Министерство образования и науки российской федерации
Таганрогский институт управления и экономики
Заочное отделение
Кафедра______________________________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«РЕКЛАМНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
На тему:
Глобальные торговые марки
Выполнила(а) студентка
Группы № РЗ-16
_______________________/Иванас О.Ю./
(Подпись студента)
№ зач. кн. РЗ06026
«___»_________________________2011г.
Принял
«_________________________»
________________/___________________/
(Подпись преподавателя) (ФИО преподавателя)
«___»____________________2011г.
Таганрог 2011г.
Содержание
Введение
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ТОРГОВЫХ МАРОК
2. ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ТОРГОВОЙ МАРКИ
2.1. Источник добавленной ценности торговой марки
2.2. Происхождение добавленной стоимости торговой марки
3. Стратегия позиционирования торговой марки
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ТОРГОВОЙ МАРКИ
4.1. Торговая марка, доля рынка и прибыли
4.2. Взаимосвязь доли рынка и рентабельности
5. ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОРГОВОЙ МАРКЕ
6. ЗАЩИТНЫЕ БАРЬЕРЫ ТОРГОВОЙ МАРКИ
6.1. Возможности развития
6.2. Стимулирование заинтересованных групп
6.3. Дилемма торговых марок
Заключение
Список литературы
В
ВЕДЕНИЕ
Создание успешной торговой марки — ключевой вопрос маркетинговой стратегии и маркетинг менеджмента. Сильная торговая марка обеспечивает компании покупательскую лояльность, препятствует реализации агрессивных замыслов конкурентов.
Если предложение компании ничем особенным не выделяется в ряду конкурирующих, заинтересуются ли им потребители, будут ли они выбирать товары по принципу “подешевле” или “самое доступное”? Менеджерам, сделавшим ставку на конкурентоспособные цены, удается достичь впечатляющих результатов скорее в исключительных случаях. Если покупатели полагают, что некая торговая марка имеет преимущества перед другими, они и выберут именно ее, и с готовностью oтдадут за нее деньги.
Развитие марочного капитала — основная задача высшего руководства компании. Обычная британская или американская компания оценивается на фондовом рынке приблизительно в два раза дороже ее балансовой стоимости. В то же время компании с сильными торговыми марками оцениваются биржей в четверо дороже стоимости их активов. В наше время успешная марка стоит весьма дорого. Nestle приобрела компанию Rowntree за 2,5 млрд. фунтов (данная сумма в шесть раз превышала стоимость активов последней). Grand Met отдала $ 1,2 млрд. за компанию Heublein — в сущности, за право распоряжаться торговой маркой “Smirnoff” на территории США. Узнаваемую торговую марку берут или сдают в аренду, продают лицензии на ее использование. К примеру, компания Sunkist ежегодно получает 10 млн. фунтов за использование ее торговой марки компаниями Cadbury-Schweppes, General Mills, Lipton и Ciba-Geigy.
Привлекая и удерживая потребителей, успешные торговые марки обеспечивают процветание фирмы. Завоевав с их помощью лояльных покупателей, компания получает возможность укрепить рыночные позиции, поддерживать уровень приемлемых цен и устойчивые потоки денежных средств, что, в свою очередь, повышает цену акций компании и обеспечивает базу для ее дальнейшего роста. Вопрос о торговой марке это не только одна из характеристик потребительского рынка, ответ на него имеет огромное значение как для деловых рынков, так и для поставщиков услуг, розничной торговли и рекрутинговых организаций.
В своей работе я рассматриваю характеристики “сильной” торговой марки, а также особенности ее создания и развития, как успешная марка, увеличивая ценность продукта в глазах потребителей, способствует росту столь значимых для акционеров активов и потоков денежных средств.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ТОРГОВЫХ МАРОК
Большинство производителей стараются выделить свой товар из ряда аналогичных. Для этого они “маркируют” изделие торговой маркой, т.е. собственным именем, эмблемой или дизайном, или чаще их сочетанием, являющемся отличительным знаком поставщика. Задача компании добиться не только высокой степени осведомленности потребителей о торговой марке, но и добиться того, чтобы покупатели отдавали предпочтение в ряду конкурирующих марок именно ее марке. Ведь высокая степень осведомленности покупателя о товаре отнюдь не всегда сопровождается адекватным рыночным спросом.
В таких случаях имеют ввиду отрицательные торговые марки (когда ее “имя собственное” является скорее не ценным преимуществом, а препятствием на пути завоевания рынка) — “Woolworths ”, “Midland Bank”, “Skoda”. Успешная торговая марка отличается тем, что она отвечает функциональным ожиданиям потребителей, но и представляет для них некую дополнительную ценность, удовлетворяя определенные психологические потребности. Основа этой добавленной стоимости — уверенность в том, что данная марка качественней и предпочтительней аналогичных изделий конкурентов.
Наиболее влиятельные марки мира.
Европа США Япония Великобритания
1. “Coca-Cola”“Coca-Cola” “Sony” “Marks & Spencer”
2. “Sony” “Campbell’s” “National” “Cadbury”
3. “Mercedes-Benz” “Disney” “Mercedes-Benz” “Kellogg’s”
4. “BMW” “Pepsi Cola” “Toyota” “Heinz”
5. “Philips” “Kodak” “Takashimaya” “Rolls-Royce”
6. “Volkswagen” “NBC” “Rolls-Royce” “Boots”
7. “Adidas” “Black & Decker” “Seiko” “Nescafe”
8. “Kodak” “Kellogg’s” “Matsushita” “BBC”
9. “Nivea” “McDonald’s” “Hitachi” “Rowntree”
10. “Porsche” “Hershey” “Suntory” “Sainsbury”
Выделяют следующие виды торговых марок:
— Единая торговая марка компании. Имена таких торговых марок, как
“Philips”, “Mercedes-Benz” и “Heinz”, совпадают с названиями соответствующих
компаний и присвоены большинству производимых ими товаров.
— Индивидуальные названия торговых марок. Противоположный подход:
компании Unilever и Procter & Gamble разработали торговые
марки для каждого из своих продуктов (“Pepsi”, “Surf”, “Domestos”, “Fairy”
и т.д.) и редко упоминают в рекламе собственные названия.
— Группы торговых марок. Некоторые компании объединяют группы
изделий под одной (родовой) торговой маркой. К примеру, корпорация
“Matsushita” поставляет электронную технику под четырьмя родовыми именами: “National”, “Panasonic”, “Technics” и “Quasar”.
Преимущество единых фирменных названий в том, что с точки зрения
маркетинговых инвестиций они более экономичны, более узнаваемы и, как
правило, такие марки легче представлять на рынке. С другой стороны,
индивидуальные названия дают возможность более четко сегментировать рынок, снизить потенциальные убытки поставщика в случае провала одной из его марок. Смешанный подход и присвоение торговой марки группе изделий представляют собой стремление уравновесить два этих плюса.
Тенденция расширения семейства самостоятельных торговых марок (практика
Unilever и Procter & Gamble) осталась в прошлом: слишком высок
риск потерпеть неудачу при больших затратах на маркетинг. Сегодня компании концентрируют внимание на одной или нескольких авторитетных марках, используя их как “зонтик” или основу для производства дополнительных товаров и услуг (стратегия расширения торговой марки).
2. ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ТОРГОВОЙ МАРКИ
Вопрос о добавленной стоимости — о субъективных убеждениях потребителя — лежит в основе создания успешной торговой марки. Существование таких убеждений подтверждается бесчисленными примерами. Тесты, в которых потребителям предлагалось оценить конкурирующие продукты вслепую, без названий, не редко выявляют отсутствие стойких предпочтений. Но если изделию присваивается имя Marks & Spencer. Financial Times. Sony или Cadbury, в предпочтениях покупателей происходит решительный поворот. Потребители не просто избирают сильную марку, но и охотно платят за известное имя более высокую цену. Например. Группу потребителей попросили оценить напитки “Coke” и “Pepsi”. В ходе слепого тестирования (названия напитков не указывались) 51% опрошенных предпочел “Pepsi” и 44% — “Coke”. В открытом тестировании ( с названиями марок) предпочтения оказались на стороне напитки “Coke” (65%), а “Pepsi” досталось всего 23%. Подобные тесты нередко демонстрируют поразительную силу торговых марок.
Магия торговых марок распространяется не только не потребительские товары. В ставшем классическим исследовании профессор гарвардской школы бизнеса Т. Левитт убедительно доказал, что образ торговой марки в значительной степени влияет на решение о покупке промышленного оборудования. Чем большей известностью пользуется торговая марка нового продукта, тем выше вероятность благосклонного отношения к нему покупателя и скорейшего принятия новинки.С развитием глобального маркетинга значение торговых марок возрастает.
Например, на международном строительном рынке список специалистов по подбору оборудования и материалов возглавляют инженеры и консультанты, обучавшиеся в США. Работая в Азии и в странах Среднего Востока, они обычно останавливают свой выбор на хорош известных международных торговых марках, вследствие чего местные производители решаются крупных контрактов.
2.1. Источник добавленной ценности торговой марки
Помимо характеристик продукта на большинство решений о покупке оказывает влияние торговая марка. Этому есть две причины. Выбор изделия основывающийся на его технических показателях, слишком труден, долог и дорог. Каждый день человеку приходится принимать огромное количество решений. А между тем темпы технического прогресса, число предлагаемых вариантов и потоки рекламы не оставляют покупателю времени на размышления. Довериться зарекомендовавшим себя маркам — вот выход из положения, позволяющий потребителю избежать риска и трудностей процесса выбора. Кроме функциональных, добавленная ценность торговой марки имеет эмоциональные
основания. Покупая автомобиль марки “Mercedes”, человек не просто покупает средство передвижения, но заявляет о своем статусе. Большинство наручных часов достаточно надежны, поэтому в процессе принятия решения покупатель почти не принимает во внимание функциональные соображения. С помощью торговых марок покупатели демонстрируют окружающим свой стиль жизни, интересы, ценности и уровень благосостояния. Потребитель выбирает те торговые марки, которые, как он считает, отвечают его “потребностям”. Но согласно теории А.
Маслоу, в современном обществе изобилия эти потребности не только имеют
физическую и экономическую основу, но определяются также самоактуализацией и самооценкой, поиском смысла принадлежности человека к той или иной группе.
2.2. Происхождение добавленной стоимости торговой марки
Ценность торговой марки формируют пять основных источников:
— Опыт использования. Если изделия под некоей торговой маркой
за долгие годы зарекомендовали себя с лучшей стороны, марка приобретает
добавленную ценность как знакомая и надежная. Напротив, торговые марки, которые часто не отвечали ожиданиям потребителя или из-за недостаточной рекламной поддержки ускользнули из его поля зрения, не имеют подобных положительных ассоциаций. В 1960-1970-е гг. Репутация торговых марок британской автомобильной промышленности неуклонно ухудшалась в связи с недостаточной их надежностью в сравнении с изделиями западногерманских и японских конкурентов.
— Представления пользователя. Нередко образ торговой марки
увязывается с типом целевой аудитории. Престижный или успешный образ создается с помощью спонсорства и рекламы, в которой торговая марка ассоциируется с привлекательными или известными людьми. При тестировании потребители с легкостью описывают типы личности, которым по их представлениям, “подойдут” автомобиль “Volvo” или часы “Rolex”.
— Сила убеждения. Иногда уверенность потребителя в качестве
продукта увеличивает эффективность последнего, в области фармацевтики,
косметики и высокотехнологичных изделий удовлетворение покупателя не редко строится исключительно на вере в торговую марку. Почвой для стойких убеждений
могут служить сравнительные оценки собственных представлений о продукте, его технических характеристиках и мнения независимых экспертов.
— Внешний аспект. Дизайн торговой марки оказывает
непосредственное влияние на представление о качестве продукта. В своей работе Т. Левитт описывает эксперимент по оценке высокозатратной технологии. Из двух конструктивных решений одного продукта первое было разработано инженерами, а второе — профессиональными дизайнерами. Когда оба варианта были предложены на суд нескольких директоров компаний, имеющих докторские степени по электронике,
подавляющим числом голосов был выбран вариант дизайнеров профессионалов.
— Имя и репутация производителя. Нередко известное имя компании (например, Sony, Kellogg’s, Hewlett-Packard) присваивается новому продукту и на него переносятся положительные ассоциации имени компании, что вызывает доверие потребителей и желание испытать товар.
3.
Стратегия позиционирования торговой марки
Для того чтобы товар фирмы был востребован, цель менеджера — разработать план мероприятий по формированию у потребителей определенного образа марки, т.е. стратегию позиционирования торговой марки.
Например, должна ли марка быть “престижной” (Rolls-Royce), “стоить
потраченных денег” (Marks & Spencer), быть “высокотехнологичной” ( Hewlett-Packard)?
Создавая концепцию позиционирования, менеджеру следует помнить о двух вещах.
Прежде всего, человек всегда стремиться быть единственным в своем роде:
торговая марка должна быть легко отличима от других. Иными словами менеджеру необходимо ответить на вопрос: почему покупатели должны выбрать именно эту марку? Во-вторых, целевая аудитория должна рассматривать уникальные преимущества продукта как уместное и желательное.
Разработка стратегии позиционирования включает следующие четыре этапа:
— Изучение показателей марки — качественное исследование методом
интервьюирования: исходя из каких показателей покупатели выбирают
альтернативные марки?
— Изучение конкурентов — выясняется восприятие потребителями показателей марок конкурентов.
— Анализ недостатков марки — устанавливается спектр возможностей марки;
этот шаг позволяет менеджеру выдвинуть предположения о создании добавленной стоимости, отсутствующей в марках конкурентов.
— Опробирование общей идеи — какие из предложенных идей понятны целевому потребителю и представляют для него ценность, каким из них он поверит. Для оценки восприятия торговой марки потребителями используются различные методики. Простое тестирование подходит для промышленных изделий и услуг, а вот для потребительских товаров целесообразней применять метод непрямого или проективного интервью. Потребители часто не склонны или не способны объяснить чувства и побуждения, которые движут ими в выборе торговых марок, поэтому
исследователи разрабатывают косвенные методики опросов.
Наибольшее распространение получили следующие проективные методики:
— Свободные ассоциации. Покупателям представляют торговую марку,
товарный знак или рекламный слоган и просят их привести первые слова, которые придут им на ум в этой связи. Затем в ходе беседы выясняется, чем вызваны данные ассоциации.
— Визуальные впечатления. Потребители интерпретируют ситуации, в
которых задействованы торговые марки. К примеру, участники исследования
показывают такую сцену: мужчина читает специальный каталог “Товары почтой”, а стоящая рядом жена делает какое-то замечание. Респондента просят предположить, что говорит о каталоге это женщина. Создатели данного метода исходят из предпосылки, что, поскольку люди зачастую говорят о собственных чувствах с неохотой, им легче спроектировать свои мысли на других.
— Одушевление марки. Респондентам предлагают подумать о торговой
марке как о человеке и описать его характер, что позволяет выявить связанные с ней ассоциации.
— Животные, деятельность, объекты. Респонденты отвечают на
вопросы о том, с какими животными, деревьями или автомобилями они могут сравнить участвующие в исследовании торговые марки, что позволяет раскрыть их образ в глазах потребителей.
— Определение типичных покупателей марки. Респонденты описывают
типичных пользователей различных торговых марок. Цель данного метода -
обнаружение скрытых потребностей и побуждений, влияющих на выбор потребителей.
— Сходство и различие торговых марок. Для установления
характерных особенностей процесса потребительского выбора респондентов просят определить, в чем состоят отличия разных торговых марок. Аналогичный метод: потребители составляют пары торговых марок по принципу их сходства. Затем с
помощью компьютерной программы составляется карта марок определенной товарной категории. Карты обнаруживают сильные и слабые стороны различных торговых марок, помогают выявить недостатки новинок и выбирать направление репозиционирования марок-“ветеранов”.
4
. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ТОРГОВОЙ МАРКИ
Торговая марка “производит” стоимость четырьмя способами. Во-первых, розничная торговля и потребители готовы заплатить за сильные торговые марки высокую цену. Во-вторых, сильная торговая марка владеет львиной долей рынка. В-третьих, в силу лояльности к ним потребителей успешные торговые марки приносят стабильно высокую прибыль. Наконец, у успешных торговых марок больше и разбег и перспектива дальнейшего роста.
4.1. Торговая марка, доля рынка и прибыли
Успешной торговой маркой называют ту, которую стремятся продавать розничные торговцы и с готовностью покупают потребители. Как правило, доля марки-лидера вдвое превышает долю марки, идущей на втором месте, и в трое — марки №3.
Торговая марка, обладающая наибольшей долей рынка, производит и высокую стоимость. Исследование 2600 компаний показало, что показатель нормы возврата
инвестиций торговых марок, имеющих долю рынка, равную 40%, в среднем втрое
превышает аналогичные показатели марок, доля рынков которых составляет всего 10%.
4.2. Взаимосвязь доли рынка и рентабельности
Слабость торговой марки означает низкую прибыль. Для так называемых “быстрых потребительских товаров” (fast-moving consumer goods — fmcg) эта логика оказывается еще жестче.
Место торговой марки
Прибыль на продажи (%)
1 17,9
2 2,8
3 -0,9
4 -5,9
Данные проведенных в США и Великобритании исследований свидетельствуют о том, что, как правило, показатель прибыли на продажи ведущих торговых марок обычно равен 18%, марки №2 — только 3%, а остальные марки нерентабельны.
5. ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОРГОВОЙ МАРКЕ
Высокий уровень неудач новых продуктов увеличивает привлекательность торговых марок “с прошлым”, хорошо известных на рынке. Сильные торговые марки, имеющие давних и верных пользователей, более предсказуемы в плане прибыльности. В силу низкого уровня риска компании, владеющие сильными марками, представляют особую ценность для инвесторов, а покупательская лояльность обуславливает дополнительные преимущества. Во-первых, лояльность подразумевает низкие маркетинговые расходы. Новым или неуспешным торговым маркам еще предстоит борьба за выживание, что неизбежно сказывается на уровне прибыли, так как реклама и продвижение, направленные на завоевание новых потребителей, требует чрезвычайно высоких расходов, в сравнении с мероприятиями по удержанию уже имеющихся покупателей. По данным некоторых исследовании, завоевание новых потребителей стоит в шесть раз дороже, чем удержание уже существующих. Во-вторых, сильные торговые марки “умеют” преодолевать препятствия (и даже выбираться из катастрофических ситуаций), фатальные для слабых марок. По результатам выборочной проверки, некоторые упаковки лекарства “Tylenol”, ведущей торговой марки болеутоляющих средств, оказались недоброкачественными. Препарат на несколько недель был изъят из продажи. Когда лекарство вернулось в аптеки, потребительский спрос отнюдь не уменьшился, что подтвердило прочные
позиции торговой марки на рынке.
6.
ЗАЩИТНЫЕ БАРЬЕРЫ ТОРГОВОЙ МАРКИ
Современная конкуренция подталкивает поставщиков к скорейшему заимствованию эффективных технологий и копированию удачных продуктов. Но индивидуальность таких торговых марок, как, например, “Marlboro” или “Coca-Cola” скопировать невозможно. Сосредоточив усилия на увеличении ценности торговой марки, компания устанавливает непреодолимые для конкурентов барьеры. Позиции марки лидера почти неприступны даже для самых агрессивных конкурентов.
Во-первых, огромное значение имеет финансовая мощь ведущей торговой марки — почти неизменно ей принадлежит самая большая доля рынка, она имеет наивысшие показатели прибыли, что позволяет ей иметь устойчивое превосходство над конкурентами в продвижении товаров и предложении новинок.
Во-вторых, торговля неохотно встречает новинки, если имеющиеся на рынке
продукты вполне удовлетворяют потребителя.
В-третьих, марка-лидер имеет возможность эксплуатировать собственное
превосходство, как это делается в рекламе “Всегда Coca-Cola”. Если речь не
идет о каких-то грандиозных стратегических проблемах, оттеснить успешную торговую марку с завоеванных позиций могут лишь значительные недоработки в качестве и недостаточная маркетинговая поддержка.
6.1. Возможности развития
Хорошо известно, что каждый товар имеет свой жизненный цикл. В определенный
момент времени продукт достигает пика развития, затем, в период зрелости, в результате появления новых технологий спрос на него снижается и, в конце
концов, товар “умирает”. Однако к товарным маркам понятие жизненного цикла не применяется, хотя зрелая марка может изменяться параллельно с новыми технологиями и развиваться на новых рынках.
Компании, владеющие успешными торговыми марками, адаптируются к новым условиям, изменениям в технологиях, упаковке, склонностях потребителей, стилях жизни. Пример того, как, слегка видоизменяя продукт и систему коммуникаций, сохранять популярность для многих поколений подростков, показывает “Coca-Cola”. “Johnson & Johnson” — одна из многочисленных торговых марок, которые практикуют выход на новые сегменты рынка, например, предлагая детский шампунь взрослой аудитории. Сильные торговые марки все больше расширяются географически, создавая, таким образом, основу для создания региональных и глобальных марок. Наконец, расширенное семейство торговой мари используется для выхода на новые рынки. Например, выпуск мороженого компанией Mars стимулировал рост европейского сегмента рынка, где она вскоре завоевала ведущие позиции.
6.2. Стимулирование заинтересованных групп
Компаниям, владеющим сильными торговыми марками, легче найти новых служащих. Люди хотят работать в преуспевающих фирмах. Широко заявляя о компании, сильные торговые марки привлекают интерес к ее акциям. Наконец, успешные марки получают большую общественную и государственную поддержку. Например, не так давно западные правительства соревновались за возможность привлечь в свои страны известных японских поставщиков, владельцев сильных торговых марок, зарекомендовавших себя как надежных партнеров.
6.3. Дилемма торговых марок
Наиболее ценными активами самых преуспевающих компаний являются их торговые марки. Торговая марка — это ключ к покупательской лояльности, прибылям, росту компании и повышению цены ее акций. И все же для многих западных компаний задача развития и поддержания торговой марки не является приоритетной. Основная причина недооценки роли торговой марки состоит в том, что многие менеджеры не до конца осознают, с чем они имеют дело. Множество менеджеров заботятся в первую очередь о краткосрочной прибыли, и именно эта цель становится приоритетной при разработке стратегии стимулирования руководящего звена. Во многих компаниях менеджеров нацеливают на достижение немедленного результата: от них ждут быстрого эффекта, и честолюбцы чувствуют, что такой подход сулит стремительную карьеру. Подобная политика чревата пренебрежением
долгосрочными последовательными инвестициями, необходимыми успешной торговой
марке. В ориентированных на немедленный доход компаниях долгосрочные инвестиции плохо сочетаются с краткосрочной прибылью. Создание и поддержка торговой марки требует длительных усилий. Пока образ торговой марки займет достойное место в сознании потребителей, пока за счет дополнительных продуктов и услуг не обретет силу ее семейство и т.д. — на все это нужно много времени. Такие инвестиции нельзя измерить в привычных понятиях купли-продажи и выгоды. Это — долгосрочные расходы, которые к тому же весьма неконкретны и, следовательно, едва ли измеримы. Неудивительно, что опытные менеджеры не спешат вкладывать деньги в торговые марки. Менеджеры же по торговым маркам рассматривают в качестве наиболее простого и легкого способа привлечения клиентов мероприятия по продвижению. В то время как поддержание имиджа торговой марки требует огромных расходов и длительного времени, сравнительно небольшие затраты на продвижение дают быструю отдачу.
Поскольку потребители или розничные торговцы непосредственно получают
денежно-кредитные средства для немедленного свершения покупки, расходы на такого рода стимулирование легко измеримы. Еще одним преимуществом продвижения является то, что расходы относятся к переменным издержкам, возмещаемым по мере роста продаж, и в этом смысле их можно назвать “самопогашающимися”, они в сравнении с “сомнительными” инвестициями в рекламу, менее рискованны. Однако краткосрочная выгода увеличения объема продаж обычно несоизмерима с ущербом, который мероприятия по продвижению наносят стоимости торговых марок, их имиджу, так как покупателей в данном
случае интересует только цена товаров. Еще одно препятствие заключается в том, что инвестиции в торговые марки не находят соответствующего отражения в балансе компании, рассматриваются как обычные затраты, которые подобно другим накладным расходам уменьшают рентабельность. Лишь немногие компании проводят различие между капиталовложениями в создание торговых марок и обычными накладными расходами, но и в этом случае они часто рассматриваются как малодоходные статьи, которые могут быть сокращены в любой момент. Для менеджеров, ориентированных на краткосрочные прибыли, инвестиции в торговую марку представляют собой весьма привлекательную “мишень”. Ограничить их значительно проще, чем принять решение о сокращении штатов, а положительный эффект данного решения не замедлит сказаться на показателях рентабельности. В действительности эффект недостаточных инвестиций в торговую
марку прямо противоположен эффекту инвестирования. В последнем случае эффект увеличения прибыли (рост объема продаж) проявляется медленно, а отрицательный результат (объем прибыли) — очевиден. В условиях не доинвестирования положительный эффект возрастания прибыли проявляется очень скоро, а негативное влияние на долю рынка — значительно позднее.
Например, изымаемая $2млн. из рекламного бюджета таких сильных торговых марок, как “Kit Kat” или “Nescafe”, примерно на такую же сумму
повысится текущая прибыль, а доля их рынка если изменится, то несущественно.
Менеджеры часто поддаются искушению, считая, что уменьшение бюджета поддержки торговой марки не представляет особого риска, поскольку негативные последствия принимаются не сразу. Позже они на собственном опыте убеждаются, что, однажды уступив рыночные позиции, вернуться на них практически невозможно. Некоторые компании с недавних пор предпринимают меры, направленные на недопущение недоинвестирования. Например, в компаниях Colgate Palmolive и Canada Dry введены должности “менеджеров по марочному капиталу”, в обязанности которых входят “защита” торговых марок, контроль над всеми их параметрами, противодействие политике, ориентированной на краткосрочные прибыли.
Вероятно, лучший способ обеспечения необходимых инвестиций в торговую марку — разъяснительная работа среди акционеров, направленная на осознание ими высокой ценности успешной марки.
Заключение
Успешные торговые марки создаются на основе высококачественного продукта. Но поскольку в современных условиях копирование любого товара не представляет особых проблем, задача менеджера умело дифференцировать товар на рынке, постоянно увеличивать предлагаемую потребителям ценность. Торговая марка только тогда реализует свой потенциал, когда целевая аудитория непоколебимо уверена в ее качестве и неповторимости.
Сильные торговые марки высоко ценятся покупателями, им принадлежат крупные доли рынков, а их владельцы имеют возможность расширения товарных линий и проникновения на новые рынки. Если товар в конечном итоге достигает последней стадии жизненного цикла, то торговую марку можно постоянно обновлять и репозиционировать. Неудивительно, что компания, владеющая портфелем сильных торговых марок, получает самую высокую оценку со стороны фондового рынка.
Создание успешной торговой марки требует времени, долгосрочных инвестиций.
Многие менеджеры излишне ориентированы на краткосрочную прибыль и неохотно направляют ресурсы на развитие торговых марок. Более того, они нередко сокращают запланированные инвестиции. Такая политика, возможно, временно повысит доходность компании, однако она оказывает самое негативное воздействие на конкурентоспособность компании в долгосрочной перспективе.
Список литературы
1. Питер Дойль “Менеджмент. Стратегия и тактика” 1999 год.
2. Игорь Ансофф “Новая корпоративная стратегия” 1999 год.
3. Филип Котлер “Маркетинг менеджмент” 1999 год.
4. Филип Котлер “Основы маркетинга” 1996 год.
5. Е.В. Ротман «Реклама» 7-е издание 2008 год.