Содержание
Введение
Общаяхарактеристика предприятия
1. Описание действующей организационной структуры управления
2. Исследование системы коммуникаций на предприятии
3. SWOT – анализдеятельности организации
4. Структурирование проблемного поля организации
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Объектом исследования в данной курсовой работе является организацияООО «Спецстройград» г. Владимира, которая функционирует в сфере обслуживанияи строительства. Строительный комплекс и жилищно-коммунальная сфера РФ включаютболее 270 тыс. предприятий, которые обеспечивают строительство и техническоеперевооружение предприятий и объектов всех отраслей и сфер Российскойэкономики, эксплуатацию ЖКХ. В этих отраслях занято около 7 млн. человек. Втечение последних лет отрасль строительства и ЖКХ в стране продолжает развиваться.
ПредприятиеООО «Спецстройград» специализируется на предоставлении услуг по евро-отделкежилых квартир и офисов, по ремонту помещений, по строительству жилых зданий, атакже ЖКХ.
Предприятиена рынке совсем недавно. Но конкурентов в этом регионе по ЖКХ нет совсем, а поремонту незначительная конкурентная сфера.
Предметом исследования послужила существующая на предприятии системауправления.
На данномэтапе предприятие ООО «Спецстройград» является динамично развивающейсяфирмой с вполне определенными конкретными целями и развитием всех служб длянормальной прибыльной работы в рыночной экономике России.
Во многомдостигнутые результаты обусловлены наличием подходящей организационнойструктуры, позволяющей осуществлять качественное и эффективное управление. Организационнаяструктура – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельныхуправленческих подразделений и отдельных должностей. Организационная структураявляется одним из наиболее важных элементов организации, так как она во многомопределяет эффективность управления. Таким образом, можно сказать, что изучениеи анализ подходов к совершенствованию системы управления предприятием внастоящее время является важным фактором деятельности любого предприятия. Таккак организационная структура носит подчиненный характер по отношению к целяморганизации, в курсовой работе представлена система целей организации, основныеиз которых заключаются в увеличении доли рынка и включают в себя следующие моменты:создание сети филиалов, увеличение доли рынка, диверсификация деятельности(новый товар на новый рынок), решение социальных задач.
Цельюданного исследования является ознакомление с подходами к совершенствованию системыуправления предприятием на примере конкретной организации (ООО «Спецстройград»).
Задачиданной курсовой работы заключаются в изучении существующей организационнойструктуры на предприятии, предложении комплекса мер по повышению эффективностисистемы управления, исследовании систем коммуникации на предприятии, проведенииSWОT‑анализадеятельности организации, проведении структурирования проблемного поля организациии предложении оптимального направлении использования имеющихся ограниченныхресурсов с целью наиболее эффективного решения существующих проблем.
Информационнуюбазупроведенных исследований составили данные финансовой отчетности предприятия,его устав, должностные инструкции.
В курсовойработе приводятся необходимые мероприятия, направленные на улучшениесуществующей системы управления предприятием, меры по решению проблеморганизации.
1.Общаяхарактеристика предприятия
Предприятие,выбранное для исследования в курсовой работе, называется «Спецстройград» ипредставляет собой общество с ограниченной ответственностью. Организация находитсяпо адресу: 600562, г. Собинка, ул. Мира, д. 1, тел/факс (09242)4–45–58. ИНН 3356054635.
Предприятиеимеет расчетный счет Р/с 40705680200540401663 в ФАКБ «Московский Индустриальныйбанк» г. Владимир, к/счет 306580200000000716.
Организацияначала свою деятельность в 2004 году. Предприятие действует на основанииустава. Лицензия №Д 316503 выдана Государственным комитетом РоссийскойФедерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Предприятиезарегистрировано под номером ГС‑1–33–02–22–0–3329024635–000364–1 от 17октября 2004 г. в г. Владимире.
Предприятие,являющееся объектом исследования в курсовой работе, функционирует в сферестроительства и ЖКХ.
Лицензияразрешает осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственностив соответствии с государственным стандартом (выполнение функций генеральногоподрядчика). Область действия лицензии: территория Российской Федерации. Составдеятельности включает в себя:
1. строительство зданий исооружений II уровня ответственности;
2. каменные работы;
3. строительство бетонных ижелезобетонных конструкций:
· опалубочныеи арматурные работы;
· устройствомонолитных бетонных и железобетонных конструкций;
4. монтаж бетонных ижелезобетонных конструкций:
· монтажфундаментов и стен подземной части зданий;
· монтажэлементов конструкций надземной части зданий (колонн, рам, ригелей, ферм, балок,плит, панелей стен);
5. монтаж деревянныхконструкций:
· укрупнительнаясборка конструкций.
6. монтаж легких ограждающихконструкций:
· каркасно-обшивныеперегородки;
· оконныеи дверные блоки, пространственные конструкции из алюминиевого профиля, профиляПВХ, стеклопластика, иных полимерных и комбинированных материалов.
7. изоляционные работы:
· устройствоизоляции из полимерных рулонных и листовых материалов;
· устройствотеплоизоляции с применением мягких, жестких и полужестких волокнистых изделий иустройство покровных оболочек изоляции из жестких материалов.
8. кровельные работы:
· устройствокровель из рулонных материалов;
· устройствокровли из штучных материалов;
· устройстводеталей кровли из металлических листов.
9. отделочные работы:
· производствофасадных работ;
· производствоштукатурных и лепных работ;
· производстводекоративных отделочных работ;
· производствооблицовочных работ.
10. устройствополов:
· устройствовыравнивающих стяжек перекрытий;
· устройствопокрытий из плит, плиток и унифицированных блоков;
· устройствопокрытий из древесины и изделий на ее основе;
· устройствопокрытий из полимерных материалов.
11. работыпо устройству внутренних инженерных систем и оборудования;
12. пусконаладочныеработы.
13. обслуживаниежилых комплексов в отопительной сфере, сфере вывоза ЖБО, ТБО и т.д.
Основнойсферой деятельности предприятия ООО «Спейстройград» являетсяпредоставление ЖКХ услуг.
Так какорганизационная структура носит подчиненный характер по отношению к целяморганизации, ниже представлена система целей предприятия.
Цели организации:
Долгосрочныецели.
1. Цельстабильного роста организации
2. Созданиесети филиалов
3. Увеличениедоли рынка
4. Диверсификациядеятельности (новый товар на новый рынок)
5. Решениесоциальных задач
Среднесрочныецели
1. Достижениеконкурентных преимуществ и стабильное получение достаточной прибыли
2. Повышениеквалификации работников
3. Финансоваяустойчивость предприятия
4. Снижениеиздержек на 10%
5. Поддержаниеимиджа предприятия
6. Повышениекачества продукции
7. Снижениетранспортных затрат
8. Проведениемаркетинговых исследований рынка
Краткосрочныецели
1. Увеличениеобъема работ на 15%
2. Обеспечениефинансовыми ресурсами
3. Увеличениескорости обслуживания клиентов
4. Своевременноеобеспечение необходимыми видами ресурсов
5. Улучшениеиспользования ресурсов
6. Повышениепроизводительности труда
Ассортиментработ по отделочным услугам:
o штукатурныеработы
o отделкафасадов
o малярныеработы
o устройствополов
o облицовочныеработы
o устройствооконных и дверных блоков
o декоративныеотделочные работы и др.
Ассортиментпо предоставлению ЖКХ услуг:
o вывозЖБО
o вывозТБО
o теплообеспечениежилых фондов
o уборкаоколо жилых фондов и т.д.
Напредприятии заказчикам предоставляется широкий ассортимент материалов икомплектующих, используемых при строительстве и отделке, а также услуг ЖКХ.
Результатыдеятельности предприятия «Спейстройград» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Количественные оценкирезультатов деятельности предприятия за 2004 года№пп. Показатель 2004 г. 1. Объемы работ, кв. м. 3 500 2 Себестоимость кв. м., руб. 6 800 3. Затраты по оказанию услуг, руб. 23 800 000 4 Выручка от реализации услуг по отделке, руб. 28 000 000 5. Прибыль от оказания услуг по отделке, руб. 4 200 000 6. Среднесписочная численность работников предприятия, чел. 114
Динамикароста прибыли предприятия ООО «Спецстройград» представлена на диаграмме.
Диаграмма 1.
/>
Среднесписочнаячисленность на предприятии в 2004 году составила 44,5 человека. На данном этаперазвития предприятия тенденция роста численности в общем наблюдается небольшаянезависимо от увеличения объемов работ.
В следующейтаблице приведена структура персонала организации.
Таблица 2. Структура персонала
Персонал Количество работников в 2004–2005 году Чел. % Всего, в том числе: 44,5 100 ИТР 8 17,9 Рабочие 33,5 75,1 МОП 3 7
Диаграмма 3.
/>
ИТР организации имеетвысокий образовательный уровень (высшее образование у 5 работников из 8).
Среднийуровень заработной платы на предприятии вырос: 2004 год – 1284 руб.
Такимобразом, на основе представленных данных можно сделать вывод о том, что предприятиена рынке развивается средними темпами несмотря на то, что оно на рынке услугсовсем недавно. В последнее время прослеживается тенденция стабильного ростаобъема работ, численности персонала, что приводит к росту прибыли организации. Наосновании этого можно сказать, что предприятие имеет хорошо развивающуюсяструктуру управления.
2. Описаниедействующей организационной структуры управления предприятия ООО «Спецстройград»
В 2005 годучисленность работников предприятия составила 44,5 человек.
Организационнаяструктура предприятия ООО «Спецстройград» представлена в приложении 1.
Директор всвоем непосредственном подчинении имеет 9 человек: зам. директора покоммерческим вопросам, зам. директора по экономическим вопросам, главныйинженер, начальник ПТО, главный бухгалтер, юрист-консульт, двасекретаря-делопроизводителя, старший художник-дизайнер.
Организационнаясхема предприятия является линейно-функциональной. Данная структурахарактеризуется наличием линейных руководителей, специализирующихся нафункциональных подсистемах. По моему мнению, данный тип организационнойструктуры является оптимальным для данного предприятия. Численность организациидостаточно большая, но основную ее часть составляют рабочие (84 человек).
Для оценкиорганизационной структуры используются следующие показатели:
1. величина расходов насодержание административно-управленческого аппарата в месяц составляет: 97 000руб.
2. количество документов,приходящихся на одного работника управления (за месяц):
Кд=248/7=35,7
3. коэффициент исполненияприказов (за месяц):
Кип=32/26=1,23
4. коэффициентуправляемости:
Коэффициентуправляемости первого уровня К1 = 1/9.
К2 = 1, 1/6, 1, 1/3, 1/3,1/2
К2ср = 20/36=5/9
Кср = 6/18=1/3
Итоговыйкоэффициент управляемости в целом по предприятию составил примерно 1/3, такимобразом, организационная структура организации является оптимальной.
5. коэффициентцентрализации функций управления (для отдела ПТО):
Кц = 1/4
6. удельный вес менеджеровв структуре персонала:
Куд. = 7/114= 0,06
7. количество уровнейменеджмента = 2
Вывод:в целом можно сказать, что данная организационная структура соответствуетпотребностям инновационного развития предприятия и является целесообразной дляданного предприятия. Но для повышения эффективности управления и совершенствованияданной организационной структуры необходимо ввести отдел маркетинг, а такжесовместить отделы по коммерческим и экономическим вопросам.
Анализфункционирования отдела бухгалтерии
На первой стадиив отделе происходит документирование операций (сбор, текущее наблюдение,измерение и запись операций в документах по установленной форме). Эту стадиюназывают первичным учетом и включают в нее представление, обработку и движениепервичных документов до сдачи их в архив. Схема документирования информацииустанавливает виды первичных документов, применяемых в организации, их переченьс указанием названий и номеров форм, далее определяются требования,предъявляемые к содержанию информации исходя из имеющейся техники и способовсоставления первичных документов, обработки и группировки учетных данных.Важной составной частью схемы документирования операций является определениепорядка и сроков составления и прохождения отдельных документов, функцийкаждого исполнителя в составлении, оформлении и обработке документов.
На второйстадии учетного процесса происходят систематизация, обобщение и группировкаинформации – процедуры, позволяющие всесторонне и полно охватить и упорядочитьсведения о многообразной хозяйственной деятельности организации, ее имуществе,расчетах, обязательствах, финансовых результатах.
Затем обработанная исходящая информация должнасвоевременно передаваться пользователям. Существуют внешние и внутренниепользователь бухгалтерской информации. Внутренними пользователями являютсяадминистрация организации, а также трудовой коллектив. К внешним пользователямотносят: инвесторов, акционеров, поставщиков, банки, конкурентов, кредиторов,органы, уполномоченные управлять имуществом, налоговые и финансовые органы,органы государственной статистики, местные органы власти.
Функциональные обязанности главного бухгалтера:
Главный бухгалтер осуществляет организациюбухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации иконтроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовыхресурсов, сохранностью собственности организации. Обеспечивает рациональнуюорганизацию учета и отчетности в организации и в ее подразделениях на основемаксимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ,прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля. Руководитразработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдениегосударственной и финансовой дисциплины. Организует учет поступающих денежныхсредств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременноеотражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением,учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализациипродукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовойдеятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.Обеспечивает контроль: за законностью, своевременностью и правильностьюоформления документов; составлением экономически обоснованных отчетных калькуляцийсебестоимости продукции, работ (услуг); расчетами по заработной плате сработниками организации; правильным начислением и перечислением платежей вгосударственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование,средств на финансирование капитальных вложений; погашением в установленныесроки задолженностей банкам по ссудам; отчислением средств в фондыэкономического стимулирования и другие фонды и резервы. Участвует в проведенииэкономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по даннымбухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов,устранения потерь и непроизводительных затрат. Принимает меры по предупреждениюнедостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальныхценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует воформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств итоварно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаяхэтих документов в следственные и судебные органы. Ведет работу по обеспечениюстрогого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, сметадминистративно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерскихбалансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранностибухгалтерских документов, а также оформлению и сдаче их в установленном порядкев архив. Участвует в работе по совершенствованию и расширению сферы действиявнутрихозяйственного расчета, разработке рациональной плановой и учетнойдокументации, организации внедрения средств механизации учетно-вычислительныхработ. Руководит работниками бухгалтерии организации.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, постановленияи решения Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности отрасли;постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативныедокументы вышестоящих органов, финансовых и контрольно-ревизионных органов повопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а такжефинансово-хозяйственной деятельности организации; структуру организации иперспективы ее развития; положения и инструкции по организации бухгалтерскогоучета в организации, правила его ведения; порядок оформления операций иорганизацию документооборота по участкам учета; формы и порядок финансовыхрасчетов; методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельностиорганизации; способы и методы выявления внутрихозяйственных резервов; порядокприемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальныхи других ценностей; правила расчетов с дебиторами и кредиторами; порядоксписания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и другихпотерь; правила проведения инвентаризаций денежных средств,товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств; порядок исроки составления бухгалтерских балансов и отчетности; правила проведения провероки документальных ревизий; организацию хозяйственного расчета; средствавычислительной техники и возможности их применения для механизацииучетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной ифинансовой деятельности организации; передовой отечественный и зарубежный опытсовершенствования хозяйственной и финансовой деятельности организации;экономику, организацию производства, труда и управления; гражданское право,трудовое, финансовое и хозяйственное законодательство; законодательство о трудеи охране труда Российской Федерации; правила и нормы охраны труда, техникибезопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Таким образом,можно отметить, что в основномдвижение организационно-управленческой,технологической и экономической информации в системе управления на данномпредприятии является эффективным и своевременным.
3. SWOT-анализ деятельностиорганизации
Основныесильные стороны и слабые стороны, возможности и угрозы, применительно крассматриваемому предприятию ООО «ЕС-Комфорт»:
Переченьсильных сторон организации
1. Наличиепостоянных клиентов
2. Высокоекачество выполненных работ
3. Высокийтехнологический уровень производства
4. Эффективностьорнганизационно-управленческой структуры
5. Соответствиепроизводимой продукции евростандартам
6. Осуществляетсявыплата материальной помощи работникам.
7. Стабильныйколлектив инженерно-технических работников.
8. Низкаятекучесть кадров
9. Лицензияпредусматривает широкий спектр деятельности.
Проблемноеполе организации
1. Удаленностьпоставщиков материалов и комплектующих, необходимых для производства(Санкт-Петербург, Финляндия).
2. Высокиезатраты на материалы и комплектующие
3. Высокаяцена предоставляемых услуг
4. Отсутствиемаркетинговых исследований
5. Работысдаются не в срок
6. Нетширокой известности среди населения
Угрозывнешней среды:
1. Высокийуровень конкуренции
2. Низкаяпокупательная способность большей части населения
3.Ограниченная возможность получения кредита в коммерческом банке
4.Нестабильный валютный курс
5. Ухудшение демографическойситуации ведет к снижению клиентов
6.Недостаточно продуманная политика в области внедрения новых технологий
Возможностивнешней среды
1.Перспективный и быстро развивающийся сектор экономики
2. Высокий истабильный спрос
3. Ростделовой активности
4.Политическая стабильность
5. Ростблагосостояния отдельных категорий населения
6. Применениеновых технологий
7.Своевременность поставок
Таблица 4. Матрица SWOT‑анализа
Внутренняясреда
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Наличие постоянных клиентов
1. Высокое качество выполненных работ
1. Высокие затраты на материалы и комплектующие
2. Высокая цена предоставляемых услуг
Возможности
Угрозы
1. Перспективный и быстро развивающийся сектор экономики
2. Рост благосостояния населения
1. Высокий уровень конкуренции
2. Низкая покупательная способность большей части населения
Внешняясреда
Таблица 5. Матрица решений какрезультат SWOT‑анализа
Параметры
Возможности организации
Сильные стороны 1. Перспективный и быстро развивающийся сектор экономики 2. Рост благосостояния населения 1. Наличие постоянных клиентов 1.1 Поддерживать высокий уровень обслуживания и качество выполнения работ для уже имеющихся клиентов. 1.2 Исследовать потребности постоянных клиентов, предоставить новые качественные услуги VIP‑клиентам. 2. Высокое качество выполненных работ 2.1 Разработать программы по привлечению новых клиентов. 2.2 Увеличение числа клиентов за счет разработки комплекса услуг для среднего класса населения.
Слабые стороны 1. Перспективный и быстро развивающийся сектор экономики 2. Рост благосостояния населения 1. Высокие затраты на материалы и комплектующие 1.1 Использовать не только иностранные, но и отечественные материалы и комплектующие. 1.2 Разработать систему гибких тарифов на услуги для разных сегментов рынка. 2. Высокая цена предоставляемых услуг 2.1 Разработка мероприятий по снижению цен за счет использования материалов и комплектующих разных производителей для разных групп населения. 2.2 Исходя из общей стратегии организации, разработать эффективную ценовую политику.
Параметры
Угрозы организации
Сильные стороны 1. Высокий уровень конкуренции 2. Низкая покупательная способность большей части населения 1. Наличие постоянных клиентов 1.1 Разработать систему скидок, бонусов, введение системы послегарантийного обслуживания. 1.2 Разработать конкурентоспособную программу эффективного обслуживания самых выгодных клиентов (объектов). 2. Высокое качество выполненных работ 2.1 Предоставлять комплексные услуги. 2.2 Изучение новых выгодных сегментов рынка, возможно в других регионах.
Слабые стороны 1. Высокий уровень конкуренции 2. Низкая покупательная способность большей части населения 1. Высокие затраты на материалы и комплектующие 1.1 Создание отдела маркетинга для проведения исследований рынка. 1.2 Привлечение не только частных клиентов, но и организаций. 2. Высокая цена предоставляемых услуг 2.1 Разработка эффективной рекламы. 2.2 Выход на новые сегменты рынка.
4. Структурированиепроблемного поля организации
В данномразделе приводятся перечень неудовлетворительных состояний организации(проблем) и мероприятия по решению проблем предприятия.
Проблемыпредприятия:
1. Удаленностьпоставщиков материалов и комплектующих, необходимых для производства(Санкт-Петербург, Финляндия)
2. Высокиезатраты на материалы и комплектующие
3. Высокаяцена предоставляемых услуг
4. Отсутствиемаркетинговых исследований
5. Нетширокой известности среди населения
6. Работысдаются не в срок.
Графическаямодель определения корневого блока и корневых проблем методом парных сравнений
/>
Проведенноеисследование позволяет сформулировать вывод о наиболее оптимальном направлениииспользования имеющихся ограниченных ресурсов с целью наиболее эффективногорешения имеющихся проблем. На исследуемом предприятии намечен ряд программ поразвитию организации, включающих программу привлечения в качестве клиентов нетолько частных лиц, но и организаций, а так же программу выхода на региональныйуровень. Так же в стадии разработки находятся несколько проектов, таких как:проект предоставления системы скидок, бонусов наиболее выгодным клиентам ипроект создания отдела маркетинга для проведения исследований рынка и рекламныхкомпаний.
Заключение
На основепредставленных в курсовой работе данных можно сделать вывод о том, чтопредприятие ООО «ЕС-Комфорт» успешно функционирует на рынке услуг поотделке и ремонту помещений, наблюдаются тенденции роста объемов производства,увеличение численности персонала, рост средней заработной платы работников. Впоследнее время прослеживается тенденция стабильного развития производства, чтоприводит к росту прибыли организации.
На основанииэтого можно сказать, что предприятие имеет хорошо развитую структурууправления. Данная организационная структура соответствует потребностяминновационного развития предприятия и является целесообразной для исследуемого предприятия.
В курсовойработе приведены мероприятия необходимые для совершенствования даннойорганизационной структуры:
1. проектвведения отдела маркетинга обусловлен нарастающими потребностями организации впроведении эффективных рекламных компаний с целью привлечения новых клиентов изавоевания новых сегментов рынка, выхода на региональный уровень;
2.предлагается разработка программы по объединению отделов по коммерческим иэкономическим вопросам в единое структурное подразделение.
В курсовойработе выполнен анализ движения информации внутри организации. Посколькуорганизация не большая, можно отметить, что в основномдвижениеорганизационно-управленческой, технологической и экономической информации всистеме управления на данном предприятии является эффективным и своевременным.
Также вданной курсовой работе представлен SWОT – анализ деятельности организации, в результате которогобыли выявлены сильные и слабые стороны предприятия ООО «ЕС-Комфорт», а также возможности и угрозы. Анализ внешней среды включает в себя политику,экономику, социум и технологию, а внутренней среды – переработку ресурсов именеджмент. Далее, как результат SWOT‑анализа, в курсовой работе приводитсяматрица решений.
Проведенноеисследование позволяет сформулировать вывод о наиболее оптимальном направлениииспользования имеющихся ограниченных ресурсов предприятия с целью болееэффективного решения имеющихся проблем.
На исследуемомпредприятии намечен ряд программ по развитию организации, включающих программу привлеченияв качестве клиентов не только частных лиц, но и организаций, а так же программувыхода на региональный уровень.
Так же встадии разработки находятся несколько проектов, таких как: проектпредоставления системы скидок, бонусов наиболее выгодным клиентам и проектсоздания отдела маркетинга для проведения исследований рынка и рекламных компаний.
Списокиспользуемой литературы
1. Борисов Е.Ф.:Экономическая теория. – М.: Юрайт‑М, 2001. – 384 с.
2. Вихранский О.С., Наумов А.И.,«Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарики, 2002. – 288 с.
3. Экономика организаций(предприятий): Учебник для средних профессиональных учебных заведений/ Под.ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003. – 431 с.
4. Экономика предприятия:Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА‑М, 2001. –520 с.