Реферат по предмету "Социология и обществознание"


Сущность гендерных стереотипов



13

Гендерные стереотипы глазами студентов-госслужащих: неоднозначность восприятия

Преодоление существующих гендерных стереотипов и предубеждений является сложной комплексной проблемой, важное место в которой занимает образовательный компонент. Собственно, это и вызвало к жизни идею комплексного внедрения гендерных знаний через систему образования. Сейчас есть особая необходимость в получении гендерного образования будущим чиновникам и политикам, педагогам и журналистам, т.е. тем профессиональным группам, которые оказывают большое влияние на общественное сознание. Исследование гендерных стереотипов у студентов очень важно для их эффективной дальнейшей деятельности в обществе, построенного на принципах равноправия.

Среди украинских ученых основательные исследования гендерной системы в Украине осуществляют И. Жеребкина, И. Головашенко, И. Лебединская, Т. Мельник, Н. Чухим и др., ґендерних стереотипов и ґендерних ролей - Т. Виноградова, Т. Говорун, О. Кикинежди, В. Семенов, П. Горностай, М. Пирен, В. Суковата и др..

Цель заключается в том, чтобы на основе анализа результатов социально-психологического исследования проведенного среди студентов-государственных служащих курса повышения квалификации Украинской академии Внешней торговли показать уровень гендерной чувствительности, отношение молодежи к существующим ґендерным стереотипам, выявление личностных ценностей и установок респондентов, сравнительный анализ восприятия гендерных отличий.

Общее количество исследуемых возрастом от 22 до 53 лет составляло 96 студентов, среди которых представители как женского пола - 69 студенток, мужской - 27 студентов. Методологический подход при разработке нами анкет предусматривал такой набор тем в процессе социологического опроса, который наиболее присущ людям в повседневной жизнедеятельности, и который бы отобразил гендерные аспекты изучаемых проблем.

Исследование показало, что отношение респондентов к стереотипным представлениям, которые существуют в обществе о нормах поведения и роли мужчин и женщин, неоднозначны. Студенты-мужчины в большей степени проявляют готовность поддерживать стереотипы, если они касаются женщин, их ролей, характеристик и норм поведения. Девушки более склонны к несогласию с предписаниями для обоих полов, которые ограничивают их деятельность.

Анализ личностных ценностей и установок свидетельствует о том, что респонденты как мужского, так и женского пола считают свою семью и счастье близких людей приоритетом для себя в будущем. При этом, уважение других людей в отношении к ним будет зависеть от их личностных характеристик, а не от семьи или престижной работы. Девушки чаще за ребят демонстрируют самодостаточность и ценность собственной личности.

Таким образом, проведенное исследование демонстрирует, что гендерная тематика довольно актуальна на современном этапе развития Украины. Компоненты гендерной политики сегодня во времени. Это подтверждает целый ряд законопроектов, принятых в Украине за последние 5 лет, а также государственная программа по утверждению гендерного равенства на период 2007-2010 гг. Там компонент образования является наибольшим.

В конце концов, можно сказать, что работая именно с политиками, государственными служащими, мы видим, что влияние на их сознание имеет большое значение, но еще большее значение имеет то, чтобы формировать в обществе новое видение этих проблем, систематически и систематизировано.

Гендерные стереотипы и гендерная сегрегация в сфере новых информационных технологий

Стереотипы в обществе существовали и будут существовать всегда. По крайней мере, пока существует разница между полами. Понятие «гендер» отражает сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении. Пока будет существовать мнение о том, как надо представлять свой пол, в какие игрушки играть детям и чему им обучаться на уроках, будут существовать гендерные стереотипы. Из них, в частности, будут вытекать профессиональные гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы - это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Термин «гендерная сегрегация» описывает явление, связанное с раздельным существованием индивидов, принадлежащих разным гендерным группам, в определенной сфере жизнедеятельности человека. И хотя пол и гендер не являются тождественными понятиями, под гендерной сегрегацией понимается разделение мужчин и женщин в рамках определенных социальных, экономических и институциональных структур.

Профессиональные гендерные стереотипы и гендерная сегрегация ярко проявляются в современном российском обществе. Гендерно-нейтральных профессий очень мало. Дискриминация женщин в профессиональной сфере, несмотря на принятые законодательства, продолжается. Нередко женщин берут на менее оплачиваемую работу или просто меньше платят за тот же объем работы, чем мужчинам. В областях, считающихся в обществе «мужскими», женщин изначально воспринимают как менее квалифицированных работников. Сфера информационных технологий является ярким тому примером - примером действия гендерных стереотипов и гендерной сегрегации.

Информационные технологии (ИТ, IT, «Ай ти»)- способ создания, фиксации, переработки и распространения информации. Они разделяются на две сферы: традиционные и современные (новые). Традиционные - способы фиксации, тиражирования и распространения информации, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Специфика же современных ИТ таких, как мультимедиа, искусственный интеллект и др. заключается в том, что они проникают, прежде всего, в сферу интеллектуального труда. Сфера ИТ развивается с 1960-х годов, однако в данной сфере существуют свои, уже сложившиеся стереотипы.

По некоторым данным мировая женская доля среди специалистов в области информатики составляла в середине 80-х - 37%, в середине 90-х - 28%. К 2007 году она снизилась до 25 %.

Ситуация в России на рынке труда в сфере ИТ такова: среди программистов 1С женщины составляют 15%, среди программистов РНР всего 6%, среди программистов Delphi их 14%, женщин web-дизайнеров 32%, а системных администраторов всего 4%.

В компаниях, специализирующихся на разработке бухгалтерского программного обеспечения, в банках, торговых домах успешно трудятся женщины: программисты-разработчики, постановщики задач, системные аналитики и администраторы сетей. Правда, уровень заработной платы, зачастую, у женщин все же ниже, чем у программистов-мужчин. Например, для мужчины - программиста Oracle средний уровень оплаты составляет $600 - $800 в месяц (в банках - $1000 - $1200), а женщинам платят $200 -$400.

Для выявления основных стереотипов в области информационных технологий в апреле 2007 г. нами было проведено социологическое исследование. В режиме глубинного интервью мы опросили ряд директоров фирм и начальников ИТ отделов на предмет того, в чем они видят разницу между программистами разных полов. В результате были выявлены следующие гендерные стереотипы.

У работодателей-экспертов были обнаружены предпочтения мужчин женщинам.

Например, они считают, что женщины более склонны к гуманитарным, чем точным и техническим наукам. Более глубокое объяснение этого (что явно в интервью почти не называлось, но отчетливо подразумевалось) - мужчины умнее, практически только они способны на некое открытие, на создание нового продукта.

Отсюда вытекает следующий стереотип - все эксперты отметили склонность женщин к аналитической работе. Аналитика в программировании - это, например, поиск ошибок в уже созданной программе, ее отладка, но не разработка программного продукта. Работодателям-мужчинам сложнее посмотреть на женщину как просто на профессионала.

Еще один стереотип - только мужчина может полностью отдать себя работе, в то время как женщина в большей степени занята собой, семьей и лишь потом работой. Эксперты говорят, что женщины более требовательны к работодателю, к защите своих прав, они часто отказываются делать дополнительную работу.

Конечно, существует и другое мнение. Его высказывали участвовавшие в интервью работодатели-женщины, а также незначительная часть мужчин, в подчинении которых работает немало высококвалифицированных женщин. Однако наше исследование показало, что на рынке преобладают стереотипы, говорящие, что настоящим программистом, заслуживающим высокой зарплаты, может быть только мужчина.

Результаты опроса студентов факультета вычислительной математики и мехмата показали, что стереотип неспособности женщин к точным наукам формируется самими преподавателями, когда они делают девушкам поблажки во время зачетов и экзаменов. Респонденты отметили, что студенткам преподаватели задают меньше вопросов и вообще проявляют меньшую требовательность. (В подавляющем большинстве это мнение высказывалось респондентами-мужчинами.)

Данное исследование будет продолжено в феврале-марте 2008 года. Предполагается с использованием метода кейс-стади исследовать ряд фирм и ИТ подразделений предприятий Республики Татарстан (города Казань и Альметьевск), подтвердить (или скорректировать) прежние и выявить новые гендерные профессиональные стереотипы. В ходе неформализованных интервью планируется сравнить высказывания, оценки, позиции работников (женщин и мужчин) по поводу выполняемой ими работы и отношения к ним со стороны коллег и руководства, а также мнения работодателей относительно своих подчиненных. В ходе изучения явления предполагается выявить процесс гендерной сегрегации и в частной, и государственной сфере. В частности нами выдвигается гипотеза, что существует разделение на непосредственно программистов в узком смысле, кодеров - с одной стороны - и на аналитиков, отладчиков - с другой. Причем первую группу работ (более сложную, более высококвалифицированную) выполняют, как правило, мужчины, а вторую - женщины.

Сфера информационных технологий развивается в России примерно с 60 годов XX века. К настоящему времени информационные технологии проникли уже практически во все сферы деятельности и продолжают свое наступление, непрерывно совершенствуясь. Это означает, что в скором времени потребуется большое количество квалифицированных кадров, нехватка которых уже сейчас ощущается в развитых странах. Там проблема решается за счет активного привлечения женщин в данную сферу рынка труда. В России на данный момент такойпроблемы не существует, а значит, проблемы, связанные с гендерной дискриминацией в ИТ сфере в ближайшее время решены не будут.

Факторы формирования гендерных стереотипов

В научной литературе множество работ посвящено изучению процесса формирования гендерных стереотипов. Традиционно к их числу относят такие социальные характеристики, как пол, возраст, уровень образования и т.д. Исследователи отмечают, менее образованные и урбанизированные слои населения проявляют меньшую критичность к новой информации, в то время как в кругах наиболее образованных людей проявляются признаки радикализации и активизации сознания. Более взрослое поколение склонно поддерживать традиционный уклад, сохраняя консервативный взгляд и на распределение ролей в современной семье. Другой значимый фактор - пол, гендерные стереотипы не всегда разделяются мужчинами и женщинами, к тому же по-разному оцениваются. Наиболее изученной является роль расового и этнического фактора, прежде всего называется стереотип «русской женщины», которой приписываются черты, в западной культуре свойственные скорее мужчинам: ум, сила, трудолюбие. Отдельное место в процессе формирования гендерных стереотипов отводят средствам массовой информации. Основная функция СМИ состоит в распространении и социальном освоении существующих норм и ценностей, но также подчеркивается роль в создании новых представлений о фемининности и маскулинности.

В рамках социологического исследования «Волгоград сегодня: массовое сознание и оценка общественной ситуации», проведенного в июле 2007 года, мы рассмотрели влияние различных факторов на процесс формирования гендерных стереотипов. Использовалась стратифицировано-гнездовая выборка объемом 240 человек. Респондентам предлагалось выразить свое согласие/несогласие со следующими высказываниями: «мужчина - кормилец семьи» и «удел женщины - дом и дети», а также с распределением основных семейных обязанностей и трудовых ролей.

Результаты проведенного анкетирования во многом подтверждают аналогичные исследования. Наиболее выраженное влияние оказывает такой фактор как пол респондента (r =0,570). Проведенное исследование подтверждает существование разных представлений у мужчин и женщин об идеальном типе семьи и гендерном распределении семейных ролей. Мужской консерватизм проявляется в стремлении разделять домашние обязанности на «мужские» и «женские», а также в стремлении закреплять за мужчиной роль начальника, за женщиной - роль подчиненного.

Возраст респондентов имеет также немаловажное значение. Люди старших возрастов по-прежнему склонны поддерживать традиционный уклад. Корреляция между признаком «возраст» и поддержанием стереотипов довольно существенна (r =0,421). Что касается такого признака, как уровень образования, то его влияние трудно отделить от рода занятий респондента, тем не менее, прослеживается зависимость: чем ниже уровень образования, тем чаще респонденты соглашаются с тем, что главная женская функция - это забота о семье и детях.

Также слабая корреляция присутствует между поддержанием стереотипов и признаком «семейное положение». Если учесть, что в основном не состоит в браке молодёжь, то можно говорить, что молодое поколение не склонно поддерживать этот стереотип, к тому же, не находясь в брачных отношениях, респонденты (в особенности девушки) не разделяют традиционный уклад современной жизни.

Таким образом, мы можем говорить, что процесс формирования гендерных стереотипов во многом детерминирован социально-демографическими характеристиками. Влияние таких факторов, как пол, возраст, семейное положение значительно. Однако для более точного понимания процесса формирования стереотипов, следует учитывать целый комплекс факторов социальной среды.

Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе

Реклама в современном обществе оказывает влияние не только на экономику, она стала мощным фактором социализации, в том числе и гендерной. Это может иметь положительные и отрицательные последствия, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Основной целью рекламной деятельности является стремление привлечь внимание наибольшего количества потенциальных покупателей и вызвать у них желание приобрести рекламируемый продукт. Для этого в рекламе используется целый спектр средств направленных как на сознательную, так и на бессознательную сферу человека.

Стремясь осуществить наиболее эффективное воздействие на потребителя, реклама использует потребности, мировоззренческие ценностные ориентации, стереотипное мышление людей. Она старается проникнуть в глубь психики человека, понять причины, по которым он покупает тот или иной товар, а затем использовать эту информацию, чтобы оказывать еще более эффективное воздействие. При этом в процессе рекламной коммуникации происходит формирование определенной потребительской системы ценностей, определенного образа и стиля жизни.

Телевидение - самый эффективный зрелищный и массовый по охвату потребителей вид рекламы. Несмотря на довольно короткий период своего существования, по сравнению с другими видами рекламы, телереклама успешно конкурирует с другими средствами рекламы, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Телереклама обладает хорошей запоминаемостью, прокатанная большое число раз, она накрепко внедряет в сознание телезрителей то, что необходимо рекламодателю.

В связи с этим актуальным является изучение гендерных стереотипов, используемых в телевизионной рекламе, а также сравнение их с современными гендерными представлениями, существующими в петербуржском обществе.

Автор тезисов в апреле 2005 года провела исследование под названием «Гендерные стеротипы в телевизионной рекламе» использовался метод контент-анализа. Категории и подкатегории контент-анализа мужских и женских образов в телевизионной рекламе были определены в ходе изучения теории маскулинности и феминности, закономерностей создания рекламных сюжетов и образов, изучения закономерностей речевой и невербальной коммуникации. Всего выделено 20 основных категорий и 68 подкатегорий контент-анализа. В качестве основных категорий выступают роли, виды деятельности, возраст, физическая и психологическая поза персонажа, позиции во взаимодействии, поведение в ситуации затруднения, сфера деятельности, испытываемые эмоции, черты поведения и др. Анализ рекламных роликов проводился с 18.00. до 24.00. в течение пяти дней в неделю. Объектом исследования являлись образы мужчины и женщины на каналах ОРТ и РТР, данные телеканалы являются самыми популярными и массовыми по охвату населения. Предметом - социально-психологические характеристики образов мужчины и женщины в телевизионной рекламе. В ходе исследования было отсмотрено 144 рекламных роликов. Затем полученные данные в ходе исследования «Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе» автор тезисов сравнила с данными, полученными ходе исследования «Женщины в политическом процессе современной России»2 проведенного группой Института гендерных исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, под руководством Ушаковой В.Г. в 2003 году. В рамках исследования «Женщины в политическом процессе современной России» на вопросы анкеты ответили 1085 человек, затрагивались такие темы как распределения ролей мужчины и женщины в обществе, распределение семейных ролей и обязанностей, степень ответственности мужчины и женщины в семье, определение приоритетов для мужчины и женщины (как семейных, так и гражданских), морально психологические качества мужчин и женщин. Для сравнения был использован метод вторичного анализа данных, полученных в ходе исследования. Результаты вторичного анализа позволили сделать вывод о том, насколько соответствуют гендерные стереотипы, используемые в телерекламе представлениям о гендере у современных петербуржцев.

При создании гендерных образов в рекламе широко используются традиционные гендерные стереотипы: стереотипы маскулинности и феминности; стереотипы «о главном и естественном предназначении мужчин и женщин»; стереотипы о разделении домашнего труда. В соответствии, с данными стереотипами женщинам и мужчинам предписываются традиционные роли, качества, происходит разделение сфер деятельности, обязанностей, подчеркиваются гендерные различия. Для этого в рекламе используются как визуальные средства, так и невербальная символика. Мужская модель поведения в рекламе противопоставляется женской. Мужчина наделяется таким качествами как сила, ум, уверенность в себе, для него основной сферой деятельности определяется профессиональная сфера, ему предписывается вести активный образ жизни, заниматься спортом, бизнесом, быть главой семьи и принимать решения. Женщине в большинстве случаев придаются противоположные качества - зависимость, заботливость, пассивность. Для нее основной сферой, в большинстве рекламы, определяется семейная сфера, ей предписывается быть заботливой матерью, домохозяйкой, любящей женой, заботиться обо всех членах семьи.

Так же, необходимо отметить и то, что женская сексуальность, женское тело, часто используется в рекламе как средство привлечения внимания, в качестве украшения, обещания для мужчины, что в случае покупки того или иного продукта, он получит желаемую женщину. Нередко женское тело в рекламе приравнивается к рекламируемому продукту, что является ярким проявлением сексизма.

Однако не вся рекламная продукция построена на традиционных гендерных стереотипах. Увеличивается количество гендерно нейтральной рекламы, появляются рекламные образы и сюжеты, противоречащие традиционным стереотипам, большинство подобной рекламы ориентировано, как правило, на молодежь.

Большинство петербуржцев не согласны с традиционным распределением ролей и обязанностей между мужчинами и женщинами и выражают готовность строить отношения, как в семье, так и в обществе на основе равноправия и взаимопомощи. Таким образом, гендерные стереотипы, используемые в телерекламе, скорее навязываются современным петербуржцам, чем отражают их представления о гендере. Необходимо совершенствование российского закона «О рекламе», внесение соответствующих поправок, ограничивающих использование традиционных гендерных стереотипов, а также чрезмерное и некорректное использование женского тела.

Список литературы

1. Кирилина А.В. (2008) Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. М.: РОССПЭН, 2008.

2. Малышева Н.Г. (2005) Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации, ориентированных на аудиторию разных возрастов // Мир психологии.2005, №3.

3. Рябова Т.Б. (2007) Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т.V. Вып. 1-2.

4. Мальцева, И.О. Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда / И.О. Мальцева, С.Ю.Рощин. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.В. Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003.

6. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.

7. Клецина И. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. - СПб.: СПбГУ, 1998.

8. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория // СоцИс: Социологические исследования - 2008. - N11. - С. 5-15.

9. Антология гендерной теории. Минск. 2007.

10. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы. // Вопросы психологии 2006 №6.

11. Дударева А. Рекламный образ: мужчина и женщина. М. 2007.

12. Женщина в политическом процессе современной России. Санкт-Петербург. 2003.

13. Женщина и визуальные знаки. М. Идея-Пресс. 2008.

14. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. Питер.2008

15. Практикум по гендерной психологии. СПб.2008.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.