Реферат по предмету "Математика"


Иррациональные уравнения

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 46. КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: “Иррациональные уравнения” Выполнил: Ученик 8 “З” класса А. Волошук Проверил: Учитель математики Л. З. Фисенко г. Ростов-на-Дону 2001г. СОДЕРЖАНИЕ. Введение 3 стр. 1. Из истории 4стр. 2. Определение иррациональных уравнений 2. 1. Равносильные уравнения. Следствия уравнений. 6 стр.
2. 2. Опреднление иррациональных чисел. 9 стр. 3. Методы решения иррациональных уравнений.
3. 1. Решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. 10стр. 3. 2. Метод введения новых переменных. 12 стр. 3. 3. Исскуственные приёмы решения иррациональных
уравнений 13 стр. Заключение 15 стр. Список используемой литературы 16 стр. ВВЕДЕНИЕ
В школьном курсе алгебры рассматриваются различные виды уравнений –линейные, квадратные, биквадратные, кубические, рациональные, с параметрами, иррациональные и другие. Данная курсовая работа посвящена иррациональным уравнениям, методам их решения. Кроме того, в работе введены понятия уравнений следствий и равносильных уравнений, а также приведены примеры задач, математическими моделями которых служат иррациональные уравнения. В данной работе содержится небольшая историческая справка, посвященная введению иррациональных чисел 1. ИЗ ИСТОРИИ
Термин “рациональное” (число) происходит от латиноамериканского слова ratio –отношение, которое является переводом греческого слова “логос”в отличие от рациональных чисел, числа, выражающие отношение несоизмеримых величин, были названы еще в древности иррациональными, т. е. нерациональными (по-гречески “алогос”) правда, первоначально термины “рациональный” и “иррациональный” относились не к числам, а к соизмеримым и соответственно не соизмеримым величинам, которые пифагорейцы называли выразимыми и невыразимыми, Теодор Киренский же симметричными и ассимметричными. В V-VI вв. римские авторы Капелла и Кассиодор переводили эти термины на латынь словами rationalis и irrationalis. Термин“соизмеримый” (commensurabilis) ввел в первой половине VI в. другой римский автор- Боэций. Древнегреческие математики классической эпохи пользовались только рациональными числами (вернее целыми, дробными и положительными). В своих“Началах” Евклид излагает учение об иррациональностях чисто геометрически. Математики Индии, Ближнего и Среднего Востока, развивая алгебру, тригонометрию и астрономию, не могли обойтись без иррациональных величин, которые, однако, длительное время не признавали за числа. Греки называли иррациональную величину, например, корень из квадратного числа, “алогос” –невыразимое словами, а позже европейские переводчики с арабского на латынь перевели это слово латинским словом surdus–глухой. В Европе термин surdus- глухой впервые появился в середине XII в. у Герарда Кремонского, известного переводчика математических прозведений с арабского на латынь, затем у итальянского математика Леонардо Фабоначчи и других европейских математиков, вплоть до XVIII в. Правда уже в XVI в. Отдельные ученые, в первую очередь итальянский математик Рафаэль Бомбелли и нидерландский математик Симон Стевин считали понятие иррационального числа равноправным с понятием рационального числа. Стевин писал: “Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, иррациональных, неправильных, необъяснимых или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью. ”
Еще до Бомбелли и Стевина многие ученые стран Среднего Востока в своих трудах употребляли иррациональные числа как полноправные объекты алгебры. Более того, комментируя“Начала”Евклида и исследуя общую теорию отношения Евдокса, Омар Хайям уже в начале XII в. теоретически расширяет понятие числа до положительного действительного числа. В том же направлении много было сделано крупнейшим математиком XIII в. ат-Туси.
Математики и астрономы Ближнего и Среднего Востока вслед за астрономами древнего Вавилона и эллинистической эпохи широко пользовались шестидесятеричными дробями, арифметические действия с которыми они называли“арифметикой астрономов”. По аналогии с шестидесятеричными дробями самаркандский ученый XV в. ал-Каши в работе“Ключ арифметики”ввел десятичные дроби которыми он пользовался для повышения точности извлечения корней. Независимо от него по такому же пути шел открывший в 1585 г. десятичные дроби в Европе Симон Стевин, который в своих“приложениях к алгебре”(1594 г. ) показал, что десятичные дроби можно использовать для бесконечно близкого приближения к действительному числу. Таким образом, уже в XVI в. зародилась идея о том, что естественным аппаратом для введения и обоснования понятия иррационального числа являются десятичные дроби. Появление“Геометрии”Декарта облегчило понимание связи между измерением любых отрезков (и геометрических величин вообще) и необходимости расширения понятия рационального числа. На числовой оси иррациональные числа, как и рациональные, изображаются точками. Это геометрическое толкование позволило лучше понять природу иррациональных чисел и способствовало их признанию.
В современных учебных руководствах основа определения иррационального числа опирается на идеи ал-Каши, Стевина и Декарта об измерении отрезков и о неограниченном приближении к искомому числу с помощью бесконечных десятичных дробей. Однако обоснованием свойств действительных чисел и полная теория их была разработана лишь в XIX в. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Равносильные уравнения. Следствия уравнений.
При решении уравнений выполняются различные тождественные преобразования над выражениями, входящими в уравнение. При этом исходное уравнение изменяется другими, имеющими те же корни. Такие уравнения называются равносильными. Определение: Уравнение f(x)=g(x) равносильно уравнению f1(x)=g1(x), если каждый корень первого уравнения является корнем второго и обратно, каждый корень второго уравнения является корнем первого, т. е. их решения совпадают.
Например, уравнения 3x-6=0; 2х–1=3 равносильны, т. к. каждое из уравнений имеет один корень х=2. Любые два уравнения, имеющие пустое множество корней, считают равносильными. Тот факт, что уравнения f(x)=g(x) и f1(x)=g1(x) равносильны, обозначают так: f(x)=g(x) f1(x)=g1(x)
В процессе решения уравнений важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.
Теорема 1: Если какое-либо слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив его знак, то получим уравнение, равносильное данному. Доказательство: Докажем, что уравнение f(x) = g(x)+q(x) (1) равносильно уравнению f(x) – q(x) = g(x) (2)
Пусть х=а – корень уравнения. Значит имеет место числовое равенство f(a)=g(a)+q(a) . Но тогда по свойству действительных чисел будет выполняться и числовое равенствоf(a)-q(a)=g(a) показывающее, что а –корень уравнения (2). Аналогично доказывается, что каждый корень уравнения (2) является и корнем уравнения (1). Что и требовалось доказатью.
Теорема 2: Если обе части уравнения умножить или разделить на отличное от нуля число, то получим уравнение, равносильное данному.
Доказательство: докажем, что уравнение 6х–3=0 равносильно уравнению 2х–1=0 решим уравнение 6х–3=0 и уравнение 2х–1=0 6х=3 2х=1 х=0, 5 х=0, 5 так как корни уравнений равны, то уравнения равносильны. Что и требовалось доказать. Рассмотрим уравнение ОДЗ этого уравнения {х ? 1, х ? -3}
Мы знаем, что дробь равна нулю в том случае, когда ее числитель равен нулю, т. е. х? +х–2=0, а знаменатель не равен 0. Решая уравнение х? +х–2=0, находим корни х1=1, х2 = –2. Но число 1 не входит в ОДЗ данного уравнения и значит, исходное уравнение имеет один кореньх=-2.
В этом случае говорят, что уравнение х? +х–2=0, есть следствие уравнения пусть даны два уравнения: f1 (x) = g1 (x) (3) f2 (x) = g2 (x) (4)
Если каждый корень уравнения (3) является корнем уравнения (4), то уравнение (4) называют следствием уравнения (3). Этот факт записывают так:
В том случае, когда уравнение (3) - есть также следствие уравнения (4), эти уравнения равносильны.
Два уравнения равносильны в том, и только в том случае, когда каждое из них является следствием другого. В приведенном выше примере уравнение – следствие
х? +х–2=0, имеет два корня x1=1 и х2 =-2, а исходное уравнение имеет один корень х=-2. В этом случае корень х=1 называют посторонним для исходного уравнения
В общем случае корни уравнения-следствия, не являющиеся корнями исходного уравнения, называют посторонними.
Итак, если при решении уравнения происходит переход к уравнению –следствию, то могли появиться посторонние корни. В этом случае все корни уравнения-следствия нужно проверить, подставляя их в исходное уравнение. В некоторых случаях выявление посторонних корней облегчается знанием ОДЗ исходного уравнения–корни, не принадлежащие ОДЗ, можно сразу отбросить. Так, в приведенном примере посторонний кореньх=1 не входит в ОДЗ уравнения и потому отброшен.
Иногда посторонние корни могут появиться и при тождественных преобразованиях, если они приводят к изменению ОДЗ уравнения. Например, после приведения подобных членов в левой части уравнения ОДЗ которого {х №-2},
получим уравнение следствие х? -4=0 имеющее два корня х1 = 2, х2 = -2 корень х2 = -2 – посторонний, так как не входит в ОДЗ исходного уравнения. В тех случаях, когда в результате преобразований произошел переход от исходного уравнения к уравнению, не являющемуся его следствием, возможна потеря корней. Например, уравнение (х+1)(х+3)= х+1 (5)
Имеет два корня. Действительно, перенося все члены уравнения в левую часть и выносях+1 за скобки, получим (х+1)(х+2)=0, откуда находим х1=-1, х2=-2 . Если же обе части уравнения (5) разделить (“сократить”) на х+1, то получим уравнение х+3=1, имеющее один корень х=-2. В результате такого преобразования корень х=-1 потерян. Поэтому делить обе части уравнения на выражение, содержащее переменную, можно лишь в том случае, когда это выражение отлично от нуля. Для того, чтобы в процессе решения уравнения избежать потери корней, необходимо следить за тем, чтобы переход осуществлялся либо к равносильным уравнениям, либо к уравнениям-следствиям. 2. 2. Определение иррациональных уравнений.
Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в дробную степень. Например: 3. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ.
3. 1. Решение иррациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Пример №1 Решить уравнение Возведем обе части уравнения (1) в квадрат: далее последовательно имеем: 5х – 16 = х? - 4х + 4 х? - 4х + 4 – 5х + 16 = 0 х? - 9х + 20 = 0
Проверка: Подставив х=5 в уравнение (1), получим – верное равенство. Подставив х= 4 в уравнение (1), получим – верное равенство. Значит оба найденных значения – корни уравнения. Ответ: 4; 5. Пример №2 Решить уравнение: (2) Решение: Преобразуем уравнение к виду: и применим метод возведения в квадрат: далее последовательно получаем. Разделим обе части последнего уравнения почленно на 2: еще раз применим метод возведения в квадрат: далее находим: 9(х+2)=4–4х+х? 9х+18–4+4х-х? =0 -х? +13х+14=0 х? -13х–14=0 х1+х2 =13 х1 =19 х1 х2 = -14 х2 = -1 по теореме, обратной теореме Виета, х1=14, х2 = -1 корни уравнения х? -13х–14 =0
Проверка: подставив значение х=-14 в уравнение (2), получим– - не верное равенство. Поэтому х = -14 – не корень уравнения (2). Подставив значение x=-1 в уравнение (2), получим - верное равенство. Поэтому x=-1- корень уравнения (2). Ответ: -1 3. 2 Метод введения новых переменных. Решить уравнение Решение:
Конечно, можно решить это уравнение методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Но можно решить и другим способом– методом введения новых переменных.
Введем новую переменную Тогда получим 2yІ+y–3=0 – квадратное уравнение относительно переменной y. Найдем его корни: Т. к. , то – не корень уравнения, т. к. не
может быть отрицательным числом . А - верное равенство, значит x=1- корень уравнения. Ответ: 1. Искусственные приёмы решения иррациональных уравнений. Решить уравнение: (1) Решение: Умножим обе части заданного уравнения на выражение сопряжённое выражению Так как То уравнение (1) примет вид: Или
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом известен. Тогда x1=0. Остаётся решить уравнение: (2) Сложив уравнения (1) и (2), придём к уравнению (3) Решая уравнение (3) методом возведения в квадрат, получим: Проверка: x1=0, x2=4, x3= -4 подставим в уравнение 1) - не верное равенство, значит x1=0- не корень уравнения. 2) - верное равенство, значит x2=4- корень уравнения. 3) - не верное равенство, значит x3= -4- не корень уравнения. Ответ: 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, уравнения, которые содержат переменную под знаком корня, называются иррациональными. Иррациональные уравнения решаются в основном возведением обеих частей уравнения в квадрат (или n-ую степень) или введением новой переменной. Кроме того, пользуются и искусственными приемами решения иррациональных уравнений. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1) А. Г. Мордкович. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва: Издательство“Мнемозина”, 1999.
2) М. Я. Выгодский. Справочник по элементарной математике - Москва: Издательство “Наука”, 1986. 3) А. П. Савин. Энциклопедический словарь юного математика – Москва: Издательство “Педагогика”, 1989. 4) А. И. Макушевич. Детская энциклопедия – Москва: Издательство “Педагогика”, 1972. 5) Н. Я. Виленкин. Алгебра для 9 класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением изучением математики– Москва: Издательство “Просвещение”, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государство,его формы и признаки
Реферат Развитие математических способностей учащихся в основной школе
Реферат Одаренные дети - проблема социализации
Реферат История развития хозяйства России и машиностроительный комплекс
Реферат Метод моделирования в науке и технике, его объективное и логические основы
Реферат Судостороительное предприятие
Реферат Хоккей_2
Реферат Мотив исторической памяти в поэзии по творчеству Анны Ахматовой
Реферат Ценообразование в туристическом бизнесе
Реферат Территориальная организация населения
Реферат Психологизм в творчестве ЛН Толстого и АП Чехова
Реферат Особенности обучения детей в разных возрастных группах в детском саду
Реферат Организация выставочной деятельности
Реферат Восстание Булавина
Реферат Распространение пламени в гибридных смесях уголь метан воздух