Реферат по предмету "Маркетинг"


Термины и определения логистики. Пример простой логистической системы

Реферат
 
По дисциплине: Логистика
На тему: Терминыиопределениялогистики. Примерпростойлогистическойсистемы

Логистика,несмотря на глубокие исторические корни, наука сравнительно молодая. Анализлитературных источников [67, 98, 133, 147 и др.] показал, что на современномэтапе развития экономики нет единого определения термина «логистика»,получившего всеобщее признание. Это объясняется, с одной стороны, тем, чтологистика имеет множество направлений и выделение одного из них существенноменяет смысл и содержание самого определения. С другой — объект логистики можнорассматривать с разных точек зрения — с позиций маркетолога, финансиста, менеджера.В зарубежной литературе понятие «логистика» чаще всего трактуется как процессуправления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции вхозяйственном обороте. На наш взгляд, наиболее полное определение термина данов работе А.Н. Родникова [119]. «Логистика» — наука о планировании, контроле иуправлении транспортированием, складированием и другими материальными инематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья иматериалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырьяи материалов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии синтересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработкисоответствующей информации». Данное определение дает понятие о логистике как сфередеятельности и раскрывает ее содержательную сторону.
Обобщаятрактовки, даваемые различными авторами, рассмотрим основные термины иопределения логистики.
Логистическаясистема (ЛС) — этосложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система,которая состоит из элементов — звеньев, взаимосвязанных в едином процессеуправления материальными и сопутствующими им потоками.
Логистическаяфункция (ЛФ) — укрупненнаягруппа логистических операций, направленных на реализацию целей ЛС и задаваемыхзначениями показателей, являющихся ее выходными параметрами (снабжение,производство, сбыт).
Логистическаяоперация (ЛО) — обособленнаясовокупность действий, направленных на преобразование материального иинформационного потока (складирование, транспортирование и т. д.).
Логистическаяцепь (ЛЦ) — линейноупорядоченное множество звеньев ЛС (производителей, дистрибьюторов, складовобщего пользования и т. д.), осуществляющих ЛО по доведению материальногопотока:
1)от одной ЛС додругой (в случае производственного потребления);
2)до конечногопотребителя.
Звенологистической системы (ЗЛС) — некоторый экономический и (или) функционально обособленныйобъект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачианализа или построения ЛС (выполняющий свою локальную цель, связанную сопределенной ЛФ и ЛО).
Логистическаясеть — полноемножество звеньев ЛС, взаимосвязанных между собой по материальным исопутствующим им информационным и финансовым потокам исследуемой ЛС.
Логистическийканал (ЛК) — упорядоченноемножество звеньев ЛС, включающей в себя все ЛЦ или их участки, проводящиематериальные потоки от поставщиков материальных ресурсов до ее конечныхпотребителей.
Материальныйпоток (МП) — находящиесяв состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готоваяпродукция, к которым применяются ЛО и ЛФ (погрузка, разгрузка, затаривание,перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнения и т. д.).
Логистическаясистема — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные ЛФ.Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи свнешней средой. В качестве ЛС можно рассматриватьтерриториально-производственный комплекс, промышленное, торговое предприятие ит. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий, максимальноподготовленных к производственному или личному потреблению в заданное место, внужном количестве и ассортименте.
ГраницыЛ С определяются циклом обращения средств производства (рис. 1.1). Вначалезакупаются средства производства и в виде материального потока поступают в ЛС,складируются, хранятся, перерабатываются, вновь хранятся и затем уходят из неек потребителю в обмен на поступающие в ЛС финансовые ресурсы.
/>
Рис.1.1. Пример логистической системы
Эволюция уровнейразвития и концепций логистики
Логистикакак наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться вначале 1950-х годов в США1 Эволюция логистики тесно связана с историей иэволюцией рыночных отношений в развитых капиталистических странах.
Вгенезисе логистики XX века выделяетсянесколько Исторических этапов [133].
Период с1920-х до начала 1950-х годов можно назвать этапом «фрагментаризации», когдаидея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управленияматериальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя и «витала ввоздухе». И до 1950-х годов отдельные логистические активности были важны сточки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве,транспортировке, складировании и т. п.
Однакообщие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента неспособствовали проявлению феномена логистики.
Рассматриваемыйпериод важен тем, что в нем были сформулированы предпосылки будущего внедрениялогистической концепции. К ним можно отнести следующие:
возрастаниезапасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;
росттранспортных тарифов;
появлениеи быстрое распространение концепции маркетинга;
развитиетеории и практики военной логистики.
В этигоды вышел ряд работ по маркетингу, в которых была вскрыта природа физическогораспределения как составной части маркетинга, указана его особая роль ворганизации и повышении эффективности сбыта товаров.
Становлениеконцепции маркетинга как следствие постепенного перехода мировой экономики отрынка производителя к рынку покупателя явилось ключевым фактором, объясняющимпоявление логистики в бизнесе.
Рассматриваемыйпериод характеризовался активным развитием военной логистики, прежде всего вСША. К началу 1950-х годов была в основном сформирована теория военнойлогистики. Практическая значимость разработанных логистических подходов быладоказана американской армией при открытии второго фронта во второй мировойвойне, когда были успешно применены принципы единого управления и координацииснабжения, складирования и транспорта. В рассматриваемом историческом отрезкевремени появились первые логистические организации и сообщества. Старейшейорганизацией не только в США, но и в мире является Национальная ассоциацияпроблем управления закупками (основана в 1915г.), преобразованная в 1967г. вНациональную ассоциацию агентов снабжения.
Период ссередины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодомстановления (концептуализации) логистики. Для него характерно быстрое развитиетеории и практики логистики, прежде всего в США. Философия маркетинга широкораспространилась в западных организациях бизнеса. В то же время пришлопонимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшениядистрибьюции (физического распределения) прежде всего с позиций снижениязатрат. Известный американский писатель и консультант по менеджменту ПитерДрукер назвал активности в дистрибьюции «наиболее печально пренебрегаемой и наиболееподающей надежды сферой американского бизнеса».
Одним изключевых фактов быстрой экспансии логистики в западный бизнес явилосьвозникновение концепции общих (тотальных) затрат в физическом распределении.Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты вдистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителяк потребителю уменьшится. Например, переключая перевозки товаров савтомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости созданияпромежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение иуправление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут,общий уровень их в дистрибутивной сети уменьшится. Данный пример подчеркиваетвнутреннее взаимодействие между двумя важнейшими логистическими активностями:запасами и транспортировкой. Концепция общих затрат явилась базисом дляразвития методологии принятия логистических решений.
Вместе сэтим существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов,объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. Основными тенденциямина рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение долисервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров,удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров). Быстрое развитиеолигополистических рыночных структур заставило организации бизнеса искать новыепути координации спроса и предложения, лучшего обслуживания потребителей.Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производствапродукции. Рост разнообразия товаров почти автоматически' привел кзначительному повышению затрат на создание и поддержание запасов в системахдистрибьюции. Это в свою очередь, потребовало поиска новых путей совершенствованиятоваропроводящих структур и снижения затрат в процессах физическогораспределения.
Забурным экономическим ростом к середине 60-х годов наметился заметный спад ипериод сжатия пролонгированной прибыли производителей. Изменение рыночнойситуации, рост олигополистической конкуренции усилили давление фактора затрат напроизводителей продукции, заставили менеджеров искать новые пути повышенияпроизводительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. Иновые логистические концепции предоставили им такую возможность. Кроме того,менеджеры начали осознавать, что логистические затраты могут достигать весьмабольших размеров.
Одним изважных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, былоприменение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий.Научно-технический прогресс в экономике развитых капиталистических стран привелк необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких,например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства искладов, оптимальная маршрутизация, управление много ассортиментными запасамипродукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т. п.
Этизадачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий,которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50-х годов. Компьютерсделался неотъемлемой частью каждой крупной фирмы. В то же время сталиповсеместно применяться современные экономико-математические методы и моделитеории оптимального планирования, теории массового обслуживания, теорииуправления запасами и другие методы исследования операций. Особенно широконачали использоваться методы математической статистики, линейногопрограммирования и прогнозирования. Возрос интерес менеджеров к внедрению вбизнесе информационно-компьютерных технологий как средства снижения затрат иполучения оптимальных управленческих решений. Одним из результатов синтезакомпьютерных технологий и принципов логистики стала разработанная в СШАвнутрипроизводственная микрологистическая система MRP I (MaterialRequirements Planning) — Система планирования потребностив материалах.
Существенныйфактор; усиливший логистический подход к дистрибьюции, — изменение в стратегияхформирования запасов. Товаропроизводители не хотели создавать большие запасыготовой продукции на своих производствах, а стремились «вытолкнуть» их в каналыдистрибьюции. Поэтому оптовики, розничные торговцы и другие торговые посредникибыли вынуждены самостоятельно решать проблемы дислокации складов,транспортировки, управления и контроля уровней запасов в товаропроводящихсетях. Естественно, что увеличение затрат дистрибьюторов, связанных с этимилогистическими активностями, привело к обратной реакции возврата запасовпроизводителям. Конфликтные ситуации могли быть разрешены только с помощьюлогистической координации.
Наконец,опыт военной логистики стал постепенно использоваться менеджментом дляадминистрирования и координации логистических действий. В США этомуспособствовало спонсирование армией логистических разработок ряда ведущихуниверситетов и научно-исследовательских фирм.
В конце1960-х годов за рубежом (в основном в США) была сформулирована концепция такназываемой бизнес — логистики как интегрального инструмента менеджмента. В тоже время не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики. Этипопытки в основном исходили от университетских ученых и многочисленныхлогистических организаций, ассоциаций и сообществ, возникших в разных странах.
Отличительнойчертой 1970-х годов стало возрастание конкуренции на фоне нехваткивысококачественных сырьевых ресурсов. Широкое распространение на Западеполучила упоминавшаяся выше микрологистическая система MRPI. В силу указанных причин концепция логистики вомногом отождествлялась с материальным менеджментом, который был определен как«взгляд и принципы, посредством которых осуществляется планирование,организация, координация и контроль материального потока от сырья до конечногопотребителя» [133].
Превращениюлогистики из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве,так и в дистрибьюции товаров способствовала синтезированная в этот, периодлогистическая система DRP (Distribution Requirements Planning) — Система управления распределениемпродукции. К числу важнейших функций DRP, а затем ее расширенных модификаций стали относиться контроль засостоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок,распределение, формирование связей производства, снабжения и сбыта сиспользованием обеспечивающего комплекса MRP.
В этотже период бурными темпами развивается экономика Японии, которая стала теснитьсвоих американских и европейских конкурентов на рынках. Это произошло благодарянизкой себестоимости и высокому качеству японских товаров, обеспеченными, вчастности, разработанными и примененными впервые в мире логистическойконцепцией «just in time» — JIT(точно в срок) и внутрипроизводственной системой KANBAN [118]. В конце 70-х годов японская фирма Тойотасформировала новую философию всеобщего управления качеством продукции — TQM (Total Quality Management), которую в настоящее времяприменяет большинство фирм развитых капиталистических стран. Дисциплина TQM стала одним из фундаментов развитиянового интегрального подхода в логистике.
К концу70-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная»революция, которая коренным образом изменила складской процесс, егооперационный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.Большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования,новых видов тары и упаковки, современных автоматизированных складскихкомплексов, активно начала внедряться контейнеризация перевозок грузов.Значительный экономический эффект дало применение в дистрибутивныхлогистических системах стандартизации тары и упаковки, прежде всего, внедрениестандартных типоразмерных рядов упаковок и паллетов.
Период с1980-х до середины 1990-х годов один из самых известных ученых и специалистовпо логистике профессор Мичиганского университета Дональд Бауэрсокс назвалпериодом «логистического ренессанса» [13]. Действительно, за это время теория ипрактика логистики на Западе шагнул и далеко вперед, намного превзойдя то, чтобыло сделано за предыдущие десятилетия. Доминантной идеей бурного развитиялогистики была максимальная интеграция логистических активностей фирмы и еелогистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: «закупки —производство — дистрибьюция — продажи» для достижения конечной цели бизнеса сминимальными затратами.
Втечение рассматриваемого исторического периода произошли существенные измененияв мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета.
Совершенствованиемикропроцессорной техники и ее широкое применение во всех сферах экономикиразвитых стран способствовали настоящей революции в информационно-компьютерныхтехнологиях. Информация в электронной форме превратилась в важнейший компонентсовременной рыночной инфраструктуры. Формирование мирового информационногопространства шло по направлениям создания и развития баз и банков данных,систем и стандартов электронных сделок и электронных коммуникаций. Дляпродвижения принципов логистики важнейшее значение имели создание системэлектронных банковских операций (на основе международной межбанковской сети S.W.I F.T. I и S.W.I.F.T. II), использованиедля поддержки информационных взаимодействий между логистическими партнерамистандартов EDI (Electronic Data Interchange) — «электронного обмена данными» и EDIFACT (Electronic Data Interchange (for Administration, Commerce and Transport) — «электронного обмена данными вуправлении, торговле и на транспорте».
Продвижениюлогистической концепции в бизнесе способствовал быстро развивающийся рынокэлектронных коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи,электронной почты, телеконференций, клирингхаузов, общедоступного программногообеспечения и т. д. Логистические партнеры начали широко использоватьвозможности как коммерческих (CompuServe, America Online), так и некоммерческих (Internet) систем массового информационногообслуживания.
Прослеженнаянами эволюция логистики тесно связана с логистическими парадигмами. Историческисложились четыре основные парадигмы [132]:
аналитическая;
технологическая(информационная);
маркетинговая;
интегральная.
Вокругэтих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались свои научные школы,группы исследователей и логистические сообщества.
Аналитическаяпарадигмапредставляет собой первоначальный классический подход к логистике как ктеоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потокамив производстве и обращении.
Технологическаяпарадигма появиласьв-1960-х годах и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерныхтехнологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны,можно сформулировать общую проблему управления материальным потокомлогистического объекта, а с другой — синтезировать информационно-компьютерноеобеспечение решения проблемы. Практическим примером использованиятехнологической парадигмы являются широко распространенные системы MRP/DRP, применяемые во внутрифирменном планировании иуправлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставкамиготовой продукции потребителям. Наряду с этим решаются и отдельные задачиоптимизации, например, определение оптимальной партии поставки (заказа) илиуровней запасов продукции в элементах логистических систем. В то же времялогистические системы, построенные на принципах использования технологическойпарадигмы, не обладают необходимыми уровнями гибкости и динамичности, требуемымина современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулированияотношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.
С начала1980-х годов и до настоящего времени в ряде развитых капиталистических странпри синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма.Модели, использующие эту парадигму, имеют цель описать и объяснить отношениямежду ЛС и возможностями фирмы в конкурентной борьбе. Научной базой даннойпарадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины: экономикаи организация производства, операционный менеджмент, управление персоналом икачеством продукции, маркетинг, социальная психология и др. Математическуюоснову парадигмы составляют теория вероятностей, математическая статистика,методы исследования операций. Необходимо отметить, что модели логистическихобъектов, использующие эту парадигму, являются в определенной степениабстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественныйхарактер, что затрудняет получение простых аналитических решений.
Основныепредпосылки интегральной парадигмы логистики в соответствии с работой[133]— следующие:
естьновое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента вконкурентных возможностях фирмы;
имеетсядостаточно много перспектив интеграции между логистическими партнерами новыхорганизационных (структурных) отношений;
технологическиевозможности, в частности в области гибких производств иинформационно-компьютерных технологий, радикально изменились и открыли новыегоризонты контроля и управления во всех сферах производства и обращенияпродукции.
Сущностьновой, интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоегосинтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потокомдля достижения целей бизнеса.
Интегральнаяпарадигма отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации,системы рассматриваются как некоторые центры логистической активности, прямоили. косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальнымпотоком для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей всоответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учёт удержаний из заработной платы работника
Реферат Классификация и ассортимент фруктово-ягодных кондитерских изделий
Реферат Категория падежа в русском и немецком языках
Реферат Текстовые файлы. Редакторы текстовых файлов
Реферат Идиомы на тему бедности
Реферат Информационная революция и становление информационного общества
Реферат Заканчивание скважин на примере ООО "Лукойл-Бурение"
Реферат Выбор жизненного пути старшеклассников как социально-педагогический феномен
Реферат Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы 2
Реферат Ахмад Сулейманов 1922-1995 гг
Реферат Правоохранительные и судебные органы Российской Федерации их полномочия
Реферат Деловая письменность в системе старобелорусского литературного языка
Реферат Congressman Gejdenson Essay Research Paper CongressmanSam GejdensonI
Реферат Страхове відшкодування
Реферат Введенский А.И.