Реферат по предмету "Этика и эстетика"


Этический аспект устной и письменной речи



17

Работа на тему:

Этический аспект устной и письменной речи

2006

Содержание

  • Введение 2
  • 1. Языковые особенности устной речи 4
  • 2. Этика речевого общения и этикетные формулы речи 6
    • § 2.1. Приветствие. Обращение 7
    • § 2.2. Этикетные формулы 8
    • § 2.3. Эвфемизация речи 9
  • 3. Особенности письменной речи 10
  • Заключение 15
  • Список литературы 17

Введение

Культура речи - сложное понятие. Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986

В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкозна-ния, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упо-рядочением разнообразных правил, а правила речи ин-тересуют каждого из нас.

Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей куль-туры человека, сознательную любовь к языку, культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета» явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный язык, где за-крепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров сло-ва, писателей».

Следовательно, можно сказать, что человек, позна-вший нормы родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культурой речи всегда придержи-вается нормы. Это не исключает, конечно, стилистического разнообразия его речи, а как раз и предполагает такое разнообразие как воплощение речевого мастерст-ва.

Ученые, разрабатывающие проблемы культуры речи, служат живым потребностям общества, осмысляя и со-вершенствуя речевую практику народа. Они занимаются нормализаторской деятельностью, а также языковой политикой. Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978

Борьба за культуру речи не ослабевает ни на один день. Оценивая тот или иной языковый факт, то или иное речевое употребление, языковеды учитывают, во-первых, насколько этот факт находится в соответствии с языко-вой системой, с законами языка, его строем, а во-вто-рых - насколько массово и регулярно воспроизводится этот факт в речи образованных людей - носителей ли-тературного языка.

Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал: Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978

Слово - тончайшее прикосновение к сер-дцу; оно может стать и нежным, благоухан-ным цветком, и живой водой, возвращаю-щей веру в добро, и острым ножом, ковыр-нувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доб-рое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду, словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения - и повергнуть в уныние, сотво-рить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие, вдохновить на труд - и привести в оцепе-нение силы души.

1. Языковые особенности устной речи

Среди функциональных разновидностей языка, особое место занимает разговорная речь.

Разговорной является такая речь носи-телей литературного языка, которая реализуется спонтанно в неофициальной обста-новке при непосрёдствённом участии партнеров общения.

Разго-ворная речь имеет существенные особенности на всех языковых уровнях, и поэтому ее часто рассматривают как особую языковую систему. Поскольку языковые особенности разговорной речи не зафиксированны в грамматиках и словарях ее называют некодифицированной, противопоставляя тем самым кодифицированным функ-циональным разновидностям языка. Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986

Важно подчеркнуть, что разговорная речь - это особая функциональная разновидность именно литературного языка. Не-верно думать, что языковые особенности разговорной речи - это речевые ошибки, которых следует избегать. Отсюда вытекает важ-ное требование к культуре речи: в условиях проявления разговор-ной речи не следует стремиться говорить по-письменному, хотя надо помнить, что и в разговорной речи могут быть речевые погрешнос-ти, их надо отличать от разговорных особенностей.

Функциональная разновидность языка «разговорная речь» ис-торически сложилась под влиянием правил языкового поведения людей в различных жизненных ситуациях, т. е. под влиянием усло-вий коммуникативного взаимодействия людей. Все нюансы феномена человеческого сознания находят свое выражение в жанрах речи, в способах ее организации. Говорящий человек всегда заяв-ляет о себе как о личности, и только в этом случае возможно уста-новление контакта с другими людьми.

Успешное речевое общение - это осуществление коммуника-тивной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия. Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986

Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность собеседников выполнить жесткие требования ситуативного речевого поведения, разгадать «творческий почерк» го-ворящего при отражении реального положения дел или «картины мира умение прогнозировать «вектор» диалога или полилога. Поэ-тому центральное понятие успешности речевого общения - поня-тие языковой компетенции, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социокультурных норм и стереотипов рече-вого поведения, которая позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего и, наконец, де-лает возможным выражение собственного осмысления и индивиду-ального представления информации.

Причины коммуникативных неудач коренятся в незнании языковых норм в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также, в наличии «внешних помех».

Коммуникативные цели собеседников обусловливают речевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения диалога. К со-ставляющим речевого поведения относятся экспрессивность и эмотивность высказываний.

Приемы речевой выразительности являются основой приемов художественной литературы и ораторского искусства; ср. приемы: анафоры, антитезы, гиперболы, литоты; цепочки синонимов, градации, повторы, эпитеты, вопросы без ответа, вопросы самоверифи-кации, метафоры, метонимии, иносказания, намеки, аллюзии, пе-рифразы, переадресацию третьему участнику; такие средства вы-ражения субъективной авторской модальности, как вводные слова и предложения.

2. Этика речевого общения и этикетные формулы речи

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понима-ющего понимания» - настроенности на мир собеседника, искрен-него выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это пред-писывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диало-гах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоци-онального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства - мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.

Таким образом, речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, националь-но-культурных традициях. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996

Этические нормы воплощаются в специальных этикетных ре-чевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансам-блем разноуровневых средств: как полнознаменательными слово-формами, так и словами неполнознаменательных частей речи.

Главный этический принцип речевого общения - соблюдение паритетности - находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием на всем протяжении разговора.

§ 2.1. Приветствие. Обращение

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В за-висимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно привет-ствия здравствуй или здравствуйте, добрый день, привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения.

Обращение выполняет контактоустанавливаюшую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей ре-чевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам.

Национальные и культурные традиции предписывают опреде-ленные формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине XX века большое распространение по-лучили диалектные южные формы обращения по признаку пола - женщина, мужчина. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996

В последнее время нередко в непринужден-ной разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине упот-ребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово гос-подин используется только в официальной, полуофициальной, клуб-ной обстановке. Выработка одинаково приемлемого обращения к мужчине и к женщине - дело будущего: здесь скажут свое слово социокультурные нормы.

§ 2.2. Этикетные формулы

В каждом языке закреплены способы, выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Taк, при выражении просьбы в про-щении, извинении принято употреблять прямую, буквальную фор-му, например, Извини(те), Прости(те). Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура.- М.: Рус. яз., 1976

При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом, небуквальном высказывании смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин?; Ты не сходишь сейчас в мага-зин? При вопросе Как пройти..? Где находится..? также следует предварить свой вопрос просьбой Вы не могли бы сказать?; Вы не скажете..?

Существуют этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись. Устные формы некоторых жанров раз-говорной речи также в значительной степени несут печать ритуализации, которая обусловлена не только речевыми канонами, но и «пра-вилами» жизни, которая проходит в многоаспектном, человеческом «измерении». Это касается таких ритуализованных жанров, как тос-ты, благодарности, соболезнования, поздравления, приглашения.

Этикетные формулы, фразы к случаю - важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их - показатель вы-сокой степени владения языком.

§ 2.3. Эвфемизация речи

Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не. вызвать дискомфортное состояние - все это обязы-вает говорящего, Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура.- М.: Рус. яз., 1976

во-первых, выбирать эвфемистические номинации,

во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения.

Исторически в языковой системе сложились способы перифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает куль-турные стереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений; на-пример: он покинул нас, скончался, ушел из жизни; название кни-ги Шахетджаняна «1001 вопрос про это» об интимных отношениях.

Смягчающими приемами ведения разговора являются также косвенное информирование, аллюзии, намеки, которые дают по-нять адресату истинные причины подобной формы высказыва-ния.

Кроме того, смягчение отказа или выговора может реализоваться приемом «смены адресата», при котором делается намек или проецируется речевая ситуация на третьего участника разговора.

В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким обра-зом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации «Я - ТЫ (ВЫ) - ЗДЕСЬ - СЕЙЧАС». Так показывается уважительное отношение ко всем участникам общения.

Принято считать, что Ты-общение всегда является проявле-нием душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты-общение является попыткой интимизаций отношений.

Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы-обшения и Ты-общения в зависи-мости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций.

Один и те же участники общения в различных ситуациях мо-гут употреблять местоимения «вы» и «ты» в неофициальной обста-новке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввес-ти в речевую ситуацию элементы ритуального обращения.

3. Особенности письменной речи

Основной, если не единственной, формой реализации разго-ворной речи является устная форма.

К письменной форме разго-ворной речи можно отнести только записки и другие подобные жан-ры. Так, сидя на собрании, можно написать приятелю Уйдем? - и в условиях данной ситуации и соответствующих фоновых знаний будет ясно, о чем идет речь. Сущест-вует мнение, что все особенности разговорной речи порождаются не условиями ее реализации, а именно устной формой. Другими словами, считается, что нечитаемые официальные публичные устные текс-ты строятся так же, как и неофициальные спонтанные. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

Так ли это? Вне всякого сомнения, вся-кий устный публичный текст, не читаемый «по бумажке», имеет, свои существенные особенности.

Известная исследовательница уст-ных текстов О. А. Лаптева, которой и принадлежит версия об устности как ведущем признаке некодифицированных текстов, спра-ведливо отмечает особый, неизвестный письменным текстам, ха-рактер членения любых устных нечитаемых текстов. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

Говорящий формирует высказывание и текст в целом. Он фор-мирует св.ой стиль письменной речи, «точку зрения» при отраже-нии в речи каких-то событий, явлений, фактов, фрагментов «кар-тины мира». Роль говорящего проявляется и в способе линейной организации речи, в выборе главного «участника действия»; напри-мер, синтаксическая позиция в начале предложения предназначе-на для обозначения того, о чем (о ком) говорится в предложении, то есть для темы высказывания; и от того, что именно говорящий де-лает темой, зависит вид синтаксической конструкции и ее смысл.

Необходимым условием жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. «Ха-рактерный для понятия искренности контекст согласия соответст-вует этимологическому значению слова: искренний означало «близ-кий, приближенный, находящийся рядом». Какой бы модус ни преобладал в письме, сам факт адресации своих чувств-мыслей в письменной форме, предполагающей несиюминутное прочтение, свидетельствует о существовании у автора возможности использо-вать естественный способ экспликации себя как личности.

Регулярность переписки определяется рядом факторов: Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

a. от-ношениями между участниками этого вида речевого общения;

b. внеш-ними обстоятельствами переписки;

c. актуальностью для адресата тем;

d. частотностью переписки.

И. Н. Кручинина, анализируя стилистические особенности это-го жанра, приходит к выводу о том, что непринужденность отноше-ний с адресатом - главное условие переписки, а «отсутствие этой предпосылки обычно сразу же ощущается как препятствие для общения Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996

Стихия разговорной речи в письме сказывается в диссонансе линейных синтаксических связей; это свидетельствует о «быстром проговаривании» пишущего, о произвольном характере тематичес-ких элементов в ходе изложения мыслей. Эта тенденция «нанизывания», тематически важных, с точки зрения автора письма, элементов характерно и для форми-рования всей структуры письма: письмо может быть тематически дискретным, насыщенным ассоциативными элементами и добавоч-ными сообщениями.

Прагматическое условие солидарности и согласия в жанре письма находит свое формальное выражение в «формулах» при-ветствия и прощания, берущих свое начало в глубине веков.

Вот мнение по этому поводу известного лингвиста Д. М. Пешковского: «Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами пись-менной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно лите-ратурной речи - вид, который я бы назвал подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную»

Разговорность может опустить ее до бытового уровня. И оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный стиль речи. Кстати, установлено, что при восприятии письменной речи человек воспроизводит потом лишь 50% полученного сообще-ния. При восприятии того же сообщения, построенного по законам устного изложения мысли, воспроизводится уже 90% содержания. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996

Установилось своеобразное соотношение форм реализации с основными функциями специального языка: в функции накопления и передачи знаний «письменная (точнее, печатная) речь занимает почти монопольное положение»; в функции распространения зна-ний преимущество также на стороне письменной речи; в професси-ональном общении ведущей остается устная речь.

Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандар-тов письменной речи, необходимых в официально-деловых отноше-ниях. Эти стандарты включают в себя как формы документации, так и со-ответствующие им способы речевого изложения. Тезис о высокой регламентированности официально-деловой речи находит свое под-тверждение не только в обязательных требованиях к построению и составлению документов, но и в возможности нормализации - вне-сения изменений в правила построения и составления документов в процессе их унификации. Это касается обеих сторон документа его формы и его языка.

В настоящее время текстовые и языковые нормы деловой речи испытывают давление со стороны все шире развивающегося спосо-ба составления, хранения и передачи документов при помощи элек-тронно-вычислительной техники.

Имеет место «автоматизация ин-формационных процессов в аппарате управления», академик А. П. Ершов называет это «компьютеризацией деловой прозы». Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978

По его мнению, деловая проза «всегда внутренне формали-зована», это «лингвистический феномен, который, сохраняя многие свойства языка в целом, в то же время самой своей сутью подготовлен для того, чтобы стать объектом механизации», благо-даря «регламентирующему действию формальной модели, лежа-щей в основе данной области производственных отношений».

Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандар-тов письменной речи, необходимых в официально-деловых отноше-ниях.

Эти стандарты включают в себя как формы документации, так и со-ответствующие им способы речевого изложения.

Тезис о высокой регламентированности официально-деловой речи находит свое под-тверждение не только в обязательных требованиях к построению и составлению документов, но и в возможности нормализации - вне-сения изменений в правила построения и составления документов в процессе их унификации. Это касается обеих сторон документа - его формы и его языка. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996

Заключение

Разговорная речь имеет свою эстетическую атмосферу, кото-рая обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека с обществом и культурой.

Исторически сложились относительно устойчивые формы ре-чевого общения - жанры. Все жанры подчинены правилам рече-вой этики и языковым канонам. Этика речевого общения предписы-вает говорящему и слушающему создание благожелательной то-нальности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога.

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью.

К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Большинство дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью, менеджмент и администрирование, различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины. Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает разные новые именования.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 25 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996

Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

Список литературы

1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

2. Боровой Л. Я. Диалог, или Размена чувств п мыслей.- М.: Сов. писатель, 1969.

3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура.- М.: Рус. яз., 1976

4. Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978

5. Диалогическая речь. Монологическая речь лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990

6. Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989

7. Одинцов В. В. Культура спора.- Рс. речь, 1976, № 4,

8. Соловьева А. К. О некоторых общих вопросах диалога.- Вопр. языкознания, 1965, № 6,

9. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996

10. Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.