Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ организационной структуры организации

--PAGE_BREAK--
1.3. Основные функции внутрифирменного управления персоналом.
До недавнего времени понятие «управление» трактовалось как «администрирование» или «линейное руководство». Действительно, большую часть объема работ по управлению кадрами брали на себя линейные руководители подразделений. Само по себе это явление не должно подвергаться критике. Тенденции развития управления персоналом в международной хозяйственной практике говорят как раз о приоритетности передачи большого объема функций по управлению людьми непосредственным руководителям того или иного коллектива. Негативная сторона этого явления для отечественной хозяйственной практики состоит в том, что руководители не получают необходимой консультативной, методической помощи и часто выполняют функции, к которым профессионально не готовы. Это, в свою очередь, ведет к превалированию автократических (авторитарных) подходов к формированию стиля и методов руководства. Неразвитость кадровых служб, неподготовленность руководителей к управлению персоналом неизбежно сказываются на общей управленческой философии и культуре организации, на общем моральном климате в коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях руководителей со своими сотрудниками. Это ведет к неудовлетворенности работников своим трудом, к сковыванию инициативы и творческого начала в их работе.

До недавнего времени в отечественной литературе отсутствовало изложение целостной концепции и методологии функционального разделения труда в области управления персоналом. Не умаляя заслуг отечественных авторов, работающих над отдельными проблемами кадрового управления, следует признать, целостная концепция управления персоналом как функциональной подсистемы организации и как учебной дисциплины существовала лишь в разработках зарубежных авторов.

Характерный подход к формированию общей концепции и структуризации функционального разделения труда в области управления персоналом можно проследить по работам И. Хентце — одного из ведущих германских авторов, разрабатывающих эту проблему. Он выделяет несколько функциональных блоков, определяющих структуризацию службы управления персоналом в зарубежных организациях. Состав этих блоков показан в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Состав функциональных блоков по управлению персоналом.

Функциональный блок

Содержание задач в функциональном блоке

1

2

Определение потребности в персонале

Планирование качественной потребности персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале.

Обеспечение персоналом



Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации.

Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале.

Отбор персонала, его деловая оценка.

Развитие персонала

Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений.

Организация и проведение обучения.

Мотивация результатов труда и поведения персонала

Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения.

Управление конфликтами.

Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале предприятия.

Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация  и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени.

Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом

Правовое регулирование трудовых взаимоотношений.

Учет и статистика персонала.

Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам.

Разработка кадровой политики.



Исходя из вышеперечисленных задач в функциональных блоках, можно сделать вывод, что общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

Под качественными характеристиками персонала следует понимать:

способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);

мотивации (круг профессиональных и личностных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.);

свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).

Служба управления персоналом может выполнить свои задачи следующими способами:

через затребованную линейными руководителями консультативную помощь;

через совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации;

через собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий (главным образом в области персонал-маркетинга).

При определении круга задач по управлению персоналом зарубежные специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношению к службе персонала) подразделения.

К такого рода задачам относятся:

- охрана труда и техника безопасности:

- расчет и выплата заработной платы:

- оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).

По данным зарубежной литературы и оценкам специалистов, общая численность сотрудников службы управления персоналом составляет примерно 1,0-1,2% от общей численности коллектива.

Следует отметить, что роль и организационный статус службы управления персоналом в зарубежных фирмах во многом определяется уровнем финансового, организационного, потенциального развития организации и позицией ее руководства.

В развитии функциональных особенностей управления персоналом в зарубежных странах проявляются следующие достаточно устойчивые тенденции, сформировавшиеся в последние годы:

выделение практически всех функциональных направлений, охватывающих комплекс проблем управления персоналом в деятельности зарубежных фирм. Причем этот полный охват наблюдается в организациях различных размеров и различных финансовых возможностей;

широкое развитие внешних консультативных, посреднических фирм, работающих с организациями на договорной, интеграционной основе, а также достаточно активная интеграция между организациями по реализации задач управления персоналом;

делегирование полномочий и ответственности по выполнению функций управления персоналом линейным руководителям подразделений и опытным специалистам с одновременной организацией их глубокого, непрерывного обучения;

интернационализация управлением персоналом, выражающаяся в развитии международных контактов в деятельности посреднических организаций, центров подготовки персонала, специализированных кадровых подразделений предприятий, государственных органов, информационных служб и формирование на этой основе единой международной «школы» управления персоналом.

Следует отметить, что наличие указанных выше тенденций говорит о высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления в деятельности зарубежных фирм. Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общую мировую интеграцию.
1.4. Проблема совершенствования организационной структуры управления предприятием.
Стратегия поведения такого рода ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью:

1) оперативно реагировать на изменения во внешней среде;

2) освободить генерального директора МЗ «Салют ТП» от повседневной, рутинной работы, связанной с оперативным управлением производством;

3) установить рациональные связи между звеньями и ступенями управления на всех уровнях; минимизировать число ступеней структуры управления;

4) предоставлять полномочия на решение проблем тому подразделению аппарата управления, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;

5) повысить оперативность принимаемых решений.

С таких позиций структуру управления можно рассматривать, как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.

Таким образом, структура управления включает в себе все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.

Связь структуры с ключевыми понятиями управления — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями — свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.

Важным условием в формировании организационной структуры управления предприятием является выбор оптимальной связи между всеми уровнями управления. Для этого необходимо выбирать из существующих видов структур такую, которая позволила бы предприятию добиваться поставленных целей с оптимальным использованием трудовых, финансовых, материально-технических и технологических ресурсов.

Рассмотренное ниже предприятие является оборонным и переход на производство гражданской продукции (конверсию) является для такого предприятия наиболее болезненным.


2. Анализ организационно-управленческой структуры.
2.1. Общая характеристика предприятия.
Московский завод «Салют ТП» в своей деятельности руководствуется Уставом, зарегистрированным в Министерстве юстиции. Учредителем МЗ «Салют ТП» является Государство в лице Министерства экономики. Учредитель, в силу преобладающего участия в уставном капитале объединения, вправе определять решения, принимаемые объединением.

Московский завод «Салют ТП» находится по адресу г.Москва, улица Плеханова, дом 6.

МЗ «Салют ТП» является крупным предприятием российского ВПК. Предприятие осуществляет различные виды деятельности: Основной деятельностью является выпуск оборонной продукции в том числе: специальные средства защиты, сигнализации, средства пожарной безопасности и осуществляет ремонт этих изделий; по конверсионной деятельности производятся различные виды гражданской продукции, осуществляется также и прочая внереализационная деятельность. К основным видам гражданской продукции относятся приборы для переработки молока, теплосчетчики, используемые в коммунальном хозяйстве, системы телекоммуникаций. Также получила распространение практика выполнения разовых гражданских заказов на имеющихся мощностях (в частности в литейном производстве).

По роду своей деятельности предприятие сотрудничает с большим количеством различных предприятий расположенных на всей территории Российской Федерации. Например такие как: ФГУП «Конструкторское бюро специального машиностроения» г. Санкт-Петербург; Департамент промышленности ядерных боеприпасов Министерства РФ по атомной энергии; Сибирский химический комбинат г. Северск; Московский институт теплотехники (МИТ) г. Москва; ГПО «Волжский завод» г. Воткинск; «Ижевский мотозавод» г. Ижевск. Концерн «Росэнергоатом» г. Смоленск; ПО «Маяк» г. Озерск, а также военные части расположенные по всему московскому округу.

Перспективность развития конверсионного производства на заводе обусловлена, с одной стороны, мощным производственным потенциалом предприятия, имеющего на своей площадке, практически, все элементы замкнутого производственного цикла, а с другой стороны, грамотным и продуманным подходом предприятия к конверсии. Иллюстрацией последнего служит создание на МЗ собственной маркетинговой службы. Она состоит из нескольких групп специалистов (2-5 чел.), «сопровождающих» каждый конверсионный проект. Такой подход позволяет прогнозировать изменение ситуации на рынках и соответственно регулировать производство и сбыт гражданской продукции.
2.2. Анализ организационно — управленческой структуры
Московский завод «Салют ТП» в своей деятельности руководствуется Уставом, зарегистрированным в Министерстве юстиции. Учредителем МЗ «Салют ТП» является Государство в лице Министерства экономики. Учредитель, в силу преобладающего участия в уставном капитале объединения, вправе определять решения, принимаемые объединением.

Высшим органом управления объединения является общее собрание всего коллектива работников. Общее собрание вырабатывает направления экономического и социального развития; устанавливает порядок распределения прибыли; решает вопросы создания и прекращения деятельности обособленных подразделений; устанавливает направления внешнеэкономической деятельности; рассматривает и разрешает конфликтные ситуации, возникающие между администрацией и трудовым коллективом, а также другие хозяйственно-экономические вопросы, предусмотренные Уставом.

Все вопросы оперативной деятельности объединения решаются Генеральным директором и назначенными им заместителями, руководителями подразделений аппарата управления. Решения по социально-экономическим вопросам деятельности объединения вырабатываются и принимаются органами управления с участием трудового коллектива на общем собрании или конференции.

Общее собрание объединения созывается Генеральным директором не реже одного раза в год.

Структура аппарата управления МЗ «Салют ТП», утвержденная Генеральным директором 27.02.1997г. представлена на рис. 2.1.

Генеральный директор является руководителем МЗ и назначается на должность Министерством экономики. Порядок деятельности Генерального директора и принятия им решений устанавливается Уставом МЗ, внутренними документами объединения.

Подразделения и работники МЗ, выполняющие определенные функции управления, образуют функциональную подсистему управления. Функции управления деятельности МЗ реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом.

Аппарат управления МЗ построен таким образом, чтобы обеспечить в научно-технических, экономических и организационных отношениях взаимосвязанное единство всех частей МЗ, а также для наилучшего использования трудовых и материальных ресурсов.

В соответствии со структурой управления МЗ «Салют ТП» верхний уровень управления представлен: Генеральный директор (он же и главный конструктор и директор института); два первых заместителя генерального директора: один — главный инженер МЗ; второй — по научной работе, конверсии и внешнеэкономической деятельности; главный бухгалтер, зам. генерального директора по безопасности; юридический отдел; зам. генерального директора по экономике; зам. генерального директора по кадрам и социально-бытовым вопросам; зам. генерального директора по производству и межзаводской кооперации; военизированная охрана; зам. генерального директора по общим вопросам.

Генеральному директору непосредственно подчиняются все заместители, генеральный конструктор отдела, начальник ВОХР, начальники научно-тематических отделов — зам. главного конструктора. Генеральный директор организует всю работу МЗ и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Генеральный директор представляет МЗ во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом, заключает договора, издает приказы по объединению в соответствии с установленными полномочиями.

Первый зам. генерального директора — главный инженер МЗ руководит работой технических служб, несет ответственность за выполнение плана, использование новой техники и технологии. Главному инженеру непосредственно подчиняются: отдел главного энергетика, отдел главного механика, отдел капитального строительства, отдел охраны труда и безопасности производства. Главному инженеру подчиняются: конструкторско-технологический комплекс №8, научно-технический комплекс №10, НИБ «Б. Волга», СИБ «Скала».

Отдел главного энергетика вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает бесперебойное снабжение МЗ электроэнергией, топливом, теплотой, водой, сжатым воздухом и другим. Проводит планирование и осуществляет ремонт энергетического оборудования; разрабатывает и осуществляет мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и перспективному развитию энергетического хозяйства. Кроме этого проводит нормирование расходов электроэнергии, теплоты, воды, топлива; проводит мероприятия по их экономии, использованию вторичных энергоресурсов, разрабатывает технические и организационные мероприятия по повышению надежности и увеличению срока службы энергетического оборудования.

Отдел капитального строительства вместе с подчиненными ему службами осуществляет текущий и капитальный ремонты зданий и сооружений, ведет строительство нового цеха.

Отдел охраны труда и безопасности производства проводит работы по оптимизации режимов использования энергетического оборудования в цехах и службах МЗ, разрабатывает мероприятия по борьбе с травматизмом, загрязнением воздушного бассейна, очистке промышленных сточных вод. Проводит инструктаж и обучение персонала безопасному ведению работ.

КТК №8, НТК №10, НИБ «Б. Волга», СИБ «Скала» являются самостоятельными предприятиями, входящими в систему МЗ. Главный инженер в основном курирует данные предприятия и координирует их работу с другими подразделениями МЗ.

Первый зам. генерального директора по научной работе, конверсии и внешнеэкономической деятельности руководит работой отдела №15, научно-исследовательского отдела №25, ВТК по экспортным заказам. Вместе с тем осуществляет функциональное руководство научно-исследовательской работой всех подразделений МЗ.

Главный бухгалтер МЗ осуществляет учет средств и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности. В его ведении находятся: бухгалтерия и финансовая группа.

Зам. генерального директора по безопасности руководит работой комплекса безопасности.

Юридический отдел непосредственно подчиняется Генеральному директору. В работу отдела входит юридическое оформление документации, консультирование служб и подразделений МЗ, представление МЗ в арбитражном и гражданском судах.

Зам. генерального директора по экономике руководит работой по планированию и экономическому стимулированию, повышению эффективности труда, выявлению и использованию производственных резервов, улучшению организации производства, труда и управления. Ему подчиняются отделы: экономического планирования и анализа хозяйственной деятельности, маркетинга, организации и оплаты труда. В их сферу деятельности входит долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование; разработка годовых, квартальных планов и контроль их выполнения; всесторонний анализ деятельности объединения и разработка мероприятий повышения эффективности использования производственных фондов; разработка стратегии, изучение спроса, потребительских свойств по продукции; применение прогрессивных систем оплаты труда, стимулирования, разработка норм и нормативов.

Зам. генерального директора по кадрам и социально-бытовым вопросам подчиняются: отдел кадров и социально-бытовые подразделения. Отдел кадров осуществляет прием на работу, увольнение работников, обучение и повышение квалификации рабочих и специалистов. Социально-бытовые подразделения остались только для обеспечения научно-производственной деятельности.

Зам. генерального директора по производству и межзаводской кооперации руководит работой опытного производства МЗ. Все научно-производственные разработки доводятся до опытных образцов.

Военизированная охрана подчиняется генеральному директору.

Зам. генерального директора по общим вопросам осуществляет руководство следующими подразделениями: отделом МТС, отделом комплектации, хозяйственным цехом, транспортным цехом, складской базой «Шевелкино». Данные отделы и службы осуществляют материально-техническое обслуживание основного и вспомогательного производства.

Генеральный конструктор подчиняется непосредственно генеральному директору и руководит работой отделов № 11,12,16,17,18, которые занимаются проектно-конструкторскими работами по научно-тематическим направлением.

Генеральному конструктору ИВЦ подчиняется информационно-вычислительный центр. ИВЦ осуществляет контроль и обмен информации на объединении, все вычислительные операции, доводит основные новости объединения до работающих.

Зам. генерального директора по режиму и охране подчиняются отдел охраны труда и отдел по режиму. Отдел охраны труда занимается вопросами безопасности труда, предупреждением и предотвращением травматизма на объединении. Отдел по режиму осуществляет охрану предприятия и ведет пропускной режим.

Технический директор подчиняется непосредственно Генеральному директору и руководит работой отделов 11, 62, 65, 66, 72, 73, которые занимаются техническим обеспечением и проведением серийно-конструкторских работ для основного производства объединения.

Главный конструктор подчиняется техническому директору и руководит работой отделов 49,59, 90, 91,92, которые занимаются проектно-конструкторскими работами по научно-тематическим направлениям.

Зам. генерального директора — директор Махачкалинского сепараторного завода руководит заводом, выпускающим в основном гражданскую продукцию.

Зам. генерального директора по маркетингу (оборонная продукция) и зам. генерального директора по маркетингу (гражданская продукция) ищут потенциальных покупателей выпускаемой продукции и занимаются рекламой, исследованием рынков сбыта.
2.3. Анализ управления персоналом.
Главный потенциал завода заключен в кадрах. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не может достичь целей и выжить в конкурентной борьбе. Рассмотрим основные данные и показатели, характеризующие персонал МЗ «Салют ТП».

Количественный и качественный состав персонала МЗ «Салют ТП» за 2001-02 годы представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Кадры предприятия



Показатели

2001

2002

%

1

Среднегодоваячисленность

2115

2024

-4,4

2

Руководители

61

56

-8,2

3

Специалисты

687

664

-6,3

4

Служащие

202

153

-24,3

5

Рабочие

1169

1137

-2,8



Рассмотрение данных таблицы показывает, что общая численность персонала за последний год сократилась на 4,4%, из них руководителей и специалистов на 6,5%, служащих на 24,3%, рабочих на 2,8%. Сокращение персонала наблюдается практически во всех подразделениях завода.

Анализ уровня образования завода представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Уровень образования за 2001 — 2002 годы

Наименование категории Работающих

Уровень образования



Высшее

Средне-спец.

Среднее (практики)

Итого

2001

2002

2001

2002

2001

2002

2001

2002

1. Руководители

2. Специалисты

3. Служащие

4. Рабочие

33

281

60

169

36

290

40

50

18

364

131

993

16

364

131

993

10

42

11

7

4

42

11

7

61

687

202

1169

56

644

153

1137



Состав работников по образованию характеризуется следующими данными: большая часть руководителей и специалистов имеют высшее образование — 46,5%, среднее специальное — 46,8%, среднее образование — 6%, из них 18 чел. имеют ученую степень доктора и кандидата наук. Средний возраст руководителей и специалистов 48 лет. На руководящих должностях работают специалисты с большим практическим опытом работы по данному профилю, обладающие необходимыми организационными, деловыми, профессиональными и личностными качествами, умеющие принимать правильные решения. Среди служащих высшее образование имеют — 26%, среднее специальное образование — 70%, среднее образование — 4%. Среди рабочих 4% имеют высшее образование, 90% имеют среднее специальное образование, 6% — среднее образование.

Рассмотрим уровень образования высшего руководящего состава завода более подробно. Данные представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Характеристика руководящего состава МЗ " Салют ТП "



Должность

Год рождения

Образова-

ние

Стаж

Работы

На аводе

 
1

Генеральный директор

1937

Высшее,

Инженер-

Электрик

33 года

 
2

Зам. ген. директора -

технический директор

1949

Высшее,

Инженер-

Механик

26 лет

 
3

Первый зам. ген. директора

по мат. -тех. снабжению



1937

Высшее

Инженер- Физик

40 лет

 
4

Зам. Ген. директора по

финансам

1946

Высшее,

Инженер-

Экономист

21 год

5

Зам. Ген. директора по

маркетингу

1946

Высшее,

Инженер-

Металлург

33 года

6

Главный бухгалтер

1955

Высшее,

Экономист

25 лет



Таким образом, профессионально-квалификационный уровень работников завода достаточно высокий, позволяющий решать поставленные задачи.

Негативным моментом является быстрое старение коллектива и отсутствие притока молодых специалистов.

Образовательный уровень работников представлен на рисунке 2.5.



Рис. 2.5. Образовательный уровень работников в 2002
Основными причинами увольнения работников были: по собственному желанию из-за хронической задержки выплаты заработной платы; неудовлетворенность работой и заработной платой; прогулы, нарушения трудовой дисциплины.

Оплата труда работников завода производилась на основании Единой тарифной сетки и «Положения по оплате труда подразделений МЗ «Салют ТП». Рассмотрим динамику средней заработной платы работников объединения за период 2001-2002 годов.
Таблица 2.6. Фонд оплаты труда завода за 2001-2002г.г.



Год

Фонд оплаты труда, млн.руб.

Среднесписочн. численность работников, чел.

Средняя заработная плата за год, руб.



Изменение средней зарплаты, к предыдущему периоду

2001

2002

29,021

35,169

2115

2024

13164

17376

-

+ 32%



Таким образом, из данной таблицы видно, что в 2002 году средняя заработная плата увеличилась на 32%. Увеличение объясняется повышением должностных окладов и тарифных ставок работников и сокращением численности персонала при росте объема работ, особенно по гражданским заказам.

Рассмотрим показатели, характеризующие движение персонала на заводе:

1) Оборот кадров по выбытию (отношение выбывших к среднесписочной численности работающих) в 2001г. составил 9,6%, а в 2002г. — 9,5%; оборот кадров по приему (отношение прибывших к среднесписочной численности работающих) в ,2001г. составил 6,4%, а в 2002г. — 11,7%. Таким образом, при сравнении оборотов кадров по выбытию и приему: в 2000г. выбыло значительно больше, чем прибыло (на 33%); в 2001г. наблюдается обратная тенденция — принято больше, чем уволено (на 22,5 %).
                                    202                                        192

Оборот по выбытию = — х 100% = 9,6% (01г.); — х 100% = 9,5%(02г).

                                  2115                                      2024
                                136                                       236

Оборот по приему = — * 100% = 6,4% (01г.); — *100% = 11,7% (О2г).

                                2115                                   2024



2) Сменяемость кадров (отношение меньшей величины из числа принятых или уволенных к среднесписочной численности в процентах) в 01г. составила 6,43%, а в О2г. — 9, 49%.
                 136                                         192

Смен.кадров =------- * 100% = 6,4% (01г.); = -------*100% = 9,4% (02г.). (2.11)

                         2115                                       2024
3) Текучесть кадров (отношение выбывших по собственному желанию и адм. правонарушениям к среднесписочной численности работающих) в 01г. составила 9,6%, а в О2г. — 9,5%. Анализ текучести показывает, что движение кадров остается относительно стабильным, но немного выше (на 5%)

обычной величины.

Анализируя данные показатели можно отметить, что в 2002 г. наблюдается тенденция к увеличению численности работающих. Если в 2001г. число уволенных значительно превышает число принятых, то в 2002г. наблюдается обратная ситуация. Полученные данные сведем в таблице 2.7.
Таблица 2.7. Движение кадров на предприятии



Показатели

2001

2002

 
1

Среднегодовая численность (чел.)

2115

2024

 
2

Принято в течение года (чел.)

136

236

 
3

Уволено в течение года (чел.)

202

192

4

Оборот кадров по выбытию (%).

9,6

9,5

5

Оборот кадров по приему (%).

6,4

11,7

6

Сменяемость кадров (%).

6,4

9,4

7

Текучесть кадров (%).

9,6

9,5



Напряжение в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть снято за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой более производительной техники.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.4. Корреляционно-регрессионный анализ.
Поскольку Московский завод «Салют ТП» всегда являлся режимным предприятием, то оно не могло рекламировать свои изделия ввиду их секретности. Но в условиях современных рыночных отношений потребность в этом встала очень остро из-за необходимости выживания предприятия. Поэтому руководством предприятия были выделены средства для проведения рекламной компании в количестве 17,4 млн. руб. Рассмотрим влияние рекламы на общую выручку предприятия путем проведения корреляционно-регрессионного анализа. Данные для КРА представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8. Данные для КРА.

№ п/п

Затраты

выручка

X

Y

Х*Х

Y*Y

Х*Y

Yх=Ао + А1х

1

0,95

7,2

0,26

6,5

0,9025

42,25

1,69

5,60174

2

1,1

9,8

0,35

5,2

1,21

27,04

1,82

6,07865

3

0,5

7,6

0,45

7,11

0,25

50,5521

3,1995

6,60855

4

0,88

9,4

0,45

5,5

0,7744

30,25

2,475

6,60855

5

0,65

6,4

0,5

7,6

0,4225

57,76

3,8

6,8735

6

0,62

5,1

0,52

8,5

0,3844

72,25

4,42

6,97948

7

0,35

5,2

0,54

8,1

0,1225

65,61

4,374

7,08546

8

0,65

9,7

0,62

5,1

-0,4225

26,01

3,162

7,50938

9

0,26

6,5

0,64

8,4

0,0676

70,56

5,376

7,61536

10

0,83

10,3

0,65

6,4

0,6889

40,96

4,16

7,66835

11

0,64

8,4

0,65

9,7

0,4096

94,09

6,305

7,66835

12

0,45

7,11

0,65

6,25

0,2025

39,0625

4,0625

7,66835

13

1,1

10,7

0,7

7,35

1,21

54,0225

5,145

7,9333

14

0,71

6,6

0,71

6,6

0,5041

43,56

4,686

7,98629

15

0,7

7,35

0,83

10,3

0,49

106,09

8,549

8,62217

16

1

11,2

0,85

10,1

1

102,01

8,585

8,72815

17

0,54

8,1

0,88

9,4

0,2916

88,36

8,272

8,88712

18

0,85

10,1

0,95

7,2

0,7225

51,84

6,84

9,25805

19

0,52

8,5

0,95

6,8

0,2704

46,24

6,46

9,25805

20

1,05

11,4

1

11,2

1,1025

125,44

11,2

9,523

21

1

8,35

1

8,35

1

69,7225

8,35

9,523

22

0,65

6,25

1,05

11,4

0,4225

129,96

11,97

9,78795

23

0,45

5,5

1,1

9,8

0,2025

96,04

10,78

10,0529

24

0,95

6,8

1,1

10,7

0,9025

114,49

11,77

10,0529

Сумма

17,4

193,56





13,976

1644,17

147,451





Для определения Aо и А1 решим систему уравнений:
Аоn+ А1∑х =∑Y

Ao∑x+ A1∑x=∑xy
24Ао+17.4А1 = 193.56

17.4Ао + 13.967 А1 = 147.451
Решив эту систему получим, что:

A0 = 4.224

А1 = 5.299

Определим степень тесноты связи коэффициента корреляции:

r= (XY– X*Y)/σx* σy
где  X=∑х / n= 17,4 / 24 = 0,725.;

У =∑у / n= 193,56 / 24 = 8,065;

ХУ =∑ху / n= 147,45 1 / 24 = 6, 144;
σх =√х — (х) ;

σy=√y-(y) ;
где  х =∑ х / n= 13.967 / 24 = 0.582;             х = 0.525;

        у =∑ у / n= 1644.17 / 24 = 68.507;         у = 65.044;

г = (6.144 — 0.725*8.065) / 0.238*1.86 = 0.67

Рассчитаем к-т детерминации и к-т эластичности:

ρ = r* 100%;

ρ = 0,67* 100% = 45.

Э = А1*х/у;

Э = 5,299*0,725 / 8,065 = 0,48.




Рис. 2.9. Результаты КРА

Таким образом мы видим, что коэффициент корреляции стремится к 1 из чего следует, что степень связи затрат и выручки достаточно высока, а Yх возрастает, что является прямой связью: чем выше затраты на рекламу, тем выше выручка предприятия.


3. Совершенствование организационно-управленческой структуры управления
.
3.1. Оценка возможных путей совершенствования организационной структуры управления.
В рыночных условиях, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

В процессе формирования организационной структуры управления нами решаются следующие задачи:

1) определение типа структуры управления. Исходя из существующей линейно-функциональной организационной структуры управления МЗ «Салют ТП» и переход им в современных условиях на производство гражданской продукции, наиболее приемлемым выбором для завода будет дивизионный тип структуры управления.

2) определение характера соподчиненности между звеньями организации. На данную задачу проектирования организационной структуры управления завода необходимо обратить наибольшее внимание. Именно здесь будет проведено кардинальное изменение подчиненности всех звеньев управленческой структуры.

В конечном итоге, устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.

Предприятие в новых условиях самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, решаетмножество различных вопросов, в том числе и структурные. К ним можно отнести такие, как создание, ликвидация, слияние, разделение подразделений и филиалов, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления.

Любая перестройка структуры управления предприятия требует оценки, прежде всего с точки зрения достижения поставленных целей. В условиях нормально развивающейся экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации. При этом главными показателями улучшения являются сокращение затрат, рост прибыли, более гибкий стиль управления. Важным критерием оценки организационной структуры управления является ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых условиях.

В кризисный период для организации изменения в структуре управления могут быть направлены на создание условий для выживание за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к внешней среде. Вне зависимости от причин обязательно встанет вопрос о расширении полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышения производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав МЗ.

Совершенствование организационной структуры управления приобретает форму поиска альтернативного решения между централизацией и децентрализацией властных функций. Желание найти приемлемое соглашение между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать такую систему управления, которая характеризуется централизованной разработкой совершенствования предприятия и хозяйственной политики с децентрализованным оперативным управлением.

Для усиления функции управления используют: группы нововведений, программно-целевой подход, матричные структуры. Но наибольшее внимание заслуживает использование концепции стратегических хозяйственных подразделений организации при проектировании организационных структур управления. Здесь в полной мере реализуются принципы: централизации разработки стратегии и децентрализации процесса ее реализации, обеспечение гибкости и адаптивности управления, вовлечение в процесс управления широкого круга менеджеров всех уровней.

Приемлемой моделью для МЗ «Салют ТП» в настоящее время могла бы стать схема организационной структуры управления с использованием концепции стратегических хозяйственных подразделений (рис З.1.). в основу организационной структуры управления положена модель диверсифицированной организации, ориентированной на стратегическое управление. Этот подход предполагает децентрализацию управления организаций.

 

Рис. 3.1. Схема структуры организации, ориентированной на стратегическое управление.

Применение этой модели позволит:

1. Создать современную организационную структуру управления, адекватно и оперативно реагирующую на изменения во внешней среде.

2. Реализовать систему стратегического управления, способствующую эффективной деятельности организации в долгосрочной перспективе.

3. Освободить руководство объединения от повседневной рутинной работы, связанной с оперативным управлением научно-производственным комплексом.

4. Повысить оперативность принимаемых решений.

5. Вовлечь в предпринимательскую деятельность все подразделения объединения, способных расширить номенклатуру продукции и услуг, повысить гибкость и конкурентоспособность.

Верхний уровень управления при этой модели может быть представлен типовой структурой управления ли другой организационно-правовой формой. По мере перехода на новую структуру управления существенно меняются функции высшего руководства. Постепенно оно освобождается от оперативного управления подразделениями и сосредоточивается напроблемах стратегического управления экономикой и финансами объединения в целом.

В настоящее время Генеральный директор одновременно является конструктором и директором института, хотя имеется генеральный конструктор научного комплекса. Все начальники научных отделов являются одновременно и заместителями главного конструктора. Целесообразнее передать функцию управления отделами генеральному конструктору, освободив генерального директора от прямого подчинения научные отделы.

Особенностью этой организационной структуры является выделение в составе организации стратегических хозяйственных подразделений и придание отдельным производственным и функциональным подразделениям статуса центров прибыли. Данные подразделения представляют собой направление или группу направлений научной, производственно-хозяйственной деятельности с четко выраженной специализацией, своими конкурентами, рынками. Каждое самостоятельное подразделение должно иметь свою собственную цель, сравнительно независимую от других.

Самостоятельное хозяйствующее подразделение может представлять собой отделение, филиал, группу цехов или отдельный цех, т.е. находиться на любом уровне иерархической структуры. Ответственность за каждое направление возлагается на одного управляющего — директора. Директор отвечает за стратегию, он должен быть готовым отстаивать, в пределах своих полномочий, интересы в области технологий, производства, капитальных вложений. Вместе с тем, при распределении ресурсов между различными самостоятельными подразделениями план каждого из них должен уточняться с целью сбалансирования интересов организации в целом.

Выбор структуры стратегического планирования определяется многими факторами: сложностью организационной структуры предприятия, ее специфическими свойствами, накопленным опытом и традициями планирования. Однако во всех случаях приходится решать вопрос: должно ли такое подразделение быть линейным или штабным. Однозначного ответа на этот вопрос не может быть, т.к. к его решению в каждой организации нужно подходить индивидуально.

В нашей модели организационной структурой управления самостоятельные хозяйствующие подразделения представляют собой средний уровень власти, через который реализуется стратегическое управление, на нижнем уровне управления находятся центры прибыли, создаваемые на базе производственных и функциональных подразделений организации. Через эти центры реализуется оперативное управление производством. Все центры подразделить на две группы: вошедшие и не вошедшие в состав самостоятельно хозяйствующих подразделений.

Центры прибыли, включенные в состав самостоятельных подразделений должны представлять собой структурные подразделения по переделам (цехи, участки, функциональные службы) тесно взаимосвязанные в технологическую цепочку по одному из основных направлений деятельности. Из этой группы возможно выделение и отдельных юридически самостоятельных образований.

Центры, не вошедшие в состав самостоятельно хозяйствующих подразделений можно разделить на две группы: дочерние фирмы организации, обладающие юридической самостоятельностью; подразделения, непосредственно подчиненные руководству организации, действующие на условиях хозяйственного расчета.

Преобразование в юридически самостоятельные организации целесообразно в отношение подразделений, которые имеют относительно обособленный технологический процесс, могут быть обособленны территориально и имущественно без ущерба основной организации. И если они способны обеспечить свою деятельность на условиях коммерческого расчета и самофинансирования.

В непосредственном подчинении организации целесообразно сохранить подразделения, деятельность которых жизненно важна для обеспечения нормального функционирования дочерних подразделений и фирм и организации в целом.

Предложенный путь совершенствования организационной, структуры управления позволит МЗ «Салют ТП» повысить гибкость управления, быстро реагировать на изменения спроса и других факторов внешней среды, повысить интерес у сотрудников к предпринимательской деятельности, сохранить рабочие места.

Данная структура позволит постепенно осуществить переход кадров управленцев и специалистов из высшего звена управления в самостоятельно хозяйствующие подразделения и центры прибыли. Это связано с постоянной передачей целого ряда функций управления с высшего звена в низшие звенья и необходимостью укомплектования. их квалифицированными кадрами менеджеров и специалистов.

При проектировании новой организационной структуры управления следует учесть следующие задачи:

— определение типа структуры управления;

— уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;

— определение характера соподчиненности между звеньями организации;

— расчет затрат на содержание аппарата управления.

Проектируя новую структуру управления, нельзя забывать и о требованиях, представляемых к построению. Исходя из современных требований к организационной структуре, можно выделить ряд основных, учитывая которые можно успешно усовершенствовать существующую организационную структуру управления.

1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при минимальном числе ступеней управления.

2. Оперативность. Сущность данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

4. Экономичность. Суть требования состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.

5. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

6. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.

Оценивая возможные пути совершенствования организационной структуры управления МЗ «Салют ТП» можно остановиться еще на одной структуре. Управление многофункциональными программами требует увеличения числа тематических и линейных руководителей. Координационные совещания между ними, проводимые регулярно, делают необходимым создание специальных штабов-координаторов, которые смогли бы обеспечивать руководителей проектов необходимой информацией, осуществлять анализ организационно-технических решений, фиксировать сроки выполнение программ. Такая форма организации управления называемая матрично-штабной структурой управления. Отличительной особенностью данной структуры управления является то, что она отрицает все виды руководства: линейное, функциональное, тематическое и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единства распорядительства и контроля за ключевыми организационно-техническими решениями на высшем уровне.

Матрично-штабная структура позволяет управлять системой как единым объектом, сохраняя при этом различную целевую направленность структурных звеньев. Отсюда — универсальность, которая выражается в том, что матрично-штабная структура сочетает в себе все возможные варианты иерархической соподчиненности: линейную, тематическую, функциональную.

Для совершенствования действующей структуры управления выберем экспертный метод. При проектировании структуры управления данным методом стремятся учитывать все те факторы, которые наилучшим образом обеспечивают достижение производственных, технических, экономических целей, стоящих перед организацией. Сущность метода заключается в экспертном выявлении проблем и узких мест в организации.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.