3
ЦЕНТР ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Коренев Д.В.
тренер
«Мастер-Юниор» г. Киев
Реферат на тему:
«Педагогический контроль в футболе»
г.Киев 2003 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Наиболее целесообразной для определения программы (плана) представляется такая последовательность действий:
1.Для перспективной программы подготовки спортсменов:
а. исследование структуры соревновательной деятельности и выявление факторов, обусловливающих достижение высоких результатов;
б. подбор тестов, информативных по отношению к этим факторам;
в. создание программы этапного комплексного контроля (ЭКО);
г. тестирование, оценка и анализ его результатов;
д. составление этапного плана подготовки и его реализация в условиях тренировочного процесса;
е. проведение в конце этапа повторного тестирования по программе ЭКО;
ж. сопоставление динамики результатов в соревновательном упражнении и тестах и показателей нагрузки за этап с обоснованием стратегии последующей подготовки;
з. Составление плана подготовки на новый этап.
2.Для текущего плана тренировки спортсменов:
а. выбор тестов текущего контроля и создание программы текущего обследования;
б. проведение текущего обследования, сопоставление его результатов с показателями текущего контроля нагрузки;
в. составление (коррекция) текущих планов подготовки.
3.Для оперативного плана тренировки:
а. выбор тестов оперативного контроля и создание программы оперативного обследования;
б. проведение оперативного обследования и анализ его результатов;
в. составление (коррекция) оперативного плана тренировки
Контроль объема нагрузки:
1.время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность ( кол-во часов, дней, недель и т.д.)
2.кол-во тренировочных занятий (циклов, этапов, периодов и т.д.)
Анализируя литературу, можно согласиться, что такой подход к организации педагогического контроля является научно обоснованным и представляет тренеру полную картину физического и технико-тактического состояния футболистов на конкретном этапе подготовки, но, к сожалению, научно-методический контроль в детском спорте может себе позволить лишь небольшое количество клубов, имеющих хорошую материальную базу.
3.Описание практического опыта:
а. Характеристика педагогического контроля в футболе.
Чтобы тренировка протекала в нужном направлении и давала максимальный эффект, необходимо установить систематический педагогический контроль за её влиянием на тренирующихся. Педагогический контроль в процессе тренировки футболистов является основной формой оценки их подготовленности к состязаниям. Осуществляется он тренером, который учитывает содержание, объём, интенсивность проведённых занятий и анализирует выполнение планов тренировки .
Анализу подвергаются:
-планы тренировки команды (перспективные, текущие, оперативные) и их выполнение;
-средства и методы тренировки и их использование в занятиях;
-изменение состояния здоровья и функциональных возможностей футболистов;
-изменение уровня развития физических качеств, техники, тактики;
-изменение состояния тренированности футболистов (по этапам подготовки);
-распределение состязаний, занятий и отдыха в тренировочных и межигровых циклах;
-изменение длительности и интенсивности занятий;
-методы педагогического и врачебного контроля и пр.
Помимо перечисленных должны использоваться и дополнительные методы изучения и обобщения опыта тренировки, позволяющие более глубоко изучить те или иные вопросы тренировки. Этапы изучения и обобщения опыта таковы:
Первый этап: изучение и обобщение опыта тренировки в подготовительном периоде.
Второй этап: изучение и обобщение опыта тренировки в соревновательном периоде, обработка и обсуждение в команде материалов по этому периоду.
Третий этап: обработка и обсуждение в команде итоговых материалов, изучение и обобщение опыта тренировки и написание отчёта.
Четвёртый этап: составление планов подготовки команды на следующий год .
Для педагогического контроля за тренировкой футболиста составляются комплексные контрольные упражнения. В них для оценки изменений в физическом развитии футболистов включаются упражнения, позволяющие оценивать развитие всех основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости). При этом берутся упражнения для оценки как общего, так и специального развития двигательных качеств. Упражнения для оценки изменений в специальном развитии физических качеств футболистов должны быть близкими по форме к основным спортивным движениям, чего не требуется от упражнений для оценки изменений в общем развитии двигательных качеств . Количество упражнений для оценки изменений в развитии общих физических качеств должно быть не более четырех-пяти, такое же число и для оценки специальных физических качеств. В комплекс контрольных упражнений включается также упражнения, позволяющие оценить изменения в технике владения мячом, выполнение тактических приёмов и комбинаций. Тренер организует систематическое наблюдение над футболистами в процессе их выступлений в соревнованиях и в ходе тренировочных занятий.
В круг наблюдений должно входить:
1. Проявление футболистами в состязаниях активности и работоспособности. Оценка дается по выполнению в состязании работы и её плотности (бег, прыжки, ходьба, единоборство, ведение, приём, отбор мяча, удары, обводка).
2. Контроль за устойчивостью у футболистов двигательных навыков в состязаниях. Оцениваются характер нарушения устойчивости навыка, время и последствия нарушения, обстоятельства, предшествовавшие нарушению.
3. Регистрация коэффициента полезного действия футболиста с мячом (%). Количество рационально выполненных действий.
4. Характеристика выполнения футболистами поставленных тактических задач.
5. Изучение в состязаниях психической устойчивости у футболистов. Оценивается внимание мобильность действий, смелость, быстрота
ориентировки и другие качества.
Систематический педагогический контроль является неотъемлемой частью процесса тренировки футболиста и имеет чрезвычайно важное значение для роста мастерства футболистов и укрепление их здоровья .
б. Разновидности контроля нагрузок в футболе.
Планирование и контроль - важные условия совершенствования всей системы тренировки. При помощи планирования упорядочивается процесс будущей тренировки. Планирование тренировки должно обязательно основываться на контроле физического состояния спортсмена, уровня его технической и тактической подготовленности и нагрузки, которую он выполняет. Информация о состоянии футболиста может быть предоставлена комплексом показателей, отражающих уроков всех видов подготовки. Тренер должен стремиться к целенаправленному изменению этих показателей за счёт управления тренировочными нагрузками .
В практической работе тренеру приходиться учитывать следующие виды состояний: устойчивое, текущее, оперативное.
Устойчивое состояние сохраняется в течении относительно длительного промежутка времени - несколько недель или даже месяцев. Показатели, характеризующие устойчивое состояние, могут служить основой для перспективного планирования тренировочного процесса.
Текущее состояние - это такое, в котором находится спортсмен, выполнивший одно или серию тренировочных занятий. Известно, что любое тренировочное занятие оставляет "следы", сохраняющиеся несколько дней. Глубина и характер всех этих сдвигов характеризуют текущее состояние и служат основой для планирования нагрузки на следующее тренировочное занятие.
Оперативным называется такое состояние, в которое приходит организм спортсмена после того, как он выполнил одно или серию физических упражнений. Оперативное состояние очень кратковременно, но контроль за ним является основой для управления тренировочной нагрузкой в ходе самого занятия.
Для оценки трёх видов состояний в практике рекомендуется использовать три вида контроля:
периодический (поэтапный) ,текущий, оперативный.
Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки
тренировочного упражнения, серии упражнений и целостного занятия. Анализ результатов оперативного контроля основан на исследовании зависимости типа "доза-еффект", где "дозой воздействия" служит величина выполненной нагрузки, а "эффектом"-объём и направленность вызванных ею в организме биохимических сдвигов. В связи с этим одна из главных задач оперативного контроля нагрузки является определение соотношения между параметрами физической и физиологической нагрузок упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия.
Текущий контроль предполагает регистрацию нагрузок в микро циклах, длительность которых в различных видах спорта колеблется от 5 до 14 дней. В основе текущего контроля лежат данные оперативной регистрации нагрузки за каждый тренировочный день, которые после суммирования рассматриваются как итог работы спортсмена за микро цикл. Одна из главных задач текущего контроля нагрузок - определение оптимального соотношения между зонами характеристик нагрузок. Решение её в значительной степени основано на исследовании закономерностей отставленного тренировочного эффекта.
Этапный контроль - предполагает регистрацию нагрузки на этапах, длительность которых колеблется от двух - пяти микро циклов до нескольких месяцев. Главная задача этапного контроля нагрузок - на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревнованиях и тестах, с одной стороны, и частыми объёмами нагрузок за этап, с другой - определение наиболее эффективных нагрузок, обладающих ярко выраженным развивающим воздействием.
в. Результаты собственных исследований, Тесты в педагогическом контроле.
Охарактеризовать состояние футболистов можно с помощью тестов и контрольных упражнений.
Тестом называется - задание стандартной формы, применяемое с целью определения умственного развития, волевых качеств, двигательных способностей и других сторон личности человека. тестирования
1.Какие тесты должны быть отобраны для оценки состояния человека.
2.Сколько нужно тестов, чтобы получить минимум информации о состоянии человека .
Контроль в спорте - это прежде всего, контроль за физическим состоянием человека, его технико-тактическим мастерством и нагрузками на тренировочных занятиях.
Известно, что физическое состояние человека характеризуется уровнем телосложения, состоянием здоровья и степенью развития двигательных функций. Оценивать уровень телосложения можно с помощью различных антропометрических приборов. Тесты, оценивающие уровень телосложения, используются только при поэтапном контроле .
Степень развития двигательных функций внешне проявляется в уровне развития двигательных качеств, которые могут, быть измерены по результату в соревновательном упражнении. Уровень физической подготовленности может быть исследован с помощью контрольных упражнений, т.е. тестов. Главное требование при этом заключается в том, что бы тесты технически были очень просты. Только тогда результат в контрольных упражнениях будет обусловлен уровнем развития двигательных качеств .
В практике футбола чаще всего применяются следующие тесты:
1. Бег на 15 метров со старта - стартовая скорость.
2. Бег на 15 метров с ходу - «чистая» скорость.
Прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами - оценка прыгучести.
4. Прыжок в длину с места- оценка скоростно-силовых качеств.
5.Тест Купера, 12-мин. бег-оценка выносливости, но, учитывая этап подготовки этот тест, я не проводил.
6.500 метров, скоростная выносливость, учитывая возраст, я делал 300 метров.
Оценивать ловкость футболистов с помощью специальных тестов довольно трудно. Так как сложно подобрать тест, который бы реально воспроизводил действительные игровые ситуации. Поэтому для оценки координационных способностей можно использовать тесты, в которых футболисты должны по заданию воспроизвести определённые величины силовых, пространственных и временных характеристик движения .
Техническое мастерство спортсмена можно оценивать несколькими путями. Наиболее простой - это визуальная оценка техники игры (по известным методикам) .
Рассматривая физическую подготовленность с точки зрения управления процессом спортивной тренировки, следует подчеркнуть, что, во-первых, оценка уровня развития физических качеств может свидетельствовать о соответствии или несоответствии подготовленности спортсмена тем результатом, которые ему запланированы на данный этап тренировки. Во-вторых, колебания физической подготовленности позволяют судить об уровне тренированности спортсмена, т.е. является важным объективным показателем общего состояния его организма. Поэтому не случайно многие опытные тренера достаточно точно оценивают текущее состояние спортсмена по результатам нескольких контрольных упражнений.
Проведенные тесты 31.01.03 с командой «Мастер-юниор» приведены в материалах по учебной практике для центра лицензирования.
Вывод
Информация в наше время имеет первостепенную значимость во всех сферах современной жизни. Педагогический контроль это информация, без которой не возможна планомерная работа тренера.
Во время учебной практики мной был проведен педагогический контроль физического и технического состояния команды «Мастер-Юниор» г. Киев. Из полученных результатов можно сделать следующий вывод:
По физическому развитию на данный этап спортсмены соответствуют своему возрасту;
Оценка скоростных качеств на очень низком показателе за исключением нескольких человек;
Скоростно-силовые качества в целом по команде на среднем уровне;
Оценку специальной выносливости тяжело дать, т.к. дети бежали 300 метров в спортивном зале с большим количеством поворотов, по полученным результатам оценка неудовлетворительная;
Тесты на техническую подготовленность проводились следующие: жонглирование мяча обеими ногами на месте и в движении, дриблинг между стойками на время, попадание в щит размером 2х2. По полученным результатам можно сделать вывод, что в целом команда на этапе спортивной специализации имеет техническую подготовку на среднем уровне с небольшими колебаниями в одну и другую стороны.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |