Признак |
Примеры определений |
|
Факти масштабновшества |
Инновация - важное изменение в status quo социальной системы, опирающееся на новые знания социальных отношений, новые материалы и машины и имеющее целью прямое или косвенное улучшение внутри и (или) вне системы |
|
Восприятие новизны |
Инновацией является то, что предлагается или может быть пред-ставлено как новшество для предприятия. (Важны не научно-технические новшества, а изменения в сознании.) Под инновацией следует понимать все изменения процессов, которые происходят на предприятии впервые |
|
Новая комбинация целей и средств |
Инновация представляется результатом двух процессов: с одной стороны, возникают предложения по решению проблем с помощью новых идей, открытий и изобретений, а с другой стороны, спрос на решение проблем, который постоянно меняется. Если обе стороны накладываются и при этом хотя бы с одной стороны используется что-то новое, то имеет место инновация |
|
Реализуемость |
Если имеется изобретение, обещающее экономический эффект, то необходимы инвестиции для подготовки производства и вхож-дения на рынок. Если при этом достигается внедрение на рынке новых продуктов или появляется новая технология, то говорят об осуществлении продуктовой или технологической инновации |
|
Новшество как процесс |
Инновация представляет собой совокупный процесс исследова-ния, разработок и применения технологии. Этот процесс, как сле-дует из определения, состоит из нескольких логически следующих друг за другом фаз (субпроцессов), различающихся по содержанию |
|
Этапы инновационного процесса |
Характеристика этапов инновационного процесса |
|
Идея |
Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономиче-скую выгоду |
|
Открытие |
Установление существования ранее неизвестных явлений, материалов, зависимостей, связей и т. п. |
|
Исследование |
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров |
|
Разработка |
Превращение результатов исследования и наблюдений в схему, конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей |
|
Изобретение |
Выявление свойств и признаков иннова-ции, пригодных для патентирования или публикации |
|
Внедрение |
Продвижение нового продукта или услуги на рынок либо новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке |
|
Текущая реализация |
Серийное производство, создание сбытовой сети, вытеснение существующих видов продукции и т. п. |
|
Классификация рисков в инновационной деятельности
Возможные причины риска |
Примеры последствий наличия риска |
|
Технические риски |
||
Неудачи при проведении НИОКР и освоении новшества |
- Отрицательный результат НИР- Недостижение запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технических разработок- Опережение технического уровня производства и технологических возможностей освоения результатов- Опережение возможностей эксплуатации новшества у потребителя- Возникновение побочных проблем, не решаемых при современном уровне науки и техники |
|
Коммерческие риски |
||
Неправильный выбор экономических целей инновационного проекта |
- Необоснованное определение стратегических приоритетов - Неправильный прогноз конъюнктуры на рынках ресурсов - Неадекватная оценка спроса и потребностей собственного производства |
|
Неудовлетво-рительное финансирование |
- Неэффективность выбранного метода финансирования - Ненадежность источника финансирования |
|
Нарушение сроков реализации проекта |
- Нарушение графика расходов - Нарушение графика поступления доходов - Неправильная оценка длительности проекта |
|
Маркетинговые риски (риски закупок оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий) |
- Ненахождение поставщиков ресурсов - Изменение цен на ресурсы по сравнению с теми, которые были заложены в технико-экономическом обосновании проекта - Отказ предполагаемых поставщиков от предварительных договоренностей по заключению контракта - Заключение контракта на невыгодных неценовых условиях |
|
Маркетинговые риски сбыта |
- Недостаточная сегментация рынка - Неправильный выбор сегмента рынка - Неудачная стратегия сбыта - Неправильная организация и получение неадекватных результатов маркетингового исследования - Неудачная ценовая политика - Неэффективная реклама |
|
Нарушение кооперации с контрагентами и партнерами |
- Нарушение условий договоров со стороны контрагентов - Неплатежеспособность партнеров - Выход партнеров из совместного предприятия или работы над проектом |
|
Непредви-денные расходы и превышение сметы проекта |
- Неблагоприятные изменения внешних условий (ставок налогов, рефинансирования, кредитов и т.д.) - Вынужденное увеличение выплат акционерам до окончания работы по проекту |
|
В результате анализа рисков предприятие должно сделать выводы о своем принципиальном решении: принимать или не принимать данный проект. При положительном решении в рамках бюджета инновационного проекта выделяется определенная доступная предприятию или инвестору сумма. При условии действенных методов страхования и защиты от рисков эта сумма должна позволить снизить риск до уровня, отвечающего наиболее высоким предпочтениям фирмы или инвестора по поводу сочетания доходности и надежности инвестиций.
К эффектам инновации относятся технические, экономические, социальные, экологические и прочие результаты инновационного процесса.
Измерению и оценке должны подлежать все виды результатов инновационного процесса. Классификация эффектов инновационной деятельности по видам и формам проявления представлена в табл.
Таблица
Эффекты от инновационной деятельности
Технические эффекты |
Экономические эффекты |
Прочие эффекты |
||||
Прямой |
Косвенный |
Прямой |
Косвенный |
Системные |
Индиви- дуальные |
|
определяется в специфических для объекта единицах |
обучение новым технологиям; ноу-хау; патенты и приоритеты; выявление слабых мест |
увеличение оборота; повышение прибыли; снижение издержек; рост доли рынка |
снижение объемов продаж у конкурентов; повышение издержек у конкурентов |
экологические; социальные; управленческие |
научное признание; самоутверж-дение |
|
Технические эффекты. Для каждого инновационного проекта должны быть определены собственные специфические измерители технических эффектов. Например, в процессе реализации технических инноваций могут быть достигнуты заданные характеристики надежности, прочности, быстродействия, срока годности и т. п.
К техническим эффектам в сфере управленческих инноваций можно отнести повышение точности исчисления затрат по местам их возникновения, сокращение времени документооборота и т.п. Объективная оценка прямых технических эффектов может быть получена при участии исследователей, инженеров, технологов и других специалистов по объекту инноваций.
Наряду с прямыми эффектами могут иметь место косвенные технические эффекты. Даже если инновация не достигла запланированного технического эффекта, возникают обучающие эффекты в области освоения новых продуктов, услуг, методов и способов. Кроме того, возможны патентование отдельных ноу-хау и фиксация приоритетов, а также выявление слабых мест в технике, технологии и организации предприятия.
Экономические эффекты. Следует различать оценочные расчеты экономической эффективности инноваций на стадии принятия решения и экономические эффекты, оцениваемые на фазе начала коммерческой реализации инноваций. Первые используются для выбора наиболее предпочтительных альтернатив инноваций, вторые - для оценки результатов реализации выбранной альтернативы с учетом конкретных условий функционирования предприятия.
Экономические эффекты, так же, как и технические, можно разложить на прямые и косвенные. К числу прямых эффектов в первую очередь можно отнести рост прибыли или маржинальной прибыли, увеличение оборота и доли рынка, снижение издержек и т.п. Перечисленные виды экономических эффектов можно измерять как за определенный промежуток времени, так и на единицу продукции. Выбор способа измерения зависит от вида инновации. Например, если речь идет об инновациях в новые продукты или услуги, то наиболее подходящими измерителями коммерческого успеха следует считать рост объемов продаж и доли рынка. Эффективность технологических и организационных инноваций рекомендуется оценивать по показателю снижения затрат на процесс. Рационализация процессов закупки, производства и сбыта за счет соответствующих видов инноваций может способствовать снижению объемов брака, сокращению сроков выполнения заказа, росту стабильности и гибкости, а также снижению вредного воздействия на окружающую среду. Например, смена упаковочных материалов, изготавливаемых из прочных, технологичных и относительно дешевых полимеров, на упаковку из более дорогих, но легко утилизируемых и безопасных для окружающей среды материалов приведет к экономическому эффекту, исчисляемому в виде разницы затрат на материалы и стоимости услуг по утилизации. Таким образом, рост прямых затрат на материалы в результате реализации инновации компенсируется гораздо большим снижением затрат на утилизацию. Этот пример иллюстрирует подход к оценке экономического эффекта на весь жизненный цикл инновации.
Косвенные экономические эффекты проявляются, прежде всего, в области конкуренции: снижение объемов продаж у конкурентов; повышение издержек у конкурентов и т.п. Такого вида эффекты далеко не всегда можно с высокой степенью надежности измерить количественно. Однако благодаря использованию математического аппарата измерения и оценки, данных нечисловой природы можно перевести качественные характеристики результата в количественные, что позволит провести их сравнение.
Прочие эффекты. Следует выявлять и оценивать в системной или индивидуальной областях. Если говорить об индивидуальных аспектах измерения успеха инноваторов, то для последних важно признание в публикациях, получении престижных премий и т.п. В настоящее время практически бесспорным показателем успеха инноваций в области создания новых продуктов и технологий является снижение вредного воздействия на окружающую среду.
В качестве социальных результатов реализации инноваций можно считать создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, создание «человеческих отношений» внутри коллектива за счет внедрения новых методов управления.
Инновации в области совершенствования системы менеджмента на предприятии направлены на получение управленческих эффектов, к числу которых можно отнести:
- ускорение прохождения заказа и улучшение контроля по фазам его реализации;
- прозрачность затрат и результатов для руководства предприятия в разрезе: центры ответственности, продукты, клиенты, регионы и т. п.;
- увеличение гибкости предприятия и скорости реакции с точки зрения адаптации к изменяющимся внешним условиям.
Достижение управленческих эффектов, как правило, трудно зафиксировать количественно, и они проявляются в виде возникновения новых шансов, потенциалов и сильных сторон предприятия, что способствует успеху в стратегической перспективе. Неудачные в коммерческом плане инновации также имеют результат, который выражается в создании инновационного климата на предприятии. В свою очередь, это способствует инициированию новых инновационных процессов, которые, как правило, благодаря накопленному опыту, протекают гораздо более эффективно.
Правильность заключения успешна инновация или нет зависит от того, в какой момент времени измеряется показатель успеха. Например, если измеряют прямой экономический эффект от реализации инновационного процесса, то измерение необходимо проводить «после» выхода продукта или услуги на рынок. При этом следует уточнить, что понимается под термином «после»: год спустя, два года спустя, при достижении определенного объема продаж за год и т.п.
Суждение об успешности инновации предполагает не только измерение, но и оценку полученного результата. Как известно, для проведения оценки необходимо выбрать базу для сравнения, в качестве которой может быть принято:
- сравнение с альтернативным вариантом инновации;
- сравнение с поставленной целью и отдельными подцелями инновации, сформулированными для каждой из фаз инновационного процесса;
- сравнение с определенным состоянием: с достигнутыми ранее результатами;
- с результатами других предприятий;
- с условным результатом, который был бы возможным, если бы инновации не осуществлялись.
Сравнение с альтернативным вариантом наиболее целесообразно проводить на фазе генерирования и оценки инновационных идей.
Решение о начале инновационного процесса может быть принято на основе фактов успешной реализации инновации на другом предприятии. Однако это вовсе не означает, что в качестве базы сравнения будут выступать результаты, полученные другим предприятием. Возможно, что базой для сравнения послужат достигнутые ранее результаты на самом предприятии.
Концепция измерения эффекта инноваций, основывающаяся на последовательном рассмотрении всех фаз инновационного процесса предполагает, измерения сопровождают процесс, а результаты служат для принятия управленческих решений относительно целесообразности продолжения инновационного процесса. Название этапа, вид промежуточного результата, количественный измеритель и субъект оценки представлены в табл.
Таблица
Оценка и измерение по этапам инновационного процесса
Название этапа |
Вид промежуточного результата |
Количественное измерение результата |
Субъект оценки (оценивающая инстанция) |
|
Идея продукта (услуги) |
Протокол, описание нескольких проработанных идеи и предложении |
Число идей, альтернатив |
Эксперты в области техники |
|
Исследования и разработки |
Конструкции, прототипы, экспериментальные установки |
Рост производитель-ности и выхода годных изделии, снижение расхода ресурсов, улучшение технических характеристик |
Эксперты в области техники |
|
Изобретение |
Патенты, публикации, премии, индекс цитируемости |
Количество перечисленных результатов |
Научные сотрудники |
|
Инвестиции, изготовление и маркетинг |
Рыночные продукты и реализуемые технологии |
Детальное описание технико-экономиче-ских улучшений по сравнению с существующими решениями |
Менеджеры по маркетингу Инженеры |
|
Выведение инноваций на рынок или в производство |
Обороты, экономия затрат, прибыль, маржинальная прибыль |
Абсолютные суммы денежных средств; индексы; сравнительные величины по времени; рост курса ценных бумаг |
Отделы маркетинга и производства Контроллеры Эксперты по отраслям Банкиры |
|
Текущие продажи или применение |
Изменение доли рынка, затрат, маржинальной прибыли |
|||
Представленные в таблице этапы и их измерители имеют наибольшую ценность для предприятий, осуществляющих регуляторную и систематическую инновационную деятельность. Для разовых инноваций первые четыре этапа не очень четко различимы, а следовательно, трудноизмеримы.
Начало инновационного процесса достаточно трудно измерить и оценить, так как речь идет о творческом процессе поиска идеи. Ведение базы данных и оценка предложений и идей возможна на предприятиях с высоким уровнем организации рационализаторского дела.
На этапе «Исследования и разработки» проверке подвергается техническая реализуемость идеи нового продукта, технологии или услуги. В качестве результата этого этапа выступают конструкции, модели, схемы, экспериментальные установки и другие факторы, оцениваемые экспертами-техниками.
Этап «Изобретение» не всегда имеет место в инновационном процессе. Результат может измеряться количеством патентов, приоритетов, авторских свидетельств, публикаций, индексов цитируемости и т. д.
С четвертого этапа начинается переход к экономическим оценкам. На всех последующих этапах измеряются величины оборотов, доли рынка, прибыли, курсы ценных бумаг, а также динамика этих показателей по жизненному циклу инноваций.
4 вопрос.
Инвестиции и их классификация
Инвестиционная политика предприятия. Одна из важнейших сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия - сохранение и развитие своего производственно-экономического потенциала. Деятельность предприятий в этом плане называется инвестиционной деятельностью.
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта.
Различают реальные (капиталообразующие) инвестиции - вложения в создание новых, реконструкцию или техническое перевооружение существующих предприятий, производств и финансовые (прямые и портфельные) вложения в покупку ценных бумаг государства, предприятий, инвестиционных фондов. В первом случае предприятие-инвестор, вкладывающее средства, увеличивает свой производственный капитал - основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства. Во втором случае инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды - доход на ценные бумаги. Вложения денежных средств в создание производств при этом осуществляют другие предприятия и организации, выпустившие акции для привлечения финансовых средств на осуществление их инвестиционных проектов.
Инвестиции, вкладываемые в создание новых и воспроизводство действующих основных фондов без вложений в оборотные средства, имеют форму капитальных вложений. Капитальные вложения составляют преобладающую часть всех средств, обеспечивающих простое и расширенное воспроизводство основных фондов. К ним относятся все вложения в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, их капитальный ремонт, модернизацию, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Инвестиции могут быть классифицированы в соответствии со следующими признаками:
- объект инвестирования;
- фазы инвестиционного цикла;
- область инвестирования;
- форма собственности инвестиций;
- территориальный характер инвестиций;
- источники инвестиций.
По признаку «объект инвестирования» различают следующие виды инвестиций:
инвестиции в нефинансовые активы:
- инвестиции в основной капитал;
- инвестиции на капитальный ремонт основных фондов;
- инвестиции в нематериальные активы;
- инвестиции в прирост запасов оборотных фондов;
- инвестиции в другие нефинансовые активы (включая приобретение земельных участков и объектов природопользования и др.);
финансовые инвестиции (вложения):
- инвестиции в ценные бумаги других предприятий;
- инвестиции в процентные облигации государственных и местных займов;
- инвестиции в форме вложений в уставные капиталы других пред-приятий;
- предоставление другим предприятиям займов;
инвестиции в человеческий капитал:
- инвестиции в образование фактически занятых или потенциальных работников предприятия;
- инвестиции в повышение квалификации работников предприятия;
- инвестиции в социальную сферу предприятия.
В рыночной экономике значительную роль играют финансовые инвестиции, поскольку финансовый капитал в отличие от производственного характеризуется повышенной мобильностью. Поэтому финансовые инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги являются лучшим средством перелива капитала из одних сфер экономики в другие, что способствует структурным сдвигам в самой экономике.
По критерию «фазы инвестиционного цикла» выделяются начальные, текущие и дополнительные инвестиции.
Начальные - инвестиции в создание предприятия или смежного производства.
Текущие - инвестиции, обеспечивающие деятельность предприятия путем поддержания основных фондов в рабочем состоянии с помощью модернизации или капитального ремонта.
Дополнительные - инвестиции в действующее производство, предусматривающие увеличение мощностей предприятия (расширение), совершенствование производственных процессов в целях снижения издержек, изменение производственного профиля предприятия и диверсификацию для расширения номенклатуры производимой продукции и проникновения в новые сферы сбыта.
По третьему признаку - «область инвестирования» - инвестиции классифицируются по фазам производственно-сбытового процесса предприятия (организации), в которую эти средства направляются. Для производственного предприятия выделяются фазы:
- материально-техническое снабжение, т.е. обеспечение материа-лами, техникой, транспортом, полуфабрикатами;
- собственно производство;
- реализация.
По четвертому признаку - «форма собственности инвестиций» - выделяются:
- государственные - инвестиции, осуществляемые государствен-ными органами власти различных уровней за счет соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также инвестиции, реализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собствен-ных и заемных средств;
- иностранные - инвестиции, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами, а также непосредственно иностранными государствами и международными организациями;
- частные - инвестиции, осуществляемые физическими лицами и юридическими лицами, представляющими предприятия и организации негосударственной формы собственности;
- смешанные - осуществляемые государственными структурами, совместно с частными лицами и/или предприятиями негосударственной формы собственности;
- совместные - осуществляемые совместно отечественными и иностранными инвесторами.
Пятый признак - «территориальный характер инвестиций» - предполагает выделение трех групп:
- региональные инвестиции - вложение средств в пределах конкретного региона страны;
- внутренние инвестиции - вложение средств в объекты, размещенные на территории страны в целом;
- инвестиции за границей - вложение средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами государственных границ страны.
Шестой признак - источники финансирования:
- собственные средства, в том числе прибыль, остающаяся в распоряжении организации, амортизационные отчисления и др.;
- привлеченные средства, в том числе бюджетные.
Таблица
Признакиклассификации |
Видыинвестиций |
Цели классификации |
|
Объектинвестирования |
Производственные:- вложения в основные фонды;- инвестиции в запасы товарно-материальных ценностей;Финансовые (вклады):- в сберегательные банки;- в облигации, акции и другие ценные бумаги;- в валюту;- в депозиты;Человеческий капитал:- в образование;- в повышение квалификации;- в социальную сферу |
Направленность инвестиций позволяет определить предпочтенияинвестора и сформировать соответствующий рынок предложений |
|
Фазаинвестиционного цикла |
НачальныеТекущиеДополнительные |
Характеризуют стадии жизненного цикла предприятия, на которых делаются инвестиции: создание, текущая деятельность, рост |
|
Областьинвестирования |
СнабжениеПроизводствоСбытУправление |
Характеризует инвестиции на различных стадиях производственно- сбытового цикла |
|
Формасобственности |
ГосударственныеЧастныеИностранныеСовместные |
Характеризует степень развитости рыночных отношений (на государственном и региональном уровнях) или инвестиционную привлекатель-ность объекта (на уровне предприятия) |
|
Региональный аспект инвестиций |
ВнутренниеРегиональныеЗа рубежом |
||
Степень подверженности влиянию других инвестиций |
НезависимыеТребующие сопутствующих инвестицийЧувствительные к принятию конкурирующих инвестиционных решений |
Дает возможность оценить инвестиционную стратегию предприятия |
|
Форма эффекта |
ЭкономическийСоциальныйТехническийЭкологический |
||
Источники финансирования |
Собственные средстваПривлеченные средства |
Характеризуют возможности предприятия инвестировать за счет собственных средств |
|
Простые (статические) |
Динамические (методы дисконтирования) |
|||||
Простая норма прибыли (AROR) |
Простой срок окупаемости проекта (РР) |
Чистый приведенный доход (NPV) |
Индекс рентабельности (PI) |
Внутренняя норма рентабельности (IRR) |
Дисконтированный срок окупаемости (DPP) |
|
Эффективным считается проект, индекс доходности которого выше 1, т.е. сумма дисконтированных текущих доходов (поступлений) по проекту превышает величину дисконтированных капитальных вложений.
Внутренняя норма доходности - это та норма (ставка) дисконта, при которой величина доходов от текущей деятельности предприятия в процессе реализации равна приведенным (дисконтированным) капитальным вложениям.
Внутренняя норма доходности (IRR) определяется, исходя из решения следующего уравнения:
.
Внутренняя норма доходности характеризует максимальную отдачу, которую можно получить от проекта, т.е. ту норму прибыли на вложенный капитал, при которой чистый дисконтированный Доход по проекту равен нулю. При этом внутренняя норма доходности представляет собой предельно допустимую стоимость денежных средств (величину процентной ставки по кредиту, размер дивидендов по эмитируемым акциям и т.д.), которые могут привлекаться для финансирования проекта.
Практически вычисление величины IRR производится методом последовательных приближений с помощью программных средств типа электронных таблиц.
Срок окупаемости инвестиций (ТОК) представляет собой минимальный временной промежуток, измеряемый в месяцах, кварталах или годах, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, покрываются суммарными результатами от его осуществления. Рекомендуется определять срок окупаемости (ТОК) с использованием дисконтирования.
Наряду с вышеизложенными показателями возможно использование и ряда других: точки безубыточности, нормы прибыли, капиталоотдачи, интегральной эффективности затрат и др. Применение этих показателей зависит от конкретного проекта и поставленных целей.
Ни один из перечисленных показателей не является достаточным для принятия решения об эффективности инвестиционного проекта. Решение об инвестировании средств в проект должно приниматься с учетом значений всех перечисленных показателей в совокупности, а также интересов всех участников инвестиционного проекта. Немаловажное значение в принятии этого решения должна играть структура и распределение капитала во времени.
Описание метода |
Преимущества |
Недостатки |
Сфера применения |
|
1. Простая норма прибыли (AROR) Чистая прибыль проекта со-поставляется с инвестиционными затратами. Показывает, какая часть ин-вестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования. При сравнении проектов выбирается проект с наибольшим значением AROR |
Простота расчетов. Позволяет оценить прибыльность про-екта |
Не учитывается: временной аспект стоимости денег; доходы от ликвидации старых активов; возможность реинве-стирования полученных доходов. Метод не позволяет выбрать проект из имеющих одинаковую AROR, но разные инве-стиционные затраты |
Используется при заключении о це-лесообразности дальнейшего ана-лиза или отбра-ковки проекта на самой ранней стадии |
|
2. Простой срок окупаемости проекта (РР) Общий объем инвестиционных затрат сравнивается с суммой чистых поступлений от операционной деятельности. Когда эти потоки сравниваются, то получается период, необходимый для возмещения затрат. Из нескольких отбирается проект с наименьшим РР |
Простота расчетов. Позволяет оценить ликвидность проекта и его рискованность |
Выбор срока окупаемости страдает субъективностью. Не учитывается стоимость денег во времени. Игнорируется доходность проектов за пределами срока окупаемости. По-этому проекты с одинаковыми РР, но разными сроками жизни могут приносить различные доходы, что затрудняет их сравнение |
Используется для выбора проектов в условиях высокой инфляции и нестабильности при дефиците ликвидных оборотных средств |
|
3. Чистый приведенный доход (NVP) Определяется как разность дисконтированных поступлений и затрат по проекту. Если NVP > 0, то проект следует принять, так как текущая стоимость доходов выше текущей стоимости затрат. Если NVP = 0, то благосостояние инвестора не изме-нится, хотя предприятие уве-личится в масштабах. Если NVP < 0, инвестор понесет убытки. Из нескольких проектов следует выбирать тот, у которого NVP больше |
Учитывает стоимость денег во времени. Метод ориентирован на увеличение достояния инвесторов |
NVP является абсолютным показателем, и поэтому трудно объективно оценить выбор между несколькими проектами с одинаковым NVP и различными инвестиционными затратами или проектом с большим РР и NVP и проектом с меньшим РР и NVP. Существует субъективность выбора ставки дисконтирования |
При выборе проектов из нескольких независимых NVP используется как метод IRR. При выборе из взаимоисключающих проектов выбираются проекты с наибольшим NVP |
|
4. Индекс рентабельности (PI) Определяется отношением между текущей стоимостью будущих доходов и первоначальными затратами. Харак-теризует относительную при-быльность проекта. Если PI > 1, то доход-ность инвестиций выше, чем требуют инвесторы, значит проект является прибыльным; если PI = 1, то доходность инвестиций равна нормативной рентабельности; если PI < 0, инвестиции нерентабельны |
Является относительным показателем и позволяет судить о резерве безопасности проекта |
Существует субъективность выбора ставки дисконтирования |
Применяется при сравнении независимых проектов с различными инвестиционными вложениями и сроками жизни при формировании оптимального инвестиционного портфеля предприятия |
|
5. Внутренняя норма рента-бельности (IRR) Под IRR понимают такую ставку дисконтирования, при которой NPV проекта равна нулю, т.е. когда все затраты окупаются. IRR характеризует нижний гарантированный уровень прибыльности проекта и максимальную ставку платы за привлекаемые источники финансирования, при которой проект остается безубыточным. IRR сравнивают со стоимостью источников средств для осуществления проекта (СС). Если IRR > СС, то проект следует принять; если IRR = СС, то проект бесприбылен; если IRR < СС, то проект убыточен |
Метод прост для понимания. Нацелен на увеличение доходов инвесторов |
Предполагает сложные вычисления. При неординарных потоках возможно множественное значение IRR. Выбор проекта по критерию затруднен, так как проекты с низкой IRR могут в дальнейшем образовывать значительные NPV |
Используется при формировании инвестиционного портфеля предприятия |
|
6. Дисконтированный срок окупаемости (DPP) Позволяет определить период, за который возместятся первоначальные инвестиционные затраты из чистых дисконтированных поступлений по проекту |
Учитывает стоимость денег во вре-мени и возможность реинвестирования получаемых доходов |
Выбор дисконтированного срока окупаемости страдает субъективностью. DPP игнорирует доходность проектов за пределами срока окупаемости. Поэтому проекты с одинаковыми DPP, но разными сроками жизни могут приносить различные доходы, что затрудняет их сравнение |
Используется для выбора проектов в условиях высокой инфляции и неста-бильности при дефиците ликвидных оборотных средств |
|
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |