Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ товарооборота на предприятии питания

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1Экономико–организационная характеристика предприятия питания
2 Задачи и информационное обеспечениеанализа
3Анализ общего оборота предприятий и производственной программы
4Анализ поставок и оборота предприятий питания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1. Копия учредительныхдокументов предприятия
Приложение 2. Бизнес план предприятия
Приложение3. Статистический отчет ф.1 – торговля «Отчет о торговой деятельности»
Приложение4. Копия товарно–денежного отчета
Приложение 5. Сведения об объеме выручкипо кварталам

ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночнойэкономике, многообразию форм собственности, развитие маркетинга и менеджментатребует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций повышенияэффективности использования экономического потенциала, оптимальных формхозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах трудаи средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практики анализахозяйственной деятельности, как одного из основных методов научного управленияэкономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен нетолько давать объективную оценку выполнения планов и динамикепроизводственно-торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельностипредприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы экономического исоциального развития, помогать разрабатывать оптимальные тактические истратегические управленческие решения.
В Настоящей курсовойработе приводится анализ товарооборота на примере ресторана «Мир» (ООО «Мир»),находящегося в самом центре города (ул. Береговая 43а).
Методологическую основукурсовой работы составили как традиционные, так и математические,статистические приёмы. Комплексное их использование позволяет выявить иколичественно измерить степень влияния факторов на выполнение плановых заданийи формирование результатных показателей, подсчитывать внутренние резервы иразрабатывать эффективные организационно-экономические мероприятия по приведениюв действие выявленных резервов, и устранению недостатков в работе.
Актуальность даннойтемы состоит в том, чтобы на основе научно обоснованного анализа товарооборотаразработать такую стратегию деятельности предприятия общественного питания,которая бы обеспечила максимальную эффективность его деятельности. Величинутоварооборота планируется увеличить, в частности, за счёт активизациимаркетинговой политики предприятия, оптимального управления ассортиментом итоварными запасами, а также за счёт совершенствования системы планирования.
Целью исследования являетсяанализ товарооборота на предприятии питания.
В соответствии споставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
1.        Рассмотретьэкономико – организационную характеристику предприятия.
2.        Рассмотретьметодологию исследования товарооборота на предприятии питания.
3.        Проанализироватьобщий оборот предприятий и производственной программы.
4.        Проанализироватьтоварооброт предрприятия ООО «Мир».
Объектом исследованияявляется предприятие ООО «Мир».
Предметом исследованияявляется анализ товарооборота предприятия ООО «Мир».
Курсовая работа состоитиз введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

1 ЭКОНОМИКО — ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ
Общество с ограниченнойответственностью «Мир» имеет круглую печать с указанием своего полногонаименования, а так же штампы, бланки и расчётный счёт, открытый в АкционерномСберегательном Банке «Сбербанк».
Предприятие являетсясамостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции,выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественныхпотребностей и получения прибыли.
Предприятиеосуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, учредительнымидокументами и законодательством РФ.
Предприятиесамостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией,полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов идругих обязательных платежей.
Вид деятельностипредприятия − розничная торговля организация общественного питания.
Предприятие заключаетсделки (договоры, контракты) со многими предприятиями г. Ростова и области напоставку продуктов питания. Предприятие может закупать товары у различныхбелорусских юридических и физических лиц.
Источникамиформирования финансовых результатов предприятия являются прибыль,амортизационные отчисления, средства целевого финансирования.
На предприятии созданыследующие фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фондыобщего и специального назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, вкотором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных иоборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.
Управлениедеятельностью предприятия осуществляется его собственником, который являетсядиректором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управленияпредприятия и формирует штаты.
Предприятиеобеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условиятруда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работниковпредприятия установлены согласно штатному расписанию.
Предприятие ведётбухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.
Юридический адрес ООО«Мир»: 344001 г. Ростов – на – Дону., улица Береговая 43а.
Хозяйственно-финансоваядеятельность ООО «Мир» характеризуется следующими данными:
Размер товарооборотапредприятия достиг в 2009г. 3105,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2008г.на 18,5%. В товарообороте предприятия преобладающую долю занимаютпродовольственные товары. Так, в 2009 г. их удельный вес в товарооборотепредприятия составил более 90%, на долю непродовольственных товаров (табачныеизделия, печатная продукция) приходится только 6% от общей суммы товарооборота.Среди продовольственных товаров больше всего реализуется мясопродуктов,салатов, ликероводочной продукции и др.
В предприятии работает 31человек, из них 21 являются официантами. Удельный вес официантов в общей численностиработников предприятия составляет 75%, По сравнению с прошлым годом соотношениемежду численностью официантов и административных работников изменилось в пользуофициантов (в 2008 году — 74%). Растет эффективность труда официантов. Если в2008 году на одного официанта приходилось 131,0 млн. руб. товарооборота, то в2009 году — 142,0 млн. руб. За счет роста эффективности труда получено 73,3%прироста общей суммы товарооборота, а за счет увеличения численности официантов(экстенсивный фактор) – 26,7%.
Организационнаяструктура представлена на схеме 1.1.
Схема 1.1 – Организационная структура ресторана«Мир»
/>

Генеральныйдиректор в своей деятельности руководствуется уставом предприятия и должностнойинструкцией;
Подчиняется- учредителю предприятия
Обязанности:
Оформляетдокументы, необходимые для осуществления деятельности по оказанию услугобщественного питания.
Обеспечиваетпредоставление клиентам необходимой и достоверной информации об оказываемыхуслугах.
Осуществляеторганизацию, планирование и координацию деятельности ресторана.
Обеспечиваетвысокий уровень эффективности производства, внедрение новой техники итехнологии, прогрессивных форм обслуживания и организации труда.
Осуществляетконтроль за рациональным использованием материальных, финансовых и трудовыхресурсов, производит оценку качества обслуживание клиентов.
Заключаетдоговоры поставки продовольственных товаров, контролирует сроки, ассортимент,количество и качество их поступления и реализации.             Предоставляетотчетность о производственной деятельности, в том числе владельцу ресторана.
Представляетинтересы ресторана и действует от его имени. Устанавливает служебныеобязанности для подчиненных ему работников и принимает меры по обеспечению ихисполнения. Принимает решения о назначении, перемещении и освобождения отзанимаемых должностей работников ресторана, применяет меры поощренияотличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей производственной итрудовой дисциплины.
Руководитработниками ресторана
ЗаместительГенерального Директора
Подчиняется:генеральному директору
Обязанности:
Осуществляетконтроль за производственно-хозяйственной практикой и финансово-экономическойдеятельностью предприятия.
Контролируетработу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений организации,наплавляет их деятельность на развитие и совершенствование работы с учетомсоциальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы ворганизации, увеличение прибыли.
Приниматьмеры по обеспечению организации квалифицированными кадрами.
Приниматьмеры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров,расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечивать выполнениедоговорных обязательств.
Осуществлятьконтроль за финансовыми и экономическими показателями деятельности организации.
Обеспечиватьсоставление финансовых и других документов, расчетов, установленной отчетностио выполненных организацией работах (оказанных услугах), финансовойдеятельности.
Шеф-повар
Подчиняется:непосредственно генеральному директору предприятия.
Обязанности:
Осуществляетруководство производственно-хозяйственной деятельностью подразделенияпредприятия общественного питания.
Направляетдеятельность трудового коллектива на обеспечение ритмичного выпуска продукциисобственного производства требуемого ассортимента и качества в соответствии спроизводственным заданием.
Составляетзаявки на необходимые продовольственные товары и сырье, обеспечивает ихсвоевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количествои качество их поступления в реализацию.
Составляетменю.
Осуществляетпостоянный контроль за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья исоблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены.
Осуществляетрасстановку поваров и других работников производства.
Составляетграфик выхода поваров работу.
Организуетучет, составление и своевременное представление отчетности о производственнойдеятельности, внедрение передовых приемов и методов труда.
Контролируетправильную эксплуатацию оборудования и других основных средств.
Контролируетсоблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности,санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовойдисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
Проводитработу по повышению квалификации работников
ГлавныйБухгалтер — Подчиняется: генеральному Директору
Обязанности:Руководство осуществлением бухгалтерского учета и отчетности, контроль засвоевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации.
Контрольза рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовыхресурсов.
Контрольза правильным отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственныхопераций и их соответствием законодательству.
Осуществлениеэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по даннымбухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизациивнутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.
Формированиеучетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации.
Оказаниеметодической помощи работников подразделений и служб по вопросам бухгалтерскогоучета, контроля, отчетности и экономического анализа
Руководствообеспечением составления экономически обоснованных отчетных калькуляцийсебестоимости продукции (работ, услуг), расчетов по заработной плате,начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей вбанковские учреждения
Руководитработниками бухгалтерии
Менеджерзала – Подчиняется: Директору и Генеральному директору
Обязанности:Обеспечивает работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителейресторана, созданию для них комфортных условий.
Контролируетприем заказов официантам от посетителей.
Принимаетмеры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций.
Рассматриваетпретензии, связанные неудовлетворительным обслуживанием посетителей, и проводитсоответствующие организационно-технические мероприятия.
Принимаетзаказы и разрабатывает программу проведения и обслуживания юбилейных торжеств,свадеб, банкетов. Контролирует соблюдение работниками организации трудовой ипроизводственной дисциплины, правил и норм охраны труда, техники безопасности,требований производственной санитарии и гигиены. Информирует руководствоорганизации об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимает мерык их ликвидации. Осуществляет контроль за исполнением работниками указанийруководства организации.
Кассир- Обязанности:
Осуществляетоперации по отражению на кассовом аппарате всех полученных от покупателейденежных сумм.
Вконце смены снимает кассу.
Бережнообращается с деньгами.
Официанты– Подчиняется: менеджеру зала
Обязанности:Сервировка стола в соответствии с установленными стандартами.
Контрольза чистотой, состоянием и комплектностью приборов, посуды и скатертями исалфетками на закрепленных за официантом столами.
Изучениеменю, знание основных и сезонных блюд и напитков, предлагаемых гостям.
Консультированиегостей ресторана об особенностях блюд и напитков, предлагаемых гостям.
Приемзаказов от клиента ресторана.
Подачаблюд и напитков согласно установленным правилам обслуживания.
Принятиемер, в рамках своей компетенции, по разрешению проблем, возникших у клиента.
Созданиеатмосферы гостеприимства.
Осуществлениеруководства над помощником официанта.
Предоставлениесчета гостям.
Получениеплаты по счетам.
Бармены– Подчиняется: менеджеру
Обязанности:Обслуживать гостей на высоком уровне.
Знатьдействующие продажные цены на продукцию.
Знатьпорядок составления заявок на необходимое количество и ассортимент напитком,закусок, и др. товаров, ведение учета и потребности в посуде.
Своевременнополучать товары и продукты со склада или производства.
Знатьсорта виды отечественной и зарубежной продукции продаваемой в баре.
Знатьрецептуру и этикет приготовления коктейлей и напитков.
Долженсоставлять и предоставлять в бухгалтерию отчеты о движении и остатке товаров,учитываемых в суммовом выражении.
Обеспечиватьнадлежащее санитарное состояние торгового зала бара, подсобного помещения,торгово-технологического оборудования и инвентаря.
Повар- Подчиняется: шеф-повару
Обязанности:Обеспечивает подготовку рабочего места к началу рабочего дня.
Подготавливаетосновную продукцию, входящую в меню, и готовить обеды для персонала, строгособлюдая технологический процесс и согласно установленным рецептам.
Соблюдатьправила товарного соседства и ротации продуктов, контролировать срокиреализации продуктов.
Отпускатьготовые блюда строго по чекам.
Еженедельноподготавливать списки необходимых для кухни продуктов и товаров, предавая ихшеф-повару.
Поддерживатьчистоту и порядок на кухне и на своем рабочем месте в соответствии стребованиями СЭС.
Проводитьплановые инвентаризации.
Своевременноинформировать администрацию об отсутствии продуктов, о неисправностях инвентаря,сантехники.
Участвоватьв плановых генеральных уборках кухни.
Уборщица- осуществляют уборку всех залов ресторана. Осуществляет постоянную уборкутуалетных помещений, подают заявки на необходимые принадлежности для помещенийгл. менеджеру.
Гардеробщик- осуществляет прием и выдачу верхней одежды клиентов.
Охрана- осуществляет пропуск клиентов в ресторан. Решают вопросы, возникающие вслучае некорректного поведения клиентов.
Всесотрудники, работающие непосредственно с клиентами, должны иметь опрятный вид.Руководящий персонал и бухгалтер приходят на работу ежедневно. Высокиетребования по квалификации предъявляются к директору, бухгалтеру, охране. Приприеме на работу сотрудник проходит испытательный срок 2 недели.
Режимработы ресторана с 12.00 до 24.00, т.е. составляет 12 часов в сутки.
Большое влияние наразвитие товарооборота предприятия оказывают состояние, развитие ииспользование материально-технической базы предприятия. В 2009 году былапроведена реконструкция зала. В результате сокращения подсобных и складскихпомещений, перепланировке обеденного зала удалось получить дополнительно 20 кв. м. полезной площади. В 2009 году общая полезная площадь составила 420 кв. м., в том числе площадь обеденного зала — 250 кв. м. Обеденный зал и складские помещенияпредприятия оснащены современными видами оборудования, кассовыми аппаратами,электронными весами и др.
Эффективностьиспользования материально-технической базы предприятия характеризуется объемомтоварооборота на 1 кв.м. полезной площади. Этот показатель составил за 2009 год7,8 млн. руб., а в 2008 году он был равен 6,6 млн. руб.
Использованиематериально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работыпредприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала иокончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарнымиднями[1].Предприятие работает с 8 до 24 часов. Средняя продолжительность рабочего днясоставляет почти 16 часов. В 2009 году в результате простоя предприятия из-заремонта и других причин продолжительность рабочего дня в предприятии снизиласьна 0,1 часа, в результате чего потеряно товарооборота на сумму 23 млн. руб.
2 ЗАДАЧИ ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА
Анализ товарооборотапредприятия питания позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитиетоварооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегиипредприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данногопредприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов – основапланирования объема реализации предприятия питания.
Методика экономическогоанализа товарооборота включает в себя:
1) изучение выполненияплана товарооборота по собственной продукции, в том числе обеденной и прочей,по розничной реализации, оптовой продаже, выполнение плана по валовому товарообороту;
2) изучение динамикивалового, розничного, оптового оборота, а также оборота по собственнойпродукции, в том числе обеденной и прочей;
3) анализпроизводственной программы предприятия питания;
4) исследование влиянияважнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота (товарногообеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др.);
5) выявление резервовроста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по увеличениютоварооборота.
Анализ товарооборотапроводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определениятоварооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действияновых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать,какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлымпериодом.
Важным показателем,характеризующим торгово-производственную деятельность предприятия питания,является доля собственной продукции в валовом товарообороте.
Общественное питаниенаряду с розничной торговлей выполняет главную социально-экономическую задачуразвития нашего общества – удовлетворение материального и культурного уровняжизни народа. Эта проблема решается прежде всего путём развития розничноготоварооборота. Товарооборот общественного питания является составной частьюрозничного товарооборота страны и от его развития во многом зависитблагосостояние народа.
Общественное питаниеРеспублики Беларусь достигло определённых успехов в росте товарооборота ивыпуска собственной продукции. Однако его состояние и развитие не удовлетворяютсовременным требованиям. Нередко низка культура обслуживания потребителей икачество приготовленной пищи, высокая стоимость питания. На многих предприятияхнеудовлетворительно используют материально-техническую базу, товарные,трудовые, финансовые ресурсы.
Основнойзадачей анализа деятельности предприятий питания являестя выявление, изучение имобилизация резервов повышения качества и эффективности их работы, улучшенияобслуживания потребителей путём устранения недостатков в хозяйствовании,улучшения использования экономического потенциала[2].
Производственно-торговаядеятельность предприятий питания характеризуется прежде всего показателямитоварооборота и выпуска собственной продукции. Товарооборот подразделяется нарозничный, оптовый и валовой (общий). Розничный товарооборот включает продажупродукции собственного производства и покупных товаров непосредственнонаселению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям дляколлективного потребления. В состав оптового товарооборота входит кулинарных икондитерских изделий, полуфабрикатов и другой продукции собственногопроизводства предприятиям питания для последующей их обработки и реализации, атакже предприятиям розничной торговли – для продажи населению.
Розничный и оптовыйтоварооборот в совокупности составляют валовой (общий) товарооборот предприятийпитания.
Анализ товарооборота ивыпуска собственной продукции проводят по данным производственно-торговогоплана, бухгалтерской и статистической отчётности, данных текущего учёта,контрольных проверок и других источников информации.
Проведениеанализа товарооборота предприятия общественного питания затруднено в связи снедостатками в планировании, учёте и отчётности. Так, нормативы товарныхзапасов обычно устанавливаются в целом по предприятию без их подразделения потоварным группам. Не составляют планы по поступлению и прочему выбытию сырья ипокупных товаров. Многие предприятия питания вообще не составляют планыхозяйственной и другой деятельности. В отчётности отсутствует информация опоступлении отдельных видов сырья и покупных товаров, прочем выбытии продуктов,о товарных запасах в ассортиментном разрезе и др. В связи с этим приходитсяделать дополнительные трудоёмкие расчёты, выборки, и не всегда можно полностьюрешить задачи, поставленные при проведении анализа хозяйственной деятельности.
3 АНАЛИЗ ОБЩЕГОТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРОИЗОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основным видомдеятельности ООО «Мир» является общественное питание и мелкорозничная торговляпродуктами питания. Развитие фактического товарооборота предприятия запоследние четыре года характеризуется данными, представленными на таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Динамикатоварооборота ООО «Мир» за 2006-2009 гг.Годы Фактический розничный товарооборот (млн. руб.)
Цепные темпы роста товарооборота,
%
Базисные темпы
роста товарооборота, % В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах 1 2 3 4 5 6 7 2006 1853,2 1853,2 100 100 100 100 2007 2141,5 1896,3 115,6 102,3 115,6 102,3 2008 2620,7 1911,8 122,4 100,8 141,4 103,2 2009 3105,2 1929,4 118,5 100,9 167,6 104,1
Данные таблицпоказывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборотаизменялись неодинаково: в 2007 году рост товарооборота составил 115,6%(увеличился по сравнению с прошлым годом на 15,6% в действующих ценах), в 2008году – 122,4% (увеличился на 22,4%), а в 2009 году – 118,5%. Эго объясняетсятем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2009 году посравнению с 2008 годом, но меньше, чем в 2009 году по сравнению с 2007 годом(средний ин декс цен в 2007 году по отношению к 2006 г. составил 1,223 или в 2008 году – 1,204 или 120,4%, в 2009 году – 1,158 или 115,8%).
Динамика фактическогообъёма товарооборота в сопоставимых ценах приведена в диаграмме 1.Сравнительный анализ динамики показывает, что в 2006–2007 гг. объём товарооборотаувеличивался более быстрыми темпами, чем в 2008–2009 гг.
Физический объёмтоварооборота увеличился в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 2,5%, 2008годупо сравнению с 2007 годом – на 1,7%, в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров)невысокие, но тенденция намечается положительная.
За четыре годарозничный товарооборот предприятия возрос на 67,6% (в действующих ценах) или на1252,0 млн. руб. (3105,2 – 1853,2). Этот прирост произошел за счет увеличенияколичества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 6,5%,что составило 139,7 млн. руб. (1992,9 – 1853,2), и в связи с увеличениемрозничных цен на товары – на 1112,3 млн. руб. (3105,2 – 1992,9).
По данным этих расчетовможно сказать, что около 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен.Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи спокупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 1112,3 млн.руб.
За 2006-2009 гг.среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составилТсрдейств. = />=/>= 1,188, или 118,8%, а всопоставимых ценах Тсрсопост. = />=/>= 1,020, или 120,0%.
По кварталам розничныйтоварооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес вгодовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала – свыше 27,0%, анаименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал – свыше23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.
Ритмичность развитиятоварооборота предприятия общественного питания по кварталам рассмотрим наоснове данных приложения 5.
Данные приложения 5свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам:наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным — первый.Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), асамый высокий — в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Это связанов первую очередь с рождественскими и новогодними праздниками. Неритмичноеразвитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельноговеса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизилсяудельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала – на 0,2% посравнению с 2008 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже,чем в целом за год (118,5%).
Доля оборота третьегоквартала возросла с 24,7% в 2008 году до 24,8% в 2009 году (темп роста оборотав этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2009году 27,4% и возросла по сравнению с 2008 годом на 0,4% (темп ростатоварооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталамгода распределялся неравномерно и развивался неритмично.
Самыминапряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последниемесяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил116,9%, а в марте – 124,0%, за второй квартал – соответственно 117,3% и 123,7%,за третий квартал – 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал – 120,2% и 122,0%.
Этанапряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерномуудовлетворению спроса потребителей на товары. Причинами этого были недостатки вснабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.Таблица 3.2 — Розничный товарооборот ООО «Мир»по товарным группам за 2008-2009 г.г.
Товарные
группы 2008 год 2009 год 2009г. в % к 2008г. сумма млн. руб.
удельный
вес, %
в действующих
ценах
в сопоставимых
ценах
в сопоставимых
цепях
ценах в действующих ценах сумма млн. руб. удельный вес,%
сумма тыс.
руб. удельный вес, % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мясо и птица 372,1 14,2 447,0 14,4 376,2 14,0 120.1 101,2
Колбасные
изделия 340,8 13,0 403,4 13,0 342,7 12,8 118,4 100,6 Рыба 76.1 2,9 90,3 2,9 77,3 2,8 118,7 101.6 Хлеб и хлебобулочные изделия 97.0 3,7 114,9 3,2 98,8 3,2 118.5 101,9 Плоды, фрукты, ягоды, арбузы, дыни 214,8 8,2 248.7 8,0 212,2 7,9 115,8 98.8 Пиццы 68,2 2,6 80,9 2,6 69,8 2,6 118,6 102.3 Табачные изделия 81.3 3,1 99,3 3,2 84,0 3,2 122,1 103,3 Кондитерские изделия 157,3 6,0 186,8 6,0 160,5 5,9 118.8 102.0 Пиво 117,9 4,5 136,6 4,4 117,5 4.4 115,9 99,5 Мороженое 62,7 2,4 74,7 2,4 64,2 2.4 119,1 102,4 Водка и ликероводочные изделия 314,4 12,0 375,7 12,1 323,5 12,1 119.5 102,9 Вина, шампанское, коньяк 283,0 10,8 329,3 10.4 281,2 10,5 116.4 99,4
Прочие продовольственные
товары 264,7 10,1 321,8 10,4 304,8 11,4 121,6 115,1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Непродовольст-венные товары 170,4 6,5 195,8 6,3 168,3 6,3 114,9 98,8 Всего товаров 2620,7 100,0 3105,2 100,0 2681,5 100,0
118,5
. „ 102,3 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Розничныйтоварооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особеннозначительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов,кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственныхтоваров.
Однаков сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительнониже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммытоварооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворенииспроса покупателей на отдельные товары и товарные группы ресторан заботитсямало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованныхтоваров) но таким товарным группам хлебобулочные изделия − на 0,5%,непродовольственные товары — на 1,2%, вина, шампанское, коньяк − на 0,6%.
Неравномерностьразвития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменениюего структуры. В частности, по сравнению с 2008 годом в общем объеметоварооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки иликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительномснижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, кондитерских изделий,хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственныхтоваров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборотапредприятия.
4АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ
Наразвитие розничного товарооборота предприятия общественного питания оказалиследующие факторы[3]:
·       обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда
торговыхработников;
·         состояние и эффективность использования материальнытехнической базы предприятия.
Главныйфактор успешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональностьиспользования товарных ресурсов.
Поресторану «Мир» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 4.1.
Таблица8 — Продуктовый баланс по ООО «Мир» за 2008 -2009 г.г.
(суммыв млн. руб.)Показатели 2008 год 2009 год Отклонение в сумме (+,–) Влияние на изменение товарооборота (+,–) 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Запасы товаров на начало года 209,2 243,0 +33,8 +33,8 Поступление товаров 2656,3 3169,3 +513,0 +513,0 Прочее выбытие товаров 1.8 1,0 -0,8 +0,8 Запасы товаров на конец года 243,0 306,1 +63,1 -63,1 Величина товарооборота предприятия 2620,7 3105,2 +484,5 +484,5
Розничныйтоварооборот предприятия возрос в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 484,5млн. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 млн. руб.),роста поступления товаров в ресторан (+513,0 млн. руб.) и уменьшения прочеговыбытия товаров (+0,8 млн. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамикеуменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 млн.руб.).
Недостаткомиспользования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполноевовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в ресторан товаров,имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушениемритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с рестораном договорнымиобязательствами. Часть товаров, поступивших в ресторан в излишнем количестве ив конце года, осело на остатках товаров в ресторане, что может привести кзамедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, ивозникновению потерь.
Впредприятии в 2009 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2008годом на 0,8 млн. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой,лом, недостачу товаров. Следует назвать работу ресторана по снижению прочеговыбытия товаров в 2009 году положительной.
Показателитоварного баланса по товарным группам приведены в таблице 8.
Большоевлияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективностьиспользования материально-технической базы предприятия. По ООО «Мир» имеются данные об использованииматериально-технической базы, представленный на таблице 4.2.

Таблица4.2 — Показатели эффективности использованияматериально-технической базы ООО «Мир» за 2008-2009 гг.Показатели 2008 2009
Отклоне-
ние (+,-) 2009 г. в % к 2008 г. 1 2 3 4 5
Торговая площадь, м2 400 420 +20 105,0 Количество рабочих дней за год 324 319 -5 98,5
Средняя продолжительность
рабочего дня, час 11,6 11,5 -0,1 99,1
Выработка на 1м2 торговой площади за час работы, руб. 174,3 201,5 +27,2 115,6
Розничный товарооборот в
действующих ценах, млн. руб. 2620,7 3105,2 +484,5 118,5
Изданных таблицы видно, что в 2009 году возросла торговая площадь ресторана засчет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торговогозала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.
Количестворабочих дней в году сократилось с 324 дней в 2008 году до 319 дней в 2009году.Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, котораязатянулась из-за недостатка строительных материалов, несвоевременногопоступления оборудования. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дняна 0,1 часа.
Выработкана один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2009 году201,5 рублей против 174,3 рублей в 2008 году. Это свидетельствует о повышенииэффективности использования торговой площади.
Всеэти факторы оказали влияние на динамику развития розничного товарооборота (см.таблицу 4.3.).

Таблица4.3 — Расчет влияния показателей эффективности использованияматериально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота.Показатели
2007
год Цепная подстановка
2009
год /> торговая площадь число рабочих дней средняя продолжи-тельность рабочего дня /> /> /> /> /> /> 1 2 3 4 5 6 />
Фактическая полезная
площадь, кв.м. 400 420 420 420 420 /> Фактическое число рабочих дней 324 324 319 319 319 />
Фактическая средняя продолжительность рабочего
дня, час 11,6 11,6 11,6 11,5 11,5 /> Фактическая выработка на 1 кв.м. полезной площади за час работы, руб. 174,3 174,3 174,3 174,3 201,5 /> Розничный товарооборот в действующих ценах за год, млн. руб. 2620,7 2751,4 2708,9 2685,6 3105,2 />
Изданных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлиялиследующие факторы:
Ø   рост торговой площади: 2751,4 — 2620,7 = + 130,7 млн.руб.
Ø   уменьшение количества рабочих дней: 2708,9 — 2751,4 = — 42,5 тыс. руб,
Ø  уменьшение продолжительности рабочего дня: 2685,6 — 2708,9 = — 23,3 млн. руб.
Ø   повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы 3105,2 — 2685,6 = + 419,6 млн. руб.
Итого:3105,2 — 2620,7 = + 484,5 млн. руб.
Использованиематериально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборотав 2009 году на 550,3 млн. руб. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режимаработы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 млн. руб. (42,5+23,3).В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2009 году на484,5 млн. руб.
ВООО«Мир», как показал анализ документального оформления и учета розничной продажитоваров, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами,нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данныебухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведениявсестороннего и глубокого анализа хозяйственно-финансовой деятельностипредприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетоми анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии.
Проведенныйна основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития розничного товарооборотаООО «Мир» за 2007-2009 гг. позволяет сделать следующиевыводы:
Øрозничный товарооборот предприятия из года в годувеличивается, темпы роста его высокие;
Øдостигнут рост товарооборота по всем отделам предприятияи по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
Øприрост товарооборота, в основном, достигнут за счетэффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.
Вместес этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2009году. Так, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет:
Ø  улучшения обеспеченности и эффективности использованиятоварных ресурсов на 63,1 млн. руб.;
Ø  повышения эффективности использования труда на 70,4 млн.руб.;
Ø  повышения эффективности использования материально-техническойбазы предприятия на 68,8 млн. руб.
Такимобразом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили 202,3 млн. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Роль и значениетоварооборота как экономического показателя заключаются в следующем:
— товарооборот являетсяобъёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятияпитания;
— по удельному весутоварооборота предприятия питания в товарообороте региона отрасли можно судитьо доли предприятия на рынке;
— товарооборот врасчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровнянаселения;
— по доле товарооборотапредприятия питания, в товарообороте региона определяетсяпредприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборотапредприятия в товарообороте региона превышает 30%);
— по отношению ктоварообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающиеэффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность,уровень издержек и др.)
2. Выполнение плана потоварообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия общественного питания зависят от трёх групп факторов:
а) от обеспеченноститоварными ресурсами, правильности их распределения и использования;
б) от обеспеченноститрудовыми ресурсами, эффективности использования рабочего времени,производительности труда работников общественного питания;
в) от состояния,развития и использования материально-технической базы предприятия питания.
3. По даннымбухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2009г., активы предприятия «Мир»составили на конец года 442,9 млн. руб. За год они возросли на 140,9 млн. руб.Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширении хозяйственного оборота,объёмов торговой деятельности. Это увеличение произошло, в основном, за счётприроста оборотных активов на 108,6 млн. руб.
4. Увеличение имуществапредприятия обеспечено за счет роста собственного капитала. Сумма заемногокапитала за год снизилась с 41,8 млн. руб. на начало года до 18,8 млн. руб. наконец года. Это снижение явилось следствием сокращения дорогостоящихкраткосрочных кредитов банка и кредиторской задолженности на 46,2 млн. руб.
5. Проведенный на основе данных бухгалтерского учетаанализ динамики развития розничного товарооборота ООО «Мир» за 2007-2009 гг. позволяет сделать следующиевыводы:
Øрозничный товарооборот предприятия из года в годувеличивается, темпы роста его высокие;
Øдостигнут рост товарооборота по всем отделам предприятияи по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
Øприрост товарооборота, в основном, достигнут за счетэффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.
Вместес этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2009году. Так, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет:
Ø  улучшения обеспеченности и эффективности использованиятоварных ресурсов на 63,1 млн. руб.;
Ø  повышения эффективности использования труда на 70,4 млн.руб.;
Ø  повышения эффективности использования материально-техническойбазы предприятия на 68,8 млн. руб.
Такимобразом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили 202,3 млн. руб.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрютина М.С. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.2-е изд., испр. М.:«Дело и Сервис», 2000. 256 с.
2. Басовский Л.Е. Теория экономическогоанализа: Уч. пособие. М.:«ИНФРА-М», 2001.222 с.
3. Ильин А.И. Планирование напредприятии. Тактическое планирование: Уч. Пособие М.: «Новоезнание», 2000.416 с.
4. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственнойдеятельности в торговле: Учебник/Л.И. Кравченко. — 6-е изд., перераб. — М.:Новое издание, 2003. — 526с. — (Экономическое образование)
5. Морозова Т.Г., Пикулькина А.В.Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Уч. пособие для вузов. М.:«ЮНИТИ-ДАНА», 2003.318 с.
6. Прыкин Б.В. Экономический анализпредприятия: Учебник для вузов. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2009.360 с.
7. Раицкий К.А. Экономика предприятия:Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.696 с.
8. Соломатина А.Н. Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия: Учебник — 2-е изд., перераб. Идоп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 292 с. — (Серия «Высшее образование»).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.