Реферат по предмету "Менеджмент"


Виды социальных систем

Содержание
Введение 2
1. Сущность системного подхода 4
2. Открытые и закрытые социальные системы_ 5
3. Организация как сложная и открытая система,преобразующая входные ресурсы в конечные результаты_ 12
Заключение 22
Список литературы_ 24
/>Введение
Современная организацияпредставляет собой открытую систему, состоящую из многочисленныхвзаимозависимых частей, среди которых выделяют: цели, задачи, средствапроизводства, технологии, информацию, персонал и структуру.
Организация — совокупностьвзаимосвязанных функций элементов и структур целостного объекта. Обычноподчеркивается, что суть организации — ее функциональность. Структура любойсистемы, ее организация со временем меняются. Однако процессы измененияорганизации, той или иной системы протекают гораздо медленнее, чем процессы егофункционирования. Поэтому мы можем относить к организации системы те внутренниесвязи, те ее свойства и специфические особенности и характеристики, которыеявляются наиболее консервативной составляющей системы, т. е. которые изменяютсянаиболее медленно.
Организация постепенноизменяется. Она может совершенствоваться, а может и деградировать, можетизменяться медленно, почти незаметно, но иногда может изменяться скачком,революционно. Однако развитие организации, структуры, формы и развитиефункционального аспекта почти никогда не происходит одновременно. Почти всегдасуществует противоречивость формы и содержания (нельзя сказать хорошо илиплохо, но без этого не существует стимула изменений развития).
Основными элементами общественнойорганизации, ее фундаментом, являются общественные отношения, социальнаяструктура общества и право собственности.
В основе теории организациилежит теория систем. Система — это целое, созданное из частей и элементов дляцеленаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупностьвзаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы являются множествосоставляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличиесвязей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры ииерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этимиэлементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означаеттакже «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную,организованную.
Цель данной работы заключается врассмотрении социальных систем.
В работе использованы материалынаучной литературы и периодических изданий.
1. Сущность системного подхода
Один из наиболеераспространенных взглядов на организацию — системный взгляд. Он позволяетнаходить в человеческой организации много общего со значительным классомявлений. Справедливости ради, стоит сказать, что его чрезмерная абстрактностьвыражает не столько закономерности реальных процессов, сколько правилапостроения абстрактных моделей. Тем не менее, системному мышлению нельзяотказать в организующем влиянии на работу исследователя. Рассмотрим некоторыеположения теории систем в приложении к организациям.
Система (от греч. — целое,составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся вотношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,единство.
По Л.А. Блюменфельду, системойможно назвать такую совокупность элементов, в которой: заданы связи,существующие между этими элементами; каждый элемент внутри системы являетсянеделимым; с миром вне системы она взаимодействует как целое; при эволюции вовремени совокупность будет считаться одной системой, если между ее элементамиможно провести однозначное соответствие.
Можно добавить также такиесвойства системы как: состоит из иерархии подсистем более низких уровней; имеетвертикальные и горизонтальные связи между внутренними элементами и внешнимокружением; является подсистемой систем более высокого порядка; сохраняет общуюструктуру при изменении внешних условий и внутреннего состояния; наличиевходных переменных; наличие выходных переменных; внутренняя последовательнаяили параллельная переработка информации.
Наиболее общая характеристикасистемы состоит в описании всей совокупности величин, определяющих ееповедение.
Такое описание может иметь формутаблицы, семейства графиков или пространства состояний системы.
Существенной характеристикойсистемы является степень ее организованности. Организованность (упорядоченность)системы определяется степенью ее отклонения от максимально неупорядоченногосостояния системы молекул, находящейся в термодинамическом равновесии. Такоеопределение позволяет использовать показатели энтропии, предложенные еще в 1948году Э. Шенноном.
Высота организации системыобеспечивается степенью разнообразия ее элементов и связей между ними, а такжеих множественностью, т. е. достаточной структурной и функциональной сложностью.Системе необходима энергия извне. Она повышает свою сложность за счет ростаэнтропии в окружающей среде. Если же поток энергии и информации извнеослабевает, упрощается и внутренняя структура системы.
Традиционно выделяютматериальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системынеорганической природы (физические, химические, геологические) и живые системы(организмы, популяции, виды, экосистемы, социальные системы). Таким образом,социальные системы, в том числе и организации, могут быть отнесены к особомуклассу материальных живых систем. /> 2.Открытые и закрытые социальные системы
Всестороннийанализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью использованиясистемного подхода. Система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимыхчастей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальнойхарактеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей.Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. Всистеме используются разнообразные специализированные функции. Каждая частьорганизации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживатьотдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждойсистеме осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, каккоординация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры,курс действий.
Хотяорганизации распадаются на отдельные части или составные элементы, они самиявляются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не толькосистемы, но и подсистемы, и сверхсистемы. Классификация этих понятий зависит отособенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммойчастей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.
Различаютсясистемы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике.Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключаетсяв том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершеннойсистемой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешнихисточников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная системаимеет малую применяемость.
Открытая система признаетдинамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и человеческиересурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков, потребляющихих продукцию. Банки, активно взаимодействующие с внешней средой, открываютдепозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль дляподдержания развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов. На рис. 1 представленапромышленная организация как открытая система. На входе системы — поступлениематериалов, рабочей силы, капитала. Технологический процесс организуется дляпереработки сырья в конечный продукт. Конечный продукт, в свою очередь,продается заказчику Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики изаказчики, правительство — все являются частью внешней среды.

/>
Рис 1. Промышленная организация какоткрытая система
Разграничениесистем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегдаустановленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты сокружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация.Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Инымисловами, рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализацииее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы илисозданием новой суперсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдаетсязначительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новыеспециализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов,расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовыеконторы.
Всесистемы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Одни получают сырье,энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги,прибыль, отходы и т. п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфическиечерты. Одна из таких черт — это признание взаимозависимости между системой и внешнейсредой. Существует граница, которая отделяет систему от ее окружения.Изменения во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, инаоборот, изменения в системе воздействуют на окружение. Внешняя средаорганизации схематично представлена на рис. 2.
/>
Рис.2. Внешняя среда организации
Организациядолжна отражать состояние внешней среды. В основе ее построения лежатпредпосылки экономического, научно-технического, политического, социального илиэтического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормальнофункционировала. Должен обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу иэффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смыследейственная организация не может быть статичной. Она должна оперативноотслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшуюответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективнореагировать на воздействия внешней среды.
Принципиальноезначение для функционирования организаций имеет обратная связь. Открытыесистемы постоянно получают информацию из внешней среды. Это помогаетприспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия поисправлению отклонений параметров системы. Здесь под обратной связью понимаетсяпроцесс, позволяющий получить приток в систему информации или денег длямодифицирования производства выпускаемой продукции или налаживания выпускановой продукции.
Нужноучитывать и то, что организации укомплектовываются людьми. Очевидно, что пригруппировке видов деятельности и распределении полномочий внутри любойорганизационной системы необходимо учитывать недостатки и привычки людей. Этоне означает, что организация должна создаваться применительно к людям, а не наоснове целей и сопутствующих их достижению видов деятельности. Однако весьмаважным для руководителя, зачастую сдерживающим, фактором является то, какиелица будут работать в организации, какие роли они будут выполнять (табл. 2).
Таблица 1. Роли в организацииПонятие ролей Группировка ролей
Определение основных обязанностей или областей деятельности
Определение свободы действий или полномочий
Обеспечение информацией и другим инструментарием
Межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено)
Информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель)
Роли, связанные с принятием решений (предприниматель, устраняющий нарушения; распределитель ресурсов, ведущий переговоры)
Поведениечленов организации может рассматриваться как ее внутренняя среда. Ворганизации постоянно возникают проблемы, могущие изменить ее положение. Чтобывсе ее элементы действовали и были разумно скоординированы, необходимонепрерывное поступление ресурсов. Производственный аппарат изнашивается,технология устаревает, материалы нужно пополнять, работники увольняются. Чтобыобеспечить жизнеспособность организации, эти ресурсы необходимо, не прерываяпроизводственного процесса, заменять элементами равной производительности.
Другиевнутренние проблемы возникают из-за недостатков взаимодействия искоординированности разных участков организации. Одной из причин того, чтоработники уходят, а акционеры не желают вкладывать свои сбережения, являетсянеудовлетворенность этих групп условиями труда и вознаграждением за участие ворганизации, и это недовольство может стать таким сильным, что возникнет угрозасамому существованию организации.
Дляорганизации характерен циклический характер функционирования. Выходнаяпродукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, чтопозволяет повторять производственный цикл. Доходы, полученные промышленнымиорганизациями, должны быть адекватными — расходам на оплату кредитов, трударабочих и погашение наймов, если цикличность производства устойчива иобеспечивает жизнеспособность организации.
Отметим,что организационные системы предрасположены к сокращению или распадению начасти. Поскольку закрытая система не получает ресурсы из внешней среды, онаможет со временем сокращаться. В отличие от нее открытая системахарактеризуется негативной энтропией, т. е. она может реконструировать себя,поддерживать свою структуру, избежать ликвидации и даже вырасти, потому чтоприток ресурсов извне превышает их отток из системы. Приток ресурсов дляпредотвращения энтропии поддерживает некоторое постоянство обмена ресурсами, врезультате чего достигается относительно стабильное положение. Даже несмотря нато, что существует постоянный приток новых ресурсов в систему и их постоянныйотток, обеспечивается определенная сбалансированность системы. Когда открытаясистема активно перерабатывает ресурсы в выходную продукцию, она оказываетсятем не менее способной поддерживать себя в течение определенного времени.Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеюттенденцию к дальнейшему росту и расширению. Они получают определенный запаспрочности, выходящий за пределы обеспечения только выживаемости. Многиеподсистемы в рамках системы имеют возможность получать ресурсов больше, чемтребуется для производства продукции.
Сростом организации ее высшие руководители вынуждены все в большей мерепередавать полномочия по выработке решений нижестоящим звеньям. Однакопоскольку руководители высшего уровня отвечают за все решения, их роль ворганизации изменяется: от выработки решений руководители высшего уровняпереходят к управлению процессами выработки решений. В результате увеличениеразмеров организаций приводит к необходимости разделения груда в сфереуправления. Одна группа — руководители высшего уровня — обладает первичнымиполномочиями и несет ответственность за определение характера системыуправления организацией, т. е. процесса, с помощью которого должны разрешатьсяпроблемы организации. Другая группа руководителей подчиняется руководствувысшего уровня, ее основная обязанность состоит в выработке решений.
Открытыесистемы добиваются согласования двух, часто конфликтных стратегий. Действия поподдержанию сбалансированности системы обеспечивают взаимодействие с внешнейсредой, что, и свою очередь, предотвращает резкие изменения, которые могутразбалансировать систему. Напротив, действия по приспособляемости системы кразличным изменениям позволяют адаптироваться к динамике внутреннего и внешнегоспроса. Одна стратегия, например, ориентирована на обеспечение стабильностисистемы путем покупки, технического обслуживания и ремонта оборудования, набораи обучения работников, использования правил и процедур. Другая стратегиясосредоточивается на изменении системы посредством планирования, изучениярынка, развития производства новой продукции и т. п. И то и другое необходимо винтересах выживания организации. Стабильные организации, которые не способныадаптироваться к изменению условий, долго просуществовать не смогут. То жесамое можно сказать о приспособляемых к изменениям, но не стабильных, т. е.неэффективных, организациях.
Организационнаясистема может достичь своих целей, используя различные комбинации ресурсов истратегий. Вот почему необходимо рассматривать разнообразные формы и способырешения возникающих проблем, а не искать какой-либо один «оптимальный» выход,приводящий к быстрым результатам. />/> 3.Организация как сложная и открытая система, преобразующая входные ресурсы вконечные результаты
Организация должнасоответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считатьсяорганизацией. К ним относятся:
1.       Наличие по крайней мередвух людей, которые считают себя частью этой группы
2.       Наличие по крайней мереодной цели (т. е. желаемого конечного состояния или результата), которуюпринимают как общую все члены данной группы.
3.       Наличие членов группы,которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Функциональная структураорганизации – это горизонтальное разделение труда, осуществляемое путемсоздания соответствующих подразделений: производство, маркетинг, финансы,информация, кадры (функциональные области). Организации (главным образом,большие) осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образованияподразделений (например, службы, отделы, цехи на предприятии или факультеты вуниверситете). Подразделения выполняют конкретные задания и добиваютсяспецифических целей. Управленческая структура организации (вертикальноеразделение труда) отделяет работу по координированию действий от самих действий(иерархическая структура организации).
Внешние факторы, влияющие наорганизацию (как правило, находящиеся вне пределов влияния менеджеров),подразделяют на две группы:
· экономические, научно-технические, политические, международные,социально-культурные факторы, состояние природной среды, отношение с местнымнаселением (среда косвенного воздействия);
· потребители, конкуренты, поставщики материалов и капитала,трудовые ресурсы общества, профсоюзы, законы и службы государственногорегулирования (среда прямого воздействия).
Внешняя среда прямоговоздействия – это факторы, влияющие на организацию непосредственно. Внешняясреда косвенного воздействия – это факторы, которые не оказывают немедленноговлияния, но, тем не менее, оказывают воздействие на организацию.
Характеристики внешней средыследующие:
· взаимосвязанность факторов — сила, с которой изменения одногофактора воздействует на другие факторы;
· сложность — число и разнообразие факторов, значимым образомвлияющих на организацию;
· подвижность — относительная скорость изменения среды;
· неопределенность — относительное количество информации о среде иуверенность в ее достоверности.
Чтобы выжить, организация должнаприспосабливаться к изменениям во внешней среде (концепция организационногодарвинизма).
Внутренняя среда организации –кадры, организация управления, производство, финансы, маркетинг,организационная культура.
Под организационной культуройпонимают особенности восприятия сотрудниками и руководством приоритетных задачсвоей организации, которые в контексте организационной культуры определяютсятем, в какой степени материальное благосостояние сотрудников являетсяприоритетной целью для руководства организации, и в какой степенистратегические цели организации являются приоритетными для сотрудников.
В советский период многиесоциальные функции трудовых коллективов были идеологизированными, к тому жеформальными. Можно было бы полагать, что с разрушением прежней идеологии,централизованной экономики трудовые организации переходят к естественномусостоянию, социальные функции отпадают, проблематика социального развитияперестает существовать. Однако, почти все акционированные предприятияпродолжают удерживать социальную инфраструктуру, а некоторые возникающие вновь— уже рыночного характера — стремятся создать свой социальный комплекс.Сохраняются социальные запросы работников к производственным организациям, покрайней мере, в форме стереотипов сознания. Мировой опыт показывает, чтосуществуют подходы, при которых социальным программам на уровне предприятийотводится важное место. Можно предположить, что развивая отечественнуютрадицию, учитывая специфику страны и используя зарубежный опыт, российскиепредприятия сформируют свою модель, предполагающую широкий комплекс социальныхфункций трудовых организаций. Актуальными остаются проблемные вопросы: какие изсоциальных функций трудовых организаций отпадают, какие сохраняются, какиепотребности работников неразрывно связаны со сферой труда, какой может бытьотечественная модель социальной деятельности предприятий, каково ее значение, вособенности с точки зрения потребностей работников.
Трудовые организации выполняютжизненно важные функции, практически осуществляя принципы солидаризма в областитрудовых и социально-экономических отношений.
В соответствии с этим, в сферудеятельности трудовых организаций входит:
· участие в организации труда, на началах производственнойцелесообразности, социальной справедливости и трудовой солидарности;
· предупреждение и разрешение с помощью самих трудящихся,конфликтов, возникающих на почве трудовой деятельности между предпринимателямии руководителями, с одной стороны, и рабочими и служащими, с другой стороны;
· согласование производственных задач с социальными иэкономическими требованиями рабочих и служащих;
· наблюдение за правильностью практического применения трудовогозаконодательства, оказание юридической и социальной помощи трудящимся;
· улучшение условий труда и быта трудящихся;
· содействие трудящимся в получении специального образования и вповышении квалификации;
· содействие трудящимся в организации отдыха и культурного досуга;развитие самодеятельности трудящихся в культурно-просветительной области.
Функцииорганизации как субъекта социальной организации. Коллектив — ячейкаобщества, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальныеинтересы; организованная общность людей, объединенных конкретным видомобщественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формыобщественной собственности, и складывающимися в процессе этой деятельностиотношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности,интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. Черезтрудовые коллективы трудоспособное население включается в процессыобщественного труда.
Функции:
· общественно-продуктивная — развитие и повышение эффективностипроизводства
· социально-интегративная — обеспечение возрастающего соответствияобщественных, групповых и индивидуальных интересов членов коллектива
· регулирование деятельности членов коллектива, самоуправление
Функции реализуются черезсоответствующие структуры: социотехническую, экономическую, социальную,административно-управленческую, общественную.
Элементы системы —самостоятельная и условно неделимая единица. Взаимодействуя между собой и сокружающей средой они характеризуются материальной, энергетической иинформационной связью. Пространственно-временные агрегаты (совокупности)взаимодействующих элементов, обладающие определенной целостностью ицеленаправленностью, выделяются в функциональные подсистемы. Расчленение системына подсистемы позволяет вскрыть иерархию структуры и рассматривать систему наразных уровнях ее детализации.
Сложность системы определяетсячислом уровней иерархии, объемом информации, циркулирующей в системе, а такжесложностью ее структуры, числом элементов и связей. Совокупность связейобразует структуру системы. Каждая система имеет алгоритм функционирования,направленный на достижение поставленной цели.
Систему формализуют с помощьюмодели, отражающей связь между входными управляющими и возмущающими переменнымии выходными параметрами системы. Большие и сложные системы представляют собойсовокупность подсистем или малых систем и отличаются от них как вколичественном, так и качественном отношениях.
Большим и сложным иерархическимсистемам присущи: наличие общих целей (назначение), целостность изавершенность, большие размеры и большое число выполняемых функций,многоплановость и разнородность задач, сложность поведения и многоплановостьмотиваций, наличие состязательных, конкурирующих и разнонаправленных тенденций.
Противоположно направленныепроцессы, происходящие внутри системы, равно как и присущие большим системамнеопределенность и возможная неполнота информации, могут снизить ееэффективность.
На рис. 3 показана иерархическисложная, многоуровневая, многокомпозиционная система менеджмента. Вход, выход ивнешняя среда являются внешним окружением системы. Входные параметры системы —это материальные, энергетические, информационные и когнитивные (научные знания)потоки. Выходные параметры представляют новые процессы, продукты, услуги,прибыль, новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов иновых рынков, социальную ответственность, удовлетворенность работников.Внутренняя микросреда менеджмента — это организационная, технологическая,социально-психологическая и технико-экономическая среда фирмы.
/>
Рис.3Система менеджмента
Сложная, большая системапредставляет собой совокупность подсистем и состоит из обеспечивающей, научной,управляющей и управляемой многоуровневых, сложных подсистем. В свою очередьуправляющая подсистема состоит из меньших подсистем, между которыми существуютотношения соподчиненности в виде иерархической структуры с тремя основными ступенями.При этом системы, относящиеся к более низкой ступени иерархии и действующиесовместно, выполняют все функции подсистемы, принадлежащей следующей, высшейступени иерархии. Рассмотрим управляющую подсистему менеджмента.
Управляющая подсистема являетсятретьей и самой высокой ступенью иерархической структуры большой системыменеджмента. Она представляет собой системы оперативного управления различнымисистемами второй ступени иерархии, состоящей из малых подсистем, представляющихсобой системы целей, функций, методов и структур управления. Наконец, напервой, нижней ступени иерархии стоят типовые локальные системы управления.Например, подсистема функций управления представляет собой взаимосвязаннуюсовокупность типовых процессов планирования, организации, руководства,координации и регулирования, управления мотивацией, организации взаимодействияи процессов контроля. Каждый типовой процесс состоит из единичных действий —элементов системы. При этом все элементы, процессы, подсистемы имеют разнотипныеи многочисленные связи и взаимодействия. Например, типовой процесс контролясостоит из установки стандартов в форме показателей результативностидеятельности, Предварительного контроля, текущего контроля, включающегосравнение показателей функционирования с заданными стандартами и измерениярезультатов. Заключительный контроль осуществляется после окончания очередныхэтапов или всей работы в целом.
Анализ связей в типовыхпроцессах контроля уже на первичном уровне характеризуется значительнойсложностью. Так, например, текущий и заключительный контроль основывается наобратных связях, в то время как действия руководителя по изменению характерадействия работника, целей работы, применению воздействий делают управляющуюсистему имеющей множественные разомкнутые обратные связи и т. д. Виды связей всложных системах даны на рис 4

/>/>
/>
Рис.4Виды связей и типы коммуникационных сетей в системе менеджмента: А, В, С, Е, К,М — участники процесса, О — ограничение пропускной способности канала, линииАВ, ВС, СЕ, ЕК, KM, MB — коммуникационные каналы
Байпасная связь. Здесь частьинформационного потока направляется в обход ограничения О, снижающегопропускную способность канала.
Звездообразная сеть — дляцентрализованных структур. Менеджер А имеет кратчайшую форму связи со всемиучастниками процесса от В до М. В свою очередь все участники процесса от В до Ммогут связываться друг с другом только через менеджера А.
Кольцевая сеть. Каждый участник процесса имеетустойчивые связи только со смежными партнерами.
Полная сеть. Каждый из партнеровобеспечен прямыми каналами со всеми участниками процесса. Подобная сеть посравнению с другими наиболее дорогостоящая, сложная и наименее устойчивая кпомехам.
На рис. 5 изображенаиерархически сложная, трехступенчатая управляющая подсистема.

/>/>
Рис. 5.Управляющая подсистема менеджмента
Управляемая подсистема такжесостоит из нескольких ступеней иерархии. Главной задачей на первой ступениуправляемой подсистемы является оптимальное функционирование ее подсистем(производство, персонал, финансы и маркетинг). Подсистема производствахарактеризуется сложным сочетанием энергетических, материальных иинформационных потоков и методов их обработки, основанных натехнико-технологических факторах воздействия.
Отличительной особенностьювторой ступени иерархии — производственной подсистемы является задачаоптимальной координации и оптимального распределения потоков, включая новыеметоды декомпозиции и агрегации типовых технологических процессов первой,низшей ступени иерархии. При этом каждый типовой процесс является малойсистемой, имеющей входы, выходы, различные параметры состояния, управления иотклонения от заданной цели.
Большинство типовых процессовуже на низшей ступени иерархии характеризуется низким уровнем детерминированности.Особенно это относится к подсистеме «человеческие ресурсы». Понятно, что наболее высоких уровнях иерархии неопределенность системы возрастает. Поэтому дляустранения неопределенности систем следует особо выделить такие задачиуправления подсистемами, как локальная стабилизация процессов на всех уровняхиерархии, применение гибких, адаптивных процессов и систем управления, а такженовейших методов менеджмента, включающих анализ прогнозного графа, созданиедерева управленческих решений, применение жизнециклического и вероятностногоподходов, использование эконометрического, статистического, имитационного иситуационного моделирования. Главными методами при управлении сложнымиподсистемами могут быть эвристическое моделирование, многоуровневаяоптимизация. Эвристические модели наиболее применимы к системам управленияперсоналом, а многоуровневая оптимизация — к системам управления производствоми маркетингом.
Рассмотренные управляющая иуправляемая подсистемы, так же как и подсистема обеспечения, научнаяподсистема, микросреда фирмы, являются составляющими главной системы —организации как единого целого. Организация как открытая системахарактеризуется единством многообразных форм, аспектов деятельности,организационных структур, имеет философию и миссию. Для выявления оптимальныхусловий функционирования организации необходимо обобщение показателей и свойствбольших, сложных систем, составляющих подсистем, типовых процессов и элементоввсех уровней.
Заключение
Таким образом, в заключениеследует привести выводы по представленному материалу, обобщить рассмотренныепроблемы.
Системный подход рассматриваеторганизацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанныхподсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их ивыдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителямпонять взаимозависимость между отдельными частями организации и междуорганизацией и средой, окружающей ее.
Организация — это группа людей,деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели илицелей. Это определение справедливо не просто для организации, а для формальнойорганизации. Существуют также неформальные организации, группы, которыевозникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другомдостаточно регулярно. Организация всегда имеет хотя бы одну общую цель,разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управлениередко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Сложныеорганизации имеют набор взаимосвязанных целей.
Организации должны направлятьчасть своих ресурсов и усилий на пользу местных сообществ, в которыхфункционируют предприятие и его подразделения, и общества в целом. Организациине могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликтесо своим окружением. Для успешного управления организация должна уметьприспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде,чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации.
Организация – это спланированнаякоординация действий группы людей для достижения некоторых общихсформулированных целей с помощью разделения труда и функций, а также иерархиивласти и ответственности. Главное отличие организации от технических систем – ворганизацию входят люди. Организация — это система, состоящая из людей и длялюдей. Как следует из определения, организация – это система, созданная дляреализации целей группы людей. Эту группу можно условно разделить на «лидеров»(владельцев, топ-менеджмент) и «нанятый персонал». Таким образом, получаем двесистемообразующие функции организации – реализовывать цели лидеров иреализовывать цели нанятого персонала.
Важной особенностью организацииявляется то, что человек в этой системе выступает в двух ролях. С однойстороны, он является для организации частью среды, задавая для нее установки ввиде собственных целей, и создает массу воздействующих факторов, которые можнообъединить понятием «человеческий фактор». С другой стороны, человек являетсяэлементом системы, которая называется организация, и, взаимодействуя с другимичленами группы и элементами среды, внешними по отношению к организации,является средством реализации организацией ее системообразующих функций.
Если существуют цели лидеров инанятого персонала, то организация должна находиться в некотором состоянии, вкотором она может их реализовать. Но, как известно, для того, чтобы сделатькакое-то состояние, например, то, которое позволяет реализовать цели, болеевероятным, чем любое другое состояние, организации нужны ресурсы в видевещества, энергии и информации. Получить необходимое количество ресурсоворганизация может, обмениваясь со средой некоторым продуктом. Продукторганизации – вещество, энергия и информация, которыми организация обмениваетсясо средой.
Список литературы
1. Аверченко Л.К., Залесов Г.М., МокшанцевР.И., Николаенко В.М. Психология управления. – Новосибирск, 2004.
2. Бреддик У. Менеджмент в организации.-М.: ИНФРА-М, 1997.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3- е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.
4. Дьячкова И.В. Теория организациипроизводства. – СПб, 2005.
5. Казанцев А. К. Практический менеджмент.– М., 2004.
6. Корринг В.И. Теория, практика иискусство управления. – М., 2002.
7. Крупнов В.И. Менеджмент в бизнесе. –М., 2004.
8. Лившиц А. Я. Введение в рыночнуюэкономику. — М.: Высшая школа, 2004.
9. Менеджмент организации. /Под ред. З.П.Румянцевой. – М., 2003.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с анг. — М., 2005.
11. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента.- М.: Прогресс, 2005.
12. Уткин Э.А. Управление компанией. – М., 2006.
13. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основыуправленческой деятельности. – М., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.