План
TOC o «1-3» h z u ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF _Toc103682989 h 2
Денежно-кредитная политика ЦБ Узбекистана. PAGEREF _Toc103682990 h 5
Цели и результатыкредитно- денежной политики Узбекистана в 2004 г. PAGEREF _Toc103682991 h 7
Денежно-кредитная политика в Казахстане и задачина 2005 г.PAGEREF _Toc103682992 h 10
Узбекистан предложения. PAGEREF _Toc103682993 h 15
Казахстан предложение. PAGEREF _Toc103682994 h 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… PAGEREF _Toc103682995 h 18
Использованнаялитература и Интернет ресурсы… PAGEREF _Toc103682996 h 20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы моей курсовой работы “Кредитно-денежная политика вдолгосрочном и краткосрочном периоде в развивающихся странах” исходит из тогочто;
во-первых: проведение денежно-кредитной политики в развивающихсястранах во многом зависит от накопленного мирового опыта как развивающихся странтак и развитых. От того к каким конечным результатам и последствиям приводилиприменяемые ЦБ инструментыденежно-кредитного регулирования.
во-вторых: на мой взгляд, денежно-кредитная политика играетключевую роль в достижении макроэкономической стабильности в развивающихсястранах и странах переходящим к рыночным отношениям, где, как известно,существует нестабильность основных макроэкономических показателей, а особенноинфляции.
Как известно, важное достоинствоиспользования денежно-кредитной политики — быстрота и гибкость воздействия насостояние экономики страны. Если применение фискальной политики обсуждается ввысших органах государственной власти, то применение монетарной политики можетбыть оперативно решено в самом Центральном Банке. Результаты применения этойполитики очень скоро отразятся на финансовом состоянии страны. Это особенноважно при применении оперативных мер по борьбе с инфляцией.
Я постарался, как можно больше уделить внимание именно применению ЦБинструментов денежно-кредитного регулирования и их результативность иотносительная эффективность в краткосрочном и долгосрочном периодах. Целью моейкурсовой работы является исследование основных инструментов применяемых ЦБ иэффективность монетарной политики вразвивающихся странах. С этой целью в моей курсовой работе определены следующиезадачи:
- Сделатьмакроэкономический анализ каждой из рассматриваемых стран вынуждающих ЦБпроводить соответствующую кредитно-денежную политику.
- Проследитьза влиянием применяемых инструментов в разных временных периодах.
- Выявитьэффективность денежно-кредитной политики в достижении поставленных целей ЦБ идостижении макроэкономической стабильности.
- Сделать предложения для проведения монетарнойполитики.
В качестве развивающихся стран я выбрал Узбекистан и Казахстан. Выбормой пал на эти страны не случайно. После развала СССР и паденияадминистративно-командной системы каждая из стран начала проводить своюнезависимую кредитно-денежную политику которая была в многих чертах идентична.Тем не менее результаты монетарной политики в каждой из ниже рассматриваемыхстран очень сильно отличаются.
Вся приведенная статистика соответствует ежегодным докладам ЦБУзбекистана и Казахстана и были изъяты из официальных сайтов ЦБ.
Хотелось бы сразу отметить, что в начальной стадии переходного периодавыше перечисленные страны столкнулись с такими макроэкономическими проблемамикак: спад производства, рост уровня безработицы и инфляции, нехватка финансовыхресурсов, дефицит госбюджета, нарушение платежного баланса. Забегая вперёд, яхотел бы напомнить что монетарная политика играет основную роль в достижениимакроэкономической стабильности обеспечивая экономический рост. Обеспечиваястабильность цен денежно-кредитная политика создаёт условия способствующиеэкономическому росту, укреплению макроэкономической и финансовой стабильности встране. Для предотвращения роста макроэкономических проблем и достижениюстабильности выше указанным странам пришлось разрабатывать специальнуюпрограмму стабилизации, ввести собственную национальную валюту и выбратьинструменты денежно-кредитного регулирования.
Прежде чем приступить к непосредственному изучению проводимой монетарнойполитики выше перечисленных стран, я хотел бы указать условия для проведенияэффективной кредитно-денежной политики, ниже перечисленные условия особенноважны для развивающихся стран где ещё не полностью сформулирована банковскаясистема.
Условия проведения денежно-кредитнойполитики
- полнаянезависимость ЦБ от правительства
- никакогофинансирования государственного долга и бюджетного дефицита. Просто это можетпротиворечить проводимой ЦБ политики например, инфляционного таргетирования,где выше всего должна стоять цель.
- довериеобщества к банковской системе.
Денежно-кредитнаяполитика ЦБ Узбекистана
Введение собственной национальной валюты в1993-1994 гг. ознаменовало в экономическом развитии республики началонезависимого осуществления внутренней денежно-кредитной политики. Исходя изусловий начального этапа преобразований, четко выделялись тактические истратегические цели монетарной политики.
Стратегической целью ЦБУ был выход настандартное использование общепринятых инструментов денежно-кредитногорегулирования, характерных для стран со сформированной рыночной экономикой. Однако во многих развивающихсястранах в начале переходного этапа преобладание государственного секторапрепятствовало использование инструментов характерных для рыночных экономик.
Учитывая эти реалии, деятельность ЦБУ быланаправлена на обеспечение радикальных перемен в области денежно-кредитной политики,а именно: перестраивалась кредитная и процентная политика в направлениипоследовательного снижения монетарных каналов инфляции.
Для достижения поставленной цели, ЦБУприменял инструменты рефинансирования. В 1994-1995гг. размер ставкирефинансирования ЦБУ повышался следующим образом. С октября 1994- 150%, с 1января 1995г.- 225%, с 1 марта того же года – 300%. В краткосрочномпериоде проводимая ЦБУ политика “дорогих денег” снизила выдаваемые банкамикредитов, и привела к заметному снижению инвестиционной активности что в своюочередь охарактеризовалось спадом в производстве. Другая сторона проводимойрестрикционной денежно-кредитной политики соответствовало к тому временидолгосрочным целям ЦБУ – снижению инфляции и укреплению национальной валюты.(плюсы и минусы проводимой политики рассмотрены мною в предложении)
Со второй половины 1994г. характер политикирефинансирования изменился. В большей мере она была ориентирована на двевзаимозависимые цели: подержание уровня денежно-кредитных показателей назаданных темпах и ликвидности банковской системы; во-вторых на достижение иподдержание макроэкономической стабильности.
Установление норматива резервных требованийк коммерческим банкам явилось в условиях переходного периода к рыночнымотношениям одним из основных экономических инструментов реализацииденежно-кредитной политики. Нома обязательных резервов как и учетная ставкаповысились в 1994г.
Целью вводимыхизменений явилось приспособлениеинструментов резервных требований к задачам денежно кредитного развития вусловиях подготовки к введению собственной национальной валюты. Для этого былиувеличены ставки обязательных резервных требований в целях снижения денежноймассы. На средства привлекаемые на срок до 3-х лет ставка установилась вразмерах 30%, а на срок выше 3-х лет -10%. Без сомнения по мересовершенствования рыночных отношений и использование Государственных ЦенныхБумаг, ставка рефинансирования и резервные требования в последующих годах былизаметно снижены.
Как показывает история проводимойкредитно-денежной политики ЦБУ по сдерживанию темпов роста денежной базы,наличных денег в обращении, совокупной денежной массы обеспечил в итоге четковыраженную тенденцию сокращения темповинфляции. Если годовой темп роста денежной массы в 1995г составил 2,6 раза то впоследующих годах 1996, 1998, 2000, 2002 – 2,1, 1,9 1,7 1,6 соответственно. Уровень годовой инфляциипо ИПЦ достигший в 1992-1996г более 12раз сокращался до 64% в 2002г. Это в свою очередь положительно отразилось и надинамике процентных ставок на денежном рынке, и обменном курсе на внутреннемвалютном рынке.
Таким образом выходит что политикарефинансирования ЦБУ была ориентированнане только на количественное снижение кредитов для сдерживания инфляционныхпроцессов, но и на удовлетворение спроса коммерческих банков на предоставлениекредитов небанковской сфере для финансирования объектов являющихся жизненноважными для экономики обеспечивающих экономическую независимость страны.
Выводы
Перед ЦБ в 1994-1997г стояли задачи оптимального насыщениявозросных потребностей экономики в платежных средствах в сочетании содновременном контролем за темпами роста денежной массы с целью ограничениявлияния монетарных факторов инфляции. В связи с этим денежно-кредитная политика в этот период строилась насочетании жесткого ограничительного курса правительства и ЦБ направленнуюна стабилизацию финансовой системы, так и на предоставление кредитовкоммерческим банкам ЦБУ для финансирования неотложных и приоритетныхпотребностей экономики республики.
С 1997г к инструментам денежно-кредитногорегулирования добавилась операции на открытом рынке ЦБ. Постепенный переход крыночным инструментам становился все более необходимым по мере усиленияинфляционных тенденций. Главное преимущество косвенного регулированиязаключается в эффективности осуществляемой с их помощью контроля за расширениемкредитов и за процентными ставками. Цели ирезультаты кредитно- денежной политики Узбекистана в 2004 г
В 2004г ЦБУ проводилжесткую денежно- кредитную политику. В целях поддержания относительно низкогоуровня инфляции по ИПЦ и обеспечения устойчивого обменного курса сума были задействованыследующие инструменты:
--Операции на открытом рынке
— Ставка рефинансирования
— Резервные требования
— Валютные интервенции
В целях регулирования краткосрочнойликвидности на денежном рынке ЦБУ проводил операции на открытом рырке. За 2004гобщий объем операций по привлечению свободных денежных средств коммерческихбанков в депозиты и выпуску ценных бумаг в обращении составил более 100 млрд д.США.
В прошлом годуЦБУ проводил гибкую процентную политику. На протяжении года ставка рефинансированияснижалась два раза. Первое снижение было в июне с 20% до 18% и второе снижениепроизошло в декабре с 18% до 16%. Снижение ставки ЦБУ было обусловлено преждевсего потребностью банковской системы в дополнительных ресурсах, низким темпоминфляции. Вслед за снижением ставки рефинансирования ЦБУ происходило также иснижение ставок коммерческих банков (см таблицу 1.1)
Период
Годовая ставка рефинансирования
Средневзвешенная ставка по краткосрочным кредитам в сумах
Средневзвешенная ставка по срочным депозитам
Ставка по срочным депозитам юридических лиц
2000
32,3
25,7
32,2
12,9
2001
26,8
28,0
38,1
16,0
2002
34,5
32,2
40,2
19,2
2003
27,1
28,1
36,2
17,1
2004
18,8
21,2
34,5
11,3
Источник: “Экономика Узбекистана 1/05”
Обязательныерезервные требования формировались путем ежемесячного депонированиякоммерческими банками своих обязательств на счетах обязательных резервов ЦБУ. На протяжении2004г норма резервирования оставалась на отметке 20%.
Дальнейшиедействия ЦБУ были связаны с куплей и продажей иностранной валюты. В 2004грезультате валютной либерализации, введения конвертируемости национальной валюты объемы осуществляемыхопераций на внутреннем валютном рынке существенно возросли. Рост экспортапозволил добиться положительного сальдо внешнеторгового баланса 1,037 млрд.США.
Результатыпроводимой монетарной политики: Вышеуказанные действия ЦБУ были увязаны с общеэкономической политикой направленнойна укрепление макроэкономической стабильности и стимулирования экономическогороста. Осуществление комплекса мероприятий в сфере денежно-кредитной политикипозволили ЦБУ в долгосрочном периоде обеспечить стабильность национальнойвалюты и положительного платежного баланса. По итогам 2004г ИПЦ составил 3,7 %а снижение обменного курса по отношению к доллару 8%.
Низкий уровень инфляции, снижение ставкирефинансирования ЦБУ и процентных ставок коммерческих банков способствовалоросту объема кредитования реального сектора экономики что соответствовалодолгосрочным целям ЦБУ.
Денежно-кредитнаяполитика в Казахстане и задачи на 2005 г.
Макроэкономическаяситуация:
Сохранениеблагоприятных условий в мировой экономике и на внешних финансовых и торговыхрынках способствовали достижению Казахстаном устойчивого экономического роста иулучшению макроэкономической ситуации в стране. В 2001 году в Казахстанеэкономический рост превысил показатель 2000 года. И составил 10%. В этих условиях основныемероприятия Национального Банка по денежно-кредитной политике были направленына обеспечение низких темпов инфляции и поддержание стабильного номинального обменного курса тенге. Инфляция за2001 год составила 6,4 %. За 2001 год снижение курса тенге к доллару СШАсоставило 1,7 %. Денежная база с начала года расширилась на 14,7 % до 154,2млрд… За 10 месяцев денежная масса увеличилась на 31,1 % до 523,7 млрд…Замедление темпов инфляции и снижение доходности на финансовом рынке позволилиНБК поэтапно снизить ставку рефинансирования с 14 % ( начало года) до 9.
Ориентиры кредитно- денежной политики2002 года
С 2002 года ориентиры кредитно-денежной политики были направлены на достижение в стране относительноймакроэкономической стабильности. Основным направлением денежно-кредитнойполитики НБК в этот период была подготовка и переход к принципам инфляционноготаргетирования, что предполагало постепенный отход от целевых показателей поденежной базе золотовалютным резервом к главным показателям по инфляции. Такаяденежно кредитная политика отвечает основной цели НБ по снижению инфляции икроме того обеспечивает ей более большее доверие участников рынка и проводимойденежно- кредитной политики. Опыт стран показывает, что основой для успешноговведения системы целевых показателей инфляции являются следующие факторы:
· Устойчивоесостояние бюджета
· Гарантиимакроэкономической стабильности
· Стабильностьфинансовой системы
· НезависимостьЦентрального Банка
· Достаточноепонимание взаимосвязей между инструментами ЦБ
· Информационнаяоткрытость
В 2002-2004 годах денежно-кредитная политикаНБК была направлена на обеспечение внутренне и внешней устойчивости тенге.Основной целью денежно кредитной политики было удержание инфляции в пределах5-7 % в 2002 году и в пределах 4-6% в 2004 году Для достижения поставленных целей ЦБК использовал в качествесвоего основного инструмента операциина открытом рынке и переучетные операции с векселями
Вдолгосрочном периоде это привело к росту денежной базы на 24%. Этомультиплицировало прирост денежной массы на уровне 700 млрд. тенге… На конец 2004года инфляция составила 6,7 %. Сохранению инфляции в этих пределахспособствовал Существенный экономический рост, сопровождаемый высокимпотребительским спросом и инвестиционной активностью. За период с 2000 года по2004 ВВП в реальном отражении вырос на 69% при увеличении реальной заработнойплаты на 60% и инвестиций в основной капитал- более чем в 5,5 раза.
Однако сохранению инфляции в экономикеспособствовал значительный рост денежных агрегатов. Следствием высокогопотребительского спроса было увеличение наличных денег в обращении на 59% до379,3 млрд.
Чтобыне допустить значительного укрепленияреального обменного курса тенге, а также для сглаживания колебаний курса НБКучаствовал на внутреннем валютном рынке в качестве покупателя.
Всего ха 2004 год объем чистой покупки иностранной валюты НБК составил3,6 млрд. долларов США. В результате за 2004г чистые международные резервы НБКувеличились на 87,1% до 9,3 млрд.
Для сдерживания темпов роста инфляции НБК в 2004г предпринимал меры поусилению регулирующих воздействий официальных ставок. Для повышения роли ставкирефинансирования с 2004г переучет векселей производится в соответствии софициальной ставкой рефинансирования.
Цели и возможные результаты монетарной политики в 2005г.
Исходя из сложившейся ситуации в Казахстане ина мировых рынках нефти основной целью НБК будет обеспечение стабильности цен.Существующие в последнее время на мировых рынках оказывают позитивное влияниена макроэкомическое развитие Казахстана и в тоже время вызывают ряд проблем.Одна из них заключается в избытке ликвидности банковской системы, обусловленнойв том числе внешними заимствованиями предприятий реального сектора икоммерческих банков, что ведет к быстрому росту кредитов в экономике. Положениеобостряется значительным притоком иностранных инвестиций, а также ростомрасходов госбюджета в последние годы. В этих условиях возможна угроза перегреваэкономики.
Целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции. Длядостижения данной цели НБК усиливает меры воздействия по операциямденежно-кредитной политики м способствовать дальнейшему повышению регулирующейроли своих основных ставок. Одной из мер также может быть повышение ставкирефинансирования к середине 2005г. Однако по мере снижения инфляционногопотенциала в экономике предполагается постепенное её снижение.
Предусмотренные выше действия НБК в ближайшей перспективе будутвоздействовать на ликвидность банковской системы, что совпадает спромежуточными целями проводимой НБК монетарной политики. Несмотря напредусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года годовыеприросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранению существующих темповэкономического роста.
Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменениенаправления влияния официальных ставок НБК на рыночные ставки по кредитам. Еслив предыдущие годы меры НБК были направлены на решение задачи по активизациидеятельности банков по кредитованию экономики в том числе и по снижению ставок,то в условиях необходимости недопущения перегрева экономики вопрос сниженияставок уже не ставится как самоцель.
Денежно-кредитнаяполитика за 2002-2005 Казахстан
2002 (оценка)
2003
2004
2005
прогноз
Инфляция
в среднем за год, %
6
7
6.9
3-5
Ставка рефинансирования
на конец года
7,5
6-7
7
4,5-6
Валовые золотовалютные резервы
млн. долл. США
3008
3355
3541
3673
изменение в %
16
11,5
5,5
3,7
Денежная база
млрд. тенге
207
237
268
304
изменение в %
18,1
14,8
12,9
13,9
Денежная масса
млрд. тенге
707
865
1008
1168
изменение в %
22,7
22,4
16,6
15,9
Депозиты резидентов в банковской системе
млрд. тенге
544
671
788
910
изменение в %
22,3
23,3
17,4
15,5
Кредиты банков экономике
млрд. тенге
614
767
905
1059
изменение в %
25,3
25
18,0
17,0
Sourcewww.centralbank.kz
Узбекистанпредложения
На мой взгляд, в последующих годах направление нашей кредитно-денежнойполитики должно меняться. Не только направление, но и её воздействие намакроэкономические показатели. Если на протяжении 14 лет наш ЦБ проводилжесткую денежно-кредитную политику, ориентированную на подавлении инфляции иукрепления Сума, то теперь она должна быть направлена на стимулированиеинвестиции и экономического роста. Мы не должны останавливаться на достигнутыхнами высокого экономического роста 7,7, напротив нам надо совершенствоваться иулучшать нашу банковскую систему.
Несомненно, проводимая политика заметно снизило инфляцию с 30% в 1994гдо 3,7 на конец 2004г. Такой инфляции можно позавидовать, но не пора ли иподумать о не менее важных показателях? Основной целью нашего ЦБ в проводимойим монетарной политики, на мой взгляд,должна стать привлечение как местных так и иностранных инвестиций, путемснижения ставок коммерческих банков на предоставляемые им кредиты и созданияболее выгодных условий на их пользование. Хоть это и может обернуться нам небольшой инфляцией скажем в пределах 4-8% для такой динамично развивающейсястраны как Узбекистан это вполне допустимые пределы и не приведёт к серьёзнымосложнениям тем более что у нас проводится сильная социальная политика.Постоянное сдерживание инфляции имеет свои минусы. Во первых это сдерживаетпотребительский спрос а следовательно и производство, что в свою очередьприводит к сокращению рабочих мест и безработице. Жертвуя небольшой инфляцией иотносительно не большой девальвацией сума наш ЦБ должен придерживатьсядолгосрочных целей, т.е стимулирование инвестиций, создание рабочих мест иувеличение выпуска продукции. Только добиваясь одних целевых показателей и нежертвуя другими нам не достигнуть в последующих годах высоких темпов роста.
С другой стороны жесткая политика ЦБ дала нам одну из самых низкихинфляций в Центральной Азии и в мире в целом, но ценой чего? Очевидно что у насбезработица, бегство рабочей силы в соседние республики и самое худшее длянашей страны низкий уровень инвестиций, что чревато своими последствиями вдолгосрочном периоде.
Проводя жесткую кредитно-денежную политику наш ЦБ стремится укрепитьнациональную валюту Сум и сделать её для населения предпочтительней доллару илидругим иностранным валютам. На мой взгляд наш ЦБ не может ожидать того что нашнарод будет хранить свои деньги в банках. Куда более выгодней купить стадоовец, чем вкладывать в банк под мизерные проценты а ещё если и учесть инфляцию.Частично это потому что у нас в стране еще не достаточно развита финансоваясистема, частично еще и от сложившихся у нас традиций все свои сбережения,хранимые в чулках, тратить разом на торжества и выполнение обрядов.
Что касается применяемых нашим Центральным Банком инструментов, то какизвестно его арсенал немного беден. В связи с неразвитостью рынка ценных бумаг,наш ЦБ не может проводить активную политику по купле и продаже ГКЦ.Следовательно нам надо развивать быстрыми темпами ранок ценных бумаг, иувеличивать операции на открытом рынке который является наиболее рыночныминструментом в проводимой ЦБУ денежно-кредитной политики.
Казахстанпредложение
Что касается Казахстана, то сложившееся на мировых рынках нефти ситуацияв целом благоприятствует развитию Казахстана, учитывая что он является одним изкрупнейших её экспортёров в центральной Азии. В целом ожидается, что в этом годуэкономический рост Казахстана будет выше 2004г из-за высоких цен на нефть.Экспорт нефти приведёт к большому притоку иностранной валюты в республику. Настолько большому что даже есть предположение перегрева экономики. Поэтому, намой взгляд ЦБ Казахстана должен ужесточить проводимую им кредитно-денежнуюполитику. Тем более что в долгосрочном периоде это приведет к снижению инфляциии укреплению национальной валюты. На этой экономике низкая инфляция не сильноповлияет на уровень безработицы, тем более что большая часть привлекаемыхинвестиций Центральной Азией приходятся именно на эту страну.
В заключении мне бы хотелось бы добавить то, что развивающиеся страныпри разработке своей собственной кредитно-денежной политики не должны в слепуюкопировать опыт и результаты своих соседей и других развивающихся и развитыхстран. Одна и та же кредитно-денежная политика может привести к абсолютноразным результатам. Это исходит прежде всего из предпосылок вынуждающих ЦБпроводить соответственную монетарную политику
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В моей курсовой работе была проделана следующая работа:
1. Была описана макроэкономическая ситуация длякаждой страны до проведения соответствующей кредитно-денежной политики
2. Была представлена относительнаяэффективность инструментов применяемых ЦБ Узбекистана и Казахстана врегулировании предоставляемых кредитов и денежной массы в обращении.
3. Были отмечены результаты проводимоймонетарной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах.
4. Было сделано предложение дляпроведения монетарной политики.
В поделанной курсовой работе, я пришел к следующим выводам:
Во-первых:любое государство как развитое так иразвивающее должно придавать большое значению ЦБ и проводимой имденежно-кредитной политики. ЦБ должен быть полностью независим в проводимой имполитики. При этом важно учесть, чтобы цели правительства не противоречилипроводимой ЦБ кредитно-денежной политики. Плачевный опыт ЦБ Бразилии иАргентины показал необоснованность и однобокость целей правительства. В целях привлечения инвестицийправительство принуждало ЦБ снижать процентные ставки по кре