмоций: по происхождению от групп потребностей — биологические,социальные и идеальные эмоции; по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворенияпотребности, — контактные и дистантные.
3. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональныйпроцесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевомуконтролю разрядку в действии. Основное в аффекте— это неожиданно наступающее,резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания,нарушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметрывнимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплотьдо частичной или
полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние надеятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальнойдезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции.Различают нормальные и патологические аффекты.
Главные признаки патологического аффекта: измененностьсознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватностьинтенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию;наличие постаффектационной амнезии.
4. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжительноепереживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее ксосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут бытьразличны — начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений.Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться какнечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются силачувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности,устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетаниеактивности и пассивности.
5. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическоесостояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение,многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) донюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъектнуюнаправленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойствообъекта, но как свойство субъекта. Определенную роль играютиндивидуально-личностные особенности.
Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставитпсихологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. Согласно традицииотечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов.Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Однако, в отличиеот собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувствавыделяют в окружающей действительности явления, имеющие стабильнуюпотребностно-мотивационную значимость. В содержании доминирующих чувствчеловека выражаются его установки, идеалы, интересы и т.д. Итак, чувства — это устойчивыеэмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» копределенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них,как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствамотведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх)подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку иэмоциональный взрыв (аффект). Эмоциональный отклик является, по мнению авторов, самымдинамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрыеи неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениямситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоциональногоотклика невелики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояниечеловека. Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностьюпереживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменитьэмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Эмоциональный взрывхарактеризуетсябурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблениемволевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Этократковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полноебезразличие, сонливость.
Можно говорить об эмоциональных переживаниях различной длительности:мимолетных, неустойчивых, длительных, продолжающихся несколько минут, часов идаже дней) и хронических. В то же время нужно понимать условность такого деления.Эти три группы эмоциональных реакций можно называть и по-другому: оперативные (появляющиесяпри однократном воздействии), текущие и перманентные (длящиеся недели имесяцы). Однако эмоциональная реакция (тревожность, страх, фрустрация, монотонияи т. д.) при определенных условиях может быть и оперативной (мимолетной), итекущей (длительной), и перманентной (хронической). Поэтому использование этойхарактеристики при выделении класса эмоциональных реакций является весьмаотносительным.
1.5 Характеристики эмоциональногореагирования
Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные илиотрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее илитормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания(кратковременныеили длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретнымобъектом).
Знак эмоционального реагирования. По тому, какиепереживания имеются у человека (положительные — удовольствие или отрицательные— отвращение) эмоциональное реагирование отмечается знаком «+» или «—».Следует, однако отметить, что это деление во многом условно и по крайней мерене соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человекав конкретной ситуации. Например, такую эмоцию, как страх, безоговорочно относятк отрицательным, но она безусловно имеет положительное значение для животных ичеловека, и кроме того, может доставлять человеку удовольствие.
Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степеньположительного эмоционального реагирования называется блаженством. Например, человекиспытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или,наоборот, поглощая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно,что приятное ощущение разливается по всему телу. Высшая степень положительногоэмоционального реагирования называется экстазом, или экстатическим состоянием. Этоможет быть религиозный экстаз, переживавшийся средневековыми мистиками, а внастоящее время наблюдающийся у членов некоторых религиозных сект; такоесостояние также свойственно шаманам. Обычно люди испытывают экстаз, когдапереживают верх счастья. Это состояние характеризуется тем, что оно захватываетвсе сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективномвосприятии исчезает внешний мир, и человек находится вне времени ипространства. В двигательной сфере при этом наблюдается либо неподвижность —человек длительно остается в принятой позе, либо, наоборот, человек испытывает телеснуюлегкость, проявляет доходящую до исступления радость, выражающуюся в бурныхдвижениях. Экстатические состояния наблюдаются и при душевных заболеваниях: приистерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко отмечаются галлюцинации:райские ароматы, видение ангелов.
Длительность эмоционального реагирования. Эмоциональноереагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний досостояний, длящихся часы и дни.
Предметность как характеристика эмоционального реагирования.Мывосторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то иличем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое,мыслимое. Так называемые беспредметные эмоции, обычно тоже имеют предмет,только менее определенный (например, тревогу может вызвать ситуация в целом:ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроениепортит неуспех, в котором человек не может признаться). Бывает плохоенастроение, которое трудно объяснить. А если я не могу этого сделать, значит, яне могу приурочить его к определенному предмету, объекту.

1.6 Уровни эмоционального реагирования поС.Л. Рубинштейну
С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональнойсферы личности выделяет три уровня.
Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональнойчувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия —неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, какспециализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тонаотдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более илименее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретнымпредметом (беспредметные тоска, тревога или радость).
Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений,составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоги приходит страхперед чем-нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченностьчувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются,в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, на интеллектуальные,эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом иотвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущениекаким-либо человеком или событием и т. п.
Третий уровень связан с более обобщенными чувствами,аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора,иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногдавыступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенномуслучаю, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческиеустановки личности, называют их мировоззренческими чувствами.
Таким образом, заключает Рубинштейн, «в развитии эмоций можно…наметить следующие ступени:
1) элементарные чувствования как проявления органической аффективнойчувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоциональногофона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;
2) разнообразные предметные чувства в виде специфическихэмоциональных процессов и состояний;
3) обобщенные мировоззренческие чувства; все они образуютосновные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизньличности».
1.7 Компоненты эмоциональных явлений
Эмоции поправу считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутреннейдеятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональныеявления включают компоненты разного рода:
1)эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание);
2)экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика,голосовые реакции и др.);
3)когнитивный, в т.ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой,припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональнымявлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятиесостояний организма; рефлексия разных компонентов эмоций);
4)физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включаетразнообразные вегетативные и биохимические, в т.ч. эндокринные, изменения;активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах,зрачковый рефлекс, тремор и т. д.);
5)поведенческий компонент.

2. Художественное творчество
Свойспецифический характер имеет и художественное творчество — работа писателя,поэта, художника, музыканта. Несмотря на все представления о вдохновении,внезапном наитии и т.д., особенно распространенные именно по отношению кхудожественному творчеству, можно сказать, что и художественное творчество,прежде всего большой, напряженный, сосредоточенный и часто кропотливый труд.Реализация замысла художника предполагает обычно более или менее длительноесобирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений.
Длятого чтобы подчинить образ замыслу, идее и композиции художественногопроизведения, необходимо преобразовать те впечатления, которые доставляетхудожнику внимательное наблюдение. Здесь вступает в свои права творческоевоображение художника с многообразными, в процессе творчества вырабатывающимисяприемами и способами преобразования.
Этовключение воображения на одном из этапов художественного творчества означаетлишь, что на этом этапе обычно его роль выступает особенно отчетливо вотносительной самостоятельности.
Можно, пожалуй, даже утверждать, что само восприятиехудожника как художественное восприятие не только проявляется, но и формируетсяв процессе художественного изображения воспринимаемого. Художник научаетсявидеть, воспринимать действительность в соответствии с требованиями, исходящимиот условий ее изображения. Поэтому в известном смысле можно сказать, чтовосприятие художника в своей художественной специфичности, отчасти обусловленотехникой художественного изображения. В самом же изображении, в созданиихудожественного произведения техника, во всяком случае, играет, конечно, несамодовлеющую, но существенную роль.
Творческоеразвитие художника совершается часто в своеобразной диалектике творческихзамыслов и техники: новые творческие замыслы для своего осуществления требуютиногда овладения новыми техническими средствами; овладение новыми техническимисредствами создает новые творческие возможности, открывает простор для новыхтворческих замыслов, а новые творческие замыслы требуют дальнейшего развития исовершенствования техники и т.д.
Вообще,утверждение о том, что художественное творчество предполагает упорный,напряженный, часто кропотливый труд, никак не исключает того, что сам процесссоздания значительного художественного произведения, его оформление частоявляется относительно кратковременным актом величайшего напряжения и подъемавсех духовных и физических сил. Только в моменты или периоды такой величайшейсосредоточенности, собранности и подъема можно создать что-то действительно значительное.
Такдействующие лица художественного произведения в силу внутренней необходимости,с которой развивается действие и раскрывается их характер, жи­вут своейсобственной жизнью, которая и самим художником воспринимается как независимаяот него. С таким восприятием объективности, подлинности созданного художникоммира естественно сочетается реальность и интенсивность чувств художника поотношению к действующим лицам, живущим в его творениях. Имеется немалосвидетельств того, как ярки иногда бывают эти чувства.
2.1 Роль эмоций в творчестве
Роль эмоций в творческом процессе многообразна. Это и мукитворчества, и радость открытия. Из мемуарной литературы также следует, чтоэмоция, лирическое настроение или вдохновение способствуют творческому воображению,фантазии, так как в сознании легко возникают яркие многочисленные образы,мысли, ассоциации. Но вот что характерно: это вдохновение, радость по поводутворческого успеха не долговременны.
Особая роль принадлежит эмоциям в различных видахискусства.
К. С. Станиславский говорил, что из всех трех психическихсфер человека — ума, воли и чувств — последнее является самым«трудновоспитуемым ребенком». Расширение и развитие ума гораздо легче поддаетсяволе актера, чем развитие и расширение эмоциональной сферы. Чувство, отмечалСтаниславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оноочень туго растет. Альтернатива «есть или нет» более всего относится к нему.Поэтому оно для актера дороже всего. Учащиеся с подвижными эмоциями, способностьюглубоко переживать — это золотой фонд театральной школы. Их развитие идетбыстро. В то же время Станиславский сетовал на то, что слишком многорассудочных актеров и сценических работ, идущих от ума. Важны переживанияэмоций и для художника в процессе изобразительного акта. В.С. Кузин отмечает,что если натура (объект изображения) оставила художника равнодушным, не вызваланикаких эмоций, процесс изображения будет пассивен. О. Роден считал, что,прежде чем копия того, что видит художник, пройдет через его руку, она должнапройти через его сердце.
2.2 Роль художественного творчества и воображения
Воображениеи творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако,никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющейфункции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущейявляется обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческойдеятельности. Специализация различных видов воображения является не столькопредпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческойдеятельности. Поэтому существует, столько специфических видов воображения,сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, —конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное ит.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видахтворческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня — творческоговоображения.
Рольвоображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собойего продукты. Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение вмимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии отреального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами превращают воплощениесвоего воображения в реальное дело творчества. Их творения вводят в реальныймир как бы новое измерение. В созданных художественным творчествомпроизведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира,далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного существования;в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально изменяютдействительность.
Воображениеиграет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенновелико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение,достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научноготрактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужденвывести идею своего произведения в абстрактных формулах так, что идейноесодержание художественного произведения выступает наряду с его образами, неполучая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведениетеряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественногопроизведения, и только оно, должно быть носителем его идейного содержания.Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобыуметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейногосодержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобысоздать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основныхтребований жизненной реальности.
В корнеошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннеепроизведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. ВоображениеЛьва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение.Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкуюкартину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужныособая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдаетсяжизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделатьнаглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическимвыражением его художественного замысла.
Настоящийхудожник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразитьто, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивыйчеловек. И задача художественного произведения — показать другим то, что видитхудожник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие.
Нельзялучше выразить, в чем заключается сущность художественного творчества. Даже впортрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразуетвоспринимаемое.
Воображениев художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет отдействительности, более или менее значительное отклонение от нее.Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает исказку, и фантастический рассказ. В сказке, в фантастическом рассказеотклонения от действительности могут быть очень велики. Творческое воображениеприбегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторыхсторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядностьдействительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую-тосущественную сторону действительности.
Развитиевоображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенныепродукты воображения. В процессе создания поэзии, изобразительного искусства,музыки и их развития формировались и развивались все новые, более высокие исовершенные формы изображения. В великих творениях народного творчества, в былинах,сагах, в народном эпосе, в произведениях поэтов и художников — в «Илиаде» и«Одиссее», в «Песне о Роланде», «Слове о полку Игореве» — воображение не толькопроявлялось, но и формировалось. Создание великих произведений искусства,учивших людей по-новому видеть мир, открывало новое поле для деятельностивоображения.
2.3 Способности и степени их развития в художественномтворчестве
Способности — индивидуально-психологические особенностичеловека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности еевыполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочностьпроцесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним несводятся.
Способности — понятие динамическое, их формированиеопределенным образом происходит в процессе организованной деятельности.
Характерным для задатков является то, что они сами по себееще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процессформирования и развития способностей, которые формируются прижизненно впроцессе деятельности и воспитания.
Задатки многозначны, они обуславливают: разные путиформирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.
На формирование способностей влияет ряд условий. Это —теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность,связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры,учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.
Способности, находятся в постоянном развитии. Способности,которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянносовершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можноподдерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.
Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторныевозможности. В этом плане обычно различают:
общие способности (такие индивидуальные свойства личности,которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладениизнаниями и осуществлении различных видов деятельности);
специальные способности (система свойств личности, которые помогаютдостигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальныеспособности органически связаны с общими.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различаютведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами влитературных, математических, педагогических и художественных способностяхявляются:
В литературных: особенности творческого воображения имышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств;чувство языка.
В математических: умение обобщать; гибкость мыслительныхпроцессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.
В педагогических: педагогический такт; наблюдательность;любовь к детям; потребность в передаче знаний.
В художественных: особенности творческого воображения имышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранениюярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональномотношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающиепретворение замысла в действительность.
Выделяют следующие уровни способностей:
репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваиватьзнания, овладевать деятельностью):
творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).
Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивнаядеятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает ирепродуктивную, без которой она невозможна.
Различают также теоретические и практические способности. Ониразличаются тем, что первые предполагают склонность человека кабстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическимдействиям. Часто они не сочетаются друг с другом.
Одна и та же способность может быть разной по степениразвития.
Талант — высокий уровень развития способности,обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
Гениальность — высший уровень развития способностей,делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов:«художественному», «мыслительному» и «промежуточному» — определяет взначительной мере особенности их способностей.
Относительное преобладание первой сигнальной системы впсихической деятельности человека характеризует художественный тип, относительноепреобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное ихпредставительство — средний тип людей. Эти различия в современной наукесвязывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного)полушарий головного мозга.
Для художественного типа свойственна яркость образов, длямыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений.
У одного и того же человека могут быть разные способности,но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, уразличных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся междусобой по уровню развития.
С.Л. Рубинштейн под одаренностью видит совокупностьспособностей вместе с совокупностью свойств личности. Интересная грань проблемыодаренности — вопрос о гиперспособностях. Этим термином обозначаются высокие и,главное, необычные способности. Так, абсолютный музыкальный слух не считаетсягиперспособностью. Напротив, особо острое обоняние специалистов-дегустаторовзапахов можно назвать гиперспособностью.
Особо высокий уровень одаренности принято называть также такимитерминами, как талант и гений. В ряду понятий «одаренность» (способности) —«талант» — «гений» постепенно нарастает значение социального фактора.Обладатель феноменальной непосредственной памяти на основе эйдетизма остаетсяспецифически одаренным человеком, но это не значит, что он станет талантливым математикомили художником. Талантливыми признаются люди, демонстрирующие такие способности,которые делают их признанными мастерами в искусстве, науке, производстве идругих сферах человеческой деятельности. Еще более велика роль социальнойоценки и социально-психологических факторов в их достижениях, когда человекпризнается гением.
2.4 Особенности творческого мышления и художественного творчества
Творческоемышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений втех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Творческоемышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспектапроблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения. Инаконец, главное-это то, что творческое мышление оригинально. Оно порождаетнеожиданные, небанальные и непривычные решения.
Творцом,так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какиевозможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который вразличной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.
Свойспецифический характер имеет и художественное творчество — работа писателя,поэта, художника, музыканта. Несмотря на все представления о вдохновении,внезапном наитии и т.д., особенно распространенные именно по отношению кхудожественному творчеству, можно сказать, что и художественное творчество,прежде всего большой, напряженный, сосредоточенный и часто кропотливый труд.
Реализациязамысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание ивпитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Иногда этот материалсобирается «впрок», иногда это специальная работа по собиранию материалов дляосуществления определенного замысла.
Длятого чтобы подчинить образ замыслу, идее и композиции художественногопроизведения, необходимо преобразовать те впечатления, которые доставляетхудожнику внимательное наблюдение. Здесь вступает в свои права творческоевоображение художника с многообразными, в процессе творчества вырабатывающимисяприемами и способами преобразования. Это включение воображения на одном изэтапов художественного творчества означает лишь, что на этом этапе обычно егороль выступает особенно отчетливо в относительной самостоятельности. Но,конечно, уже в восприятии художника действительность выступает преображенной. Итолько потому, что художник преображенной ее воспринимает, открывая в нейновые, не банальные и вместе с тем существенные черты, которые не схватываетпривыкший к обыденному повседневному и часто случайному взор художественноневосприимчивого наблюдателя, он и в состоянии такой ее изобразить.
Еслиречь идет о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, содной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущенийи представлений, с другой — эта деятельность требует для своего осуществленияспециальной техники, которая формируется и развивается на основе историческогоразвития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретнойспособности может оказаться скованным недостаточной или неадекватной емутехникой, и лишь овладение художником новыми техническими сред­ствами создаетвозможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Такимобразом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника даннойдеятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существеннымусловием развития соответствующих способностей, так же как наличиесоответствующих способностей является условием для овладения этими умениями ипрочее. Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их,овладевает необходимыми для деятельности умениями.

Заключение
Рассмотрение различных эмоциональных явлений, дает основаниеговорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневоестроение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойстваличности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типылюдей. Эмоциональныйтон являетсяпервой и самой простой формой эмоционального реагирования. Он имеет низший ивысший уровни проявления. Низший соответствует эмоциональному тону ощущений, авысший — эмоциональному тону впечатлений от воспринимаемого и представляемого.Если эмоциональный тон ощущений возникает только при непосредственномвоздействии раздражителя, вызывающего ощущение, то эмоциональный тонвпечатлений может возникать и как эмоциональная память на бывшие когда-тособытия.
Эмоция является следующим эмоциональным явлением, занимающим вэволюционном развитии эмоциональной сферы значительное более высокое и важное место.Как и эмоциональный тон, эмоции характеризуются интенсивностью, длительностью, инертностью.И эмоциональный тон, и эмоция обладают целым набором свойств: универсальностью, динамичностью,доминантностью, адаптацией, пристрастностью, пластичностью, удержанием впамяти, иррадиацией, переносом, амбивалентностью, переключаемостью. В то жевремя у эмоций есть свойство, которым эмоциональный тон не наделен: этозаразительность.
В зависимости от выраженности и доминирования эмоции ичувства той или иной модальности можно выделять эмоциональные типы: оптимистов ипессимистов, тревожных, застенчивых, обидчивых, мстительных (злобных),эмпатичных, сентиментальных, совестливых, любознательных.
Что касается роли эмоций в управлении поведением идеятельностью человека, то она весьма многообразна. Это и сигнализация овозникшей потребности и испытываемых ощущениях от внешних раздражителей, исигнализация об имеющейся в момент принятия решения ситуации, и реакция напрогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение, способствующаяугашению имевшейся потребности. Эмоциональное реагирование также способствуетрегуляции энергетического потока, подпитывая им мотивационный процесс испособствуя подготовке организма к действию в той или иной значимой ситуации.Важны переживания эмоций и для художника в процессе изобразительного акта.
Художественноетворчество — работа писателя, поэта, художника, музыканта. Несмотря на всепредставления о вдох­новении, внезапном наитии и т.д., особеннораспространенные именно по отно­шению к художественному творчеству, можносказать, что и художественное творчество, прежде всего большой, напряженный,сосредоточенный и часто кропотливый труд. Реализация замысла художникапредполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание иливбирание в себя многообразных впечатлений. Для того чтобы подчинить образзамыслу, идее и композиции художественного произведения, необходимопреобразовать те впечатления, которые доставляет художнику внимательноенаблюдение. Здесь вступает в свои права творческое воображение художника смногообразными, в процессе творчества вырабатыва­ющимися приемами и способамипреобразования. Это включение воображения на одном из этапов художественноготворчества означает лишь, что на этом этапе обычно его роль выступает особенноотчетливо в относительной самостоятельности.

Список литературы:
1.        АболинЛ.М. Офакторах устойчивости к стрессу. Материалы Всесоюзного симпозиума. — Пермь, 2003.— С. 67-69.
2.        АминовН.А. Психофизиологическиеи психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросыпсихологии. — 2008. № 5. С. 71-77.
3.        АндрееваА.Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2004.
4.        АндрееваГ.М. Социальнаяпсихология. — М., 2007.
5.        БатраковаС.Н. Педагогическиеприемы эмоционального воздействия на учащихся: Учебное пособие. — Ярославль,2002.
6.        БеловаН.Я. Удовлетворенностьтрудом и производственное поведение личности: Автореф. дисс.… канд. наук. —Л., 2008.
7.        ГаранянН.Г. Соотношениеположительных и отрицательных эмоций у людей: Автореф. дисс.… канд. наук. —М., 1988.
8.        ГарсковаГ.Г. Введениепонятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения:Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2006. — С. 25-26.
9.        ГатманЮ.Н. Удовлетворениедеятельностью в связи с качествами личности:
10.      Автореф.дисс.… канд. наук. — М., 2005.
11.      ГелыорнЭ. Регуляторныефункции автономной нервной системы. — М., 2008.
12.      ГелыорнЭ., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М., 2006.
13.      ГефдингГ. Очеркипсихологии. — СПб., 2004.
14.      ЖмуровВ.А. Психопатология.- Иркутск, 2004. — С. 273-280. — Т. 2.
15.      ЗагоровскийП.Л. Развитиеэмоций. — 2006. — № 3. —С. 90-101.
16.      КайдаковС.В. Эмоциикак фактор познания и действия: Автореф. дисс. канд.наук. — М., 2004.
17.      КоломенскийЯ.Л.Психология эмоциональных отношений // Вопросы психологии.- 2008. — № 5.
18.      КолымбаИ.Г. Экспериментальныеметоды исследования интонации эмоциональной речи // Новые исследования впсихологии. 2004. № 3. С. 15-16.
19.      КолымбаИ.Г., Тостов А.Ш. К проблеме предметности эмоций // Материалы 2006
20.      IВсероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества«Психология сегодня». — М., 2006. Т. 2. Вып. 3.
21.      КопинаО.С. Исследованиеэмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной мотивации:Автореф. дисс.… канд. наук. — М., 2002.
22.      КорневаТ.В. Онекоторых факторах, определяющих точность аудиторской оценки эмоциональныхсостояний // Материалы Всесоюзного симпозиума «Речь, эмоции и личность». — Л.,2008. — С. 121-125.
23.      МанеровВ.X. Успешностьвосприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей// Вопросы психологии. — 2007. — № 1. — С. 147-153.
24.      НосенкоЭ.Л. Изменениехарактеристик речи при эмоциональной напряженности// Вопросы психологии. — 2008.— № 6. — С. 76-85.
25.      НосенкоЭ.Л. Попыткасистемного подхода к анализу речи в состоянии эмоционального напряжения //Психологический журнал. 2006. № 6. С. 54-61.
26.      НушикянЭ.А. Типологияинтонации эмоциональной речи. Одесса, 2006.
27.      ПинигинВ.Г. Возрастныеизменения эмоциональных свойств личности // Тезисы научно-практическойконференции. — СПб., 2001.
28.      ПинчукВ.А. Психологическийанализ устойчивых особенностей эмоциональности: Автореф. дисс.… канд. наук. —М., 2007.
29.      РеанА.А. Агрессияи агрессивность личности. — СПб., 2006.
30.      РейковскийЯ. Экспериментальнаяпсихология эмоций. — М., 2008.
31.      Речьи эмоции. Материалы симпозиума. — Л., 2005.
32.      СеровН.В. Квопросу о хроматическом моделировании эмоций // Психология: итоги и перспективы:Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2006. — С. 38-39.
33.      СидороваО.А., Симонов П.В., Цветкова Л.С. Методики изучения восприятия признаков эмоциональногосостояния человека // Журнал высшей нервной деятельности. И. П. Павлова. — 2008.- № 2.
34.      СимоновП.В. МетодК.С. Станиславского и физиология эмоций. — М., 2004.
35.      СимоновП.В., Чтотакое эмоция? — М 2008.
36.      ТрусовВ.П. Выражениеэмоций на лице: по материалам работ Экмана // Вопросы психологии. — 2007. — №5. — С. 144-147.
37.      ТрусовВ.П. Психологиямежличностного влияния и оценивания. — Л., 2004.
38.      ТурецкаяГ.В. Страхуспеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. — 2008.— № 1. — С. 37-46.
39.      ФроммЭ. Душачеловека. — М., 2006.
40.      ХризманТ.П., Еремеев В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга. — М.: Педагогика,2007.
41.      ЧикерВ.А., Сольц Е. В., Жезмер Н. М., Джос П. Стресс и особенности его преодоления. —СПб., 2008. — С. 19-20.
42.      ЮлдашевЛ.Г. Эстетическоечувство и произведение искусства. — М., 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розробка конструкції плужного робочого органу і схеми плуга
Реферат Oriental Medicine Essay Research Paper Oriental medicine
Реферат Организационная структура на примере...
Реферат Хранение потребительских товаров 2
Реферат Права обязанности и ответственность налогоплательщиков Порядок обжалования неправомерных действий
Реферат Числовая и нечисловая обработка информации
Реферат Кормление и содержание кавказских овчарок в частном питомнике "Надежная охрана"
Реферат Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией
Реферат Методы расчета сложных электрических цепей
Реферат «Правовое положение сословий по нормативным актам XVIII в»
Реферат Total War Essay Research Paper By 1939
Реферат Education Gift Or Necessity Essay Research Paper
Реферат Определение параметров модели биполярного транзистора в программе OrCAD 92
Реферат Medea A Civilized Barbarian Essay Research Paper
Реферат Auschwitz Essay Research Paper Where Their Lives