Реферат по предмету "Менеджмент"


к вопросу о мотивации персонала в сфере культуры

Рефератна тему:
«К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»


Факторы мотивации сотрудников сферы культуры
В своей книге «Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Друкер нарядус другими вопросами рассматривает проблему управления производительностьюработников умственного труда. Характеристика сотрудников такого типа,представленная в данной книге, может быть в полной мере отнесена и кспециалистам творческих профессий [1].
Друкер выделяет шесть факторов, влияющих на производительностьработников умственного труда.
1. Производительность работника умственного труда требует четкогоответа на вопрос, в чем заключается производственное задание? 2.Ответственность за производительность труда целиком возлагается на сотрудника.Работники умственного труда должны сами собой управлять (они, так сказать, самисебе менеджеры), им необходима независимость.
3. Непрерывная инновационная деятельность должна статьнеотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работникаумственного труда, он должен отвечать за внедрение нововведений.
4. Работнику умственного труда надо, с одной стороны, постоянноучиться, а с другой – постоянно обучать.
5. Производительность работников умственного труда не измеряетсяколичеством или объемом (во всяком случае это далеко не главные показатели),зато качеству придается огромное значение.
6. Для повышения производительности работника умственного труданеобходимо воспринимать его не как «издержки», а скорее как «капитал». Важно,чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию ипредпочитали этот вариант всем прочим возможностям.
Перечисленные факторы мотивации совершенно справедливо можноотнести и к деятельности представителей творческих профессий. Так, писательвидит перед собой определенную задачу – написать роман, актер – сыгратьконкретную роль, художник – написать картину. В отличие от работниковфизического труда, для которых важно то, каким образом должно быть выполненопроизводственное задание, представители сферы культуры сосредоточиваются впервую очередь на том, в чем именно заключается само «производственное» задание.
В процессе работы творца сложно проконтролировать, т. к.ответственность за выполнение работы полностью возлагается на него. Поиск новыхспособов выражения, самосовершенствование и обучение являются неотъемлемойчастью творчества.
Качество – это своеобразная оценка конечного продукта творческоготруда. Так, качество художественного романа является одним из важнейшихпоказателей, который влияет на то, будет роман популярен или нет.Соответственно, творческие способности писателя можно рассматривать как своегорода «капитал», потенциальный источник дохода.
Если физический труд на протяжении всего развития менеджментарассматривался как затратный, а эволюция его производительности шла по пути сокращенияиздержек, то творческий труд в рамках сферы культуры можно рассматривать как основнойкапитал организации, хоть он и не является материальным. В работе с деятелямикультуры ни о каком снижении издержек не может идти речи, на что ссылаютсяамериканские ученые У. Баумоль и У. Боуэн, приводя следующийаргумент: «Никто еще не нашел возможности сократить затраты на исполнениеквартета Шуберта в течение 45 минут, равные трем человеко-часам» [6].
В отличие от работников физического труда, которые не владеютсредствами производства, обладатели творческих профессий более независимы:скорее это они нужны работе, чем она им.
Так, зрители пойдут смотреть балет в Мариинский театр потому, чтотолько там танцуют Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина.
Именно люди, с их способностями и идеями, являются основнымкапиталом организации. Когда источником дохода для организации является таланткаждого отдельного работника, чрезвычайно важным становится поиск ответов на вопросы,как привлечь и удержать таких работников и как сделать их талант максимальнопроизводительным.
 
Талант и гениальность в сфере культуры
В связи с вопросом мотивации творческих личностей отдельноевнимание необходимо уделить таким понятиям, как «талант» и «гениальность».
Гениальность – это качество, которое определяется временем. Так, вистории редко встречаются случаи признания гениальности того или иного деятеляпри его жизни. Талант же редко выходит за рамки современности, он предполагаетсовершенствование в рамках уже сложившейся системы представлений.
Гениальность почти всегда опережает свое время, создаеткачественно новую систему ценностей, не принимается современниками, но подостоинству признается последующими поколениями. Гениальность представляетсобой мучительный процесс самореализации, очень часто заканчивающийся трагично.По словам В.А. Новикова, художественного руководителя Санкт-Петербургскогоакадемического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской,гениальность – «это состояние, пограничное с острым психозом, когда частоневозможно определить: либо человек сумасшедший, либо гений. Гении создаютновое, таланты это новое развивают. Гении не принимают реальность. Такоесочетание, как «мотивация гениев», звучит нелепо. Наверное, чтобы распознатьгения в современности, нужно самому быть гением.
В повседневной жизни нам приходится иметь дело с талантливымилюдьми, а людей, которых мы уже сейчас в состоянии понять и принять, можно имотивировать» 1.

Самоактуализация как основной фактор мотивации
Для работников творческого труда основной является потребность всамоактуализации. Согласно концепции А. Маслоу, «креативные потребностилюдей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более значимыми, чемлюбые другие. Испытываемая ими потребность в актуализации творческогопотенциала не всегда вызвана пресыщением базовых потребностей, очень часто онитворят вопреки неудовлетворенности» [2].
И хотя потребность в самоактуализации является основной,талантливые люди не отрекаются от удовлетворения обычных человеческихпотребностей. Как и все люди, творческие работники хотят быть любимыми илюбить, хотят быть в состоянии содержать свою семью и обеспечить будущее своимдетям, хотят, чтобы их уважали и признавали, хотят быть уверенными в завтрашнемдне. Потребность в самоактуализации не подменяет другие потребности, асуществует параллельно с ними.
Так, композитор Яков Дубравин говорит: «Я не могу не писать. Этотакая же потребность, как почистить зубы, позавтракать. Процесс творчества непрерывен».
В.А. Новиков замечает: «Процесс творения – это давлениеизнутри, этому нельзя противиться или как-то воспрепятствовать. Но то, что«художник должен быть голоден», об этом не может быть и речи. Художник долженбыть сыт! Как любой нормальный человек, он должен быть в состоянии своим трудомобеспечить себе достойную жизнь».
Поскольку потребности творческих людей, по сути, идентичныпотребностям любого другого человека, то для мотивирования творцовцелесообразно использовать уже существующие теории мотивации, ставшиеклассическими. Хотя, безусловно, необходимо учитывать и специфику творческоготруда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.