--PAGE_BREAK--Известно высказывание Генри Форда: «Колеса компании должны крутиться в правильном направлении и не давить пассажиров». Именно рациональное построение отношений внутри коллектива диктует подходы к формированию организационной структуры фирмы и принципов отношений с персоналом.
Глава 2. Краткая характеристика отдела предприятия Данная работа основывается на анализе МОУ лицея №23 г. Сочи Краснодарского края.
Это образовательное учреждение сформировано давно, функционирует уже около 48 лет, а более 6 лет назад прошла аттестацию на присвоение статуса лицея, так как введена в 9-11 классах предпрофильная подготовка, с 5-11 класс сформированы классы разноуровнего обучения.
1. Численность рабочих отдела Я рассмотрела микроклимат предприятия на основе численности и состава административного корпуса данного лицея.
2. Выработка Отдела управления за три месяца Продолжительность рабочего дня составляет 8 часов при 5-дневной нагрузке.
Т.е выработка работника предприятия за неделю составляет 40 часов.
Соответственно за последние 3 месяца каждый работник административного корпуса отработал в среднем
480 часов (3 мес.*4 недели* 40 часов).
Отсюда можно сделать вывод, что в среднем выработка корпуса за последние три месяца составляет
480* 11 человек = 5280 часов.
3. Особенности режима работы и технической вооруженности Административного корпуса Административный корпус занимается координацией, планированием, контролем и регулированием всей хозяйственной и научной деятельности учреждения.
Отдел включает в себя 7 главных кабинетов: директора, секретаря, 3 кабинета завучей, и зам директора по хоз. части, кабинет зам. директора по науке, и дополнительным является кабинет, приспособленный под библиотеку. Исходя из документов, опросов и личных наблюдений я сделала вывод, что уровень технической вооруженности соответствует нормам, так как у каждого работника имеется свой отдельный кабинет, поэтому конфликтные ситуации по поводу проблемного протекания трудового процесса сводятся к минимуму.
4. Организация и обслуживание рабочих мест Организация рабочих мест заключается в соответствующем оснащении и планировке.
Оснащение отдела, т. е. обеспечение рабочего места всеми необходимыми средствами, при помощи которых можно создать работнику эффективные условия труда, включает[5]:
1. Технологическая оснастка
Это канцелярия, компьютер, принтер. Имеется у директора, завучей, и у всех зам директора, а также у библиотекаря.
Основное оборудование (специальные приборы)
Различные методички, учебные пособия и д.р. имеются у завучей, которые также и занимаются проведением уроков.
2. Средства безопасности.
Я не выявила нарушение правил пожарной безопасности, во время моего пребывания в лицее я наблюдала наличии противогазов, пожарных щитов или других аналогичных средств защиты.
4. Средства сигнализации.
Имеется стандартная пожарная система сигнализации.
5. Средства связи.
Телефон, факс, выход в Интернет.
6. Средства освещения.
Настольные лампы и лампы дневного света.
7. Организационная оснастка.
По санитарно-гигиеническим нормам и документам учреждения для каждого работника определено его рабочее место, которое состоит из рабочего стола, стула и шкафа, исходя из специфики его работы. Все требования выполняются.
Планировка рабочих мест достаточно удобная, т. к. она предполагает возможность быстрого ее изменения и демонтажа.
8. Охрана.
Лицей находится под присмотром охранного предприятия. На территории лицея, как в дневное, так и в ночное время суток находится охранник. Существует также система сигнализации.
5. Текучесть кадров за последние 5-6 месяцев В данном отделе за последние 6 месяцев никто не увольнялся и не был зачислен в штат сотрудников. Текучесть характерна только для обслуживающего персонала (уборщиков, дворников), который не входит в Административный корпус лицея.
Глава 3. Анализ полученных результатов, выводы и рекомендации В ходе опроса и изучения документов, я составила список работников отдела управления:
Табл. 1
Данные о выработке представлены в таблице 2.
Табл. 2
Нарушений трудовой дисциплины в ходе работы не выявлено.
До начала опроса, побеседовав с несколькими работниками, я сделала вывод о том, что в отделе довольно хорошая обстановка и положительный микроклимат. Но для того, чтобы точно охарактеризовать микроклимат и текучесть кадров в отделе, необходимы дополнительные опросные исследования.
После обработки опросных листов я составила аналитическую таблицу для выявления абсолютной и относительной потенциальной текучести рабочих кадров
Табл. 3
Пункт 19 опросного листа требует ответа на вопрос: «Собираетесь ли Вы сменить работу?»
В результате исследования оказалось, что 2 человека хотят уйти с данного места работы, ответив положительно на п.19, т. е. они относятся к потенциально нестабильной группе рабочих (13 % от общего числа). Ответ «не знаю» тоже дали 2 человека, т. е. они относятся к группе, которая не определилась в выборе. Остальные 7 человек – стабильная группа работников, которые отказались сменить данную работу.
Вывод: в отделе относительно стабильная обстановка текучести кадров, т. е. 74 % согласны работать на данном предприятии, это довольно существенная цифра, но тем не менее, 26 % или не определились в выборе, или не хотят работать на данном предприятии, это тоже существенное число текучести кадров. Например, если сравнивать с японскими учреждениями подобного типа, то для них характерно всего лишь 0,5 % нестабильных работников.
Почему же всё таки несколько человек не хотят здесь работать? Что повлияло на их решение? Я попыталась дать ответ на этот вопрос, исходя из п. 2, 3, 8, 13, 17 опросного листа. Для наглядности изображена таблица 4.
Табл. 4
Комментарии.
С помощью вопроса №1,2,3 опросного листа я выявила следующее (для наглядности данные представлены в таблице на основе выборки из анкет, причем серым цветом выделена потенциально нестабильная группа работников):
Табл. 5
На основании этих данных и таблице №3 рассчитаны первые 3 показателя в таблице №4. Показатель среднего заработка рассчитан с помощью таблицы №1, где указана заработная плата каждого работника (руб./ мес.).
Стаж по данной профессии составлен на основе вопроса 13 анкеты и представлен в табличной форме:
Табл. 6
Выводы:
Большинство сотрудников отдела управления – женщины, и 22%из них хочет сменить свое место работы. Женщины более подвержены стабильности в данном исследовании.
Конечно, слабой стороной предприятия является размер заработной платы. Исследование показало, что у тех сотрудников, кто более подвержен нестабильности, зарплата очень низкая – 1800 рублей в среднем на человека, в то время как у стабильной группы — почти в 2 раза выше.
Из таблицы видно, что те люди, кто дольше всех работали по данной профессии, хотят сменить данное место работы на лучшее, хотя стаж на предприятии у каждого сотрудника одинаковый – 2 года (предприятие недавно начало функционировать).
П. 20, 21 опросного листа отвечают на вопрос «Почему Вы собираетесь сменить работу?». Потенциально нестабильная группа в количестве 2 сотрудников указала следующие причины:
— плохой заработок
— нет возможности для повышения квалификации
— большая нагрузка
Следовательно, эти причины являются главными причинами текучести кадров в Административном корпусе МОУ лицея №23.
Для того, чтобы охарактеризовать микроклимат в коллективе в числовом выражении, необходимо рассчитать социометрические индексы (коэффициенты), индексы взаимности, нейтральности и конфликтности. Для этого используется построение социоматрицы.
Используются данные п. 5, 6, 9, 12, 14, 16, 18 опросного листа.
Табл. 7
Число положительных парных выборов -33;
Число отрицательных парных выборов -0;
Число нейтральных парных выборов – 8.
Коэффициент взаимности находится как отношение положительных парных выборов к максимально возможному числу парных выборов в группе. В данном случае он равен:
К = 33/11 (11-1)/2 = 15
Коэффициент конфликтности находится как отношение отрицательных парных выборов к максимально возможному числу парных выборов в группе:
продолжение
--PAGE_BREAK--