Реферат по предмету "Экология и охрана природы"


Экологические права и обязанности граждан России



3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План:

Введение……………………………………………………………………….3

1.Понятие и общая характеристика экологических прав граждан……….4-8

2.Административный и судебный порядок защиты экологических прав граждан……………………………………………………………………….9

3.Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении экологических прав граждан………………………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………….11

Список источников…………………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом и является одной из глобальных проблем современности. Конституция РФ гласит: « Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». ( ст. 58)

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Законе об охране окружающей природной среды Закон РФ « Об охране окружающей природной среды» от 2 июня 1993г. закреплена обязанность граждан соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе Российской Федерации от 29 января 1997г.

24 апреля 1995г. вступил в силу Федеральный закон «О животном мире» ФЗ « О животном мире» от 24.04.1995г. №52-ФЗ ( ред. от 29.12.2004) принят ГД ФС 22.03.1995. Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Данная работа предполагает рассмотрение экологических прав и обязанностей граждан Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

Основным правом каждого человека является право на жизнь. Это положение закреплено в Конституции Российской Федерации в ч.1 ст. 20. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. Право это основано на положениях Хартии о правах человека Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972) и в последующих документах.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических права человека:

1) право на благоприятную окружающую среду;

2) право на достоверную информацию о ее состоянии;

3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Содержание экологических прав граждан состоит из трех частей:

1) возможность действовать определенным образом в своих интересах;

2) право требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей (совершать те или иные действия или воздерживаться от их совершения;

3) обращаться за защитой нарушенного права к государственным органам.

Конституция впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной легитимностью. Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст.11 Закона РФ от 10 января 2002г. « Об охране окружающей среды». Российская газета. 2002. 12 января

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003г. С.9

Конституцией РФ также предусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля. Данное право конкретизируется в ч.1 ст. 11 Закона, а также в Федеральном законе от 20 февраля 1995г. « Об информации, информатизации и защите информации» СЗ РФ. 1995. №8 С.609, который гарантирует и устанавливает судебную защиту данному праву.

Третье экологическое право, закрепленное в ст.42 Конституции РФ,- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В Законе « Об охране окружающей среды», который занимает центральное место в системе экологического законодательства РФ, приняты основные положения следующего содержания:

Статья 11 Закона провозглашает права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды:

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

2. Граждане имеют право:

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иные непротиворечащие законодательству РФ акциях;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. Граждане обязаны:

-сохранять природу и окружающую среду;

-бережно относиться к природе и природным богатствам;

-соблюдать иные требования законодательства.

Статья 12 Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

- разрабатывать, пропагандировать и реализовать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

- за счет общественных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

-оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях, в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обслуживании проектов, касающихся охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти РФ и местного самоуправления по вопросам о получении своевременной полной информации о состоянии окружающей среды, а также с жалобами и заявлении по вопросам негативного воздействия на окружающую среду;

- организовывать и проводить в установленном порядке слушания и экологическую экспертизу по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

Подавать в органы государственной власти РФ, суд и иные органы обращения об отмене решений о проектировании, размещении , строительстве, реконструкции , об эксплуатации объектов, хозяйственная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Статья 13 п.3 указывает на то, что должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Статьи 11 и 12 Закона затрагивают важный элемент правового статуса гражданина России- его экологические права и обязанности. Часть из них закреплена именно в этих статьях Закона. Но некоторые экологические права и обязанности составляют содержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 №136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001 ред. от 07.03.2005г.), Лесного кодекса РФ «Лесной кодекс РФ» от 29.01.1997г. №22-ФЗ (ред. от 09.05.2005), Закона « О недрах» и других, посвященных отдельным природным ресурсам.

2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

Различают административный и судебный порядок защиты прав граждан, в том числе экологических. Административный порядок регламентирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968г. « О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» в редакции от 4 марта 1980г. Ведомости Верховного Совета ССР. 1980г. №11 Ст. 192 Согласно ему:

- жалобы подаются в те государственные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса и которые являются вышестоящими по отношению к тем, чьи действия или решения обжалуются;

- если жалоба подается в тот орган, к ведению которого рассмотрение жалоб не относится, в течение 5 дней жалоба направляется в соответствующий орган с уведомлением об этом заявителя;

- все государственные органы должны систематически проверять состояние дел по рассмотрению жалоб в подчиненных им предприятиях, учреждениях, организациях и принимать меры для устранения причин, выявления нарушений прав граждан.

В настоящее время действует новая редакция Закона РФ « О прокуратуре», утвержденная Федеральным законом РФ от 17 ноября 1995г. с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с этим Законом одна из основных функций прокуратуры РФ- это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Помимо административного порядка, Закон предусматривает и судебный порядок защиты.

3. РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

Особая роль в защите экологических прав граждан отводится Конституционному Суду РФ- судебному органу конституционного контроля, в компетенцию которого входит разрешение дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и проверка по запросам конституционности закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле (п.»з» ч.1 ст. 3 Федерального конституционного закона РФ от 21 июля 1994г. « О Конституционном Суде РФ»). СЗ РФ. 1994. №13.Ст. 1447

В соответствии со ст. 97 Закона жалоба допустима в том случае, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан.

По итогам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений: признать закон либо отдельные его положения соответствующими Конституции РФ; признать закон либо отдельные его положения не соответствующими Конституции РФ.

Тогда дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а судебные расходы граждан и их объединений возмещаются ( ст. 100)

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционном не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а решения, на них основанные, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены (ст.79)

Таким образом, решение Конституционного Суда РФ позволяет предотвратить массовые нарушения прав граждан, в том числе и экологических.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы можно сделать краткие выводы:

1.Статья 42 Конституции РФ закрепляет три самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических права человека:

1) право на благоприятную окружающую среду;

2) право на достоверную информацию о ее состоянии;

3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2. Содержание экологических прав граждан состоит из трех частей:

1) возможность действовать определенным образом в своих интересах;

2) право требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей;

3) обращаться за защитой нарушенного права к государственным органам.

3. Окружающая среда считается благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

4. Различают административный и судебный порядок защиты прав граждан, в том числе экологических.

5. Особая роль к защите экологических прав граждан отводится Конституционному Суду РФ- судебному органу конституционного контроля, в компетенцию которого входит разрешение дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и проверка по запросам судов конституционного закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

2. «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 №136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001 ред. от 07.03.2005г.)

3. «Лесной кодекс РФ» от 29.01.1997г. №22-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.01.1997г. ред. от 09.05.2005.)

4. Закон РФ « Об охране окружающей природной среды» от 2 июня 1993г.

5. Закон РФ от 10 января 2002г. « Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (с изм. от 09.05.2005г.)

6. Закон РФ « О прокуратуре Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации.1995 №47 Ст. 4472; 1999 №7 Ст. 878; №47 Ст. 5620

7. Федеральный конституционный закон РФ от 21 июля 1994г. « О Конституционном Суде РФ» // СЗ РФ.1994. №13 Ст. 1447

8. ФЗ « О животном мире» от 24. 04.1995г. №52-ФЗ (ред. от 29.12.2004г. принят ГД ФС 22.03.1995г.)

9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968г. « О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» в ред. от 4 марта 1980г.// Ведомости Верховного Совета ССР. 1980г. №11 Ст. 192

10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд.-М.: Из-во НОРМА-ИНФРА, 2001.

11. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебное пособие для студентов .-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Загрузочные устройства автоматизированных систем
Реферат Захоплення на базі екскаватора одноковшового
Реферат Звукоизоляция автомобиля
Реферат Зчеплення автомобіля ВАЗ 2104
Реферат Зчеплення автомобіля Волга ГАЗ-3110
Реферат Изготовление фальшборта судна
Реферат Осень в лирике русских поэтов по стихотворениям М. Ю. Лермонтова Осень и Ф. И. Тютчева Осенний
Реферат Зноси корпуса гідророзподільника
Реферат Историческое возникновение права собственности
Реферат Стратегическое управление деятельностью коммерческого банка
Реферат Источники международного частного права Коллизионные вопросы права собственности
Реферат Маркетинговое исследование по оценке торговых центров г. Казани
Реферат Информационная система учета продукции и оказания услуг в фармацевтической области
Реферат История разработки и развития дизель-поезда ДР1
Реферат Информационная технология для работы маневрового диспетчера наливной станции