Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности обучения детей в разных возрастных группах в детском саду

Особенности обучения детей в разных возрастных группахдетском саду

Оглавление
1.Особенности освоения грамматического строя в дошкольном возрасте. 3
2.Роль игр в развитие речи дошкольников. 4
3.Методика обучения в разновозрастных группах. 8
4.Практическа часть… 11
Литература. 13

1. Особенности освоенияграмматического строя в дошкольном возрасте
Начиная со второго полугодия третьего года жизни речьребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевогоконтекста, а это свидетельствует о том, что после 2,5 лет малыш овладеваетнеобходимым минимумом речевых умений.
Исследователи фиксируют качественный скачок в развитииречи ребенка в период от 2,5 до 3 лет. Показатели речевого развития детей,характерные для этого возрастного этапа, действительно значительны.
Качественно меняется соотношение между пониманием и активнойречью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить поего «двигательным ответам» (малыш показывает нужный предмет, приносит игрушку ит. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей егодеятельностью, об уровне понимания и мышления начинают судить по еговысказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровеньпонимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Если у ребенка 2 летон составляет примерно 300 слов, то к трем годам достигает уже 1000 — 1200слов. На четвертом году словарь пополняется значительно медленнее иотносительно равномерно.
На третьем году жизни дети часто используют глаголы.Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться(дети начинают согласовывать друг с другом свои действия в игре). Кроме того, уребенка формируется умение сопровождать речью свои действия. После 2,5 лет вактивном словаре возрастает количество прилагательных и наречий; широкопредставлены местоимения (личные и притяжательные). Все это помогает малышусловесно оформлять впечатления от окружающего, делать простые обобщения,умозаключения.
На разных этапах младшего дошкольного возраста заметныразличия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (анализсамостоятельных высказываний ребенка за 30 мин игры) составляет 25 — 28 слов удетей 2 — 2,5 лет, 70 — 80 — у детей 2,5 — 3 лет, 110 — 115 — у детей 3 — 3,5лет (данные Г.М. Ляминой).
На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этапосвоения родного языка — овладение его грамматической структурой. Известныйученый-лингвист А.Н. Гвоздев подчеркивал, что этот процесс особенно бурнопротекает опять-таки во второй половине третьего года. Данные исследованийсвидетельствуют о том, что возраст 3 — 4 года, открывающий третий периодформирования грамматического строя речи (по А.Н. Гвоздеву), весьманезначительно отличается от возраста 2,5 — 3 года.
Во втором полугодии третьего года жизни дети активноосваивают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксическихотношений. В их речи появляются сложные союзные предложения, количество которыхна протяжении четвертого года жизни существенно не меняется.
В период от 2,5 до 4 лет для звукопроизношения детейхарактерны одни и те же особенности. В эту пору — «период усвоения звуков» (А.Н.Гвоздев) — наряду с правильным произношением звуков наблюдаются их искажение,пропуски, замена, смягчение.
2. Роль игр в развитие речидошкольников
Экспериментальная работа в детском саду выявила огромныйинтерес у детей третьего и четвертого года жизни к самым простейшим играм скуклами и другими игрушками.
Было выявлено, что наиболее эффективны занятия, которыеили целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых отведенаигре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения,максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности —речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.). С помощью игры легчевыполнить программу по ознакомлению с окружающим, воспитанию звуковой культурыречи, развитию диалогической речи.
Игре и игровым приемам сейчас отводится ведущая роль вобучении дошкольников. Особенно эффективны разнообразные игры-инсценировки. Вних наиболее успешно реализуются возрастные возможности детей ииндивидуальность каждого. Так, например, детям 2 — 4 лет свойственнапотребность в речевом общении с окружающими. Вместе с тем очень часто ребенокне может самостоятельно находить поводы для общения. И здесь ему на помощьприходит игра.
В младшем дошкольном возрасте овладение ребенкомразнообразными способами действий осуществляется на основе подражания.Подчинение действий ориентирующему образцу — основа для умственного развития.Первые этические и другие представления также складываются в процессе усвоениямалышом определенных образцов. В играх образцы поведения усваиваются детьмилегче и прочнее.
В планах занятий должны быть предусмотрены хорошоизвестные практике игры с куклами и другими игрушками («Знакомство с новойкуклой», «С нами знакомится Мишка Ушастик», «Купаем куклу», «Учим куклуговорить» и др.). Кроме того, в занятия должны быть включены игры-инсценировки,раскрывающие детям процесс изготовления реальных вещей («Делаем бумажнуюгирлянду для украшения елки» и др.).
Должны быть в программе игры, цель которых — подсказатьдетям выходы из конфликтных ситуаций, типичных для взаимоотношений младшихдошкольников; научить общаться, использовать элементарные формы речевогоэтикета. Например, в игре «Учимся не ссориться» дети должны вежливо уступатьдруг другу игрушки («Поиграешь, а потом отдай мне. Пожалуйста, не забудь!»), вигре «Шаг назад — и оглянуться!» малыши усваивают, что, когда воспитательчто-то рассказывает или показывает, нельзя стоя рядом с ним толкаться,сердиться друг на друга, что следует позаботиться о том, кто меньше тебяростом, и пр.
Практически все занятия должны иметь выход всамостоятельные игры детей, которые, начавшись в ходе занятия, продолжаются ипосле него. Воспитатель является активным участником этих игр, а в ряде случаевв них включаются приглашенные «в гости» дети из старшей группы, которые заранееподготовлены педагогом и знают, о чем и как им следует поговорить с малышами,чему научить.
В дидактических играх, играх-драматизациях,играх-инсценировках дети учатся общаться друг с другом, приобретают навыкидиалогической речи. В них предусмотрены беседы, когда кто-то из детей задаетвопросы всем присутствующим, а те отвечают. Например, в дидактической игре «Ктогде живет» (на классификацию животных) ребенок показывает товарищам выбраннуюим картинку и ведет с ними примерно такую беседу:
— У меня на картинке теленочек. Я угадал, ребята?
— Ты прав. Это теленок.
— Теленок живет не в лесу, а у человека. Поставлю этукартинку туда, где дом… Девочки и мальчики, я правильно выполнил задание?
— Да, правильно. Ты, Алеша, молодец!
Исследования показали, что использование в обучении такоймодели речевого общения, как «ребенок— группа детей», дает значительныйразвивающий и воспитывающий эффект.
Игры-инсценировки типа «Доктор, помогите» направлены навоспитание умения вести более сложные диалоги. Дети несут Айболиту заболевшуюигрушку, рассказывают, что случилось. Воспитатель задает уточняющие вопросы,ответы на которые ребенок ищет самостоятельно, мобилизуя имеющийся у него запасзнаний. Вот пример одной из бесед Айболита с ребенком пятого года жизни потелефону:
— Алло! Алло! Вас слушают!
— Это больница доктора Айболита?
— Да. Доктор Айболит у телефона.
— Здравствуйте, доктор. У меня заболел тигренок. Он лежитна боку, глазки закрыты, дрожит. Помогите, доктор!
— Диктуйте адрес, я скоро буду… А пока положите рядом стигренком горячую грелку и накройте его чем-нибудь теплым. Поняли?
— Понял. Спасибо, доктор! Я вас очень-очень жду.
Содержание диалога и степень сложности речевых конструкцийдолжны зависеть от возможностей ребенка, с которым беседует Айболит. Принеобходимости дети напоминают хозяину заболевшей игрушки, что следует сделать втом или ином случае (поздороваться; поблагодарить; спросить у доктора, приедетон сам или больного надо везти в больницу). Перед тем как провести игру впервый и во второй раз, воспитатель объясняет ее условия, просит детей заранееподумать, кто какое игрушечное животное принесет в больницу. Некоторым малышамон подсказывает, чем может заболеть то или иное животное, каковы симптомыболезни. В дальнейшем игра проводится без подготовки.
Многие дидактические игры, в частности игры нагруппировку предметов по функциональному признаку (назначению), названию,цвету, материалу, которым детей обучают на занятиях, в свободное времяцелесообразно проводить как настольные с двумя-тремя детьми разного возраста.
При малом числе участников легче подбирать картинки(предметы), изменять условия игры, усложнять задания.
Например, детям раздают по 3 — 5 (в зависимости от ихвозраста) предметных картинок, на которых нарисованы посуда, одежда, обувь,продукты и пр. Воспитатель показывает им свои картинки (по одной) сизображениями самых разных предметов. Играющие подбирают из этих картинок парык тем, что лежат перед ними, ориентируясь:
а) на названия предметов («У меня есть чашка, теперьстало две чашки»);
б) на цвет предметов («Этот красный пояс я беру себе. Онподходит к моему красному платью»).
Еще одним из условий игры может быть такое: докажи, чтоименно эта вещь тебе нужна («Это обувная щетка. Она мне нужна, так как у меняесть ботинки»; «Я возьму себе эти пуговицы, так как у меня есть шуба. Пуговицымогут оторваться, и тогда я пришью новые»).
Старшие дети, освоив игру, обучают младших. Старшийребенок может вместо воспитателя выполнять роль ведущего. Он советуется спедагогом, какие картинки следует отобрать, учитывая состав играющих. Рольведущего очень полезна для детей. Она учит проявлять терпение, объективность,объяснять логично и доказательно. Последнее чрезвычайно важно для совершенствованиясинтаксического строя речи.
В программу должны быть включены также народные игры, впроцессе которых один ребенок (водящий) или несколько (договорившись междусобой) показывает какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особойпопулярностью пользуется у самых маленьких народная игра «Зеркало» («Ровнымкругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…»), а у детей постарше — игра «Гдемы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (см.: Бондаренко А. К. Словесныеигры в детском саду.—М., 1977);
3. Методика обучения вразновозрастных группах
Обычно начиная с сентября в течение определенного отрезкавремени дети всех возрастов так или иначе проходят адаптационный период. Малыши2 — 2,5 лет, только что пришедшие в детский сад, привыкают к новым условиямжизни, а это чрезвычайно трудно. Дети 2,5 — 3 лет начинают участвовать вобщегрупповых занятиях, и очень важно, чтобы они понимали задания, которые даетвоспитатель, и успешно выполняли их, испытывали удовлетворение от достигнутого.Дети 3,5 — 4 лет становятся самыми старшими в группе, и им предстоит научитьсябыть доброжелательными по отношению к младшим товарищам, стать для них первымипомощниками.
Занятия в начале года (сентябрь — ноябрь) по сравнению сзанятиями последующего периода имеют такие особенности: более медленный темп,несложность игровых действий, более легкие по звуковому оформлению и составуслова и фразы, предлагаемые детям для проговаривания, преобладание заданий назакрепление и повторение знакомого материала. Если воспитателя не удовлетворяетстепень активности детей или продуктивность их деятельности, занятиецелесообразно повторять целиком или частично (со всеми детьми, с определеннойвозрастной подгруппой, с некоторыми детьми).
В декабре — январе педагогическому коллективумалокомплектного дошкольного учреждения следует подвести первые итоги обученияи пересмотреть состав возрастных подгрупп. В младшем дошкольном возрастеиндивидуальные различия в развитии детей чрезвычайно велики, что объясняетсярядом причин (тип нервной системы ребенка, состояние здоровья, условиявоспитания в семье в период раннего детства и др.). Поэтому состав подгруппдолжен быть подвижным.
К январю некоторым воспитанникам исполняется 2,5 года, иони становятся полноценными участниками совместных занятий. Важно, чтобы этималыши не затерялись в коллективе товарищей. Сидеть на занятиях они должны так,чтобы воспитатель имел возможность контролировать их работоспособность исамочувствие.
Целесообразно также в декабре — январе проанализироватьуспехи детей 2,5 — 3 лет. Следует отметить, активны ли дети на занятиях, какотвечают на вопросы воспитателя (односложно, подробно, пытаются аргументироватьответ), кто имеет дефекты речи и какие именно.
Особое внимание необходимо обратить на детей 3,5 — 4 лет— старшую и ведущую подгруппу в разновозрастном коллективе. К январю этаподгруппа пополняется новыми детьми. В нее следует определять и тех младших повозрасту дошкольников, которые опережают в развитии своих сверстников.
Готовясь к занятию, педагог продумывает разные для каждойвозрастной подгруппы задания. С одним-двумя старшими воспитанниками он заранееотрабатывает новые диалоги, которые затем повторяют присутствующие на занятиидети.
Это делается затем, чтобы воспитатель на занятии не тратиллишнее время на объяснение того, о чем нужно спросить, что ответить (вдиалоге).
Под особым контролем всего педагогического коллективадолжны находиться дети, которые в летние месяцы будут переведены в старшуюразновозрастную группу. Существует несколько направлений работы с такимидетьми.
С детьми 2 — 2,5 лет воспитатель продолжает заниматьсяиндивидуально. В первую очередь следует выяснить, как ребенок понимает речьвзрослого и выполняет его поручения («Покажи… найди… принеси… сделайто-то»). Должны быть предусмотрены задания разной степени сложности, например:«Посади маленького черного медвежонка на красный стул» (рядом с этим черныммедвежонком есть другие игрушечные медведи: большой черный и небольшойкоричневый). Необходимо научить малышей проговаривать вслед за воспитателем исамостоятельно различные звукоподражания, отдельные легкие для произношенияслова и короткие фразы. Такие возможности заложены в рассматривании простых посодержанию картин и картинок, книжных иллюстраций, игрушек, в исполнении детьминародных песенок и потешек. Важно, чтобы воспитатель принимал самoe активноеучастие в самостоятельных играх малышей, обучая их игровым действиям, показываяречевые образцы, например: «Давай, Маша, покачаем твою дочку и споем ейколыбельную: «Баю-баю-баю, куколку качаю»; «Смотри-ка, Оля, к тебе в гостиуточка пришла, а подойти боится. Позови ее так: утя-утя-утя».
Успех совместных занятий определяется тем, насколькоумело воспитатель планирует задания для детей разного возраста (2 — 2,5 лет, 3 —4 лет, 4 — 4,5 лет), предусматривая при этом игровое и речевое взаимодействиедвух и даже трех возрастных подгрупп.
4. Практическая часть
Дидактическая игра «Помогите, доктор!»
Цель: познакомить детей с новым звуком — в, учить четкопроизносить изолированный звук в, закрепить его произношение в словах ифразовой речи; учить произносить звук в длительно (2 — 3 с) на одном выдохе;продолжать воспитывать навыки диалогической речи, рассказывания на заданнуютему.
Предварительная работа. Педагог утром сообщает детям, чтосегодня у них на занятии опять будет открыта клиника доктора Айболита. Проситзаранее подумать, каких зверей и с какими заболеваниями они принесут лечить.
Ход занятия.
«Сегодня я познакомлю вас с новой песенкой, — начинаетзанятие воспитатель. — Послушайте ее: вввв. Вввв — это песенка самолета». Детихором повторяют 2 — 3 раза песенку. Затем педагог предлагает поиграть в«Заводные самолеты». «Заводит» 8 — 10 самолетов.
«Вввв! Так не только поет самолет, но и гудит ветер», —говорит воспитатель. Повторяет звукоподражание, дети помогают ему.
Воспитатель произносит первые две строчки из русскойнародной песенки «Тили-бом!..»:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом…
Просит детей повторить (2 — 3 раза) этот текст. Продолжает:
Кошка выскочила!
Глаза выпучила!
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
Воспитатель 2 — 3 раза повторяет песенку, делая паузы внекоторых местах, а дети договаривают соответствующие слова (в текстеподчеркнуты).
Обращаясь к детям, которым уже исполнилось 4 года,педагог просит их вспомнить слова, в которых есть звук в: «Я начну, а выпродолжайте: Валя, валенки, выскочила, выпучила...».
Воспитатель надевает белый халат, раскладывает врачебныеинструменты. Спрашивает: «Неужели сегодня все звери здоровы?» Лечит животных.После приема сразу отправляет их домой с напутствием, которое повторяют вместес ним все дети («Больше, Полосатик, не суй лапы в горячее молоко. Это можетплохо для тебя кончиться!»; «Все малыши, Мишенька, любят мороженое. Но надо же знатьмеру!»).
Заканчивая занятие, воспитатель интересуется, почемувыздоровели все звери. Выслушав ответы детей, соглашается, что больным помоглилекарства. Уточняет: «А почему больные выздоровели так быстро?» Читаетстихотворение Ю. Мориц:
Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
«Таблетки, микстура и теплое слово,
Компресс, полосканье и доброе слово,
Горчичники, банки и нежное слово —
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова
Без нежного слова не лечат больного!»
Воспитатель вместе с детьми повторяет (2 — 3 раза) заключительныестрочки. Советует всем «докторам», которые лечат кукол и зверят,руководствоваться наставлением доктора Льва.

Литература
1.        Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1977.
2.        Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2 – 4 лет (младшаяразновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1993.
3.        Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. – М.,1969.
4.        Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.