Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Вечная молодость "Педагогической поэмы" А.С.Макаренко

Вечная молодость "Педагогической поэмы"
А.С.Макаренко

...
Я неопытный и даже заблуждающийся создавал коллектив из людей заблудших и
отсталых.

А.
Макаренко

Теоретическое
наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное
развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу
идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани
его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200
тысяч часов рабочего напряжения — тех драгоценных часов, в течение которых
через его руки прошло более 3000 детей и подростков.

"Педагогической
поэме" А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных
событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A.M.
Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя
к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам
Макаренко, тем, что Горького живо "интересовали новые позиции человека на
земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой
дисциплины".

"Поэма"
рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской
войны, шло формирование "настоящего человека" из числа беспризорных,
мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской
войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива
показано в поэме широко и многогшаново.

В
работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что
законченные главы казались не художественным произведением, а "книгой по
педагогике", написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя
вселил А. М. Горький — первый читатель и редактор "Педагогической
поэмы". Он писал: "На мой взгляд, "Поэма" очень удалась
Вам. Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели
весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа,
в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более".

"Поэма"
состоит из трех частей. В ее основе — хронологическое описание становления и
развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от
анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей
советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.

Отличительной
особенностью "Поэмы" является мастерское сочетание художественного
повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики.
Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги
деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание
читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили
систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть
гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших
выра-телей ее боевого духа. Нравственно-эстетический идеал автора поэмы аходит
наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему,
в поэтизации творческого труда.

А
С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он
начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели
жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и
высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в
борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его
стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать
их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее.
Главное в его труде — не "укрощение" дикой ватаги беспризорников, а
становление детского коллектива, формирование личности нового человека. Поэзия
его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования
жизни его воспитанников логически вылилась в "Педагогическую поэму" —
одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.

Секрет
вечной молодости "Поэмы" заключается в глубоком проникновенна автора
в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой
постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского
воспитания, в том, что автору удалось сказать свою пусть не очень большую, но
необходимую правду. Как художник слова, он глубоко чувствовал
социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и
смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. Сейчас хорошо видно
все величие подвига педагога-новатора. Такой опыт требовал апробации временем.
Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить,
ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению.

Само
педагогическое мастерство было для Макаренко нравственной необходимостью. Ведь
в основе всего, что он совершил, лежала неустанная, бескомпромиссная, ликующая
и воинствующая борьба за человека, за его завтрашнюю радость. Непреходящая
ценность "Педагогической поэмы" заключается в том, что она озарена
романтикой этой борьбы, наполнена светом мудрости и неувядаемой прелестью
педагогического труда.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.